конспект занятия по ознакомлению с окружающим. «Путешествие по городу Воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Программное содержание:
1. Познакомить с понятием: воздух – это газ, свойствами воздуха при нагревании расширяться, а при охлаждении сужаться.
2. Объяснить, что ветер – это движение воздуха и его можно услышать.
3. Уточнить и расширить знания детей о воздухе: прозрачный, бесцветный, есть везде.
4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
5. Побуждать детей самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
6. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание изучать ее.
7. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим
с элементами экспериментирования
в подготовительной к школе группе.
Воспитатель МДОУ д/с комбинированного вида №42
Грошовкиной Елены
Александровны.
Тема:
«Путешествие по городу Воздух»
Программное содержание:
- Познакомить с понятием: воздух – это газ, свойствами воздуха при нагревании расширяться, а при охлаждении сужаться.
- Объяснить, что ветер – это движение воздуха и его можно услышать.
- Уточнить и расширить знания детей о воздухе: прозрачный, бесцветный, есть везде.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Побуждать детей самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание изучать ее.
- Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.
Словарная работа:
Сужение, расширение воздуха, движение воздуха.
Предварительная работа:
- Наблюдения: за туманом, радугой, дымом.
- Проведение опытов на обнаружение воздуха в разных предметах.
- Чтение: энциклопедии Т. Нуждиной «Чудо повсюду», рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки на воздушном шаре».
- Слушание музыки: фрагмент из сказки А.С.Пушкина «О царе Салтане».
- Пословицы, поговорки о воздухе.
Демонстрационный материал:
Термос, сумка-холодильник, пластиковая бутылка, шарик, миска для горячей воды, конверт, письмо, карта города.
Раздаточный материал:
Трубочки - соломинки, пакеты, губка, сахар, стаканы с водой, сок, кефир, молоко, веры, пустые пузырьки, полоски бумаги, воздушные шарики.
Ход занятия.
Дети входят в группу, останавливаются перед «воротами».
Воспитатель: Ребята, мы с вами шли в нашу группу, а пришли в какой-то необычный город. Узнаем, как он называется?
Дети: (читают) Город … А названия у этого города нет.
Воспитатель: А на воротах письмо для детей группы « Почемучки». Значит, для нас. Откроем конверт?
Дети: Да, хочется узнать, что там.
Достаю из конверта письмо и карту города, читаю.
Воспитатель: (письмо) «Дорогие Почемучки! Вы сможете узнать название города и попутешествовать по нему, если отгадаете загадку. «Такой большой, что занимаю весь мир, такой маленький, что в любую щель пролезаю».
Дети: Это воздух!
Значит, этот город называется воздух.
Воспитатель: Как хорошо, что мы попали в этот необычный город. Ведь про воздух мы уже многое знаем. Что?
Дети: Воздух прозрачный.
Воздух невидимый.
Им дышат животные, люди.
Воздух есть везде.
Воспитатель: Как мы можем определить, что воздух есть везде?
Предположения детей: подуть на ладошку, подуть в трубочку, надо провести опыты.
Воспитатель: В конверте есть карта города. Она подсказывает нам, что эти опыты можно провести в лаборатории «Исследователь». Предлагаю пройти в неё.
Воспитатель: Как вы будете доказывать, что воздух есть везде?
Дети: - Я буду опыт с трубочкой проводить
- А я буду с пакетом.
- Я хочу провести опыт с губкой.
- Мне хочется сделать опыт с губкой.
Воспитатель: Если вы определились с опытами, то начинайте.
Опыт 1.
- Я беру трубочку, опускаю ее в стакан с водой и дую. Идут пузырьки воздуха.
- Я тоже вдохнул воздух через нос и выдохнул через трубочку в воду. Идут пузырьки. А пузыри это воздух.
- Я беру пустой пакет, скручиваю его снизу. Он стал выпуклым. Пакет заполнен воздухом.
- Я опускаю кусок сахара в воду. В воде появились пузыри. Значит, и в сахаре есть воздух.
- Я опускаю стакан вверх дном в воду. Вода не заполнила весь стакан. Салфеточка на дне стакана осталась сухой, потому что там есть воздух.
Воспитатель: Так что же вы можете сказать о воздухе с помощью этих опытов?
Дети: - Воздух без цвета. Он в пакете есть, но мы его не видим.
- Я заметил, что пузыри воздуха в воде прозрачные.
- Воздух есть и в пустом стакане. Он не дал воде заполнить весь стакан.
- В губке тоже есть воздух.
- И из сахара тоже поднимались прозрачные пузыри воздуха.
Воспитатель: Значит, делаем вывод, что воздух:
Дети: - Воздух - невидимый.
- Воздух - прозрачный.
- Воздух - бесцветный.
- Воздух есть везде.
Воспитатель: С этим заданием мы справились хорошо. Карта подскажет, куда нам двигаться дальше.
Опыт 2:
Воспитатель: Мы пришли в гости к нашим знакомым маленьким человечкам. Черный – это…
Дети: твердое вещество.
Дети: (берут в руки и выкладывают предмет около черного человечка)
- Камень твердый.
- Кирпич тоже твердое тело.
- Мелок жесткий, твердый.
- Ключи – твердое тело.
Воспитатель: синий человечек – это…
Дети: жидкое вещество.
Воспитатель: Какие жидкие вещества здесь есть?
Дети: (берут в руки и выкладывают предмет около синего человечка)
- Сок я перелил в стакан. Льется.
- Вода тоже жидкость.
- А я ложкой помешал кефир. Вижу, что кефир – жидкое вещество.
- Молоко можно перелить тоже.
Воспитатель: Твердые тела можно увидеть, потрогать, сжать. Они крепкие, жесткие. Жидкие тела можно увидеть и перелить в различные емкости.
- А желтый человечек это?
Дети: Газообразное вещество.
Воспитатель: Какие газообразные вещества вы знаете?
Дети: Пар, туман, выхлопные газы.
Воспитатель: А есть ли на столе у нас вещества, которые можно обозначить желтым человечком?
Дети: Нет.
Воспитатель: А мы знаем, что воздух есть везде. Попробуйте его увидеть, потрогать, сжать, перелить. Можно это сделать?
Дети: Нет, его нельзя перелить. Значит, он - не жидкость.
- Нельзя его увидеть. Он бесцветный, невидимый.
- Не получается потрогать, сжать. Значит он не твердое тело.
Воспитатель: Можно сделать вывод: воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух – это …
Дети: Газ. Обозначим желтым человечком.
Воспитатель: Воздух – это газ. Это наше открытие.
Опыт 3.
Воспитатель: Куда же дальше ведет нас карта города?
Дети: Идем к воздушному шарику.
Воспитатель: Усаживайтесь поудобнее, а я превращаюсь в фокусника. А фокус я покажу вам с этим воздушным шариком. Еще для этого опыта мне понадобится сумка-холодильник, в которой лежит пустая бутылка. Потрогайте, какая она?
Дети: Холодная, ледяная.
Воспитатель: Еще мне нужен термос с водой. (открываю) Какая там вода?
Дети:- Пар идет, значит, вода горячая.
- Кипяток.
Воспитатель: Беру шарик. Что есть в шарике?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Сейчас я на горлышко холодной бутылки надену шарик и поставлю бутылку в миску с горячей водой. Внимание! Внимание! Что происходит?
Дети: Шарик начинает надуваться!
Воспитатель: Да, мы увидели, что воздух в шарике нагрелся и расширился, поэтому шарик надулся. А теперь ставлю бутылку с шариком опять в холодильник. Смотрите, что происходит теперь с шариком?
Дети: Шарик сдулся, спустился.
Воспитатель: Воздух в шарике охладился и сжался, поэтому шарик спустился. Понравился фокус? Можете его и дома родителям провести. Какое новое свойство воздуха вы узнали сейчас?
Дети: - Воздух может нагреваться.
- Еще мы узнали, что воздух может быть холодным.
- А когда воздух нагревается, он расширяется, как в шарике.
- Еще воздух может сужаться.
Воспитатель: Итак, мы узнали, что воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сужается.
Дети: А на карте дальше нарисованы музыкальные нотки.
Воспитатель: Значит время для музыкальной паузы.
Физкультминутка под песню «Почемучки». Танец « Каждый маленький ребенок».
Опыт 4:
Воспитатель: Весело отдохнули, а на карте дальше для нас загадка.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Дети: Это ветер.
Воспитатель: Отгадали загадку, молодцы! А хотите узнать, что такое ветер?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Ребята, мы можем это узнать тоже с помощью опыта. Попробуйте помахать веером перед собой. Что вы почувствовали?
Дети: На лицо дует ветерок.
Воспитатель: А почему дует ветерок?
Дети: Потому что мы двигали веером.
Воспитатель: Да, дети, веер двигался и как бы подгонял воздух. Воздух тоже начинал двигаться. Значит, ветер – это движение воздуха. Мы с вами сделали еще одно открытие и узнали новое свойство воздуха: воздух может двигаться.
Опыт 5:
Воспитатель: - Ребята, куда по карте продолжать наш путь?
Дети: - Идём к? знаку вопроса.
Воспитатель: - Интересно, для чего здесь лежат все эти предметы?
Дети: - Может на с ними поиграть?
Воспитатель: - Попробуем выдохнуть воздух в пузырёчки. Они стали волшебными.
Дети: - Мы в них дуем и слышим звук.
Воспитатель: - А теперь поиграем так и с полосками, воздушными шариками.
Дети: - Опять слышен звук.
- Я подул и тоже слышу звук.
- Из шарика тоже выходит воздух и слышится звук.
Воспитатель: - Мы ещё узнали сегодня, что движение воздуха – это ветер. Что умеет делать ветер?
Дети: - Гудеть, завывать.
- Шуметь.
- Поднимать пыль.
- Качать ветки.
- Шуршать листвой.
Воспитатель: - Вот мы и доказали, что воздух можно услышать.
Все задания для Почемучек мы с вами выполнили и много узнали о свойствах воздуха. Давайте вспомним их и назовём:
Дети: - Воздух – прозрачный, бесцветный.
- Воздух есть везде.
- Воздух это газ.
- Воздух при нагревании расширяется.
- Воздух при охлаждении сужается
- Воздух может двигаться. Ветер – это движение воздуха.
- Воздух можно услышать.
Воспитатель: Молодцы! Много узнали о свойствах воздуха с помощью опытов.
Ребенок: А я знаю стихотворение о воздухе.
Воздух через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем.
Воспитатель: Да, без воздуха нет жизни на Земле. А всегда ли воздух чистый в городах? Как можно бороться с грязным, пыльным воздухом на улицах?
Дети: - Дождь моет улицы.
- Люди придумали уборочные машины.
-Есть поливальные машины.
- На заводах есть фильтры.
- Еще есть воздухоочистители.
- Люди сажают деревья.
Воспитатель: Все правильно вы сказали. Учитесь, растите. Вы – будущие хозяева страны. И сейчас вы уже можете помогать взрослым: сажать деревья, цветы, беречь леса. Очищать окружающий нас воздух. А чтобы в нашей группе наш воздух был чище, мы с вами сейчас пойдем и посадим в горшочек новое растение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Наш город"
Программные задачи: Уточнить знания детей о родном городе, его основных достопримечательностях, названия главных улиц и площадей; о том, что город – это крупный населённый пункт, административный, тор...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Воздух- он какой?"
Цель-расширять знания о воздухе.Обучающие задачи: Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Учить стро...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Путешествие в город профессий"
В даном конспекте предлагается материал для закрепления знаний детей 5-6 лет о профессиях...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Экспериментирование с воздухом"
экспериментируем, изучаем свойства воздуха...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Улицы города Туапсе"
Знакомство с историей названий улиц;Классификация названий улиц по роду занятий групп людей,Проследить связь поколений через историю одной семьи , дать возможность «увидеть» изменения обли...
ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ "Путешествие по городам Крыма"
Ознакомление детей с городами Крыма....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Воздух-невидимка". Образовательная область "Познание".
Занятие с детьми средней группы по изучению свойств воздуха путем исследовательской деятельности....