Откуда пришел хлеб
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
О появлении хлеба в народе и его социальной значимости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_prishel_khleb_podgotovitelnaya_gruppa.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ по позновательно- речевому развитию
«Откуда хлеб пришёл?» для детей подготовительной к школе группы
( Образовательные области: познание, социализация, коммуникация)
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; сравнивать с тем, как это делалось в старину.
- Актуализировать словарь детей по теме «Хлеб».
- Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида злаков и способах получения муки.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация «Выращивание хлеба в старину и в наше время»; колосья, зерно пшеницы и ржи, мука пшеничная;
лупы, тарелочки, дощечки, камни, пестики, ручные жернова.
Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии:
Отгадать легко и быстро
Легкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет? (хлеб) (Слайд 2)
- Вы правильно отгадали. Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о хлебе. Будем сравнивать способы выращивания хлеба в старину и в наше время, проводить исследования как настоящие учёные рассматривая и сравнивая зерно хлебных растений, молоть зерно старинными и современными способами.
Воспитатель: В какое время года колхозники начинают готовиться к севу? (Весной) (Слайд 3 )
Воспитатель: Как подготавливают землю? (Вспахивают, боронят, удобряют.)
Воспитатель: Чем вспахивали поле в старину и чем пашут сейчас?
(В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг) (Слайд 4 )
Воспитатель: Как сеяли зерно наши предки?
(Раньше самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно) Покажите.
- Как сеют зерно в наше время? (В наше время зерно сеют сеялками) (Слайд 5 )
- Что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру) (Слайд 6 )
Физкультурная минутка «Колоски»
По весне поле вспахали,
Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга.
Зерном поле засевали.
«сеют» перемещая руки вперед
Солнце припекает,
Перекрестив ладони, раздвинув пальцы, поднимают руки вверх (солнце)
Землю согревает.
Опускают постепенно руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу
Высоко поднялись колоски,
Руки сложить полочкой, поднять руки согнутые в локтях.
К солнышку тянутся они.
Поднимаем руки вверх подняться на носки.
Ветер налетает,
Покачивают руками над головой.
Колоски качает.
Наклоны корпуса вправо и влево.
Вправо пригнулись.
Влево качнулись.
Медленно опускают руки, быстро шевеля пальчиками.
А как дождичек идет
Рожь водицу пьет и пьет.
Складывают ладошки чашечкой и подносят ко рту «пьют».
Вот какая нива!
До чего ж красива!
Поднимают руки вверх, пальцы раздвинуты.
Трясут кистями над головой
Воспитатель: Хорошо быть волшебником. Вот как быстро мы вырастили колоски. А сколько сил и энергии тратят люди на выращивание хлеба! Но что же нам делать дальше? Хлеб созрел. (слайд 7 ) (Колхозники начинают жатву.)
Воспитатель: В какое время года начинается жатва? (Осенью)
Воспитатель: Каким орудием труда пользовались в старину во время жатвы, а какая техника помогает людям сейчас? (слайд 8 ) (В старину использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны.)
Воспитатель: Какое орудие труда помогало выбивать зерно из колосьев и как это происходит в наше время? (Раньше зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн)
Воспитатель: Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас? (Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе ) (слайд 9 )
Воспитатель: Какие приспособления для помола были до мельниц? (Камни с дощечками, ступа и пестик, ручные жернова) (слайд «Первые приспособления для помола»).
Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: В начале занятия я вам обещала, что мы будем проводить исследования как настоящие учёные. Представьте, что мы с вами находимся в научной лаборатории, вы учёные. (Дети одевают белые халаты, садитесь за столы)
Воспитатель: Отгадайте, что вы сейчас будете исследовать.
С неба солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (Колосья.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на колоски пшеницы и ржи. Чем они отличаются? ( Слайд 10)
(Зерном, усиками.)
Воспитатель: Посмотрите сколько зерна в одном колоске. Возьмите по одному зерну с тарелочек. Рассмотрите внимательно зёрнышки через лупы. Определите где пшеничное зерно, а где ржаное. Чем отличается зерно пшеницы и ржи? ( Размером и формой - ржаное зерно более длинное и тонкое; цветом – пшеничное зерно светлое, а ржаное тёмное.) ( Слайд 11)
Воспитатель: Теперь сравните зерно и муку. (Зерно крупное и твёрдое, а мука – мелкая и мягкая.)
Игра «Найди колосок»
Воспитатель: Положите каждое зёрнышко к его колоску.
Воспитатель: Как вы думаете, чем люди растирали зерно, когда у них не было никаких приспособлений для этого? (Камнем.)
Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем растереть зерно камнем, как это у нас получится?
Дети растирают зерно с помощью дощечки и камня.
Воспитатель: Удобно растирать такими приспособлениями? (Нет, нужно потратить много времени и сил.)
Воспитатель: Спустя какое - то время люди придумали ступку и пестик. Дети толкут зерно с помощью пестика.
Воспитатель: Потом появились ручные жернова, а после них мельница.
Дети рассматривают ручные жернова. Засыпают зерно пшеницы и мелют. Сравнивают полученную муку. Обсуждают, какой способ легче.
Воспитатель: В наше время людям везде помогает техника.
Дети рассматривают электрическую кофемолку, наблюдают за помолом зерна в ней. Рассматривают полученную муку и сравнивают с предыдущей мукой. Делают вывод, что мука получилась мельче, пышнее.
Воспитатель: Это самый качественный, лёгкий и быстрый способ помола.
Теперь вы сами знаете, каким способом и как лучше молоть муку.
Воспитатель: Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?
(В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе) ( Слайд 12)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас вставайте в круг, будем печь вкусные калачики.
Игра «Молотьба» (дети встают в круг).
Не гром грохочет, не пальба,
Гремит - грохочет молотьба.
Чу-чу-чу – я зерно молочу
Удары кулачками друг о друга
Чу-чу-чу – жернова кручу
Круговые вращения сложенных ладоней
Чу-чу-чу – муку получу
Пальцы рук сжимаются - разжимаются
Ач-ач-ач – испеку калач
«пекут»
Чо-чо-чо – в печке горячо
Вытягивание рук вперёд и прижимание к груди
Ачики-ачики – вкусные калачики
Хлопки в ладоши
Из пшеницы пекут хлеб, какой?
Из ржи пекут хлеб, какой?
Из пшеницы пекут лепешки, значит, лепешка какая?
Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в наше время стало легче выращивать хлеб?
(Да. Люди придумали технику, которая облегчила труд человека.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
откуда пришел хлеб
путь хлеба от поля до магазина...
Самоанализ познавательного занятия "Откуда пришел хлеб"
Рекомендовано для воспитателей детского сада....
Познавательное занятие "Откуда пришел хлеб"
ЗАНЯТИЕ ПРО ХЛЕБ...
Интегрированное занятие "Откуда пришел хлеб".
Дети составляют рассказы о процессе получения хлеба, с помощью схем. Во второй половине занятия дети вместе с воспитателей сами учавствуют в процессе изготовления печенья....
Интегрированное занятие "Откуда пришел хлеб".
Дети составляют рассказы о процессе получения хлеба, с помощью схем. Во второй половине занятия дети вместе с воспитателей сами учавствуют в процессе изготовления печенья....
"Откуда пришел хлеб"
« Откуда хлеб пришел»( интегрированное занятие в логопедической, подготовительной к школе группе)Цели:Уточнить и закрепить представление детей о выращивании х...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "Откуда пришел хлеб".
Конспект занятия в старшей группе на тему "Откуда пришел хлеб"....