НОД открытого занятия " Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель:
Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения,
Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе; Познакомить с таким природным явлением как ветер и его роли;
Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги;
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
Расширять знания о воздухе и его роли в жизни человека
Развивать глазомер, мелкую моторику руки, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей;
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vozdukha.odt | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения,
Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе; Познакомить с таким природным явлением как ветер и его роли;
Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги;
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
Расширять знания о воздухе и его роли в жизни человека
Развивать глазомер, мелкую моторику руки, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей;
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке, беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, песен, исследовательская деятельность, организованная деятельность в области «Познание», игры.
Материалы и оборудование:
стаканы с водой, трубочки, пакеты,картонки,камни на каждого ребенка ; заготовки для подеки «вертушка»,прозрачная емкость с водой,пол-литровая банка,трех литровая банка с водой,иллюстрации,предметы:камень пуговица, губка.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент
Воспитатель:
Обращает внимание детей на разложенные на столе приборы.
- Ребята, сегодня я вам предлагаю выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Дети:
Воздух.
Воспитатель:
И мы сейчас поговорим о воздухе и его свойствах.Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как вы себя чувствуете?
Ребёнок:
Я чувствую себя плохо, мне не хватает воздуха.
Воспитатель:
Для чего же нужен воздух?
Дети:
Воздух нужен, чтобы дышать.
Воспитатель:
А мы можем увидить воздух?
Дети: нет
Воспитатель:
Он невидимка, а почему мы называем его невидимкой ,какой он?
Дети:
Воздух невидимка, потому что он прозрачный и его не видно.
Воспитатель:
А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас?
Дети:
Мы должны помахать
Воспитатель:
Возмите картонки и помашите около лица
Что вы чувствуете?
Дети:
Мы почувствовали ветер.
Воспитатель:
Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Как привести воздух в движение?
Дети:
С помощью ветра.
Воспитатель:
Значит Что такое ветер?
Ветер –это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему?
Дети: Они ломают, рвут, уносят.
Воспитатель. А еще ветер помогает нам приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети. Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель:
Дети,а сейчас посмотрите на емкости, стоящие у меня на столе? Посмотрите ,что находиться в банке?
Дети:
Ничего нет.
Воспитатель:
А я думаю, что внутри этих предмета что-то есть.
Воспитатель:
Хотите узнать, что в ней? (Да). Тогда вперед.
Опыт. На столе прозрачная емкость и пустая пол-литровая банка. Вода подкрашена акварелью.
Воспитатель:
Еще раз уточните, что в банке?
Дети:
Пусто.
Воспитатель:
А что произойдет, если я возьму банку вниз горлышком и медленно отпущу ее в емкость с водой? (Ответы детей). Крепко держа баночку за дно осторожно горлышком вниз, отпустить в подкрашенную воду.
Воспитатель:
Что происходит? Вода в баночку входит, не входит?
Дети:
Не входит.
Воспитатель:
Что ей мешает? Ведь банка-то пустая? Или нет? А, может быть, здесь притаилась невидимка?
Дети: Её что-то не пускает.
Воспитатель:
Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым? Попробуем?
Берем эту же баночку и опускаем ее вверх дном в емкость с водой. Давим на дно баночки, но какая-то сила мешает нам, выталкивает банку из воды. Прижимаем горло баночки ко дну тазика, а потом осторожно наклоняем ее.
Воспитатель:
Бульк! Бульк! Бульк! Невидимка подает голос. Большие пузырьки выскакивают из баночки, устремляются к поверхности воды и бульк - «исчезают».
Так что же в банке?
Дети:
Воздух.
Воспитатель:
Мы услышали воздух?
Вывод:
В банке воздух, который не пускал воду внутрь. А воздух вышел – вода попала в банку. Банка не пустая, в ней воздух.
Воспитатель:Еще раз скажите какой воздух?
. Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать.
Давайте поймаем воздух. Возьмите пакеты и взмахните им около себя, закрутите выход. Какой был пакет? А каким стал?
Дети:
Был тоненьким, а когда надули стал круглым.
Воспитатель:
Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Дети:
Есть в лёгких.
Воспитатель:
А давайте проверим! Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? Грудная клетка поднялась.
Что происходит с легкими? Они наполняются воздухом.
А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? Грудная клетка опускается.
Что происходит с нашими легкими? Из них выходит воздух.
Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще?А как правильно нужно дышать?
Дети. В нос.
Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.
1упражнение. Подыши одно ноздрей и придет к тебе покой. И. п. -стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1-правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.
2-как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. (4-5раз.)
2упражнение. Тихо-тихо мы подышим.
Сердце мы свое услышим.
1-медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширятся. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.
2-плавный выдох через нос. (2 раза.)
3-упражнение «Вырасти большой». Вырасти хочу скорей
Добро делать для людей.
1-поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)
2-опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х. (4-5раз.)
Воспитатель:
: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?
Дети: Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
Воспитатель: Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода - это жидкость. По другому можно сказать жидкое тело.Назовите другие жидкости.
Дети: Сок, кефир, молоко, кисель и т.д.
Воспитатель: А воздух?Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО.А теперь
Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети:
Выходят пузырьки.
Воспитатель:
Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
А теперь давайте подуем сильно-сильно. И посмотрим что произойдёт.
Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
Точно, это похоже на бурю.А почему пузырьки поднимаются на вверх?Какой вывод можем сделать?
Воздух легче воды.
Воспитатель:
Ребята, возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь?
Дети:
Камень очень твердый.
Воспитатель:
Какие твердые тела вы еще знаете?
Дети:
Дерево, железо…
Воспитатель:
А можно ли в руки взять воздух и сжать его? (Нет). Значит, можно сделать вывод, что воздух, не твердое тело. Итак, что мы с вами выяснили про воздух?
Дети:
Воздух нельзя сжать, воздух не твердое тело, воздух не течет и не льется, его не пьют, воздух не жидкость.
Воспитатель:
Воздух, ребята это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха.
На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)
– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)
- Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; потому что воздух легче воды
- Воспитатель:
Значит, воздух есть везде в каждом предмете, только его где-то больше, а где-то меньше.
Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит - каким воздухом. Как вы думаете, воздух, которым мы дышим в городе, отличается от воздуха в лесу?
Дети:
Да, воздух отличается. В городе воздух загрязнен, пыльный, много машин, а в лесу воздух чистый.
Воспитатель:
А почему в лесу воздух чистый?
Дети:
Потому, что деревья очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха.
Воспитатель:
Можно сделать вывод, что чем больше растений вокруг нас, тем чище воздух и полезнее для человека и его здоровья, поэтому необходимо беречь окружающие и нас растения, деревья и гулять на свежем воздухе.
Физкультминутка.
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше
- Ребята мы уже говорили что такое ветер? какой бывает вететер?
- Для определения силы ветра существует нехитрый прибор - называется вертушка.
- И сейчас мы с вами попробуем сделать вертушку, и с помощью нее определим силу ветра когда выйдем на прогулку,
- Посмотрите на мою вертушку.
- Какая у вас геометрическая фигура лежит на столе? (квадрат)
- Вертушку мы будем делать на основе квадрата.
1. Квадрат нужно сложить по диагонали 2 раза, прижать обозначить сгибы.
2. Затем, по сгибу ножницами разрезаем до круга.
3. Согнуть один уголок до точки в середине, но не прижимать. Затем сгибаем остальные уголки, через один и так все по порядку.
4. Берем кнопку и прокалываем уголки по порядку и прикалываем к палочке.
- Ну вот, и получилась вертушка
Игра с «воздухом»
Педагог показывает детям мяч.
Ребята, как вы думаете, что внутри у мяча.
Дети:
У мяча внутри воздух. Правильно, и сейчас мы с воздухом поиграем. Я поочередно буду кидать мяч, а вы ловить мяч и называть свойства воздуха с помощью моих вопросов.
Вопросы:
- Что такое воздух?
2. Воздух какой? - Воздух-жидкое тело?
- Что легче вода или воздух?
3. Где есть воздух?
5. Где самый чистый воздух?
6. Что загрязняет воздух?
7. Можно ли жить без воздуха?
8. Что очищает воздух?
Воспитатель:
Мы сегодня познакомились со свойствами воздуха и его роли в жизни человека. На этом наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Свойства воздуха"
Конспект занятия для старшей группы по иследовательской деятельности на тему: "Свойства воздуха"...
Открытое занятие «СВОЙСТВА ВОЗДУХА» в старшей группе
Открытое занятие «СВОЙСТВА ВОЗДУХА» в старшей группе...
Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию в подготовительной к школе группе №13. Тема занятия "Свойства воздуха"
Тема занятия: "Свойства воздуха".Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию в подготовительной к школе группе №13. Родители принимают участие в проведении опытов....
Конспект открытого занятия "Свойства воздуха"
Цель: Формирование исследовательских навыков воспитанников младшего дошкольного возрастаЗадачи:· Познакомить со свойствами воздуха (нев...
Конспект открытого занятия_ _ Свойства воздуха_ 2021 г.
Конспект открытого занятия_ _ Свойства воздуха_ 2021 г....
Конспект НОД в средней группе (открытое занятие) «Свойства воздуха»
Цель: расширять знания о воздухе...
Конспект открытого занятия "Свойства воздуха"
Очень интересное занятие...