«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Горелова Оксана Евгеньевна

Тема "День победы" очень сложная, но очень интересная, нужно суметь  рассказать дошкольникам доступно, понятно и интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_o_geroyakh_vov.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ

нашего края »

Выполнили:

Горелова О.Е.; воспитатель;

МБУ, детский сад № 104, «Соловушка»

Тольятти-2012

СОДЕРЖАНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА…………………………………………………... 3

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ……………………………………………………...   5

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ……………………………………….   7

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………  9

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ………………………………………. 10

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………  11

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства РФ от 05 октября 2010г.№795). Одним из основных принципов государственной политики в области образования Закон РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992г. №3266-1) Последние изменения в Закон РФ «Об образовании» от 03.12.2011) определяет воспитание гражданственности и любви к Родине.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребёнка. Новое время требует от детского сада содержания форм и методов патриотического воспитания, адекватного современным социально-педагогическим реалиям. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребёнка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Проводя воспитательно-образовательную программу. Педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребёнка к своим родителям, близким, родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно, начиная с малых, понятных детям вещам. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.

Тема ВОВ чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста потому, что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, идею противостояния добра и зла, и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

Учитывая, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в ВОВ, актуальность проекта не вызывает сомнений.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проектируемого процесса: сформировать у детей старшего дошкольного возраста уважительное отношение к героям ВОВ нашего края.

Задачи проектируемого процесса

Задачи проектируемого процесса на детей:

  1. Вызвать у детей интерес к знаниям о героях ВОВ нашего края ( Носову, Никонову, Матросову), к историческому прошлому.
  2. Сформировать у детей знания и представления о подвигах героев (Носова, Никонова, Матросова), их воинских наградах, памятникам воинам.
  3. Сформировать у детей умение применять полученные знания представления в жизненных ситуациях: возложение цветов к обелискам и памятникам, уважительное отношение к ветеранам, участие в мероприятиях посвящённых Дню Победы.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

  1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию уважительного отношения к героям ВОВ нашего края (Носову, Никонову, Матросову).
  2. Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников через чтение художественной литературы о наших героях-земляках, брошюры, информационные стенды.
  3. Способствовать активному участию родителей в мероприятиях, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края (Носову, Никонову, Матросову), посещение экспозиции в краеведческом музее, памятников.

Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:

  1. Разработать подходы к созданию в ОУ образовательной среды, способствующей формированию у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края .
  2. Пополнить предметно-развивающую среду группы макетами на военную тематику, мини-библиотекой и мини-музеем с фотографиями наших героев-земляков (Носова, Никонова, Матросова), с информацией и стихах о их героических подвигах, создание рукописной книги «По страницам памяти», изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (бинокли, каски, пилотки, погоны).

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

ЗНАНИЯ – ОТНОШЕНИЯ – ДЕЙСТВИЯ

Цель: выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края.

Критерии:

  1. Когнитивный критерий 

Показатели:

  1. знания и представления о героях-земляках Носове, Никонове, Матросове, их подвигах
  2. знания и представления о наградах Носова, Никонова, Матросова, ценности их героизма
  3. знания и представления о памятниках нашим героям-землякам
  1. Эмоционально-мотивационый критерий –

Показатели:

  1. интерес к  знакомству с биографией героев-земляков Носова, Никонова, Жилина
  2. интерес к историческому прошлому нашего края, изучению памятных мест, посвящённых героям-землякам Носову, Никонову, Жилину
  3. эмоцианально-положительное отношение детей к героизму земляков Носова, Никонова, Жилина
  1. Деятельностный критерий –

Показатели:

  1. умение изготавливать макеты, фотоальбомы, стенгазеты, открытки, рукописную книгу
  2. умение самостоятельно применять полученные знания в жизненных ситуациях: возлагать цветы к памятникам и обелискам героев нашего города Носова, Никонова, Жилина
  3. участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы

Методы исследования (диагностики): тестирование, проблемные ситуации, проективная методика.


ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этапы

Цель, задачи

Способы и формы работы

Деятельность

Результат

Педагога

Детей

Продукт

Эффект

I этап

Когнитивный

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления о героях-земляках

Задачи:

1.Дать детям знания и представления о подвигах Носова, Никонова, Жилина

2.Дать детям знания и                     представления о наградах Носова, Никонова, Жилина; ценности их героизма

3.Сформировать знания и представления детей о памятниках героям-землякам

НОД

Экскурсия к экспозиции Носова, Никонова, Жилина в краеведческий музей

Беседа

«Памятники героям-землякам Никонову, Носову, Жилину»

Подбирает литературу о Носове, Никонове, Жилине.

Читает произведения художественной литературы.

Показывает фото этих героев.

Организует экскурсию

Привлекает родителей к организации экскурсии

Участвует в обсуждении.

Составляет план беседы

Делает подбор слайдов

Беседует

Слушают произведения художественной литературы.

Задают вопросы.

Учувствуют в обсуждении.

Рассматривают

фото героев-земляков.

Рассматривают

Слушают

Задают вопросы

Участвуют в обсуждении.

Слушают

Просматривают слайды

Задают вопросы

Участвуют в обсуждении.

Подборка слайдов

Сформированы знания и представления о подвигах Носова, Никонова, Жилина.

Сформированны знания и представления о наградах Носова, Никонова, Жилина; ценности их героизма.

Сформированны знания и представления о памятниках Никонову, Носову, Жилину.

II этап

Эмоционально-мотивационный этап

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к героям ВОВ.

Задачи:

1.Вызвать у детей желание изучать

биографию героев-земляков: Никонова, Носова, Жилина

2. Вызвать у детей интерес к изучению памятных мест героев-земляков Никонова, Носова, Жилина

3. Вызвать у детей желание рассказывать о героизме Никонова, Носова, Жилина

Беседа: «Биография героев-земляков».

Ситуативный разговор «Никто не забыт, ничто не забыто».

Беседа: «Героические подвиги наших земляков Носова, Никонова, Жилина».

Составляет план беседы.

Подбирает литературу.

Подбирает детям стихи для разучивания.

Подбирает фото для изготовления альбомов.

Беседует с детьми.

Продумывает ситуацию.

Создаёт ситуацию.

Задаёт вопросы.

Обсуждает.

Составляет план беседы.

Подбирает плакаты, открытки с героями-земляками.

Показывает.

Беседует.

Читают стихи.

Слушают.

Задают вопросы.

Рассматривают фото.

Участвуют в изготовлении фотоальбома.

Участвуют в решении ситуации.

Слушают.

Обсуждают.

Участвуют в обсуждении.

Рассматривают.

Слушают.

Задают вопросы.

Участвуют в обсуждении.

Альбом с фото Носова, Никонова, Жилина

Выставка рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто»

Сформировано желание изучать биографию героев-земляков.

Сформирован у детей интерес к изучению памятных мест наших героев-земляков

Сформировано у детей желание рассказывать о героизме наших земляков

III этап

Деятельностный этап

Цель: побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о героях-земляках ВОВ в деятельности

Задачи:

1.Формировать у детей умение изготавливать макеты, фотоальбомы, стенгазеты, открытки, участвовать в изготовлении рукописной книги

2. Побуждать детей действовать самостоятельно в жизненных ситуациях (возлагать цветы к памятникам, обелискам героям нашего края: Носову, Никонову, Жилину

3. Побуждать детей обогащать свой жизненный опыт участием в мероприятиях, посвящённых Дню Победы

Продуктивная деятельность

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с родителями.

Беседа «Почести отважным героям».

Развлечение, посвящённое Дню Победы.

Подготавливает материал для изготовления макета.

Показывает.

Объясняет.

Участвует в изготовлении.

Рекомендует родителям посетить вместе с детьми памятники, обелиски Никонову, Носову, Жилину и возложить цветы.

Составляет план беседы.

Беседует.

Задаёт вопросы.

Разрабатывает сценарий.

Подбирает песни, стихи. Показывает элементы к танцу «Яблочко».

Помогают в подготовке материала.

Смотрят.

Слушают.

Изготавливают.

Посещают памятники.

Возлагают цветы.

Слушают.

Делятся своими впечатлениями, эмоциями.

Рассказывают.

Обсуждают.

Отвечают на вопросы.

Разучивают стихи, песни, танец. Читают стихи. Поют песни. Танцуют.

Макет «У Вечного огня».

Фотоальбом

(с Никоновым, Носовым, Жилиным).

Стенгазеты, открытки о героях-земляках.

Рукописная книга «По страницам памяти».

Сценарий

Сформированы у детей умения изготавливать макеты, фотоальбомы, стенгазеты, открытки, рукописную книгу.

Сформированы у детей умения действовать самостоятельно в жизненных ситуациях (возлагать цветы).

Сформированы умения принимать участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ

  • Участие педагогов в проектах, семинарах по теме «Формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края».  

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

  • Выделить внебюджетные средства на приобретение литературы, открыток, слайдов.
  • Привлечь родителей (спонсоров) к помощи в организации экскурсий

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

  • Приобрести компьютер, интерактивную доску.

ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ

  • Утверждение проекта педагогическим советом МБУ.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

  • Разработка конспектов НОД, бесед, экскурсий
  • Разработка диагностического пакета уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Весной сорок пятого года…/  Ред. Сост. Л.И.  Жук .- Мн. Изд.ООО «Карсико-Принт», 2005.-128 с. (Праздник в школе).
  2.  Исторические хроники Ставрополя-Тольятти (Тольятти. Тольяттинский краеведческий музей 2005)

3. Михалёва, Т.И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности / Т.И. Михалёва. – М. : Школьная библиотека, 2005. – 128 с.

  1.  Навстречу 60-летию Великой Победе. – Мн. : Изд. ООО «Карсико-Принт», 2005. – 128 с. (Деятельность классного руководителя).
  2.  Справочник «Улица нашего города» - Тольятти : МУП «Инвентаризатор», 2004.
  3.  Сценарный материал к 60-летию Великой Победы // Классный руководитель. – 2005. – № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края »

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края обусловлена тем, что патри...

Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.

Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В материалах предлагается механизм преобразования образовательного процесса, формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений ....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В материалах предлагается механизм преобразования образовательного процесса, формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений ....

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНЫМ ПРАВАМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческ...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического развития»

Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогам является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности....