Марьюшкина избушка. методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Козлова Рафия Ряшитовна

                        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                           детский сад №67 г. Балаково Саратовской области

 

 

 

 

 Марьюшкина избушка.

Образовательная деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми второй младшей группы.

 

 

                                                                 Козлова Рафия Ряшитовна

                                           воспитатель 

                                                                 МБДОУ  детский сад № 67

                                                                             г.Балаково Саратовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 г.

 

 

 

 

 

Марьюшкина избушка.            

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Образовательные задачи:

·        Познакомить детей с  горницей, её убранством, с колыбельной песней как с жанром русского фольклора. 

·        Обогатить словарный запас детей.

Развивающие задачи: Развивать интерес и уважительное отношение к русской культуре русского народа.

Воспитательные задачи:  Воспитывать дружеские взаимоотношения

 

Возраст воспитанников:  3-4 года (вторая младшая группа).

 

Интеграция  образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.                    

 

 

Оборудование:  Образовательная деятельность проводится в мини – музее «Русская изба»,  русский народный костюм для воспитателя,  чугунок, ухват, колыбелька с куклой, самовар,  по две баранки на каждого ребёнка,  противень, чай.

Для самостоятельной деятельности детей: шарики из солёного теста по количеству детей, салфетки, дощечки, баночки с водой.

 

Предшествующая работа:  

·        разучивание  колыбельной « Баю, баюшки- баю»,

·        проведение русских народных игр,

·        рассматривание иллюстраций с изображением предметов русского быта,

·        чтение русских народных сказок,

·        загадывание загадок.

 

Словарная работа: ухват, чугунок, самовар.

 

 

 

Методика проведения:

 

Звучит  русская народная песня « Ах, вы сени мои, сени».

Дети друг за другом проходят в комнату.

Воспитатель в костюме  Марьюшки  встречает детей.

 

Марьюшка:  Здравствуйте, детишки мои милые, милости прошу ко мне в избу. Проходите, рассаживайтесь, пожалуйста,  по  лавкам не стесняйтесь. Меня зовут  Марьюшка, посмотрите, в какой красивой избе я живу. Внимательно посмотрите, что есть в моей избе. (Дети рассматривают избу).

           Слава нашей стороне,

           Слава русской старине!

           И про эту старину

           Я рассказывать начну,

           Чтобы дети знать могли

           О делах родной земли.

Расскажу, я вам сегодня о предметах быта в Русской избе, их назначении.

Но сначала отгадайте загадку:

Не крапива, а жжётся,

Не солнце, а печёт.

(Воспитатель подходит к изображению печки, кладет на неё руку).

Скажите ребята, что это?

Дети: Печ-ка.

Марьюшка: Печь - моя кормилица и помощница. Она не только обогревает дом. В печи я и готовлю, и хлеб пеку. Давайте рассмотрим печь.

Воспитатель называет и показывает детали печи: труба, заслонка, поддувало.

Марьюшка: - Кашу и щи  я варю в специальном горшке. Он называется  чугунок. Давайте повторим.

Дети: Чу – гу –нок.

Марьюшка:  Молодцы! А что ещё можно сварить в чугунке?

Дети:  Картошку, суп.

Марьюшка: А печь - то  глубокая, жаркая, топиться дровами, руки  туда не сунешь. Я  достаю горячий чугунок из печи ухватом. Вон он за печкой стоит. Ухват - это палка, с надетой на неё с металлической рогаткой. Чем я достаю чугун из печи?

Дети:- Ух-ва-том.

Марьюшка:- Вот так молодцы, хорошо запомнили! Да, ребятки, много чего интересного есть у меня в избе. Да что это мы всё  с вами говорим и говорим. Давайте поиграем. Игра называется « Как у Деда Трифона»

 

              Русская народная игра « Как у Деда Трифона»  (приложение 2)

 

Марьюшка:  Ребята посмотрите, а  это  что такое?

(Подходит к колыбельке, в которой лежит кукла).

Дети:  Кроватка!

Марьюшка: В старину её называли колыбелькой, куда клали малыша и качали.

Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки. Что можно о ней сказать?

Дети:  Она красивая, похоже на корзинку.

Марьюшка:  Ребята, а как вы думаете, что  такое колыбельная?

Дети: Это  песенка!

Марьюшка:  Молодцы, правильно! Это песенка, под которую засыпает ребёнок. А давайте нашему Егорушке споём колыбельную? Споём?

Дети:Да.

Дети поют совместно с воспитателем

 

           Баю, баюшки - баю

           Я покой тебе дарю

           Ветер в окнах к нам свистит,

           Снег по улице, кружит

          В небе звёздочка горит:

          «Спи, сыночек,- говорит,-

            Баю-баю-баю-бай

           Спи, Егорка, засыпай!»

Марьюшка: Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети: Да!

Марьюшка:  А теперь посмотрите сюда:  (подходит к самовару)

                         У носатого у Фоки

                         Постоянно руки в боки.

                         Фока воду кипятит

                         И как зеркало блестит.

Что это?

Дети: Са-мо-вар!

Марьюшка: Правильно ребятки, самовар. При помощи углей и сапога кипятили в нём воду для чая. Вода была вкусная с дымком, По вечерам у самовара собиралась вся семья. К чаю подавали несколько видов варенья, баранки, бублики. Так как я, ребята, вас ждала в гости, то замесила тесто. Вы поможете мне испечь бублики.

Дети:  Да, поможем.

 

Воспитатель приглашает детей за столы, где лежат шарики из теста.

                                                                                                         (приложение 3)

 

Марьюшка: Возьмите шарик, положите его на ладошку,  другой ладошкой  прикройте и движением «вперёд – назад» скатаем «колбаску». Теперь соединим два конца, и у вас получится бублик. (Воспитатель показывает движения).

Марьюшка: Ребята, а что нужно сделать потом?

Дети: Испечь.

Марьюшка: А где будем печь бублики?

Дети: В печке.

Марьюшка:  Скажите, а чем  мы будем вынимать бублики из печи?

Дети:  Ухватом.

Марьюшка:  Правильно! А теперь давайте приступим к работе. Когда  будем делать бублики,  приговариваем:

                         Кольцо не простое,

                         Кольцо золотое.

                         Блестящее, хрустящее.

                         Всем на загляденье.

                         Ну и объеденье! 

 

Звучит фонограмма песни «Москва златоглавая».

Самостоятельная деятельность детей, воспитатель помогает тем детям, которые затрудняются.

По окончании работы, дети совместно с воспитателям ставят,

противень с бубликами в печь.

 

Марьюшка:  Ой! Как вкусно пахнет. Вы чувствуете, ребята?

Дети: Да.

Марьюшка:  Они готовы, посмотрите.

                   С пылу, с жару, из печи

                   Они вкусны и горячи .

Угощайтесь, ребята, вкусными  бубликами и сладким чаем.

 

Воспитатель предлагает детям попить чай из самовара с баранками.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maryushkina_izbushka.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                           детский сад №67 г. Балаково Саратовской области

 Марьюшкина избушка.

Образовательная деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми второй младшей группы.

                                                                 Козлова Рафия Ряшитовна

                                           воспитатель  

                                                                 МБДОУ  детский сад № 67

                                                                             г.Балаково Саратовской области

2015 г.

Марьюшкина избушка.             

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Образовательные задачи: 

  • Познакомить детей с  горницей, её убранством, с колыбельной песней как с жанром русского фольклора.  
  • Обогатить словарный запас детей.

Развивающие задачи: Развивать интерес и уважительное отношение к русской культуре русского народа.

Воспитательные задачи:  Воспитывать дружеские взаимоотношения

Возраст воспитанников:  3-4 года (вторая младшая группа).

Интеграция  образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.                    

Оборудование:  Образовательная деятельность проводится в мини – музее «Русская изба»,  русский народный костюм для воспитателя,  чугунок, ухват, колыбелька с куклой, самовар,  по две баранки на каждого ребёнка,  противень, чай.

Для самостоятельной деятельности детей: шарики из солёного теста по количеству детей, салфетки, дощечки, баночки с водой.

Предшествующая работа:  

  • разучивание  колыбельной « Баю, баюшки- баю»,
  • проведение русских народных игр,
  • рассматривание иллюстраций с изображением предметов русского быта,
  • чтение русских народных сказок,
  • загадывание загадок.

Словарная работа: ухват, чугунок, самовар.

Методика проведения:

Звучит  русская народная песня « Ах, вы сени мои, сени».

Дети друг за другом проходят в комнату.

Воспитатель в костюме  Марьюшки  встречает детей.

Марьюшка:  Здравствуйте, детишки мои милые, милости прошу ко мне в избу. Проходите, рассаживайтесь, пожалуйста,  по  лавкам не стесняйтесь. Меня зовут  Марьюшка, посмотрите, в какой красивой избе я живу. Внимательно посмотрите, что есть в моей избе. (Дети рассматривают избу).

           Слава нашей стороне,

           Слава русской старине!

           И про эту старину

           Я рассказывать начну,

           Чтобы дети знать могли

           О делах родной земли.

Расскажу, я вам сегодня о предметах быта в Русской избе, их назначении.

Но сначала отгадайте загадку:

Не крапива, а жжётся,

Не солнце, а печёт.

(Воспитатель подходит к изображению печки, кладет на неё руку).

Скажите ребята, что это?

Дети: Печ-ка.

Марьюшка: Печь - моя кормилица и помощница. Она не только обогревает дом. В печи я и готовлю, и хлеб пеку. Давайте рассмотрим печь.

Воспитатель называет и показывает детали печи: труба, заслонка, поддувало.

Марьюшка: - Кашу и щи  я варю в специальном горшке. Он называется  чугунок. Давайте повторим.

Дети: Чу – гу –нок.

Марьюшка:  Молодцы! А что ещё можно сварить в чугунке? 

Дети:  Картошку, суп.

Марьюшка: А печь - то  глубокая, жаркая, топиться дровами, руки  туда не сунешь. Я  достаю горячий чугунок из печи ухватом. Вон он за печкой стоит. Ухват - это палка, с надетой на неё с металлической рогаткой. Чем я достаю чугун из печи?

Дети:- Ух-ва-том.

Марьюшка:- Вот так молодцы, хорошо запомнили! Да, ребятки, много чего интересного есть у меня в избе. Да что это мы всё  с вами говорим и говорим. Давайте поиграем. Игра называется « Как у Деда Трифона»

              Русская народная игра « Как у Деда Трифона»  (приложение 2)

Марьюшка:  Ребята посмотрите, а  это  что такое?

(Подходит к колыбельке, в которой лежит кукла).

Дети:  Кроватка!

Марьюшка: В старину её называли колыбелькой, куда клали малыша и качали.

Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки. Что можно о ней сказать?

Дети:  Она красивая, похоже на корзинку.

Марьюшка:  Ребята, а как вы думаете, что  такое колыбельная?

Дети: Это  песенка!

Марьюшка:  Молодцы, правильно! Это песенка, под которую засыпает ребёнок. А давайте нашему Егорушке споём колыбельную? Споём?

Дети:Да.

Дети поют совместно с воспитателем

 

           Баю, баюшки - баю

           Я покой тебе дарю

           Ветер в окнах к нам свистит,

           Снег по улице, кружит

          В небе звёздочка горит:

          «Спи, сыночек,- говорит,-

            Баю-баю-баю-бай

           Спи, Егорка, засыпай!»

Марьюшка: Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети: Да!

Марьюшка:  А теперь посмотрите сюда:  (подходит к самовару)

                         У носатого у Фоки

                         Постоянно руки в боки.

                         Фока воду кипятит

                         И как зеркало блестит.

Что это?

Дети: Са-мо-вар!

Марьюшка: Правильно ребятки, самовар. При помощи углей и сапога кипятили в нём воду для чая. Вода была вкусная с дымком, По вечерам у самовара собиралась вся семья. К чаю подавали несколько видов варенья, баранки, бублики. Так как я, ребята, вас ждала в гости, то замесила тесто. Вы поможете мне испечь бублики.

Дети:  Да, поможем.

Воспитатель приглашает детей за столы, где лежат шарики из теста.

                                                                                                         (приложение 3)

Марьюшка: Возьмите шарик, положите его на ладошку,  другой ладошкой  прикройте и движением «вперёд – назад» скатаем «колбаску». Теперь соединим два конца, и у вас получится бублик. (Воспитатель показывает движения).

Марьюшка: Ребята, а что нужно сделать потом?

Дети: Испечь.

Марьюшка: А где будем печь бублики?

Дети: В печке.

Марьюшка:  Скажите, а чем  мы будем вынимать бублики из печи?

Дети:  Ухватом.

Марьюшка:  Правильно! А теперь давайте приступим к работе. Когда  будем делать бублики,  приговариваем:

                         Кольцо не простое,

                         Кольцо золотое.

                         Блестящее, хрустящее.

                         Всем на загляденье.

                         Ну и объеденье! 

Звучит фонограмма песни «Москва златоглавая».

Самостоятельная деятельность детей, воспитатель помогает тем детям, которые затрудняются.

По окончании работы, дети совместно с воспитателям ставят,

противень с бубликами в печь.

Марьюшка:  Ой! Как вкусно пахнет. Вы чувствуете, ребята?

Дети: Да.

Марьюшка:  Они готовы, посмотрите.

                   С пылу, с жару, из печи

                   Они вкусны и горячи .

Угощайтесь, ребята, вкусными  бубликами и сладким чаем.

Воспитатель предлагает детям попить чай из самовара с баранками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка проека "Заюшкина избушка"

Проект расчитан на 1 неделю и охватывает все направления развития....

Методическая разработка "Заячья избушка"

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы, с комментариями для показа открытого мероприятия для студентов....

Методическая разработка. Проект "Сказки у избушки"

групповой среднесрочный проект для детей старшего возраста...

Методическая разработка целенаправленной работы по театрализации литературного произведения русской народной сказки «Заюшкина избушка»

В методической разработке представлена схема перспективного планирования работы по театрализованной деятельности во второй младшей группе по русской народной сказке «Заюшкина избушка» (работа расчитан...

методическая разработка в подготовительной группе по математике «Заюшкина избушка»

методическая разработка по математике на основе сказочного сюжета....

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...