Конспект к проекту "Путешествие на Чукотку"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Путешествие на Чукотку»
Беседа
Программное содержание
• Обобщить, дополнить знания детей, дать представление им о Севере.
• Словарь: Север, Ледовитый океан, тундра, Северное сияние, упряжка, нарты, кухлянка и др.
• Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
• Расширять познавательный интерес детей, воспитывать интернациональные чувства, любовь к Родине.
• Индивидуальная работа.
Предварительная работа
Подготовить картины, иллюстрации, рисунки растений, животных тундры и океана, карту России и указку, шапочку Солнца и национальные костюмы для танца. Сделать чум с очагом, куклу нарядить в национальную одежду. Организовать выставку предметов: игрушки, рисунки детей, оленья шкура, рога.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал под песню «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…» музыка М.Фрадкина, слова М.Пляцковского. Останавливаются у карты России, вывешенной воспитателем.
Воспитатель: Ребята, мы с вами писали письма на Север, на Чукотку. И вот из далекого чукотского детского сада прислали ответ. Послушайте, что они написали нам. (Читает письмо).
- Ну, как, отправимся с вами в путешествие на
, а зимой все покрыто снегом.»
Воспитатель: Молодец! А кто еще расскажет про Чукотку? Посмотрим, какая там природа, животные, как живут люди, чем занимаются. Ребята, как можно добраться до Чукотки? Где это? Далеко или близко? Как вы думаете? Да, туда можно добраться только на самолете. Иди, Олег, покажи, где наш город Вольск, город Москва, Чукотка. Вот и полетим мы с вами на самолете. Итак, мы садимся в самолет. (Усаживает детей на стульчики).
Воспитатель: Экипаж на месте, пристегнули ремни. Самолет взлетел «Уу-у-у», летим «Лл-л-л».
- Дети, кто рассказывает в самолете о полете, о погоде за бортом, сообщает о взлете самолета и его посадке? Правильно, стюардесса. Я буду стюардессой. Итак, внимание, летим над нашим городом. Посмотрим с высоты, какой он красивый. Его окружают горы, леса, протекает река Волга. Приближаемся к городу Саратову. А вот показалась под крылом самолета Москва – главный город России, столица нашей Родины. Теперь наш самолет взял курс на Север. Мы подлетаем к Чукотке.
(Ребенок по карте показывает самолетиком путь полета).
Воспитатель: Пока мы летим вдоль берегов Ледовитого океана, мы будем рассказывать все, что знаем о Севере. Под крылом самолета тундра, о ней расскажет Сережа.
Ребенок рассказывает заранее выученный рассказ: «тундра – это равнина, где нет деревьев, а земля летом покрыта мхом-ягилем, которым питаются оленитундру? Иди, Лена, расскажи.
Девочка рассказывает заранее выученный текст: «Сейчас в тундре зима, а летом когда растает снег, расцветают цветы. Он цветут недолго и снова тундра покрывается снегом на долгую полярную зиму».
Воспитатель: Дети, наш полет продолжается вдоль берега Ледовитого океана. Каких животных мы могли бы увидеть? Выставляю картины и иллюстрации. Леша, расскажи.
«В тундре живет северный олень. Он похож на лошадку. Шерсть серая, густая, на голове большие ветвистые рога. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу, не проваливаясь. Ими же он разгребает снег, чтобы из-под снега достать корм – мох-ягель.»
- Про каких животных еще расскажем?
Еще один подготовленный рассказ: «Оленей могут преследовать волки. Они охотятся за ними. За волками бегут песцы и летят совы – подбирают остатки волчьей добычи. А еще олени разгребая снег, помогают открыть для песцов и сов норки мышей и растения». Все тексты дети учили индивидуально до занятия.
Воспитатель: А какие насекомые, птицы есть в тундре?
Вика рассказывает: «Летом в тундре много насекомых: комаров, мошек, оводов. Птицы за короткое лето спешат вырастить птенцов, потом улетают в теплые края. На зиму здесь остаются только те птицы, которые могут в мороз найти пищу. Это полярные совы и куропатки».
Воспитатель: Дети, наш самолет пролетает над Северным Ледовитым океаном. Кто может рассказать о нем?
Подготовленный рассказ Кати: «Северный Ледовитый океан – это огромное пространство воды, покрытое льдами и снегом. Вдоль берегов океана корабли – ледоколы прокладывают путь другим морским судам».
Продолжает Игорь: «Зимой здесь часто бушуют метели, трещат морозы. В это время солнце долго не показывается на небе. Это полярная ночь, она длится полгода. Только свет звезд, да луны, а иногда и полярного сияния освещают снежные просторы.»
Далее рассказ Наташи: «На берегах океана обитают многие животные: тюлени, моржи. У них толстый слой жира, он защищает их от холода. Эти животные охотятся в воде за рыбой, выползают на берег. Еще по белым просторам бродят белые медведи, они охотятся за тюленями и ловят рыбу в воде океана. На острова в летнее время слетается много птиц: кайры, гагары, тупики.»
Воспитатель: Товарищи пассажиры, за бортом самолета начинается снежная буря, а на самолете в такую погоду лететь опасно. Мы вынуждены приземлиться. Внимание! Снижаемся. Самолет приземлился. Выходим из самолета. Видите, там небольшой поселок. Подходим к чуму. Расскажи, Оля, что это?
Подготовленный ребенок рассказывает: «Это чум, в нем живут пастухи – оленеводы. Они строят свои дома из оленьих шкур. Такой дом строят быстро и просто. Надо воткнуть палки в снег, потом верхние концы связать вместе и покрыть оленьими шкурами. Теплое жилище готово. Внутри место для очага, на котором готовя еду.»
Воспитатель: На чем ездят люди по тундре и во что одеваются?
Рассказывает Владик: «На Севере живут ненцы, нанайцы, чукчи. Они ездят по тундре на нартах – легких санках, в собачьих и оленьих упряжках. Люди одеты очень тепло: в шапки с ушами, кухлянки, унты, рукавицы. Вся одежда и обувь сшита из оленьих шкур. Люди разводят большие стада оленей, ловят рыбу и охотятся на зверей. Дети и взрослые в свободное время и на праздниках любят петь и танцевать.»
Воспитатель: Давайте и мы поиграем в их игры. Игра «Хейро» - Солнце. Оно так редко здесь появляется, что все ему рады.
Воспитатель объясняет правила игры. Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят «Хейро». На ведущего одевают шапочку Солнца, он сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда Солнце встает, выпрямляется, разводит руки в стороны. По правилам игры все игроки должны увертываться от Солнца при его поворотах. На сигнал: «Раз, два, три – в круг скорей беги!», все возвращаются в круг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминатор, какое красивое зрелище! Что это? – Северное сияние.
- Правильно. О нем мы расскажем в стихах.
Выходят два ребенка и рассказывают стихи Ю. Шестопалова «Северное сияние».
Что за чудо – чудеса загорелись небеса!
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Ой, горит большой костер выше леса, выше гор!
Он горит, а снег не тает, он блестит, не согревает.
Мерзнут горы и леса, коченеют небеса.
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Не живет ли в вышине великан могучий?
Не печет ли на огне хлеб себе за тучей?
Никого за тучей нет, не пекут там хлеба.
Это свет. Холодный свет Северного неба.
Воспитатель: Устроим концерт для чукчей – жителей поселка. Мы покажем им, чему научились, собираясь в гости.
Песня про Север. Автор М. Пляцковский «Мы отправимся в тюлению». Ненецкий танец «Олени». Игра народов Севера «Олени и пастухи».
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, им понравился наш маленький концерт. А теперь мы возвращаемся домой. Садимся в самолет. Взлетели: «До свидания, Чукотка!» Саша, покажи наш путь обратно. (Самолетик летит в обратном направлении).
- Вот мы и дома! Возвращаемся в труппу. А теперь давайте нарисуем, как мы представляем себе Чукотку.
Дети возвращаются под мелодию песни, которая звучала в начале занятия: «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…» Рисуют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Чукотка моя малая родина" средняя группа
Кратковременный (2 недельный) проект о родном северном крае....
"Путешествие на Чукотку"
Ход занятия Дети входят в музыкальный зал под песню «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…» музыка М.Фрадкина, слова М.Пляцковского. Останавливаются у карты России, вывешенной вос...
Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»
До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...
Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «Путешествие по Чукотке»
Дать знания о жилище – яранге, средствах передвижения – нартах, об одежде коренных жителей Чукотки.Развивать познавательный интерес к культуре коренных народов Чукотки....
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы « Путешествие на Чукотку»
Конспект по познавательно-речевому развитию в средней группе "Путешествие на Чукотку"...
Конспекты занятий "Мой северный край. Моя Чукотка"
Цикл занятий, посвященных растительному и животному миру тундры, а также знакомству с профессиями оленевода и рыбака....