Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной гркппы по теме: "Славное государство Российское и его защитники"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чернышева Ирина Львовна

Приобщение детей дошкольников к историческому прошлому Российской армии, воспитание патриотических чувств и интереса к истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19

муниципального образования

Каневской район

         Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Конспект

образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы.

Тема: «Славное государство Российское и его защитники».

Старший воспитатель МАДОУ ДСОВ №19:

                               Чернышева Ирина Львовна

станица Каневская

2014 г.

Тема: «Славное государство Российское и его защитники».

Цели:

Образовательные:

-через театрализацию познакомить детей с историей возникновения Российской армии; дать первоначальные представления о событиях Отечественной войны 1812 года; закрепить знания детей о событиях Великой Отечественной войны; продолжить работу по расширению представлений о защитниках Родины.

Воспитательные:

-через приобщение детей к историческому прошлому Российской армии, воспитывать чувство гордости за свою армию, уважение к подвигам воинов, желание быть похожими на отважных и смелых российских защитников; воспитывать патриотические чувства, интерес к истории России.

Развивающие:

-через закрепление знания пословиц и стихотворений на военную тематику развивать способность декламировать; активизируя словарь, развивать культуру речи детей, память; посредством игр развивать ловкость, быстроту, активность.

Предварительная работа:

  1. Формирование элементарных знаний об армии, рассказывание детям о родах войск Российской армии нынешнего времени и прошлого.
  2. Чтение русских былин, беседы по их содержанию, рассматривание иллюстраций к ним.
  3. Знакомство с событиями Отечественной войны 1812 года. Заучивание фрагментов стихотворения М. Лермонтова «Бородино». Рассматривание иллюстраций к стихотворению.
  4. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны. Чтение рассказов, стихотворений, газетных статей о войне и подвигах русской армии. Рассматривание иллюстраций и сюжетных картин о ВОВ.

Действующие лица: мудрец, солдат.

Оборудование:

-мультимедиа, атрибутика действующих лиц (костюмы мудреца, солдата времен ВОВ, перо и книга для летописи, ручка и письмо), камень с надписью (Налево пойдешь - в чисто поле попадешь, направо пойдешь- в солдатскую землянку попадешь, прямо пойдешь- к гусарскому костру попадешь.), имитированный костер. Музыкальные записи: «Богатырская сила», муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова; «Священная Война» муз. А. Александрова сл. В.Лебедева - Кумача; «День победы» муз. Д.Тухманова сл. В.Харитонова; волшебная музыка. Репродукция картины  В. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации Бородинского сражения 1812г; иллюстрации Великой Отечественной войны. Открытки для поощрения.

Рекомендации к проведению.

Все иллюстрации и репродукции картин появляются с музыкальным сопровождением. Героями (старцем и солдатом) могут быть взрослые или дети из подготовительной группы. Может быть использована музыкальная пауза, на которой дети исполняют песню о защитниках Отечества – «Будем в Армии служить» слова В.Малкова, музыка Ю.Чичкова.

Ход мероприятия:

  1.  Организационный момент.

(Звучит песня «Богатырская сила», муз. А.  Пахмутовой, сл.  Н.Добронравова.)

- В феврале завьюжном зимнем.

                                    День особый, важный есть-

                                    Всем защитникам России

                                    Воздаем хвалу и честь.

  1. Сообщение темы.

- Ребята, наша страна, как и мы с вами готовится отметить праздник, который называется День защитника Отечества. Скажите, друзья, кого мы смело можем назвать «защитниками»?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

- «Защитники»- это, прежде всего наша армия, в которой служили наши дедушки, папы, дяди и будут служить наши мальчики. А для того. Что бы отпраздновать этот праздник как-то по особенному, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие.

  1. Основная часть.

- Мы отправляемся в путешествие по славному государству Российскому, в котором живут удалые храбрецы и умелые мудрецы. В этом путешествии ждет нас много нового и интересного и мне хотелось бы узнать: «Смелые ли вы ребята?»

На поставленный вопрос дети отвечают стихами. 

1реб.               Защитником Отечества

                        Хочу я тоже стать,

                        И Родину любимую

                        Я буду охранять!

2 реб.              Пака мы подрастаем,

                        Взрослеем с каждым днем,

                        Давайте помечтаем

                        Кем мы служить пойдем.

3 реб.              Хотел бы летчиком я стать

                        И в небо высоко взлетать,

                        Чтобы воздушную границу

                        Страны любимой охранять.

4 реб.              Хоть самолетики у нас

                        Пока что из бумаги

                        Зато сердца уже сейчас,

                        Полны большой отваги!

5 реб.              И, если очень захотеть,

                        То будут чудеса,

                        И самолетики взлететь

                        Вдруг смогут в небеса!

6 реб.              А я на границе хотел бы служить.

                        Чтоб враг не посмел нарушать рубежи.

7 реб.              Скажем папам мы о том,

                        Что, когда все подрастем,

                        В армию служить пойдем,

                        Вас ни в чем не подведем!

- Я вижу, что вы смелые ребята и трудностей не боитесь. Я очень рада, что растут настоящие защитники Родины. И так, смело в путь.

(Звучит волшебная музыка и воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза. В этот момент появляется камень на котором написано: «Налево пойдешь- в чисто поле попадешь, направо пойдешь- в солдатскую землянку попадешь, прямо пойдешь- к гусарскому костру попадешь.» Воспитатель читает надписи.)

- Пойдемте сначала по левой дорожке, посмотрим куда она нас приведет.

Входит мудрец с книгой и пером в руках, садится возле имитированного костра, начинает свой рассказ.

- Возьму перо, заведу старину стародавнюю, поведу бывальщину о делах славных русских богатырях. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.

(Слайд № 1 - репродукция картины  В. Васнецова «Богатыри»)

- Из того ли из города из Мурома, из того ли из села да Карочарова, выезжает добрый молодец, славный богатырь- Илья Муромец. Услыхал старый казак Илья Муромец да про сильного могучего богатыря Добрыню Никитича. И решил испытать его силу богатырскую. Вот поехал Илья да в чисто поле, а навстречу ему молодой богатырь Добрыня Никитич скачет. Поздоровался Илья с Добрынею, да только тот ответил неприветливо. Соскочили они да с добрых коней, схватилися во схватку боротися: двое суток боролися, а на третьи сутки запросил Добрыня прощения. Простил Илья Добрынюшку, и решили добрые молодцы назваться братьями крестовыми, да не просто, а с умыслом, охранять Русь-матушку. Много времени прошло, иль мало, про то не ведомо…  А только родился на Руси еще один богатырь Алеша Попович. Рос он не по дням, а по часам. В ту пору повадился на Русь Тугарин царь похаживать: земли русские жечь, девушек в плен уводить. И решил Алешенька сам освободить Русь-матушку. Услыхал о том Илья Муромец, в Киев-град с Добрыней приехали. На большом пиру побратилися богатыри меж собой: старшим назвали Илью Муромца, средним- Добрыню Никитича, а младшим- Алешу Поповича. И отправились богатыри русские от недругов оборонять землю- матушку. На том былина и кончилась, а над Русью-матушкой взошло ясно солнышко- всем добрым людям на радость, на веселие.

(Мудрец кланяется и уходит под звуки волшебной музыки.)

- Интересную историю поведал нам мудрец. Вот они наши богатыри русские, которые первыми стали на защиту земли русской.

(Дети совместно с воспитателем рассматривают репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри».)

-Оказывается, во все времена защитники были у нашей Родины. А знаете ли вы, что не только могли люди русские защищаться, еще они умели веселиться.

                           

                     У кого там хмурый вид?

                      Кто, насупившись, сидит?

                      Собирайся детвора,

                      Ждет вас русская игра!

(Воспитатель предлагает детям поиграть в русскую народную игру «Барашеньки - крутороженьки». Дети стоят в кругу, водящий в центре. Дети выполняют движения, водящий двигается противоходом внутри круга. В конце дети разбегаются, а водящий их ловит. Пойманный становится водящим, игра начинается заново.)

Барашеньки-

крутороженьки                             (дети идут по кругу)

По лесам ходят,

По лугам бродят.

В скрипочку играют,

Ваню потешают.                           (имитируют игру на скрипке)

 Ваня, Ваня- простота,                  (идут к центру круга)

Купил лошадь без хвоста,            (отходят назад)

Сел задом наперед                        (выполняют пружинку,

И поехал в огород .                      руки «держат поводья»)

В огороде пусто-                         (поворачиваются спиной) 

Выросла капуста.                        (разбегаются).

- Пора нам с вами, ребята, дальше идти. На этот раз пойдем-ка мы  прямо - будь, что будет.

(Слайд № 2 - иллюстрации Бородинского сражения. Воспитатель рассказывает о событиях Отечественной войны 1812года)

-Наверное, вы, ребята, догадались, что мы попали в так называемые «гусарские» времена. Так уж повелось в России: если враг нападает- весь народ на защиту встает. А давайте вспомним, чем прославились русские защитники того времени. Во все времена наша страна была большой и богатой, поэтому многим хотелось ее завоевать. Около двухсот лет назад на нашу страну напала Франция. Французы планировали разгромить русскую армию и захватить Москву- столицу нашей Родины. Возле села Бородино, под Москвой, наши солдаты отчаянно пытались остановить врага, не смотря на то, что французов было намного больше. Смелыми и отважными во все времена были защитники нашей Родины. Перед вами картина, на которой изображена Бородинская битвы. Автор показал доблесть и отвагу русских воинов.

(Дети совместно с воспитателем рассматривают иллюстрации Бородинского сражения 1812г., читают отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».)

1 реб.    Был вчера я солдатом,

                            а сейчас генерал,

              За Россию сражался,

                            под Москвой полк солдат.

              Те далекие годы никогда не забыть

              Обещаю Отчизне так же верно служить.

2 реб.    Скажи- ка, дядя, ведь недаром

               Москва, спаленная пожаром,

                             Французу отдана?

               Ведь были ж схватки боевые,

               Да, говорят, еще какие!

               Недаром помнит вся Россия

               Про день Бородина!

3 реб.     Да, были люди в наше время,

               Не то, что нынешнее племя,

               Богатыри - не вы!

               Плохая им досталась доля.

               Немногие вернулись с поля,

               Не будь на то Господня воля,

               Не отдали б Москвы.

4 реб.     Вам не ведать таких сражений!

               Носились знамена, как тени,

               В дыму огонь блестел…

               Изведал враг в тот день не мало,

               Что значит русский бой удалый,

               Наш рукопашный бой.

5 реб.     Да, были люди в наше время,

               Не то, что нынешнее племя,

               Богатыри - не вы!

               Плохая им досталась доля.

               Немногие вернулись с поля,

               Не будь на то Господня воля,

               Не отдали б Москвы.

-Недаром народом сложено много пословиц и поговорок о воинской храбрости и доблести. Я предлагаю вам вспомнить их. Только сделаем мы это немного необычно. Я читаю начало пословицы, а вы ее заканчиваете.

1. Русский ни с мечом, ни с калачом… (не шутит)

2. Тот герой, кто за Родину… (горой)

3. Русский молодец - ста басурманам… (конец)

4. Воин врагов побивает, а трус… (корысть подбирает)

5. Смелость города… (берет)

6. Войну хорошо слышать, да тяжело… (видеть)

-Молодцы, ребята, я очень рада, что вы так много знаете пословиц. А сейчас я объявляю музыкальную паузу.

(Исполняется песня о защитниках Отечества -  «Будем в Армии служить» слова В.Малкова музыка Ю.Чичкова.)

-Нам пора идти дальше. Осталась у нас одна дорога- направо.

Звучит песня «Священная Война» муз. А. Александрова сл. В.Лебедева- Кумача. Входит солдат, садится около имитированного костра, начинает писать письмо. Появляются слайды с - иллюстрациями Великой Отечественной войны.

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду.

За отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

 (Солдат прячет бережно письмо и уходит. Звучит песня «День победы» муз. Д. Тухманова сл. В. Харитонова. Дети совместно с воспитателем рассматривают иллюстрации ВОВ.)

- Опять враг напал на нашу землю. На этот раз защитники сражались за каждый клочок земли с фашистами. Многие не вернулись домой- погибли, защищая Родину. Они хотели, чтобы мы с вами жили в мирной, счастливой стране…  Мы всегда будем помнить о них. Я объявляю минуту молчания в память о погибших в Великой Отечественной войне.

Минута молчания в память о погибших.

-Наступили мирные дни, но чтобы не произошло, наша армия, наши защитники,  смогут защитить нас и нашу Родину. А вот мальчишки, когда вырастут, будут тоже служить в армии, а пока давайте поупражняемся в ловкости и силе.

Воспитатель предлагает детям игру «Силачи». Проводится по типу соревнования армреслинг. После проведения игры  появляются слайды пейзажей русской природы.

1 реб.   Россия- как из песни слово,

             Березок юная листва.

             Кругом леса, поля и реки,

             Раздолье, русская душа.

2 реб.  Люблю тебя, моя Россия,

            За ясный свет твоих очей,

            За ум за подвиги святые,

            За голос звонкий, как ручей.    

  1. Подведение итога.

-  Вот и подошло наше путешествие к концу. А путешествовали мы во времени - от древности до сегодняшнего дня. И во все времена нашу землю охраняли и защищали сильные и храбрые воины, которые не жалели себя ради того, чтобы мы с вами могли жить.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Это позабудется едва ли

И навек останется святым-

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим.

- А на память о нашем удивительном путешествии я хотела бы вам ребята подарить вот эти открытки. Этими открытками вы сможете поздравить с наступающим праздником своих пап и дедушек, которые служили в армии и тоже защищали на Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Художественно –эстетическое развитие» Тема:» Весенний пейзаж»

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной  группы  по образовательной области«Художественно –эстетическое развитие»Тема:» Весенний пейзаж&r...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Ветка рябины» Образовательная область: художественно-эстети; познавательное развитие; ; физическое развитие;

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 73 «Искорка» г. Минеральные Воды Минераловодского городского округаСтавропольского края...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Золотая осень»

Стимулировать желание создать свой рисунок (осенний лес) с помощью нетрадиционной техники рисования манной крупой, (заранее окрашенной в различные оттенки). Совершенствовать технику рисования. Заклады...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Морозные узоры»

Изобразительная деятельность "Морозные узоры".Методические приёмы:1. Игровая ситуация «Путешествие в сказку».2. Игровая ситуация «Письмо от деда Природоведа».3. Игров...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...

«План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы » на тему: «День Защитника Отечества»

Цель:  выучить стихотворение, используя приём мнемотехники. Задачи:-продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его;-учить детей отвечать на вопросы, и...