"Откуда пришел хлеб"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
« Откуда хлеб пришел»
( интегрированное занятие в логопедической, подготовительной к школе группе)
Цели:
Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании. Закрепить знания о том, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба. Воспитывать экологическую культуру.
Логопедические задачи:
Развивать связную речь, обогащать словарь, упражнять в подборе признаков, упражнять в подборе синонимов, закрепление логопедической гимнастики, отрабатывать произвольное движение языка, укреплять мускулатуру языка, развивать координацию движений, мелкую моторику рук, развивать (пальчиковую гимнастику); развивать дыхательную гимнастику; развитие тактильных ощущений.
Словарь:
- рожь, пшеница, зерно, поле, колос, комбайн, уборка, элеватор, хлебороб, мука, пшеничный, ржаной, озимые, яровые.
Предварительная работа.
Разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе. Чтение стихов, рассказов, беседы о том, как выращивают хлеб, просмотр слайдов и фильмов.
Демонстрационный материал:
Хлебобулочные изделия, кусок черного хлеба, батон, колосья ржи, пшеницы, различные сорта муки, детские грузовые машины, картины хлебного поля на разных этапах созревания.
Логопед: К нам сегодня, дети, пришли гости. Давайте поздороваемся (Здравствуйте!)(Слышен сигнал машин. В группу въезжают детские грузовые машины. С колосьями, булками, мукой)
- Ребята, я сейчас загадаю Вам загадку, а Вы попробуйте её отгадать. И тогда Вы узнаете, что привезли нам машины.
Он и черный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним. (Хлеб).
- Правильно хлеб. Из чего пекут хлеб?( Из муки.)
-Из чего муку получают?( Из зерна.)
- В какое время года сеют зерно?( Весной)
- Да правильно весной. Эти посевы называется яровые хлеба. А как вы думаете ещё когда?(Осенью).
- Эти посевы называют озимыми. Их под зиму сеют, осенью. Зёрна успевают до холодов проклюнуться, прорасти. А как только наступит весна, рожь сразу начинает расти. И растут рожь, пшеница, очень долго, до следующей осени.
- Я загадаю Вам ещё одну загадку
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.(Колос.)
- Дети, давайте мы представим, что мы колоски в поле и выполним упражнение, которое так и называется «Колоски».
(упражнение на развитие координации движений «Колоски»)
По весне поле вспахали. Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга.
Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами, одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону («сеют»).
Солнце припекает. Перекрещивают ладони, раздвигают пальца, поднимают руки («солнце»)
Землю согревают. Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу.
Высоко поднялись колоски,
К солнышку тянутся они. Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки.
Ветер налетает,
Колоски качает. Покачивают руками над головой.
Вправо пригнулись,
Влево качнулись. Наклоняют корпус и руки вправо, влево.
А как дождичек идёт, Медленно опускают руки. Быстро шевеля пальцами.
Рожь возницу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту («пьют»)
Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.
До чего ж красива. Трясут кистями рук над головой
- Дети, так откуда же появилось зерно.(Зерно появилось из колоса пшеницы, ржи.)
- Как же узнать, что колосья поспели?(Желтого цвета, легко отделяются от стебля.)
- Дети вот эта машина привезла нам настоящие колосья (раздаю детям колоски ржи, овса, пшеницы, дети сравнивают, находят сходство и различия). Посмотрите на эти колоски, давайте их сравним. У ржи колосок длинный, тонкий, у него длинные усики, а у пшеницы колосок короче и толще, а усики у него длиннее. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые.
- Поле очень красиво, когда созрел урожай. Посмотрите, как показана красота поля. В конце лета у хлеборобов начинается ответственная пора жатва, уборка урожая. (Показ слайдов). Раньше хлеб сажали в ручную, посмотрите как это они делали. А теперь хлеб сажают с помощью специальной . Работали допоздна , чтобы успеть посадить все, потому что растения нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то они могут не взойти. Посмотрите, какие появляются первые всходы. А это уже созревшие колоски, как будто золотом переливаются они на солнце.
- Отгадайте, еще одну загадку?
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
- Что же это?( Комбайн).
- Правильно, зерно молотят комбайнами. Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Но так было не всегда. Когда не было таких чудо – машин, люди собирали урожаи вручную, а потом обмалывали колосья.А как называют человека, который управляет комбайном?(Комбайнер)
- Куда же отвозят собранное зерно?(На элеватор).
- Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики
- Зерно хранится на элеваторе. А сейчас, дети, мы будем жать колоски.
(дети выполняют логопедическую гимнастику)
«Жнём колоски»
Быстро облизать язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю.
- А теперь повеем зерно.
(выполняем дыхательную гимнастику «Веем зерно»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
Затем зёрна надо превратить в муку - белую, воздушную, нежную, послушную . Поэтому зерно везли на мельницу. А сейчас зерно везут на мукомольный завод. А что же теперь делать с мукой? Куда её везти? И опять на помощь людям приходят машины.
- Не гром грохочет, не пальба,
Идёт, грохочет молотьба.
Чу-чу-чу – я зерно молочу Дети стучат кулаками друг о друга.
Чу-чу-чу – жернова кручу. Потирают ладони друг о друга вращательными движениями.
Чу-чу-чу – муку получу. Щёлкают пальчиками
Ач-ач-ач – испеку калач. «Пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая).
Чо-чо-чо – в печке горячо. То вытягивают руки вперёд, развернуть ладони от себя, то прижымают их к груди.
Ачики – ачики – вкусные калачики. Хлопают в ладоши.
-Сейчас у нас выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому месить тесто и выпекать хлеб людям помогают специальные машины. А раньше люди тесто месили руками и распределяли тесто в специальные формы в которых пекли хлеб. (Логопед подвозит машину с тестом (дети трогают комочек теста, нюхают его)
-Назовите хлеб ласково( Хлебушек)
- Назовите крошки хлеба( Хлебные крошки)
-Назовите вкусный и полезный квас из хлеба(Хлебный квас)
- Назовите посуду для хлеба ( Хлебница )
-Назовите человека, который выращивает хлеб ( Хлебороб)
-Назовите человека, который печёт хлеб( Пекарь, хлебопёк)
-Прибор для резания хлеба( Хлеборезка)
- Назовите завод, где выпекают хлеб( Хлебозавод)
- Дети скажите хлеб по запаху какой? (Пахучий, душистый, ароматный)
- Хлеб на вкус какой?( Аппетитный, вкусный, сладкий…)
- Хлеб на ощупь какой?( Свежий, мягкий, пышный, твердый)
- А сейчас, ребята, вспомним с вами пословицы о хлебе:
1. Хлеб ржаной, батон, булки не добудешь на прогулке
2. Люди хлеб лелеют, сил для хлеба не жалеют.
3. Хлеб всему голова.
4. Хлебушек ржаной – отец наш родной.
5.Худ обед , коли хлеба нет.
6.Хочешь есть калачи , так не сиди на печи
7.Хлеба ни куска, так и в тереме тоска
Под музыку дети из готового теста лепят печенье виде букв.
- Молодцы ребята. Хлеб – это пищевой продукт, хлебом – солью угощают дорого гостя. Вы увидели как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему нужно бережно относиться - не бросать хлеб на пол, не топтать. Все люди мира ценят хлеб и знают, что « хлеб – это наше богатство, достояние». Я надеюсь, что вы, ребята, тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его, цените.
Итог:
Из каких зерновых культур делают муку?
Какие виды хлеба вы знаете?
Кто выращивает хлеб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
откуда пришел хлеб
путь хлеба от поля до магазина...
Самоанализ познавательного занятия "Откуда пришел хлеб"
Рекомендовано для воспитателей детского сада....
Познавательное занятие "Откуда пришел хлеб"
ЗАНЯТИЕ ПРО ХЛЕБ...
Интегрированное занятие "Откуда пришел хлеб".
Дети составляют рассказы о процессе получения хлеба, с помощью схем. Во второй половине занятия дети вместе с воспитателей сами учавствуют в процессе изготовления печенья....
Интегрированное занятие "Откуда пришел хлеб".
Дети составляют рассказы о процессе получения хлеба, с помощью схем. Во второй половине занятия дети вместе с воспитателей сами учавствуют в процессе изготовления печенья....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "Откуда пришел хлеб".
Конспект занятия в старшей группе на тему "Откуда пришел хлеб"....
Что такое хлеб и откуда пришел хлеб?
презентация для занятия по ознакомлению детей с окружающим....