Марьюшкина избушка. методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №67 г. Балаково Саратовской области
Марьюшкина избушка.
Образовательная деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми второй младшей группы.
Козлова Рафия Ряшитовна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 67
г.Балаково Саратовской области
2015 г.
Марьюшкина избушка.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Образовательные задачи:
· Познакомить детей с горницей, её убранством, с колыбельной песней как с жанром русского фольклора.
· Обогатить словарный запас детей.
Развивающие задачи: Развивать интерес и уважительное отношение к русской культуре русского народа.
Воспитательные задачи: Воспитывать дружеские взаимоотношения
Возраст воспитанников: 3-4 года (вторая младшая группа).
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Оборудование: Образовательная деятельность проводится в мини – музее «Русская изба», русский народный костюм для воспитателя, чугунок, ухват, колыбелька с куклой, самовар, по две баранки на каждого ребёнка, противень, чай.
Для самостоятельной деятельности детей: шарики из солёного теста по количеству детей, салфетки, дощечки, баночки с водой.
Предшествующая работа:
· разучивание колыбельной « Баю, баюшки- баю»,
· проведение русских народных игр,
· рассматривание иллюстраций с изображением предметов русского быта,
· чтение русских народных сказок,
· загадывание загадок.
Словарная работа: ухват, чугунок, самовар.
Методика проведения:
Звучит русская народная песня « Ах, вы сени мои, сени».
Дети друг за другом проходят в комнату.
Воспитатель в костюме Марьюшки встречает детей.
Марьюшка: Здравствуйте, детишки мои милые, милости прошу ко мне в избу. Проходите, рассаживайтесь, пожалуйста, по лавкам не стесняйтесь. Меня зовут Марьюшка, посмотрите, в какой красивой избе я живу. Внимательно посмотрите, что есть в моей избе. (Дети рассматривают избу).
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Расскажу, я вам сегодня о предметах быта в Русской избе, их назначении.
Но сначала отгадайте загадку:
Не крапива, а жжётся,
Не солнце, а печёт.
(Воспитатель подходит к изображению печки, кладет на неё руку).
Скажите ребята, что это?
Дети: Печ-ка.
Марьюшка: Печь - моя кормилица и помощница. Она не только обогревает дом. В печи я и готовлю, и хлеб пеку. Давайте рассмотрим печь.
Воспитатель называет и показывает детали печи: труба, заслонка, поддувало.
Марьюшка: - Кашу и щи я варю в специальном горшке. Он называется чугунок. Давайте повторим.
Дети: Чу – гу –нок.
Марьюшка: Молодцы! А что ещё можно сварить в чугунке?
Дети: Картошку, суп.
Марьюшка: А печь - то глубокая, жаркая, топиться дровами, руки туда не сунешь. Я достаю горячий чугунок из печи ухватом. Вон он за печкой стоит. Ухват - это палка, с надетой на неё с металлической рогаткой. Чем я достаю чугун из печи?
Дети:- Ух-ва-том.
Марьюшка:- Вот так молодцы, хорошо запомнили! Да, ребятки, много чего интересного есть у меня в избе. Да что это мы всё с вами говорим и говорим. Давайте поиграем. Игра называется « Как у Деда Трифона»
Русская народная игра « Как у Деда Трифона» (приложение 2)
Марьюшка: Ребята посмотрите, а это что такое?
(Подходит к колыбельке, в которой лежит кукла).
Дети: Кроватка!
Марьюшка: В старину её называли колыбелькой, куда клали малыша и качали.
Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки. Что можно о ней сказать?
Дети: Она красивая, похоже на корзинку.
Марьюшка: Ребята, а как вы думаете, что такое колыбельная?
Дети: Это песенка!
Марьюшка: Молодцы, правильно! Это песенка, под которую засыпает ребёнок. А давайте нашему Егорушке споём колыбельную? Споём?
Дети:Да.
Дети поют совместно с воспитателем
Баю, баюшки - баю
Я покой тебе дарю
Ветер в окнах к нам свистит,
Снег по улице, кружит
В небе звёздочка горит:
«Спи, сыночек,- говорит,-
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
Марьюшка: Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети: Да!
Марьюшка: А теперь посмотрите сюда: (подходит к самовару)
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Что это?
Дети: Са-мо-вар!
Марьюшка: Правильно ребятки, самовар. При помощи углей и сапога кипятили в нём воду для чая. Вода была вкусная с дымком, По вечерам у самовара собиралась вся семья. К чаю подавали несколько видов варенья, баранки, бублики. Так как я, ребята, вас ждала в гости, то замесила тесто. Вы поможете мне испечь бублики.
Дети: Да, поможем.
Воспитатель приглашает детей за столы, где лежат шарики из теста.
(приложение 3)
Марьюшка: Возьмите шарик, положите его на ладошку, другой ладошкой прикройте и движением «вперёд – назад» скатаем «колбаску». Теперь соединим два конца, и у вас получится бублик. (Воспитатель показывает движения).
Марьюшка: Ребята, а что нужно сделать потом?
Дети: Испечь.
Марьюшка: А где будем печь бублики?
Дети: В печке.
Марьюшка: Скажите, а чем мы будем вынимать бублики из печи?
Дети: Ухватом.
Марьюшка: Правильно! А теперь давайте приступим к работе. Когда будем делать бублики, приговариваем:
Кольцо не простое,
Кольцо золотое.
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье.
Ну и объеденье!
Звучит фонограмма песни «Москва златоглавая».
Самостоятельная деятельность детей, воспитатель помогает тем детям, которые затрудняются.
По окончании работы, дети совместно с воспитателям ставят,
противень с бубликами в печь.
Марьюшка: Ой! Как вкусно пахнет. Вы чувствуете, ребята?
Дети: Да.
Марьюшка: Они готовы, посмотрите.
С пылу, с жару, из печи
Они вкусны и горячи .
Угощайтесь, ребята, вкусными бубликами и сладким чаем.
Воспитатель предлагает детям попить чай из самовара с баранками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maryushkina_izbushka.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №67 г. Балаково Саратовской области
Марьюшкина избушка.
Образовательная деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми второй младшей группы.
Козлова Рафия Ряшитовна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 67
г.Балаково Саратовской области
2015 г.
Марьюшкина избушка.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с горницей, её убранством, с колыбельной песней как с жанром русского фольклора.
- Обогатить словарный запас детей.
Развивающие задачи: Развивать интерес и уважительное отношение к русской культуре русского народа.
Воспитательные задачи: Воспитывать дружеские взаимоотношения
Возраст воспитанников: 3-4 года (вторая младшая группа).
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Оборудование: Образовательная деятельность проводится в мини – музее «Русская изба», русский народный костюм для воспитателя, чугунок, ухват, колыбелька с куклой, самовар, по две баранки на каждого ребёнка, противень, чай.
Для самостоятельной деятельности детей: шарики из солёного теста по количеству детей, салфетки, дощечки, баночки с водой.
Предшествующая работа:
- разучивание колыбельной « Баю, баюшки- баю»,
- проведение русских народных игр,
- рассматривание иллюстраций с изображением предметов русского быта,
- чтение русских народных сказок,
- загадывание загадок.
Словарная работа: ухват, чугунок, самовар.
Методика проведения:
Звучит русская народная песня « Ах, вы сени мои, сени».
Дети друг за другом проходят в комнату.
Воспитатель в костюме Марьюшки встречает детей.
Марьюшка: Здравствуйте, детишки мои милые, милости прошу ко мне в избу. Проходите, рассаживайтесь, пожалуйста, по лавкам не стесняйтесь. Меня зовут Марьюшка, посмотрите, в какой красивой избе я живу. Внимательно посмотрите, что есть в моей избе. (Дети рассматривают избу).
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Расскажу, я вам сегодня о предметах быта в Русской избе, их назначении.
Но сначала отгадайте загадку:
Не крапива, а жжётся,
Не солнце, а печёт.
(Воспитатель подходит к изображению печки, кладет на неё руку).
Скажите ребята, что это?
Дети: Печ-ка.
Марьюшка: Печь - моя кормилица и помощница. Она не только обогревает дом. В печи я и готовлю, и хлеб пеку. Давайте рассмотрим печь.
Воспитатель называет и показывает детали печи: труба, заслонка, поддувало.
Марьюшка: - Кашу и щи я варю в специальном горшке. Он называется чугунок. Давайте повторим.
Дети: Чу – гу –нок.
Марьюшка: Молодцы! А что ещё можно сварить в чугунке?
Дети: Картошку, суп.
Марьюшка: А печь - то глубокая, жаркая, топиться дровами, руки туда не сунешь. Я достаю горячий чугунок из печи ухватом. Вон он за печкой стоит. Ухват - это палка, с надетой на неё с металлической рогаткой. Чем я достаю чугун из печи?
Дети:- Ух-ва-том.
Марьюшка:- Вот так молодцы, хорошо запомнили! Да, ребятки, много чего интересного есть у меня в избе. Да что это мы всё с вами говорим и говорим. Давайте поиграем. Игра называется « Как у Деда Трифона»
Русская народная игра « Как у Деда Трифона» (приложение 2)
Марьюшка: Ребята посмотрите, а это что такое?
(Подходит к колыбельке, в которой лежит кукла).
Дети: Кроватка!
Марьюшка: В старину её называли колыбелькой, куда клали малыша и качали.
Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки. Что можно о ней сказать?
Дети: Она красивая, похоже на корзинку.
Марьюшка: Ребята, а как вы думаете, что такое колыбельная?
Дети: Это песенка!
Марьюшка: Молодцы, правильно! Это песенка, под которую засыпает ребёнок. А давайте нашему Егорушке споём колыбельную? Споём?
Дети:Да.
Дети поют совместно с воспитателем
Баю, баюшки - баю
Я покой тебе дарю
Ветер в окнах к нам свистит,
Снег по улице, кружит
В небе звёздочка горит:
«Спи, сыночек,- говорит,-
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
Марьюшка: Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети: Да!
Марьюшка: А теперь посмотрите сюда: (подходит к самовару)
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Что это?
Дети: Са-мо-вар!
Марьюшка: Правильно ребятки, самовар. При помощи углей и сапога кипятили в нём воду для чая. Вода была вкусная с дымком, По вечерам у самовара собиралась вся семья. К чаю подавали несколько видов варенья, баранки, бублики. Так как я, ребята, вас ждала в гости, то замесила тесто. Вы поможете мне испечь бублики.
Дети: Да, поможем.
Воспитатель приглашает детей за столы, где лежат шарики из теста.
(приложение 3)
Марьюшка: Возьмите шарик, положите его на ладошку, другой ладошкой прикройте и движением «вперёд – назад» скатаем «колбаску». Теперь соединим два конца, и у вас получится бублик. (Воспитатель показывает движения).
Марьюшка: Ребята, а что нужно сделать потом?
Дети: Испечь.
Марьюшка: А где будем печь бублики?
Дети: В печке.
Марьюшка: Скажите, а чем мы будем вынимать бублики из печи?
Дети: Ухватом.
Марьюшка: Правильно! А теперь давайте приступим к работе. Когда будем делать бублики, приговариваем:
Кольцо не простое,
Кольцо золотое.
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье.
Ну и объеденье!
Звучит фонограмма песни «Москва златоглавая».
Самостоятельная деятельность детей, воспитатель помогает тем детям, которые затрудняются.
По окончании работы, дети совместно с воспитателям ставят,
противень с бубликами в печь.
Марьюшка: Ой! Как вкусно пахнет. Вы чувствуете, ребята?
Дети: Да.
Марьюшка: Они готовы, посмотрите.
С пылу, с жару, из печи
Они вкусны и горячи .
Угощайтесь, ребята, вкусными бубликами и сладким чаем.
Воспитатель предлагает детям попить чай из самовара с баранками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка проека "Заюшкина избушка"
Проект расчитан на 1 неделю и охватывает все направления развития....
Методическая разработка "Заячья избушка"
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы, с комментариями для показа открытого мероприятия для студентов....
Методическая разработка. Проект "Сказки у избушки"
групповой среднесрочный проект для детей старшего возраста...
Методическая разработка целенаправленной работы по театрализации литературного произведения русской народной сказки «Заюшкина избушка»
В методической разработке представлена схема перспективного планирования работы по театрализованной деятельности во второй младшей группе по русской народной сказке «Заюшкина избушка» (работа расчитан...
методическая разработка в подготовительной группе по математике «Заюшкина избушка»
методическая разработка по математике на основе сказочного сюжета....
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...