Растения - фитотерапевты
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей с лекарственными растениями. Воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Растения – фитотерапевты»
Актуальность проекта: Работа в рамках экологического проекта «Растения – фитотерапевты» заключается в том, что на сегодняшний день во многих дошкольных учреждениях открыты фитобары, где дети пьют чай из лекарственных трав, которые растут в нашем крае. Дети должны знать о месте произрастания этих трав, почему они называются «лекарственными» и какие растения являются лекарственными?
Получив много интересной и полезной информации, дети будут бережнее относится к природе – ведь она приносит столько пользы!
Проблема. Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав.
Проблема. Несформированность у детей представления о лекарственных растениях о неразрывной связи человека и природы.
Объект исследования. Лекарственные растения, растущие на территории нашего детского сада.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Проект – долгосрочный
Участники проекта – дети логопедической группы ОНР, воспитатели, помощник воспитателя, родители.
Узнать какие лекарственные растения находятся на территории детского сада, какую пользу они приносят людям, и можно ли их вырастить самим.
Цель проекта. Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах. Развивать экологическое мышление; творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу. Формировать представление о лекарственных травах, о том, что человек и природа не смогут существовать друг без друга.
Задачи проекта:
- Вызвать интерес детей к объектам природы.
- Познакомить детей с лекарственными растениями, с их внешним видом, с их значимостью.
- Продолжать учить детей с помощью взрослых находить интересную и полезную информацию о растениях.
- Вызвать желание заниматься поисково-творческой деятельностью.
- Прививать детям практические навыки по выращиванию лекарственных растений, уходу и наблюдению за ними.
- Заготавливание семян , правильный сбор лекарственных растений.
Гипотеза: Познавательная деятельность детей в ознакомлении с лекарственными растениями должна носить комплексный характер (специально-организованные занятия, наблюдения, прогулки, развлечения, экспериментальная деятельность), а результаты ее должны фиксироваться в художественно-продуктивной деятельности, иначе знания детей останутся неполными.
Содержание проекта:
- Подготовительный этап
- Исследовательский этап
- Заключительный этап
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Выявление проблемы, разработка цели и задач.
2. Составление плана работы над проектом.
3. Подбор необходимого материала для разработки проекта: иллюстрации, засушенные лекарственные растения, исследования, рассказы, пословицы, стихи, загадки.
Работа с родителями: круглый стол «Поделитесь опытом», консультация для родителей «Могучий доктор»
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ
Деятельность воспитателя с детьми.
Планирование и проведение непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям:
«Познание» Экскурсия в зеленый уголок с лекарственными растениями. Знакомство детей с растениями. Рассмотреть их внешний вид, потрогать, понюхать.
Рассказ воспитателя о ценностях растений. Учить детей на практике использовать знания о лечебных свойствах (подорожник залечивает ранки, отвар календулы лечит горло).
Дневник наблюдений:
А) зарисовка растения;
Б) сбор листьев или цвета;
В) засушивание растения;
Г) приготовление отвара;
Д) чаепитие или применение отвара в других целях (полоскание, примочки).
«Социализация» игра «Больница» (дети лечат больных зверей).
«Коммуникация» Получение новой информации о лекарственном растении – мяте, с привлечением родителей (открытое занятие для родителей).
«Физическая культура» Физминутки «На берегу стояла Ива», «Как двигуются растения, когда дует ветерок».
«Здоровье» Приготовление витаминного чая (черная смородина, шиповник).
«Безопасность» Правила сбора лекарственных растений.
«Музыка» Прослушивание записи «Одинокий пастух» в исполнении оркестра Мориа (о любви к природе).
«Чтение художественной литературы» Загадки, стихи, рассказы.
«Художественное творчество» Зарисовка и подготовка выставки «Лекарственные растения», «Узнай по описанию» - работа с тетрадью в рисунках.
«Труд» Посадка календулы в цветнике. Сбор листьев мать и мачехи, подорожника.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Деятельность педагога с детьми. Зарисовка лекарственного растения со знаком, напоминающим о его применении при лечении.
Предполагаемые результаты. Изучить растительный мир участка детского сада. Найти и вырастить лекарственные растения. Научить детей различать и узнавать лекарственные растения, знать их ценность для человека; какими целебными свойствами они обладают и как правильно их нужно использовать. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Результаты реализации проекта:
▪ Каждый ребенок занимается с желанием
▪ Дети серьезно относятся к наблюдениям, знаниям
▪ Заинтересованы в исследовательской деятельности
▪ В работе используется индивидуальный подход к детям, сотрудничество ребенка и педагога
▪ В реализации проекта привлечены семьи детей.
Перспективный план по проекту с детьми логопедической группы ОНР
Тема | Время проведения | Цель |
«В царстве лекарственных растений» (беседа) | март | Познакомить детей с лекарственными растениями, с их лечебными свойствами. |
«О чем рассказал цветок мать и мачехи» | апрель | Расширять представления детей о мать – и - мачехе. Воспитывать бережное отношение к первоцветам. |
«Здравствуй, маленький цветок» (рисование) | апрель | Рассмотреть растение, предоставить возможность сделать зарисовки цветущего растения. |
«Душистая мята от всех болезней приятна» (рассказ-беседа) | май | Познакомить детей с разными видами мяты. |
Сбор информации о различных видах мяты (совместно с родителями) | июнь | Активизировать познавательную деятельность участников проекта. |
Обыкновенная календула | июнь | Рассказать детям о целебных свойствах календулы, вызвать желание выращивать ее на участке. |
Посев семян на грядке | май | Прививать детям практические навыки по выращиванию лекарственных растений. |
Наблюдение за ростом растений | июль | Учить детей фиксировать изменения внешнего вида растения в «Дневнике наблюдения». |
Экскурсия по экологической тропе «Волшебный листок» | июль | Заинтересовать рассказом «Следы белого человека» о новом лекарственном растении (подорожнике). Вызвать желание заниматься поисково-творческой деятельностью. |
Сбор лекарственных растений | август | Учить правильному сбору лекарственных растений на участке детского сада, их сушке, сортировке, хранении. |
Рисование «Лекарственные растения» | сентябрь | Развивать умения детей изображать растения с их характерными особенностями, со знаком напоминающим о его применении при лечении. |
Детская игра «Узнай целебную травку» | сентябрь | Учить узнавать растение по описанию, по внешнему виду. |
Открытое мероприятие для родителей «Будем лечиться вместе» | октябрь | Уметь применять полученные сведения на практике. Расширять представления о неразрывной связи человека и природы. |
ЗАНЯТИЕ
«Поможем Айболиту»
Цель: Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности.
Закреплять знания детей о лекарственных растениях и о том, какую пользу они приносят.
Вызвать желание беречь и охранять природу.
Методические приемы: Чтение отрывка из сказки «Доктор Айболит». Вопросы к детям: Какие лекарственные растения мог применять Айболит? Можно ли растения вблизи дорог и заводов? Игра в больницу. Физминутка. Детская игра «Узнай целебную траву». Чаепитие.
Оборудование: Атрибуты к игре «Больница», альбомы с засушенными травами, стеклянные баночки с лекарственными травами.
Постановка проблемы
Воспитатель: Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок, и паучок, и медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
- Ребята, как вы думаете, чем лечил зверей Айболит? Какие лекарственные растения мог применять Айболит?
- Где и когда он их собирал?
- Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог и промышленных предприятий?
- Как правильно сушить и хранить лекарственные растения?
А сейчас я предлагаю вам поиграть в больницу. Так как Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
Исследовательская деятельность.
- У нашего Мишки болит горло, давайте порекомендуем ему лечение? (совет детей). Правильно, очень полезен отвар календулы. Им можно полоскать горло.
- А у нашей Лисички простуда и сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (ответы). Очень полезно будет пить ей отвар из мать-и-мачехи, а также подорожника.
- Вы обратили внимание, какая бледная обезьяна? У нее нет сил. Что же делать? (ответы). Ну конечно же, ей поможет отвар боярышника, шиповника, зверобоя.
- Как жалко бедного зайчика: его так знобит. Наверное он простыл. Что ему нужно дать, чтобы он пропотел? Зайчику поможет отвар липы и чай из малины.
Ребята вот мы и полечили больных зверей. Они говорят вам спасибо.
А сейчас мы поиграем с вами в игру «Узнай целебную траву»
Наша медсестра сделала для нас и для больных зверят отвары из разных трав. Мы сейчас будем их пробовать и называть, для чего они полезны. Вообще легче пойти аптеку и купить готовые лекарства, но народная медицина издавна лечит болезни лекарственными растениями, и нам тоже надо их знать и применять, тол0ько правильно.
Заключительная часть (самостоятельная деятельность)
Давайте, ребята, нарисуем знакомое вам лекарственное растение и придумаем знак, напоминающий о его применении при лечении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Проект «Растения-фитотерапевты. Какие они?»
Проблема. В чем заключается ценность лекарственного растения мать-и-мачехи? Место защиты: коридор группы детского сада....
проект "Растения Фитотерапевты. Какие они?
Мы с детьми узнали какие лекарственные растения находятся на территории детского сада, какую пользу они приносят. Самым интересныем в реализации проекта было предложение о публикации статьи в детсадов...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее? Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображе
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее?Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растенияИгровая задача: найти картинку с изображением ...
Проект "Фитотерапевты"
Актуальностью данного проекта является то, что в современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Не смотря на успехи в синтезе лекарств и на достижения в лечении ...
Проект "Растения фитотерапевты"
Проект "Растения фитотерапевты . Цель: Проблема: узнать, какие есть лекарственные растения, какую пользу они приносят людям, можно ли их вырастить самим...
Проект "Растения-фитотерапевты"
У Матери-Природы загадки и тайны на каждом шагу, но, пожалуй, больше всех их среди растений. Все они прекрасны и им нет дела до того, что их делят на лекарственные и ядовитые. Их дело расти и цвести, ...