Эта волшебная сказка (значение сказки для развития ребенка)
консультация на тему
практическое знакомство с нужностью и важностью применения сказок в семейном воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shulpina_konsultatsiya_.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 57» комбинированного вида
Консультация для родителей
Тема: «Эта волшебная сказка (значение сказки для развития ребенка)»
Подготовила/Провела:
педагог-психолог 1кв.кат
Шульпина М.А.
Дата проведения:__________________
Г.Дзержинск
2015
Эта волшебная сказка (значение сказки для развития ребенка)
Цель: практическое знакомство с нужностью и важностью применения сказок в семейном воспитании.
В некотором царстве, в детском государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее. Вместе с героями сказки дети преодолевали препятствия и росли сильными, справедливыми и жизнестойкими. А когда сказка веселила и чудачила – дети тоже веселились, и их душа наполнялась спокойствием, радостью и добром. От встреч со сказкою и детство ребят тоже было немножко сказочным. Поэтому дети очень любили Сказку как самого доброго и хорошего друга. А родители любили сказку за то, что с ней было легче растить и воспитывать детей.
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы… Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся серыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Со временем все чаще общение с детьми заканчивалось вспышками гнева или плача, а кое-кто из детей даже стал болеть. Родители недоумевали, ведь для счастливого детства они делают так много! Дети продолжали грустнеть и чахнуть и не могли объяснить взрослым почему. А воспитатели в детских садах и учителя в школах удивлялись, почему дети стали такими агрессивными, почему они не умеют дружить… Врачи тоже разводили руками…
Однажды один мальчик долго-долго играл на компьютере и победил всех монстров и бандитов. Но он не мог понять, почему же у него после этого так плохо на душе. Он ударил свою любимую собаку, нагрубил папе и, разговаривая по телефону, поссорился со своим другом… Ни он сам, ни взрослые не могли понять, что происходит… Он сидел, уронив голову на стол, и никто не знал как ему помочь…
И тут мама тихонько подошла к нему, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства…»
— И кто же это? – недоверчиво спросил мальчик
— Это моя детская сказка.
— Почитай, — попросил мальчик. Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И — о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено! А затем вернулась к своему ребенку, и они вместе продолжали волшебное исцеление и в тот вечер и еще много-много вечеров подряд…
В чем сила сказки?
Сказка развивает познавательный мир ребенка, расширяет кругозор, способствует совершенствованию речи и мышления, национального самосознания.
Сказочные истории воспитывают бережное отношение к миру живых существ, природе и экологически образовывают ребенка.
Волшебные приключения в сказке снижают тревогу, агрессию ребенка, помогают отдохнуть от стрессов, накопить силы.
Через сказку ребенок получает знания о жизни людей, их проблемах и способах их преодоления. В подсознание ребенка закладывается «банк жизненных ситуаций и решений», которым человек пользуется всю жизнь.
Истинные сказки наполняют мир ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями ребенок приобретает уверенность в их и своей силе.
Во время чтения сказки нервная система детей находится в особом состоянии , во время которого происходит бессознательная проработка их собственных психологических проблем, внутренний мир ребенка восстанавливается и гармонизируется.
Как общаться с детской сказкой?
- Читайте и анализируйте сказки с малых лет. Подбирайте сказки в соответствии с возрастом ребенка, помогите ему понять их смысл и поступки героев.
- Перечитывайте с ребенком любимые сказки много раз.
- Рассказывайте народные «бабушкины» сказки.
- Сочиняйте сказки вместе с ребенком, развивая его творческие способности и речь.
- Рисуйте иллюстрации к прочитанному.
- Изготавливайте (лепите, конструируйте, вырезайте из бумаги) героев и персонажей, вместе шейте и вяжите кукол.
- Почувствуйте проблему малыша (страх, тревогу, одиночество) и придумайте сказку, где герой находит способы преодолеть эту неприятность.
- Разыгрывайте сказочные сюжеты, отводя ребенку роль персонажа с похожими проблемными или недостающими ребенку чертами характера: боязливому - роль смелого рыцаря, а жадному – щедрого волшебника.
А теперь давайте на практике прослушаем сказку « Няня для медвежонка» и попробуем разобраться, чем она конкретно может помочь в воспитании ребенка.
Няня для медвежонка
В большом шумном городе в маленькой квартирке жил самый настоящий волшебник — Елисей Данилович Наколдуй — со своим маленьким воспитанником — Медвежонком Нестором. Вот уж, действительно, сказочным существом был этот малыш! Нестор был плюшевым медвежонком, и хотя он походил на игрушку, но был живой и вел себя как обычный ребенок. О том, что Медвежонок Нестор живой, знал только один человек — Саша Семечкин. Этот мальчик был лучшим другом волшебника и часто забегал к нему на чашечку чая.
Однажды Елисей Данилович позвонил Саше домой и попросил срочно прийти к нему. Оказалось, что волшебника ждут неотложные дела в Магической стране. Но Медвежонка взять с собой он не может.
— Медвежонок Нестор еще очень мал, магические перелеты не для него, — говорил волшебник. — Пожалуйста, позаботься о нем. На столе лежит записка — следуй в точности тому, что в ней написано.
— Елисей Данилович, я с удовольствием побуду с вашим медвежонком, не волнуйтесь, летите спокойно! — обнадежил волшебника Саша.
— Ну что ж друзья, прощайте! — и Елисей Данилович вошел в зеркальный шкаф и исчез.
— Вот повезло! — воскликнул Саша. Он был очень рад тому, что остался за старшего.
— А мне будет грустно без волшебника, — пожаловался Медвежонок Нестор.
— Не печалься, пойдем, погуляем? — предложил ему Саша.
— Но Елисей Данилович не разрешает мне гулять в это время. Сейчас у меня дневной сон, а это очень важно, особенно для здоровья. Во сне все медвежата растут.
— Когда волшебник вернется, у тебя снова будет тихий час! Что ты разволновался? Пошли! — сказал Саша, одевая Нестору красную жилеточку.
Саша Семечкин очень любил и уважал волшебника, но сейчас ему хотелось быть старшим и главное — он очень хотел понравиться медвежонку. Друзья отправились в зоопарк. Медвежонок Нестор был легким, и Саша везде таскал его на руках.
— Саша! А волшебник говорит, что я уже сам могу ходить, — заметил Нестор. — Может ты меня отпустишь?
— Нет, сиди смирно! Устанешь еще! Посмотри, это настоящий бурый медведь! — сказал Саша, указывая на клетку. — А ты — игрушечный и обязан меня слушаться.
Приключения для Медвежонка Нестора были неожиданными. Ему пришлось пройти через серьезные испытания. Сначала Саша накормил его сладкой ватой. Из-за этого у Медвежонка слиплась шерстка, а вечером ему пришлось отказаться от ужина, потому что его животик болел и постоянно урчал. Потом Саша катал его на всех каруселях, так что к концу дня у маленького Медвежонка кружилась голова, и он долго не мог заснуть — ему казалось, что он летит, летит, летит…. В результате на следующее утро Медвежонок Нестор был злой и усталый и совсем не хотел вставать.
Но уже на следующий день Саша начал понимать, что быть заботливым старшим братом крайне утомительное дело. А Медвежонку Нестору понравилось нарушать режим: не есть противную утреннюю кашу, а покапризничать, чтобы Саша дал вкусную конфету; иногда потопать лапою, порычать, чтобы обратить на себя внимание, ведь это так здорово! Когда мальчик делал уроки, Медвежонок карабкался к нему на колени, плечи, садился на голову. И очень дулся, когда на него не обращали внимания.
Однажды вечером, когда вернулся волшебник, Медвежонок Нестор разбаловался окончательно. Он залез на стол, схватил волшебную палочку, которую Елисей Данилович выложил из кармана, и решил попробовать ее на вкус.
— Нестор! Это что за безобразие? Сколько раз я тебе говорил, что нельзя брать волшебные вещи! — строго сказал волшебник.
— Подумаешь… — ответил Медвежонок. — Бе-речь от де-тей, — прочитал он на волшебной палочке и неожиданно воскликнул: — Я хочу чаю с медом из самовара!
При этом острие палочки случайно указало на волшебника.
«БАХ-ТАРА-РАХ!!!» — раздалось в комнате, и на столе появился большой начищенный самовар. Вдруг самовар заговорил очень знакомым голосом, вернее, закричал:
— Да что тут у вас происходит?! Стоит отлучиться на несколько дней и … — самовар выпустил пар.
— Нестор! Ты зачем заколдовал волшебника? — закричал Саша, но Медвежонок слез со стола и убежал в ванну прятаться.
— Ну что воспитатель, довоспитывался? — с укоризной спросил Сашу самовар.
— Вы меня извините, Елисей Самоварович! Ой, то есть Данилович!
— Что делать-то будем?
— Я хотел как лучше, чтобы мы подружились, — продолжал Саша.
— А мою записку даже не прочитал. Нет, ну что же это получается?! Я без сна, без отдыха, спешу домой, и вот — даже помыться не дали!
— В общем, так, — немного подумав, сказал волшебник, — сам накуролесил, сам и перевоспитывай. У тебя на это есть сутки. Иначе меня с работы уволят (волшебник работал в цирке фокусником, и должность эта была очень ответственная).
Саша всей душой хотел вернуть все на свои места. Он был очень расстроен, оттого что все сделал неправильно. Первым делом Саша решил прочитать записку, оставленную для него волшебником еще перед отъездом. Он взял записку со стола и прочел: «Рекомендации по воспитанию Медвежонка Нестора». Далее в записке приводился распорядок дня для Медвежонка. Судя по этому списку, Нестору некогда было скучать.
Саша решительно взялся за исправление своих ошибок. Порой исправить что-то бывает гораздо сложнее, чем сделать заново. Но и сделать заново можно не все. Поэтому Саша усердно работал: успокаивал Нестора, строго следовал рекомендациям волшебника, кормил непослушного Медвежонка — взялся за него всерьез.
На следующее утро мальчик проснулся возле кроватки Нестора. Медвежонок открыл глаза и сказал:
— Здравствуй, Саша! А что, наш волшебник еще не вернулся?
— Доброе утро! — сказал Саша, позевывая. — Елисей Данилович вернулся, но …
— Что-то случилось? — обеспокоился Медвежонок Нестор.
— Видишь большой самовар на столе? Ему через час пора на работу!
— Кипятить воду? — спросил Медвежонок.
— Нет, — грустно ответил Саша, — это и есть наш волшебник. Ты вчера так расхулиганился, что …
— Доброе утро, дети! Не хотите чайку? — пропыхтел самовар.
Медвежонок очень испугался тому, что сотворил с волшебником: «Милый волшебник, как же мне тебя расколдовать?» — воскликнул он и выпрыгнул из кроватки, быстро залез на стол, обнял самовар и заплакал.
«БАХ-РАХ-ТАТАХ!!!!» — неожиданно раздалось в квартире, и на столе вместо самовара вновь появился Елисей Данилович. Он ласково обнял своего Медвежонка и сказал ему:
«Не надо грустить. Не плачь — намокнет шерстка. Веселым ты мне нравишься гораздо больше».
— Спасибо тебе, Саша, за то, что понянчился с Медвежонком Нестором, — поблагодарил волшебник.
— Но я ведь… — удивился Саша, но Елисей Данилович остановил его и продолжил:
— Да, у тебя большой талант отправляться в Страну баловства и нарушать правила, но ты вовремя остановился, исправил свои ошибки и получил хороший урок.
— Я многое понял! — согласился Саша. — Нужно прислушиваться к мнению другого и правила должны быть для всех одинаковыми. Они должны соблюдаться и поддерживаться, даже если это нелегко. И еще важно помнить, что любовь должна быть разумной.
— Молодец! — похвалил волшебник. — А теперь нас ждут новые дела и интересный день.
Вопросы для обсуждения и задания
• С какими трудностями столкнулся Саша, оставшись за старшего?
• Какие ошибки совершил Саша? Почему это произошло?
• Что сделал Саша для того, чтобы исправить свои ошибки?
• Что для тебя значат волшебные слова «Распорядок дня»? Для чего он нужен в жизни?
• Какой воспитательный урок получил Саша?
• Какой урок получил волшебник?
Механизм коррекционного воздействия сказки.
Эта сказка — наглядный пример ситуации, когда требования разных взрослых к малышу кардинально противоположные. А ведь жизненная позиция ребенка только формируется, и ему нужны четкие границы «можно и нельзя».
Медвежонку Нестору сложно было перестроиться после нарушения привычных правил: он начал капризничать, перестал слушаться, не мог успокоиться, да еще и заколдовал самого волшебника!
Сказка знакомит ребенка с таким понятием, как «Распорядок дня», рассказывает о его пользе. Взрослые же могут увидеть, как важно придерживаться единой тактики воспитания ребенка, ведь разрушить адекватную систему требований легко, а вот выстроить ее вновь — гораздо сложнее.
Сказка также позволяет ребенку понять, хороша ли бывает вседозволенность, какие последствия она может иметь.
Пусть могучая энергетика сказки накапливается в душе вашего ребенка!
Сказочного взросления!
Литература:
1. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. М.,2012.
2. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Сказка, ее роль в развитии ребенка"
Консультация для родителей. Краткий обзор взглядов на сказку. Читать сказки или отказаться от них, учить и воспитывать ребенка лишь на основе реальных событий и фактов?Ответ на вопрос, чему же учит ск...
Проект «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка»
МБДОУ "Детский сад №1" пос. Палатка «Роль сказки в воспитании иразвитии ребенка» Разработчик проекта: Бырса Тать...
Самообразование воспитателя на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».
Цель:Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.Задачи:o Подбор литературы по данной теме;o Определить уровень знаний у...
консультация для родителей "Роль сказки в воспитании и развитии ребенка"
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании ребенка. дать рекомендации, создать атмосферу эмоционального комфорта. взаимопонимания...
Самообразование на тему "Сказка - источник творчества в развитии ребенка"
Самообразование воспитателя дошкольного учреждения...
Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.
Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...
Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку
Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...