Конспект НОД "Стихийные бедствия"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Белина Елена Алексеевна

НОД  познавательного характера для старших дошкольников по теме "Стихийные бедствия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности, направленной на познавательное развитие детей подготовительной к школе группы

Тема «Стихийные бедствия»

Вид занятия: интеллектуально-развивающее.

Тип занятия: развитие естественно - научных представлений.

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей.

Предварительная работа:

  • Опыты с магнитом;
  • Домашнее задание – узнать, как можно прочитать невидимое письмо;
  • Беседа о стихийных бедствиях;
  • Чтение отрывка из поэмы Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Наглядный дидактический материал:

  • демонстрационный: демонстрационный экран, медиа проектор, слайды с изображением стихийных бедствий (наводнения, землетрясения, извержения вулкана, урагана); посылка с письмами, картой; емкость с водой, песком; свеча.
  • раздаточный:  мешочки с магнитами и лупами (8 шт.); магнитные удочки (8 шт.); листы бумаги, схемы к выполнению аппликации (8 шт.); детали аппликации из самоклеющейся пленки, образцы- подсказки для складывания фигур из частей; салфетки; фломастеры, краски, кисточки.

Задачи обучения.

 Дать представление о способах написания тайных писем (соком лука и лимона) и способах  их чтения. Уточнить представления детей о стихийных бедствиях ( ураган, наводнение, землетрясение, извержение вулкана) и о правилах поведения во время этих бедствий; о способах очищения водоема от мусора. Закрепить знания детей о свойствах магнита: притяжение железных предметов и их намагничивание через различные материалы и вещества.

Задачи развития.

 Развивать у детей умение анализировать свойства предметов по

схеме и на основе сделанного вывода подбирать детали для

аппликации. Развивать у детей логическое мышление, умение

находить способы решения проблемных ситуаций.

Задачи воспитания.

Воспитывать у детей желание помогать тем, кто попал в беду.

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в садик пришла посылка, а в ней письма для нас. Вы сможете их прочесть? ( дети разворачивают письма и обнаруживают, что листок пуст)

-Как прочитать такое письмо?

(каждый способ, предложенный детьми, опробуется)

- Ребята, я читала, что давным – давно люди придумали способ написания тайных писем соком лука и лимона. Чтобы прочитать, их надо подержать над огнем. Давайте попробуем.

- Ребята, можете ли вы сами, без взрослых, провести такой опыт? ( нет). Почему? ( Держать листок нужно так, чтобы кончик пламени слегка касался бумаги).

Дети читают.

«Ребята! На наш город обрушились стихийные бедствия. Помогите! Железные человечки».

- Как вы думаете, почему их называют «Железные человечки»? (ответы детей).

- Ребята, давайте с помощью волшебного экрана посмотрим на тот город, в котором жили железные человечки.

Слайд 1. Картинка с изображением города

Дети вместе с педагогом рассматривают, что было в городе: река, вулкан, дома, разные по форме, размеру.

- Ребята, вот в каком городе жили железные человечки. А как вы думаете, что такое стихийные бедствия? (ответы детей).

Педагог обобщает и делает вывод: стихийные бедствия- это катастрофические природные явления, которые возникают, как правило, внезапно и приводят к нарушению нормальной жизни населения, гибели людей, разрушению домов и.т.д

- Какие стихийные бедствия могли произойти? (ответы детей)

- Как вы думаете, что чувствуют жители, на которых обрушились стихийные бедствия? (ответы детей).

- Поможем жителям города железных человечков?

- Но как нам попасть в этот город?

- А может, нам поможет посылка, которую прислали железные человечки?

- Смотрите, что это? (карта) 

- Какие молодцы железные человечки, что прислали нам карту: она и поможет найти их город и спасти их.

-Ребята, вы что-нибудь видите на этой карте? ( нет карта вся чем-то засыпана)

- Как же нам ее очистить? (ответы детей).  Здесь что- то очень колкое. Если мы будем очищать ее руками, то поранимся. Это опасно. Если будем смахивать, то можно наступить и поранить ноги.

- С помощью чего же мы можем очистить карту? ( ответы детей) Давайте заглянем в посылку: может, там есть что- то, что нам поможет.

 Дети достают из посылки мешочки с магнитами и лупами.

- Давайте попробуем очистить карту. Что происходит? (ответы детей).

- А почему? ( магнит притягивает к себе металлические предметы).

- Теперь мы можем рассмотреть карту. Первое место, куда мы должны отправиться? (Вулкан).

- Давайте попросим волшебный экран помочь нам перенестись к вулкану.

Слайд 2. Вулкан

- Ребята, это что? ( вулкан)

- Что мы с вами наблюдали? ( извержение вулкана)

- А что такое вулкан? (ответы детей)

- Вулкан – это такое образование на поверхности земной коры, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы и камни.

- Ребята, скажите мне, что нужно делать, если началось извержение вулкана? (ответы детей)

- Правильно, нужно уйти как можно дальше в безопасное место. Потому что от извержения вулкана можно пострадать.

-Поэтому здесь железных человечков нет. Отправляемся дальше.

Слайд 3 Наводнение

- Ребята, а что это за звук? Что происходит?  (ответы детей)

- Куда мы пришли?  (на реку)

-Что такое наводнение? (ответы детей)

-Наводнение- это стихийное бедствие, когда вода выходит из берегов и растекается повсюду.

-Отчего происходят наводнения?  (ответы детей)

- Да из-за скопления большого количества воды в реке в результате сильных дождей, из-за бурного таяния снега.

-Посмотрите, весь мусор собрался в реке. Как вы думаете, какой вред он может нанести реке? (ответы детей).

- Как мы можем помочь реке и ее обитателям? (очистить ее)

- Что нам поможет очистить реку? (магниты)

Дети с помощью магнитов достают железные предметы

- Ребята, а что осталось в воде? А почему вы эти предметы не смогли достать? Что же нам делать?  (предположения детей).

Оставшиеся предметы дети достают с помощью сачков.

- Посмотрите, какой чистой стала река, даже можно увидеть рыб!

- Ребята, а какие правила безопасности надо соблюдать людям при наводнении? (людей вывозят из опасных мест).

-Поэтому и здесь мы не увидели железных человечков, но мы им помогли- очистили их реку после наводнения.

- Посмотрим на карту, куда нам идти дальше? (на детскую площадку).

Дети подходят к емкости с песком.

Слайд 4 .Ураган.

-Посмотрите, что это? Здесь был сильны ураган.

- А что такое ураган? (ответы детей)

- Ураган – это сильный ветер, дующий долгое время.

- Ураган засыпал всю детскую площадку, и мне кажется кого-то могло засыпать. Что же делать?  (ответы детей). Но песка очень много и копать придется долго, а жители могут задохнуться в песке без воздуха и погибнуть. Что же делать? Давайте вспомним, какие человечки живут в этом городе. Что же нам поможет достать их из-под песка? ( Если человечки срываются с магнитов, выясняем, почему: Человечек тяжелый, а магнит слабый, нужно взять магнит посильнее).

- Молодцы, вы спасли железных человечков. Но где же город железных человечков? Давайте посмотрим по карте, куда же нам двигаться дальше?

Слайд 5 Землетрясение.

- Ребята, что происходит, что это за звук? (землетрясение)

-А что такое землетрясение? (ответы детей)

- Землетрясение – это подземные удары и колебания земной поверхности.

-Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя при землетрясении? (ответы детей).

- Посмотрите, мы нашли город железных человечков, но землетрясение разрушило все их дома. Как же нам им помочь? (построить дома).

- Давайте построим им новые дома.( дети строят дома для железных человечков).

- Ребята, но нам же еще необходимо расселить железных человечков по домам. У каждого человечка на ножках зашифрован его домик- нам нужно узнать, где его домик, и поселить его туда.

А чтобы не поранить человечков и не навредить им, расселять мы их будем необычным способом.

- Я предлагаю положить человечка на стол и вести его к дому магнитом. (дети «расселяют» человечков).

-Молодцы ребята! Мы с вами спасли город железных человечков. А какие предметы помогали нам?

- Магнит не теряет своих свойств ни в воде, ни в песке и притягивает железные предметы через деревянную преграду.

- Кем мы сегодня были на занятии? Как называют людей, которые спасают других?

- Да, вы настоящие спасатели. А после каких стихийных бедствий вы спасали железных человечков? (ответы детей).

- Главный хранитель города железных человечков говорит вам «большое спасибо» и награждает вас медалями спасателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект презентации проекта "Стихийные бедствия"

В этом файле вы найдёте презентацию пректа по теме "Стихийные бедствия"...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Стихийные бедствия"

Данный материал предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с такими стихийными бедствиями как, извержение вулкана, ураган, наводнение. На занятии дети имеют возможность эксперим...

конспект НОД "Пожар стихийное бедствие"

конспект НОД в форме беседы "Пожар стихийное бедствие" для детей старшего возраста с использованием кубиков Никитина...

конспект НОД в форме беседы "Пожар стихийное бедствие"

Конспект НОД в форме беседы "Пожар стихийное бедствие" для детей старшего возраста с использованием кубиков Никитина...

конспект занятия " Землетрясение- стихийное бедствие"

quot;Землетрясение- стихийное бедствие"...

Методическая разработка Конспект педагогического мероприятия по познавательному развитию. Технология поддержки и развития игровой деятельности с использованием набора «Дары Ф.Фрёбеля»: «СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ»

Конспект занятия с детьми старшей группы с использованием набора "Дары Ф.Фребеля". Игра "Стихийное бедствие"Цель. Создать условия для развития познавательных и творческих способнос...