«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Тема "День победы" очень сложная, но очень интересная, нужно суметь рассказать дошкольникам доступно, понятно и интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_geroyakh_vov.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ
нашего края »
Выполнили:
Горелова О.Е.; воспитатель;
МБУ, детский сад № 104, «Соловушка»
Тольятти-2012
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА…………………………………………………... 3
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ……………………………………………………... 5
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ………………………………………. 7
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ………………………………………… 9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ………………………………………. 10
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………… 11
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства РФ от 05 октября 2010г.№795). Одним из основных принципов государственной политики в области образования Закон РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992г. №3266-1) Последние изменения в Закон РФ «Об образовании» от 03.12.2011) определяет воспитание гражданственности и любви к Родине.
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребёнка. Новое время требует от детского сада содержания форм и методов патриотического воспитания, адекватного современным социально-педагогическим реалиям. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребёнка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Проводя воспитательно-образовательную программу. Педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребёнка к своим родителям, близким, родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно, начиная с малых, понятных детям вещам. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.
Тема ВОВ чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста потому, что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, идею противостояния добра и зла, и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Учитывая, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в ВОВ, актуальность проекта не вызывает сомнений.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель проектируемого процесса: сформировать у детей старшего дошкольного возраста уважительное отношение к героям ВОВ нашего края.
Задачи проектируемого процесса
Задачи проектируемого процесса на детей:
- Вызвать у детей интерес к знаниям о героях ВОВ нашего края ( Носову, Никонову, Матросову), к историческому прошлому.
- Сформировать у детей знания и представления о подвигах героев (Носова, Никонова, Матросова), их воинских наградах, памятникам воинам.
- Сформировать у детей умение применять полученные знания представления в жизненных ситуациях: возложение цветов к обелискам и памятникам, уважительное отношение к ветеранам, участие в мероприятиях посвящённых Дню Победы.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
- Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию уважительного отношения к героям ВОВ нашего края (Носову, Никонову, Матросову).
- Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников через чтение художественной литературы о наших героях-земляках, брошюры, информационные стенды.
- Способствовать активному участию родителей в мероприятиях, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края (Носову, Никонову, Матросову), посещение экспозиции в краеведческом музее, памятников.
Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:
- Разработать подходы к созданию в ОУ образовательной среды, способствующей формированию у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края .
- Пополнить предметно-развивающую среду группы макетами на военную тематику, мини-библиотекой и мини-музеем с фотографиями наших героев-земляков (Носова, Никонова, Матросова), с информацией и стихах о их героических подвигах, создание рукописной книги «По страницам памяти», изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (бинокли, каски, пилотки, погоны).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
ЗНАНИЯ – ОТНОШЕНИЯ – ДЕЙСТВИЯ
Цель: выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края.
Критерии:
- Когнитивный критерий
Показатели:
- знания и представления о героях-земляках Носове, Никонове, Матросове, их подвигах
- знания и представления о наградах Носова, Никонова, Матросова, ценности их героизма
- знания и представления о памятниках нашим героям-землякам
- Эмоционально-мотивационый критерий –
Показатели:
- интерес к знакомству с биографией героев-земляков Носова, Никонова, Жилина
- интерес к историческому прошлому нашего края, изучению памятных мест, посвящённых героям-землякам Носову, Никонову, Жилину
- эмоцианально-положительное отношение детей к героизму земляков Носова, Никонова, Жилина
- Деятельностный критерий –
Показатели:
- умение изготавливать макеты, фотоальбомы, стенгазеты, открытки, рукописную книгу
- умение самостоятельно применять полученные знания в жизненных ситуациях: возлагать цветы к памятникам и обелискам героев нашего города Носова, Никонова, Жилина
- участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы
Методы исследования (диагностики): тестирование, проблемные ситуации, проективная методика.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Этапы | Цель, задачи | Способы и формы работы | Деятельность | Результат | ||
Педагога | Детей | Продукт | Эффект | |||
I этап Когнитивный | Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления о героях-земляках Задачи: 1.Дать детям знания и представления о подвигах Носова, Никонова, Жилина 2.Дать детям знания и представления о наградах Носова, Никонова, Жилина; ценности их героизма 3.Сформировать знания и представления детей о памятниках героям-землякам | НОД Экскурсия к экспозиции Носова, Никонова, Жилина в краеведческий музей Беседа «Памятники героям-землякам Никонову, Носову, Жилину» | Подбирает литературу о Носове, Никонове, Жилине. Читает произведения художественной литературы. Показывает фото этих героев. Организует экскурсию Привлекает родителей к организации экскурсии Участвует в обсуждении. Составляет план беседы Делает подбор слайдов Беседует | Слушают произведения художественной литературы. Задают вопросы. Учувствуют в обсуждении. Рассматривают фото героев-земляков. Рассматривают Слушают Задают вопросы Участвуют в обсуждении. Слушают Просматривают слайды Задают вопросы Участвуют в обсуждении. | Подборка слайдов | Сформированы знания и представления о подвигах Носова, Никонова, Жилина. Сформированны знания и представления о наградах Носова, Никонова, Жилина; ценности их героизма. Сформированны знания и представления о памятниках Никонову, Носову, Жилину. |
II этап Эмоционально-мотивационный этап | Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к героям ВОВ. Задачи: 1.Вызвать у детей желание изучать биографию героев-земляков: Никонова, Носова, Жилина 2. Вызвать у детей интерес к изучению памятных мест героев-земляков Никонова, Носова, Жилина 3. Вызвать у детей желание рассказывать о героизме Никонова, Носова, Жилина | Беседа: «Биография героев-земляков». Ситуативный разговор «Никто не забыт, ничто не забыто». Беседа: «Героические подвиги наших земляков Носова, Никонова, Жилина». | Составляет план беседы. Подбирает литературу. Подбирает детям стихи для разучивания. Подбирает фото для изготовления альбомов. Беседует с детьми. Продумывает ситуацию. Создаёт ситуацию. Задаёт вопросы. Обсуждает. Составляет план беседы. Подбирает плакаты, открытки с героями-земляками. Показывает. Беседует. | Читают стихи. Слушают. Задают вопросы. Рассматривают фото. Участвуют в изготовлении фотоальбома. Участвуют в решении ситуации. Слушают. Обсуждают. Участвуют в обсуждении. Рассматривают. Слушают. Задают вопросы. Участвуют в обсуждении. | Альбом с фото Носова, Никонова, Жилина Выставка рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто» | Сформировано желание изучать биографию героев-земляков. Сформирован у детей интерес к изучению памятных мест наших героев-земляков Сформировано у детей желание рассказывать о героизме наших земляков |
III этап Деятельностный этап | Цель: побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о героях-земляках ВОВ в деятельности Задачи: 1.Формировать у детей умение изготавливать макеты, фотоальбомы, стенгазеты, открытки, участвовать в изготовлении рукописной книги 2. Побуждать детей действовать самостоятельно в жизненных ситуациях (возлагать цветы к памятникам, обелискам героям нашего края: Носову, Никонову, Жилину 3. Побуждать детей обогащать свой жизненный опыт участием в мероприятиях, посвящённых Дню Победы | Продуктивная деятельность Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями. Беседа «Почести отважным героям». Развлечение, посвящённое Дню Победы. | Подготавливает материал для изготовления макета. Показывает. Объясняет. Участвует в изготовлении. Рекомендует родителям посетить вместе с детьми памятники, обелиски Никонову, Носову, Жилину и возложить цветы. Составляет план беседы. Беседует. Задаёт вопросы. Разрабатывает сценарий. Подбирает песни, стихи. Показывает элементы к танцу «Яблочко». | Помогают в подготовке материала. Смотрят. Слушают. Изготавливают. Посещают памятники. Возлагают цветы. Слушают. Делятся своими впечатлениями, эмоциями. Рассказывают. Обсуждают. Отвечают на вопросы. Разучивают стихи, песни, танец. Читают стихи. Поют песни. Танцуют. | Макет «У Вечного огня». Фотоальбом (с Никоновым, Носовым, Жилиным). Стенгазеты, открытки о героях-земляках. Рукописная книга «По страницам памяти». Сценарий | Сформированы у детей умения изготавливать макеты, фотоальбомы, стенгазеты, открытки, рукописную книгу. Сформированы у детей умения действовать самостоятельно в жизненных ситуациях (возлагать цветы). Сформированы умения принимать участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ
- Участие педагогов в проектах, семинарах по теме «Формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края».
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
- Выделить внебюджетные средства на приобретение литературы, открыток, слайдов.
- Привлечь родителей (спонсоров) к помощи в организации экскурсий
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
- Приобрести компьютер, интерактивную доску.
ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ
- Утверждение проекта педагогическим советом МБУ.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
- Разработка конспектов НОД, бесед, экскурсий
- Разработка диагностического пакета уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края.
ЛИТЕРАТУРА
- Весной сорок пятого года…/ Ред. Сост. Л.И. Жук .- Мн. Изд.ООО «Карсико-Принт», 2005.-128 с. (Праздник в школе).
- Исторические хроники Ставрополя-Тольятти (Тольятти. Тольяттинский краеведческий музей 2005)
3. Михалёва, Т.И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности / Т.И. Михалёва. – М. : Школьная библиотека, 2005. – 128 с.
- Навстречу 60-летию Великой Победе. – Мн. : Изд. ООО «Карсико-Принт», 2005. – 128 с. (Деятельность классного руководителя).
- Справочник «Улица нашего города» - Тольятти : МУП «Инвентаризатор», 2004.
- Сценарный материал к 60-летию Великой Победы // Классный руководитель. – 2005. – № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края »
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края обусловлена тем, что патри...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ СПОРТА
ВведениеАктуальность темы С каждым годом возрастает проц...
Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.
Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В материалах предлагается механизм преобразования образовательного процесса, формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений ....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В материалах предлагается механизм преобразования образовательного процесса, формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений ....
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНЫМ ПРАВАМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческ...
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического развития»
Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогам является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности....