Конспекты познавательных занятий с элементами экспериментирования по теме: "Неживая природа: ВОДА"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цели:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная;
- подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет;
- развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал:
краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка Почемучка, игрушки из киндер-сюрприза.
Предварительная работа:
рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра «Разноцветные капельки».
Ход занятия
В группу приходит Почемучка и предлагает детям поиграть.
- Раз, два, три, четыре, пять – будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка Водичка спрячет от вас игрушку, попробуйте ее найти.
- Раз-два, раз-два – начинается игра.
- Раз, два, три, четыре, пять – пора глазки закрывать.
Почемучка опускает игрушку в баночку с прозрачной водой.
- Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать и игрушку называть.
Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней игрушка хорошо видна).
Почемучка: Почему вы так быстро нашли мою игрушку?
Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?
Ребята предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки. Воспитатель подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем менее видна игрушка, и говорит:
«Раз, два, три, четыре, пять – можно Почемучке глазки открывать. Раз, два, три – игрушки отыщи!»
Почемучка ищет игрушки и выясняет у детей, почему их не видно.
Выводы:
- мы добавили в воду краску, она стала непрозрачной и игрушки не видно;
- темная водичка спрятала игрушки;
- в черной водичке игрушку совсем не видно, а в желтой она немного видна.
Цель.
- Используя игровую ситуацию, обратить внимание ребенка на свойства снега
(тает, превращается в воду в тепле; снег и снежинки - это капельки воды, которые зимой в воздухе превращаются в снежинки); рассмотреть снежинку на ладошке (на варежке) во время прогулки, подчеркнуть, что снег – «это много-много снежинок».
- Провести в присутствии малыша эксперимент со снегом, показать, что снег может быть сыпучим или липким: из липкого можно лепить фигурки и делать «пирожки». В помещении, в тепле, снег обязательно растает и превратится в воду.
Материал.
- Полиэтиленовые формочки (для песка) и совочки.
Подносы для формовки, невысокие и широкие емкости для снега.
Ход занятия.
- Взрослый вносит в комнату емкости со снегом, подзывает к себе детей.
Показывает на снег, говорит, что он белый, холодный, в помещении начинает таять - становится липким.
Далее совочком раскладывает снег в формочки для песка, делает из снега на подносе снежные куличики («рыбка», «цветочек», «бабочка», «птичка» и т.п.)
. Во второй части занятия взрослый предлагает малышам сформовать из снега фигурки; поясняет, что снег руками брать нельзя, надо использовать совочек.
Примечание. Перед занятием полиэтиленовые или пластиковые формочки желательно нагреть в воде или на радиаторе отопления. Взрослый следит за тем, чтобы малыши использовали совочек, самостоятельно переворачивал наполненные снегом формочки на поднос.
Малыши делают на подносе 3-5 снежных Фигурки, воспитатель также принимает участие в игре.
Поднос устанавливается в поле зрения ребенка: он наблюдает, как снежные фигурки постепенно превращаются в воду.
Воспитатель может в занятии использовать произведения художественной литературы, относящиеся к зимнему времени года
Л. Никитин
Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно.
А. Барто «Снег»
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Занятие «Угостим гномика чаем»
Цель:
- способствовать формированию у детей представлений о растворимости сахара и соли в воде.
- развивать мышление детей путем создания проблемных ситуаций и решение их детьми;
- развивать умение планировать свою работу;
- расширять словарный запас, закреплять слова: сладкая, вкусная, сахарная, соленая, горькая, неприятная, солонка.
Предварительная работа:
- ролевая игра «В гостях у куклы Маши» с сюжетом угощения чаем с использованием сахарного песка
Материал: чашка, соль, сахарница, сахарный песок, солонка, лимон, травы (мелиса, мята), ложки чайные, на всех кипяченая вода (370С)
Сюрпризный момент: гномик из (страны) города «Цветных человечков»
Ход занятия
Входит в группу гномик Гоша и жалуется детям, что очень хочет пить.
Воспитатель: «Что же делать, чем нам помочь гномику Гоше?»
Предложения детей: Можно напоить соком, кофе, чаем, компотом, киселем, какао, молоком, (соком).
Воспитатель говорит, что ничего нет, что же делать. Может быть, заглянуть в уголок экспериментирования и опытов.
Дети подходят к уголку, где в баночках есть сахарный песок и соль (они в одинаковых баночках и стоят рядом, заварка).
Дети предлагают сварить чай.
Воспитатель: «А где взять воду?»
Версии детей ( в кране, чайнике и т.д), воспитатель спрашивает детей: «А почему нельзя брать воду в кране».
Воспитатель: «Да ребята, пожалуй, подойдет вода из чайника, она кипяченая».
Воспитатель наливает чай в чашки и угощает гномика и детей.
Гномик говорит, что это вовсе не чай, а простая вода. Чего-то не хватает.
Версии детей (травы, лимона, ягод, песка и др.)
Воспитатель принимает все ответы детей. Готовят чай (положить лимон, травы и т.д). Дети пробуют чай и решают положить ещё и сахарный песок, а то чай стал кислым от лимона.
Воспитатель: «Дети, а где сахарный песок? Где его можно взять».
Дети несут баночки с сахаром и солью.
Воспитатель: « Как вы думаете, где здесь сахарный песок, а где соль? Почему вы так думаете?» Как узнать кто из нас прав?
Дети предлагают попробовать на язычок
Воспитатель: Пробуем? Что нам для этого понадобится?
Дети пробуют. Находят сахарный песок.
Воспитатель: «Чай есть с травами и лимоном. А что теперь будем делать?
Ответы детей: сластить, высыпать песок в чашку, положить песок ложкой и т.д.
Воспитатель: «А каким способом удобнее и аккуратнее это сделать?»
Дети берут ложки и насыпают песок в свои чашки, пробуют, мешают.
Воспитатель: «А теперь ребята стало вкусно? Гномик Гоша, а тебе чай понравился? Как у нас получился такой вкусный чай?
- ДА! Ребята, а как вы думаете, песок остался в чайнике или нет?»
Версии детей: Допить чай до конца, чтобы заглянуть на дно, достать ложкой крупинки от песка. Кто-то из детей допивает чай до конца, а кто-то ищет песок ложкой.
Воспитатель: «Дети, а где же сахарный песок?»
Версии детей.
Воспитатель: «Да дети сахар растворился в воде».
Воспитатель: « Дети, что можно сделать, чтобы знать, где у нас соль, а где сахар? (если дети затрудняются). Наводящий вопрос: «А у вас дома, где лежит песок? а соль? Вот красивая вазочка, высыпаем в неё сахар. Как теперь можно назвать её? (сахарница). А взрослые вазочку для соли называют солонкой, пересыплем в нее соль. Почему ее называют солонкой? Теперь мы с вами не перепутаем где соль и сахар. Убираем в уголок».
«Компот для Хрюши»
Цели:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Подвести к пониманию того, что вода может растворять вещества (сахар), упражнять в различии вкуса (кислый, сладкий).
3. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
4. Вызвать у детей желания помочь.
5. Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: стеклянные баночки, ложки, сахарный песок, компот из яблок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
К детям приходит Хрюша.
Воспитатель: Как Вы думаете, дети, почему сегодня Хрюша такой нарядный и так весело улыбается? (Ответы детей)
У него День рождения!
Кто хочет поздравить Хрюшу, сказать ему ласковые слова. (Дети говорят Хрюше ласковые слова)
Воспитатель: Дети, Хрюша для нас сварил яблочный компот. Он хочет нас угостить. Вы хотите попробовать? (ДА).
Хрюша и воспитатель разливают детям компот. Дети и воспитатель пьют компот.
Хрюша: Ребята, вам понравился мой компот (Ответы детей).
Воспитатель: Какой компот на вкус? (кислый).
Воспитатель: Хрюша, мне показалось, что расстроился.
Хрюша: Я очень старался, хотел, чтобы компот был вкусным сладким.
Воспитатель: Что же делать?........ Можем ли мы помочь Хрюше?
Дети выдвигают гипотезы:
- добавить ягод
- добавить мед
- добавить сахарный песок
- пить компот с печеньем
Анализируем гипотезы с позиции (хорошо, плохо). Затем выбираем предложение – добавить сахарный песок
Целеполагание
Воспитатель: Что мы будем делать? А ты Сережа, что будешь делать? (спрашиваю 4/5 детей, с целью самоопределения к деятельности).
Планирование деятельности
Что нам для этого нужно? (сахарный песок, ложки, компот, баночки). Дети готовят необходимые материалы.
Практическая деятельность
В ходе практической деятельности обратить внимание, что сначала сахарный песок видно в компоте. Почему? (компот прозрачный).
Воспитатель: Что нам надо сделать, чтобы компот стал сладким? (размешать ложечкой)
Воспитатель: Чтобы песок растворился, надо сделать так, чтобы сахарные человечки подружились с жидкими человечками.
Дети размешивают
Воспитатель: Дети, а где же сахарный песок? Что с ним произошло?
Дети делают вывод:
- сахарный песок растворился в воде
Воспитатель: Изменился ли компот? Что изменилось? (цвет?, вкус?) Каким он стал? (вкусным, сладким, прозрачным). Как узнать?
Дети делают вывод:
Чтобы получился сладкий вкусный компот необходимо добавить сахарный песок.
Воспитатель: Хрюша, попробуй компот. Он сладкий (дети угощают Хрюшу)
Воспитатель: Дети, Хрюша хочет узнать, как у нас получился такой сладкий компот? Кто хочет рассказать Хрюше?
Проводится игра моделирование по методу «маленьких человечков». Воспитатель превращает девочек в сахарные крупинки. Мальчики - капельки воды. Воспитатель – ложка. Девочки встают в маленький круг, мальчики в большой. Дети бегут по кругу. Воспитатель вокруг детей. Девочки постепенно приседают. Хрюша благодарит детей. Дети водят для Хрюши «Каравай».
«Волшебница – вода»
Цель. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц.
Материал. Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки (или кувшина), ёлки, гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.
Ход занятия:
-Ребята ,мы сегодня с вами немного попутешествуем и узнаем много интересного. Но сначала отгадайте загадку.
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без (воды).
-Ребята, сейчас к нам придёт гостья. Это – волшебница вода. (Предложить детям подумать и ответить для чего нам нужна вода).
- Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т.д.
- Правильно ребята. Молодцы.
- Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря (воспитатель предлагает закрыть глаза, а потом открыть).
- Что в бутылке?
_ Вода.
- Какая вода?
- Белая.
- Сейчас волшебница вода поможет нам разобраться с цветом воды (воспитатель берёт сначала бутылку с прозрачной водой, другой с красной).
- В какой бутылке вода красная? Почему? Что мы в неё добавили?
- Краску.
- Молодцы. Волшебница-вода вам говорит спасибо. Она бы не догадалась. А в этой бутылке вода чистая, прозрачная, бесцветная. Какую воду можно пить, а какую нет?
- кипячёную, прозрачную.
- Молодцы.
(На столе стоят стаканчики с кипячёной водой.Дети пьют воду.)
Какая вода по вкусу?
- Вкусная.
- А по цвету?
- Прозрачная.
- А сейчас ещё раз закройте глаза ( берётся бутылка с зелёной водой).
- Какая сейчас по цвету вода? Почему?
- Зелёная, т.к. в неё добавили краску зелёного цвета.
- А кому нужна вода?
-Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.
- Ребята давайте прогуляемся по лесу и послушайте кто в лесу поёт.
- Птицы.
- Ой, а это что у нас растёт?
-Ёлочка.
- Как вы думаете какая она?
- Зелёная, колючая, красивая.
-а это что под ёлочкой растёт?
- Мухомор.
- А как вы думаете ,его можно есть?
- Нет.
- Правильно ребята, её есть нельзя, потому что она ядовитая. Ребята – тихо, вы слышите где-то журчит вода. Давайте мы с вами поиграем в игру «Посели животное». Водные обитатели заблудились и никак не найдут свою реку, а вы ребята можете помочь. Давайте выберем водных жильцов и поместим их в водоём. Давайте подумаем кто живёт на водоёме?
- лягушки, рыбы, лебеди, утки, гуси. (выбрать из набора карточек и приклеить на ватман, на котором изображён водоём).
- Молодцы ребята все справились. А сейчас мы с вами немного отдохнём поиграем в игру «Капелька и тучка».
Подвижная игра «Капелька и тучка». Дети надевают шапочки капелек. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками 9взявшись за руки образуют ручейки ). Встретились ручейки и стали большой речкой ( соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан ( дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
- Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду и фокусы покажу, поиграем. До свидания.
«Снег и его свойства»
Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах.Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.
Материал :
одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце
Ход занятия:
1. Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки. Настоящие ли они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки? Каким бывает снег? Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге.
2. Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, а интересно, что с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой (проходя через дугу, дети отвечают на вопрос "Где живет снежинка?")
3. Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести помощницу, используя волшебное слово "пожайлуста") Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)
4. Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)
5. Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).
6. Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать). Понюхаем сначало яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)
7. Физкульминутка под музыку:
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает.
Сколько снегу намело, (показывают сугробы)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
И в снежки играть пойдем. (шагают)
Снег сегодня белый, белый, (поднимают руки вверх и опускают)
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)
и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)
Каждый пальчик мы оденем,
Будет вы шубах нам тепло.
8. Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды), (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
9. Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег - это замерзшая вода.
«Снег-снежок»
занятие проводится на улице)
Цель:
- Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;
- Развитие восприятия;
- Развитие мелкой моторики;
- Формирование активной речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие логического мышления.
Материал: снег, ведерки.
- Загадка о снеге:
Цель: развитие логического мышления.
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке - румяный, под луной он - голубой.
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой -
Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, назови его, ответь! (снег)
2. Беседа о снеге:
Цель: формирование представлений о снеге, развитие тактильного восприятия снега.
- В какое время года идет снег?
- Давайте все вместе потрогаем снег руками. Какой он? (холодный, рыхлый, белый..)
- Пальчиковое упражнение (дети руками лепят снежок):
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и формирование активной речи.
«Снежок »
Раз, два, три, четыре | Загибаем пальцы на левой руке |
Мы с торбой снежок лепили. | Лепим снежок в ладошках |
Круглый, | Показываем какой он круглый |
Твердый, | Сжимаем ладошки плотно между собой |
Очень гладкий, | Гладим правой и левой руками по снежку |
Но совсем, совсем не сладкий | Грозим указательным пальцем правой руки |
Раз-подкинем, | Имитируем подкидывание снежка вверх, поднимая одновременно глаза вверх |
Два-поймаем, | Ловим снежок |
Три-уроним | Кидаем снежок на пол, приседая |
И сломаем. | Топчем снежок ногами |
- Эксперимент «Таяние»:
Цель: развить логического мышления (умозаключение) и сформировать представление детей о составе снега.
- Ребята, знаете ли вы, из чего состоит снег? (из воды) Проверим?
Дети накладывают в ведерки снег и уносят в группу. Ставят свои ведерки возле батареи.
(После того как разделись, помыли руки возвращаются в ведеркам)
- Что произошло со снегом? (он растаял)
- Почему он растаял? (потому что в группе тепло)
- Что в ведерке осталось от снега? (вода)
- Значит снег состоит из..? (воды)
- Эксперимент «Превращение»:
Цель: развить логического мышления и сформировать представление детей о взаимодействии талого снега и холода.
Как вы думаете, что произойдет, если мы снова вынесем эту водичку на улицу?
(воспитатель выносит ведерко с растаявшим снегом на улицу)
После тихого часа, воспитатель приносит ведерко обратно.
- Что произошло с растаявшим снегом на улице? ( замерз)
- Во что он превратился? (в лед)
- Потрогайте, какой лед? (твердый, гладкий, холодный, прозрачный)
«Волшебная водичка»
Задачи:
- :Развитие восприятия:
- Развитие мелкой моторики.
- Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.
Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, кубики льда, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой.
Ход эксперимента:
Дети усаживаются на стульчики полукругом.
Воспитатель (звучит классическая музыка со звуками воды): ребята, мы сегодня с вами отправимся в чудесную страну волшебной водички. Закройте руками глазки и посчитаем вместе: раз, два, три. (Дети открывают глаза). Перед нами полянки чудесной страны волшебной водички отправимся на первую из них?
Дети: Да.
- Игра-эксперимент «Три сестрички»
Цель: сформировать зрительное восприятие трех состояний воды (парообразное, жидкое, твердое).
Воспитатель: смотрите на этой полянке три сестрички-водички. Первая «жидкая», ее можно перелить в любой сосуд и она примет его форму (воспитатель переливает воду в стакан, в тарелку и в стакан с дырками на дне). Вторая сестричка «твердая» (воспитатель обращает внимание детей на поднос с кубиками льда), возьмите ее в руки, постучите ей, сожмите в кулак. Третья сестричка-водичка «пар» (перед детьми ставит чайник с кипящей водой, так чтобы было видно как идет пар), она волшебная, когда закипает, то превращается в пар и становится невидимой.
Воспитатель: как звали сестричек?
Дети: жидкая, твердая, пар.
Воспитатель: молодцы, ребята. Отправимся на следующую полянку?
- Игра-эксперимент «Теплое-холодное»
Цель: сформировать тактильное восприятие теплого и холодного состояния воды.
На столе ставятся два тазика с теплой и холодной водой, накрытых тканью. Воспитатель предлагает детям просунуть руку под ткань в тазик с теплой водой.
Воспитатель: что там?
Дети водичка.
Воспитатель: какая она?
Дети: теплая.
Далее воспитатель предлагает просунуть руку под ткань в тазик с холодной водой.
Воспитатель: а что же тут?
Дети: тоже водичка.
Воспитатель: а здесь она какая?
Дети: холодная.
!!! Ткань во время игры–эксперимента не снимается с тазиков, для того чтобы активизировать тактильное восприятие.
Воспитатель (сняв ткань с тазиков): ребята, а кто может плавать в воде?
Дети: рыбка, уточка.
- Пальчиковое упражнение «Уточка»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Воспитатель: Молодцы, мы сейчас с вами поплаваем как уточки в пруду.
Дети отпускают руки в тазики с водой и делают упражнение «уточка».
На волнах качаясь, Уточка плывет. То нырнет, то вынырнет, То нырнет, то вынырнет, Лапками гребет. | Руки ставятся параллельно друг другу, ладонями вниз, плавными движениями поворачивают руки из стороны в сторону. Руки ставятся параллельно друг другу, ладонями вниз, вверх, имитируют нырок, отпуская руки вниз, затем плавно поднимают вверх. Гребут ладошками поочередно, имитируя лапки уточки. |
!!! Выключают музыку.
Воспитатель (обращает внимание детей на звук плещущейся воды под руками детей): слышите звук? Это голосок водички.
- Игра «Голосок водички»
Цель: сформировать слуховое восприятие звука воды.
Одному из детей завязывают глаза, и поворачиваю его спиной к остальным. Ему необходимо сказать слово «Вода», когда услышит ее голосок. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа по сигналу воспитателя плещет руками в тазике с водой, а вторая – шелестит бумагой.
Воспитатель: теперь мы знаем как звучит голосок воды. Сможем ее узнать?
Дети: Да.
Игра заканчивается тогда, когда поучаствуют все дети.
Воспитатель: мы отправляемся с вами на третью полянку.
- Игра-эксперимент «Полянка красок».
Цель: сформировать зрительное восприятие желтого и красного цвета.
На столе по количеству детей стоят стаканы с чистой водой, кисточки и краски желтого и красного цвета.
Воспитатель: ребята, посмотрите, пожалуйста, в стаканчики. Что там?
Дети: водичка.
Воспитатель: конечно, мы же сегодня в чудесной стране волшебной водички. Какого она цвета?
Дети: бесцветная, не имеет цвета.
Воспитатель: молодцы, а мы сегодня с вами будем маленькими волшебниками.
Воспитатель с детьми отпускают кисточку в желтую краску, а затем в стакан с чистой водой, окрашивая воду в желтый цвет.
Воспитатель: смотрите, мы перекрасили воду, какого цвета она стала?
Дети: желтого.
Воспитатель: молодцы, а теперь перекрасим ее в красный цвет.
Воспитатель с детьми отпускают кисточку в красную краску, а затем в стакан с чистой водой, окрашивая воду в красный цвет.
Воспитатель: понравилось наше с вами путешествие? Кто живет в этой чудесной стране?
Дети: водичка.
Воспитатель: какой может быть она?
Дети: жидкой, парообразной, твердой; теплой и холодной.
Воспитатель: молодцы, а какого она цвета?
Дети: не имеет цвета.
Воспитатель: правильно, бесцветная. Ребята, а вы знаете какая водичка на вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: чтобы это узнать, нам нужно отправиться на последнюю полянку чудесной страны.
- Игра-эксперимент «Попробуй на вкус»
Цель: сформировать вкусовое восприятие воды.
По количеству детей ставятся стаканы с водой и столько же стаканов с соком. Одному из детей завязывают глаза шарфом и дают выпить сначала сок, а затем воду.
Воспитатель (после того, как ребенок выпьет сок): что ты выпил?
Ребенок: сок.
Воспитатель: какой он на вкус?
Ребенок: сладкий.
Воспитатель (после того, как выпьет воду): что это?
Ребенок: вода.
Воспитатель: какая она на вкус?
Ребенок: не имеет вкуса.
Игра заканчивается тогда, когда все попробуют воду на вкус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования
Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Пирожки для Мишки"...
План-конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования.
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования "Смешарики".В занятие используются схемы составленные детьми ранее. Занятие развивает познаватель...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментировани по теме "Вода"
Конспект познавательного занятияс элементами экспериментирования предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Блок "Вода", тема "Волшебная водичка". Конспект опубликован в сборнике "Орг...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования. Образовательная область "Познание"
Конспекты (занятие № 1, № 2) предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание" (работа с измерительными инструментами (линейкой))....
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования по теме "Вода"
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Образовательная область "Познание", блок "Вода", тема "Фартук для почемучки".Конс...
Конспекты познавательных занятий с элементами экспериментирования по теме: «Неживая природа. Вода». для детей 3-4 лет
То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я помню.То, что я сделал, я знаю....
Конспект открытого занятия с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Вода и ее свойства»
конспект открытого занятия...