Конспект ОД « Познавательное развитие»:
презентация занятия для интерактивной доски по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Илюшина Татьяна Владимировна


Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по ознакомлению детей с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_russkoy_izbe.pptx1.69 МБ
Microsoft Office document icon od_puteshestvie_po_izbe.doc36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по русской избе Подготовительная группа (6-7лет) Выполнила: воспитатель Илюшина Т.В.

Слайд 2

Без печи хата - не хата . Текст слайда

Слайд 3

Убранство избы

Слайд 4

У носатого, у Фоки Постоянно руки в боки.

Слайд 5

Чёрный конь скачет в огонь. Длинная рука чугунок держит за бока. На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. Новая посуда, а вся в дырках.

Слайд 6

Украшение узорами

Слайд 7

Не учась и лапти не сплетёшь

Слайд 8

Источники Шаблон выполнен в программе Adobe Photoshop CS2 . Для создания использовались изображения: шелковая ткань (рамка, фон) : http://img-fotki.yandex.ru/get/5818/103425212.43/0_5d46e_908e4c4a_XL фон для заливки второй линии рамки: http://www.lenagold.ru/fon/uzor/gelkr/gelkruor89.jpg золотой фон для цветов: http://stat17.privet.ru/lr/0a01fff26b307367f21fb799de814e04 декоративный элемент внизу выполнен при помощи маски: http://www.cantinhodaverinha.net/masks/SN41_Verinha.msk.jpg На момент создания презентации все ссылки активны.



Предварительный просмотр:

Конспект ОД « Познавательное развитие»:

« Путешествие по русской избе» в подготовительной группе.

Задачи:

Образовательные: формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро

Развивающие: обогатить словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

Предварительная работа: изучение пословиц и поговорок о предметах быта в старину.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

 Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.

Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Без печи хата - не хата.(слайд №2)

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т.д.) Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь?(ответы детей).Правильно, человек который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь не только обогревала избу, как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь?(ответы детей). Правильно, в  печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством , а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?

Что есть в печи - всё на стол мечи.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

(слайд №3)

А теперь послушайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.(слайд №5).

Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Для приготовления пищи люди в старину пользовались различными предметами, а какими вы узнаете, если отгадаете загадки (показ слайда №6)

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом(слайд №6).Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. А какие поговорки вызнаете о лаптях?

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички -розни.

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Не учась и лапти не сплетёшь.

(слайд №7)

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой -десять дней.

Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди такой же».

Найти современные предметы в группе.

Печь-плита электрическая

Самовар-чайник

Котелок-кастрюля

Утюг чугунный - утюг электрический

Люлька-кроватка

Лапти-туфли

Сундук-шкаф

Воспитатель: ну вот мы с вами и побывали в прошлом, узнали как жили наши предки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...