Откуда пришел хлеб
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
О появлении хлеба в народе и его социальной значимости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ по позновательно- речевому развитию
«Откуда хлеб пришёл?» для детей подготовительной к школе группы
( Образовательные области: познание, социализация, коммуникация)
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; сравнивать с тем, как это делалось в старину.
- Актуализировать словарь детей по теме «Хлеб».
- Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида злаков и способах получения муки.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация «Выращивание хлеба в старину и в наше время»; колосья, зерно пшеницы и ржи, мука пшеничная;
лупы, тарелочки, дощечки, камни, пестики, ручные жернова.
Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии:
Отгадать легко и быстро
Легкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет? (хлеб) (Слайд 2)
- Вы правильно отгадали. Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о хлебе. Будем сравнивать способы выращивания хлеба в старину и в наше время, проводить исследования как настоящие учёные рассматривая и сравнивая зерно хлебных растений, молоть зерно старинными и современными способами.
Воспитатель: В какое время года колхозники начинают готовиться к севу? (Весной) (Слайд 3 )
Воспитатель: Как подготавливают землю? (Вспахивают, боронят, удобряют.)
Воспитатель: Чем вспахивали поле в старину и чем пашут сейчас?
(В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг) (Слайд 4 )
Воспитатель: Как сеяли зерно наши предки?
(Раньше самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно) Покажите.
- Как сеют зерно в наше время? (В наше время зерно сеют сеялками) (Слайд 5 )
- Что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру) (Слайд 6 )
Физкультурная минутка «Колоски»
По весне поле вспахали,
Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга.
Зерном поле засевали.
«сеют» перемещая руки вперед
Солнце припекает,
Перекрестив ладони, раздвинув пальцы, поднимают руки вверх (солнце)
Землю согревает.
Опускают постепенно руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу
Высоко поднялись колоски,
Руки сложить полочкой, поднять руки согнутые в локтях.
К солнышку тянутся они.
Поднимаем руки вверх подняться на носки.
Ветер налетает,
Покачивают руками над головой.
Колоски качает.
Наклоны корпуса вправо и влево.
Вправо пригнулись.
Влево качнулись.
Медленно опускают руки, быстро шевеля пальчиками.
А как дождичек идет
Рожь водицу пьет и пьет.
Складывают ладошки чашечкой и подносят ко рту «пьют».
Вот какая нива!
До чего ж красива!
Поднимают руки вверх, пальцы раздвинуты.
Трясут кистями над головой
Воспитатель: Хорошо быть волшебником. Вот как быстро мы вырастили колоски. А сколько сил и энергии тратят люди на выращивание хлеба! Но что же нам делать дальше? Хлеб созрел. (слайд 7 ) (Колхозники начинают жатву.)
Воспитатель: В какое время года начинается жатва? (Осенью)
Воспитатель: Каким орудием труда пользовались в старину во время жатвы, а какая техника помогает людям сейчас? (слайд 8 ) (В старину использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны.)
Воспитатель: Какое орудие труда помогало выбивать зерно из колосьев и как это происходит в наше время? (Раньше зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн)
Воспитатель: Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас? (Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе ) (слайд 9 )
Воспитатель: Какие приспособления для помола были до мельниц? (Камни с дощечками, ступа и пестик, ручные жернова) (слайд «Первые приспособления для помола»).
Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: В начале занятия я вам обещала, что мы будем проводить исследования как настоящие учёные. Представьте, что мы с вами находимся в научной лаборатории, вы учёные. (Дети одевают белые халаты, садитесь за столы)
Воспитатель: Отгадайте, что вы сейчас будете исследовать.
С неба солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (Колосья.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на колоски пшеницы и ржи. Чем они отличаются? ( Слайд 10)
(Зерном, усиками.)
Воспитатель: Посмотрите сколько зерна в одном колоске. Возьмите по одному зерну с тарелочек. Рассмотрите внимательно зёрнышки через лупы. Определите где пшеничное зерно, а где ржаное. Чем отличается зерно пшеницы и ржи? ( Размером и формой - ржаное зерно более длинное и тонкое; цветом – пшеничное зерно светлое, а ржаное тёмное.) ( Слайд 11)
Воспитатель: Теперь сравните зерно и муку. (Зерно крупное и твёрдое, а мука – мелкая и мягкая.)
Игра «Найди колосок»
Воспитатель: Положите каждое зёрнышко к его колоску.
Воспитатель: Как вы думаете, чем люди растирали зерно, когда у них не было никаких приспособлений для этого? (Камнем.)
Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем растереть зерно камнем, как это у нас получится?
Дети растирают зерно с помощью дощечки и камня.
Воспитатель: Удобно растирать такими приспособлениями? (Нет, нужно потратить много времени и сил.)
Воспитатель: Спустя какое - то время люди придумали ступку и пестик. Дети толкут зерно с помощью пестика.
Воспитатель: Потом появились ручные жернова, а после них мельница.
Дети рассматривают ручные жернова. Засыпают зерно пшеницы и мелют. Сравнивают полученную муку. Обсуждают, какой способ легче.
Воспитатель: В наше время людям везде помогает техника.
Дети рассматривают электрическую кофемолку, наблюдают за помолом зерна в ней. Рассматривают полученную муку и сравнивают с предыдущей мукой. Делают вывод, что мука получилась мельче, пышнее.
Воспитатель: Это самый качественный, лёгкий и быстрый способ помола.
Теперь вы сами знаете, каким способом и как лучше молоть муку.
Воспитатель: Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?
(В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе) ( Слайд 12)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас вставайте в круг, будем печь вкусные калачики.
Игра «Молотьба» (дети встают в круг).
Не гром грохочет, не пальба,
Гремит - грохочет молотьба.
Чу-чу-чу – я зерно молочу
Удары кулачками друг о друга
Чу-чу-чу – жернова кручу
Круговые вращения сложенных ладоней
Чу-чу-чу – муку получу
Пальцы рук сжимаются - разжимаются
Ач-ач-ач – испеку калач
«пекут»
Чо-чо-чо – в печке горячо
Вытягивание рук вперёд и прижимание к груди
Ачики-ачики – вкусные калачики
Хлопки в ладоши
Из пшеницы пекут хлеб, какой?
Из ржи пекут хлеб, какой?
Из пшеницы пекут лепешки, значит, лепешка какая?
Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в наше время стало легче выращивать хлеб?
(Да. Люди придумали технику, которая облегчила труд человека.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ познавательного занятия "Откуда пришел хлеб"
Рекомендовано для воспитателей детского сада....
Познавательное занятие "Откуда пришел хлеб"
ЗАНЯТИЕ ПРО ХЛЕБ...
Интегрированное занятие "Откуда пришел хлеб".
Дети составляют рассказы о процессе получения хлеба, с помощью схем. Во второй половине занятия дети вместе с воспитателей сами учавствуют в процессе изготовления печенья....
Интегрированное занятие "Откуда пришел хлеб".
Дети составляют рассказы о процессе получения хлеба, с помощью схем. Во второй половине занятия дети вместе с воспитателей сами учавствуют в процессе изготовления печенья....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-150425-1586331238.jpg)
"Откуда пришел хлеб"
« Откуда хлеб пришел»( интегрированное занятие в логопедической, подготовительной к школе группе)Цели:Уточнить и закрепить представление детей о выращивании х...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/17/picture-487167-1434522657.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "Откуда пришел хлеб".
Конспект занятия в старшей группе на тему "Откуда пришел хлеб"....