НОД "Москва - столица России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Гнёздышко»
П. Пуровск.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Москва–столица России».
подготовительная группа.
.
Подготовила воспитатель:
Ахмедова Людмила Зайнудиновна.
Цель:
Формирование у детей представлений о Москве, как о главном городе нашей страны,
об истории её возникновения.
Задачи:
- Уточнить и систематизировать знания детей о Москве – столице России.
- Познакомить детей с историей возникновения Москвы,
- Формировать у детей представление о древнем Кремле, о его значении в жизни города.
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну Россию.
Оборудование:
- компьютер и мультимедийный проектор, экран, слайд - шоу о Москве;
- магнитофон, музыкальное сопровождение: фонограмма классической музыки Иоганна Себастьяна Баха, фонограмма песни О. Газманова «Москва звонят колокола».
Материал:
- стихотворения о Москве, о Родине;
- репродукции картин А. Васнецова;
- Карта России.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с видами Москвы;
- прослушивание песен о Москве;
- разучивание пословиц и поговорок о Москве;
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
На карте мира не найдешь.
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем.
Свою страну – наш общий дом.
– Давайте вместе с вами посмотрим внимательно на карту. Вы уже знаете, что карта может многое рассказать о стране. Вспомните, что мы узнали о России, когда рассматривали эту карту? какая она, наша Россия? (Дети подбирают признаки к слову «Россия»: любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая).
– Верно, большая, необъятная, огромная, красивая! Есть здесь и моря и океаны, реки и озера, горы и леса.
Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя.
А вы знаете, почему у нее такое название?
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
- В нашей стране много разных городов, но есть среди них один - самый главный.
Какой это город?
- Это Москва (показываем на карте).
О Москве очень много сложено стихов, послушайте один из них:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных —
Это матушка Москва! (слайд «Москвы»)
- Как еще называют Москву? (столица)
Какие пословицы и поговорки вы знаете о великом городе Москва?
Ответы детей:
Москва — сердце России.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
Москвой-столицей весь народ гордится.
Москва от глаз далека, да сердцу близка.
Москва не сразу строилась.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
- Подумайте, чем столица отличается от других городов страны?
(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их)
- В столице находится наше правительство, работает президент. А кто у нас президент?(слайд «Президент России»)
- Где работает наше правительство и президент?
- А что же такое Кремль? Ребята, слово «Кремль» очень древнее. Кремлём на Руси называли укрепленную часть в центре города, другими словами крепость.
- Ребята, а вы хотели бы узнать, как появился московский Кремль? Тогда я приглашаю вас в необычное путешествие!
(Включается фонограмма классической музыки Иоганна Себастьяна Баха)
Ребята, Москва – город очень древний, старый. Но было время, когда на этом месте, где сейчас Москва, стоял дремучий лес. Я вам расскажу, как возник этот город.
Было это много-много лет назад. В городе Киеве жил – был князь Юрий Долгорукий. Долгорукий – это не фамилия, а прозвище князя.
Как вы думаете, почему его так прозвали? (ответы детей). Долгорукий – это долгая или
по-другому длинная рука.
А дали ему такое прозвище за то, что он старался к своим
землям, где он был главным, присоединить другие земли те, которые находились от него
далеко.Однажды он позвал к себе мудрого старца и говорит:
«Старею я, а перед смертью хочу навестить родные места». Собрал князь дружину и отправился в путь. Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке множество рыбы. Места холмистые, овраги глубокие…. Залюбовался Юрий этой дивной красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги и реки, а для жителей здесь есть все необходимое.
Только подумал так Юрий и вдруг видит между двумя деревьями, над лесной поляной облако стало превращаться в какого – то неведомого зверя. Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видела: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копье, замахнулся на зверя, и чудо произошло: зверь начал таять и превратился в туман.
Когда все пришли в себя от испуга, спросил князь у мудреца, что все это значит. Задумался мудрец и молвит:
– Явление этого чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит, и город будет велик. У зверя много голов, значит, и город будет главным. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красивым и что сойдутся сюда люди всех племён и народов.
Поверил князь Юрий в это толкование и поставил на боровицком холме на месте древнего села крепость деревянную. И назвал эту крепость по имени реки, что протекала рядом – Москва (слайд «Юрий Долгорукий»)
На холме в бору сосновом.
У слияния двух рек,
Древний город был основан.
Поселился человек.
Боровицким холм назвали,
А потом века прошли.
Кремль Московский основали,
И столицу возвели (слайд – репродукция картины А. Васнецова «Основание Кремля»)
Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый.
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церквушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов (слайд – репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите»)
- Сначала Московский Кремль был построен из дерева: деревянный высокий забор, деревянные башни, колокольни, дома внутри Кремля – всё было из дерева. Но, как известно, дерево очень легко загорается, поэтому Кремль много раз горел. А ещё случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы (слайд – «Нападение татарской орды»)
Через год другой князь – Дмитрий Донской – решил построить в Москве кремль из белого камня. Со всех русских земель созвали мастеров, и началось строительство. Из белого камня сооружали красивые каменные дворцы и церкви, строили крепость.
Краше прежнего получилась Москва. (слайд - репродукция картины А. Васнецова «Расцвет Москвы»)
Белым камнем весь Кремль наш украшен,
И пожар ему больше не страшен!
- И с тех пор стали называть Москву белокаменной. Уже тогда Москва-красавица стала главным городом на Руси. Она всё росла и росла. Уж и мосты через реку Москву перекинулись, а город всё расширяет свои владения. Церквей и храмов понастроили столько, что если посмотреть в солнечный день на Москву со стороны, так словно золотом горят купола да крыши.
И прозвали Москву «златоглавой» из-за её золотых голов-куполов церквей.
- Прошло ещё целых сто лет.И тогда новый князь – Иван III – решил построить новый, самый красивый кремль в России из красного кирпича. Строили этот Кремль более 10 лет(слайд - репродукция картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване III»).
И стоит этот кремль-красавец до сих пор.
Недаром у русского народа появилась поговорка: «Москва не сразу строилась».
- Таким мы видим его и сегодня (слайд «Московский Кремль»)
- Ребята, мы все устали от нашего путешествия.
Предлагаю провести небольшую разминку. (Физкультминутка проводится с музыкальным сопровождением)
Дружно встали на разминку.
И назад сгибаем спинку (Дети наклоняются назад, упираясь ладонями в поясницу.)
А теперь на месте шаг.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим.
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
- Вот мы снова набрались сил, и продолжаем наше путешествие теперь уже по современной Москве.
- А это современная Москва. В Москву приезжают люди со всех концов света полюбоваться её красотами, познакомиться с её достопримечательностями. Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего.
(Включается фонограмма песни О. Газманова «Москва звонят колокола»,показ слайдов современная Москва, достопримечательности города Москвы).
- Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось? Тогда давайте проверим, что вы узнали и запомнили.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
- О каком городе мы сегодня говорили?
- Чем является город Москва для нашей страны?
- А где живёт президент в Москве?
Как звали князя? (Долгорукий)
- Какие поговорки о Москве Вы знаете?
- О каких достопримечательностях Москвы вы сегодня узнали?
- Молодцы ребята! Вы были очень внимательными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Москва-столица России."
Познакомить детей с изображением герба Москвы....
НОД. Тема: Москва- столица России
Занятие по окружающему миру....
НОД "Москва - столица России"
ОО "Познание (формирование целостной картины мира)". Занятие проводилось в рамках семинар-практикума "Воспитатель-профессия творческая" в ДОУ....
"Москва - столица России"
Конспект непосредственно образовательной деятельности (подготовительная к школе группа)...
Санкт-Петербург культурная столица России
Материал создан в целях приобшить детей к историческим и культурным ценностям родного города Санкт-Петербурга....
Москва - столица России. Герб Москвы
Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....
Рекомендации для родителей подготовительной группы 4 неделя апреля "Наша Родина - Россия. Москва - столица России"
В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...