"Познание" НОД Экология Природный мир тема: " Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Непосредственно образовательная деятельность содержит
Формы работы:
– Коллективная
– Фронтальная
– Индивидуальная
Методы:
– Словесный: беседа;
– Практический: задания, опыт, слушание звуков животных и птиц;
– Наглядный: рассматривание картин осеннего пейзажа, фото животных и птиц, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
–Беседы о диких животных.
–Дидактические игры.
–Чтение русских народных сказок о животных.
–Рисование животных.
–Рассматривание серии картин «Дикие животные».
– Прослушивание звуков: «трели птиц», «шум леса»;
– Изготовление шаблонов «осенние листья».
Материал к НОД:
– ИКТ.
– Панорама осеннего леса.
– Геометрические фигуры.
– Листья клёна, берёзы, дуба.
– Разрезные картинки (орех, гриб, желудь, ягоды, шишка).
– Фото животных и птиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost_2.docx | 50.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Непосредственно образовательной
деятельности в логопедической группе.
Доминирующая образовательная деятельность: «Познание» Природный мир
Игровая развивающая образовательная ситуация: «Путешествие в осенний лес»
Подготовила:
Воспитатель логопедической группы
МБДОУ «Детский сад с. Терновка»
Никулина Светлана Константиновна
Доминирующая образовательная деятельность: «Познание» Природный мир
Игровая развивающая образовательная ситуация: «Путешествие в осенний лес»
Программные задачи:
Познание: Природный мир
– расширять знания детей об осени
– расширять представление детей о подготовке животных к зиме,
– воспитывать бережное отношения к природе.
– побуждать устанавливать простейшие причинно – следственные изменения в природе (медведь готовит норку к спячке, зимой спит -; заяц и белка меняют шерстку - линяют; белка делает запасы на зиму).
Познание: Математическое развитие
– упражнять в нахождении парной геометрической фигуры, соотнося по форме и по цвету;
– развивать познавательные процессы, сообразительность, логику, мелкую моторику
Интеграционная образовательная деятельность
Речевое развитие.
– побуждать детей читать знакомое стихотворение по очереди.
– побуждать детей вступать в диалогическую речь.
– развивать координацию слова с движением.
– формировать умение выслушивать других детей
Социально-коммуникативное развитие
– закрепить правила поведения в лесу;
Физическое развитие
– развивать двигательные умения детей в соответствии с текстом игры.
Художественно- эстетическое развитие
– закрепить с детьми знание цвета (жёлтый, красный, коричневый)
- вызвать интерес к работе с природным материалом,
– развивать слуховое внимание
– воспитывать любви к музыке
Формы работы:
– Коллективная
– Фронтальная
– Индивидуальная
Методы:
– Словесный: беседа;
– Практический: задания, опыт, слушание звуков животных и птиц;
– Наглядный: рассматривание осеннего пейзажа, фото животных и птиц, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
–Беседы о диких животных.
–Беседы о деревьях.
–Дидактические игры.
–Чтение русских народных сказок о животных.
–Рисование животных.
–Рисование деревьев.
–Рассматривание серии картин «Дикие животные».
–Рассматривание серии картин «Деревья».
– Прослушивание звуков: «трели птиц», «шум леса»;
– Изготовление шаблонов «осенние листья».
Материал к НОД:
– ИКТ.
– Панорама осеннего леса.
– Геометрические фигуры.
– Листья клёна, берёзы, дуба.
– Фото животных и птиц
ХОД
Воспитатель: Здравствуйте ребята! К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Звучит музыка. В группу влетает надувной шар с письмом.
Воспитатель: Ребята, смотрите письмо? Как интересно! Откроем его?
Дети: Да.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы любите путешествовать! Приглашаю вас в гости в осенний лес, но путь ваш будет не простой, ищите карту. По ней вы сможете найти дорогу».
Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие в лес…
-А поедим мы на поезде, получаем билетик и занимаем место в поезде в соответствии с билетом. «Найди пару» (геометрические фигуры).
Игра. А пока будем ехать, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:
- В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костер. (Действия детей)
- Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. (Действия детей)
- Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей. (Действия детей)
- В лесу громко не разговаривай. (Действия детей)
- Муравейники не разоряй. (Действия детей)
- Птенцов домой не забирай. (Действия детей)
- Ходи по лесу осторожно, веток не ломай. (Действия детей)
- В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко. (Действия детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы не ошиблись. Вот мы и приехали
Нам надо найти карту, чтобы идти дальше.
Нашли!
Воспитатель: Посмотрите что это за дерево нас встречает? (Береза)
-какого цвета ее листочки?
- как называются листья с березы? (Березовые)
- как называется гриб который растет под березой? (подберезовик)
стихотворение
Воспитатель: Мила нам расскажет стихотворение про березу
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Смотрим карту, куда идти дальше.
Воспитатель: Кого мы видим на ней?(птиц)
Ребята, как птицы готовятся к зиме?
(Осенью птицы собираются в стаи, т. к. становится холодно, часто идут дожди. Птицы готовятся к отлёту на юг, в тёплые страны).
- птицы не могут разобраться, кто улетает в теплые края, а кто нет.
Поможем им?
Воспитатель: давайте вспомним, как называют птицы которые улетают в теплые края? (Перелетные)
(ласточка, грач, аист)
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
(голубь, дятел, снегирь)
По очереди дети называют птицу и говорите какая она – перелетная или зимующая
Молодцы ребята! И с этим заданием мы справились, открываем карту, куда нас стрелочка ведет? (ответы детей)
Смотрим карту, куда идти дальше.
Воспитатель: На нашем пути болото. Надо нам перейти на другой берег. А как?
Дети: по мостику
Воспитатель: Очень страшен этот мост,
Переход совсем не прост:
Зазеваешься – слетишь
И ребят всех насмешишь.
Становитесь друг за другом и вперёд по очереди.
Молодцы прошли все, ноги не замочили? Тогда идем дальше.
Воспитатель: Ребята, мы пришли к пеньку, а под ним мячик.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Игра.
Ребята, давайте поиграем в игру («Подбери действие»). Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос,
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Воспитатель: Молодцы. Мы правильно выполнили задание и теперь давайте откроем карту и посмотрим, куда идти дальше.
Стрелочка показывает нам на лес.
Чтобы оказаться в осеннем лесу, повторяйте за мной волшебные слова.
Игра. «Воображаемый лес»
Деревья качаются раз,
Деревья качаются два,
Листочки колышутся три,
Лесная фигура на месте замри.
Закрываем глаза и как только услышим музыку лес оживет, а мы превратимся в жителей леса.
Воспитатель: Вот мы и оказались с вами в осеннем лесу. в кого вы превратились?
Посмотрите, как здесь прекрасно: какие деревья нарядные стоят, воздух свежий.
Упражнение на дыхание:
Произвольное дыхание: вдох - носом, выдох – ртом.- 3 раза
Воспитатель: ребята, а какое время года в нашем лесу? (осень)
Как вы догадались? (на земле лежат листья от деревьев, деревья без листьев)
А почему деревья сбрасывают листочки? (готовятся к зиме)
Сбрасывая листья, дерево защищает свои ветки от травм и переломов. Ведь на голых ветвях много снега не удержится, а если дерево оставит на зиму крону , то ветки не выдержат такой тяжести и сломаются или согнутся.
Воспитатель: посмотрите, что это за дерево? (дуб)
Дуб-это могучее дерево с мощным стволом и сильными корнями
Какого цвета листочки на дубе? (коричневые)
Как называется лист с дуба? (Дубовый)
Кто знает как называется плод дуба (желудь)
Нам сейчас Максим расскажет стихотворение про желудь.
Желудь с дерева упал
В почву рыхлую попал
Зиму кроха переждёт,
По весне уж прорастёт.
К небу веточки потянет
И однажды дубом станет.
Головой коснется туч.
Будет крепок и могуч Молодец Максим.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые листочки на этом дереве.
Какого цвета листочки? (красные)
Кто знает, что это за дерево? (клен)
Клен – высокое стройное дерево, ствол у него прямой, покрытый гладкой, тонкой, серой корой
Как называются листья клена? (кленовые)
Посмотрите, какие интересные листочки у клены, на что похожи? (на ладошки)
Воспитатель: Послушайте стихотворение про клен.
Клён под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
красные ладошки
К нам летят в окошки. Молодец
Пальчиковая игра
Воспитатель: дорога к пеньку ведет нас через поляну. Встаньте в кружок. А какой праздник завтра будем праздновать? ( День мамы)
Давайте соберем воображаемый букет из листьев, вспомним наше упражнение для пальчиков “Будем листья собирать”.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают большой палец.)
Листья рябины, (Загибают указательный палец.)
Листики тополя, (Загибают средний палец.)
Листья осины, (Загибают безымянный палец.)
Листики дуба (Загибают мизинец.)
Мы соберем.
Маме осенний Букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Физминутка: «Веселые зверята»
Зайка скачет по кусточкам, (Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам, (Прыгают, согнув руки перед грудью)
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый, (Идут вперевалку)
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек (Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки)
Катится колючий ежик.
Воспитатель: А как же звери готовятся к зиме?
- как готовится к зиме зайчик? (меняет серую шубку на белую)
- Был серый, стал белый? Как вы думаете, почему зайчик становится белым? (Чтобы его не было видно на белом снегу.)
Опыт
Сейчас мы с вами проведем опыт, правда это или нет?
-У меня есть белый доска, представим, что это снег.
-Вот скачет по снегу серый зайчик. Хорошо ли его видно? (Да.)
-А вот скачет зайчик белый. Видно его? (Нет.)
Зайчик белый на снегу не заметен и этим он спасается от хищников?
- чем питается заяц зимой?
зайцы питаются веточками деревьев. Едят и сухую траву, обгрызают кору с молодых деревьев. роет в снегу глубокие норы.
- как готовится к зиме медведь? - Чем занимается медведь зимой? (Ничем, он спит.)
Как называется место, где спит медведь? (берлога)
Воспитатель: Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем.
А кто ещё впадает в зимнюю спячку? (Ежи, ящерицы, лягушки, жабы).
- как готовится к зиме белочка? (меняет шубку, она становится более пушистой)
Как называется жилье белочки? (Дупло)
Мы узнаем чем питается белочка, когда соберём картинки
Что получилось у вас? (шишка, желудь, гриб, орех, яблоко ).
-Молодцы ребята! Мы справились с заданием.
презентация
Игра «Угадай, кто и что делает?»
(угадать, чей звук, показать картинку)
Ø Дятел? - Стучит! (Дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: вредных насекомых и их личинки из-под коры и даже из глубины дерева достает.)
Ø Воробей? - Чирикает!
Ø Ворона? - Каркает!
Ø Кукушка? - Кукует!
Ø Сорока? - Стрекочет!
Ø Медведь? - Ревёт!
Ø Волк?- Воет!
Ø Змея? – Шипит!
Ø Ёж? – Фыркает!
-Молодцы! Мы справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Ну вот, совершили мы необычную экскурсию в осенний лес. Настала пора возвращаться домой. Чтобы превратиться в людей мы должны закрыть глаза и сказать: 1, 2, 3, 4, 5, в садик нам пора опять.
Воспитатель: Ребята, сколько животных собралось на нашей полянке, здесь и птицы, и звери, и мы, люди. И никто никого не боится. Так давайте же возьмемся за руки – человек и природа, будем дружить, бережно относиться друг к другу.
Смотрим карту, куда идти дальше.
.
Садимся на свои места и отправляемся в детский сад.
Воспитатель: Что больше всего вам запомнилось?
Вот мы и приехали.
Давайте подойдем к дереву и прикрепим к нему листочек.
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, молодцы и я прикрепляю
Если вам понравилось наше путешествие, то прикрепляем желтый листок, если не совсем- то красный.
Можете быть свободными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:конспект занятия по экологии "<ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС>"
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ....
Занятие по экологии для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в осенний лес."
Программное содержание:Уточнить представление детей о признаках осениУчить детей осуществлять наблюдения за явлениями природыРазвивать словарный запас детей;Развивать интерес к жизни диких живот...
Конспект занятия по экологии на тему: «Путешествие в осень» (средний возраст)
Задачи:· Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения.·...
Занятие по экологии с ИКТ: «Путешествие в осенний лес»
Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени (приостанавливается рост растений, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают.)...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с природным миром "Путешествие в осенний лес"
Конспект ОД "Путешествие в осенний лес"...
Конспект НОД по аппликации из природных материалов в старшей группе. Тема: "Путешествие по осеннему лесу"
Конспект НОД по аппликациии из природных материалов в старшей группе...