Проект "Растения-фитотерапевты"
проект по окружающему миру (старшая группа)
У Матери-Природы загадки и тайны на каждом шагу, но, пожалуй, больше всех их среди растений. Все они прекрасны и им нет дела до того, что их делят на лекарственные и ядовитые. Их дело расти и цвести, а наше - изучать и применять их для своей пользы. Растения окружают людей на протяжении всей жизни, являясь элементом их нормального существования и здоровья, поэтому важно научить ребенка видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого зависит от отношения к нему людей. С ранних лет нужно воспитывать осознанно - правильное отношение к природе, научить познавать, изучать и бережно относиться к ее объектам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya-fitoterapevty_proekt.docx | 209.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш»
Проект
«Растения-фитотерапевты»
Подготовила воспитатель:
Дмитриева К.В.
г. Данилов
2021
Паспорт проекта
Тема проекта: «Растения - фитотерапевты»
Творческое название: «Зеленые целители»
Вид проекта – исследовательский
Участники: педагоги, дети, родители
Продолжительность проекта: среднесрочный
Цель: осознание детьми ценности растений для людей.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к свойствам лекарственных растений, активизировать их умственную деятельность.
- Формировать представления о лекарственных растениях, о том, что природа источник не только красоты, но и пользы. Дать понятие - фитомодули.
- Воспитывать доброжелательность, стремление помочь ближнему, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Проблема: почему растения называют зеленой аптекой?
Актуальность. У Матери-Природы загадки и тайны на каждом шагу, но, пожалуй, больше всех их среди растений. Все они прекрасны и им нет дела до того, что их делят на лекарственные и ядовитые. Их дело расти и цвести, а наше - изучать и применять их для своей пользы. Растения окружают людей на протяжении всей жизни, являясь элементом их нормального существования и здоровья, поэтому важно научить ребенка видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого зависит от отношения к нему людей. С ранних лет нужно воспитывать осознанно - правильное отношение к природе, научить познавать, изучать и бережно относиться к ее объектам.
Аннотация. В наш век научно-технического прогресса человечество, как ни странно, все чаще обращается к своему прошлому, как неисчерпаемому источнику мудрости, возрождает старые традиции, использует опыт своих предков для решения насущных проблем. Это происходит и в области медицины. Сегодня мы понимаем, насколько велика целительная сила природы, растений, насколько эффективны и безопасны простые «бабушкины рецепты» и с успехом пользуемся ими, тем более что приготовление таких лекарственных средств не составляет особого труда. Травы по эффективности во многих случаях не уступают таблеткам и сравнительно безопасны. Природа щедра только с теми, кто относиться к ней с уважением и любовью.
Человек может быть здоровым только в том случае, если живет в ладу с окружающим миром и подчиняется законам природы.
Мир, окружающий ребенка это, прежде всего, мир природы.
Приобщение ребенка к тайнам природы воспитывает у него познавательный интерес, учит ориентироваться в разнообразном мире природы, развивает мышление, пробуждает эстетические чувства. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит их не только смотреть, но и видеть, то дети научаться пользоваться тем, что дала нам природа и в то же время любить и беречь ее.
Проект рассчитан на один месяц. В проекте предусмотрены наблюдения, экскурсии, интегрированные занятия, занятия по ознакомлению с окружающим, продуктивная деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, игры.
Проект предусматривает работу с родителями. Родителям предлагается собрать материал о целебных растениях, познакомить с ним детей, участвовать в подготовке презентации проекта.
Взаимодействие специалистов в работе над проектом
Воспитатели. Цель: вызвать интерес у детей к лекарственным растениям, познакомить с их целебными свойствами и применением. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Педагог (в изобразительной деятельности). Цель: формировать интерес к растениям, желание передавать в рисунках свои впечатления, сходство с натурой. Совершенствовать технические навыки.
Медицинский работник. Цель: познакомить детей и родителей с правилами заготовки лекарственных растений и их использованием.
Этапы проекта
Этап | Дети | Педагоги | Родители |
Подготовительный | Входят в проблему | Формируют проблему, знакомят с ней детей и родителей | Знакомятся с проблемой |
Проектировочный | Вживаются в игровую ситуацию | Уточняют проблему, ставят задачи, планируют деятельность детей и взрослых. | Принимают задачу |
Практический | Знакомятся с лекарственными растениями, проводят исследовательскую деятельность, проживают полученные представления в продуктивной деятельности | Собирают материал о лекарственных растениях, знакомят с ним детей, проводят запланированные мероприятия | Осуществляют помощь в сборе материала, подборе литературы, в оформлении |
Презентация | Участвуют в презентации проекта «Заколдованные растения» | Оформляют весь собранный материал, готовят открытое мероприятие. | Помогают в организации презентации проекта, учат стихи с детьми, готовят костюмы. |
Фитотерапия. Рецепты укрепляющих настоев.
Зимой и ранней весной детскому организму не хватает витаминов, поэтому в рацион питания рекомендуется включать витаминные сборы и чаи, общеукрепляющие настои, которые являются, важны средством для поднятия защитных сил организма.
При приготовлении настоев не рекомендуется пользоваться металлической посудой во избежание реакции активных веществ растительного сырья с металлом. Следует использовать эмалированную или глиняную посуду. Сырье после приготовления следует отжать в нескольких слоях марли. Принимать фитопрепараты следует за 15 – 20 минут до еды. Срок реализации напитков и отваров – 1 ч.
Витаминные чаи и сборы очень разнообразны. Они состоят из цветков, листьев, ягод, иногда корней растений.
ЛИМОННО-ЧЕСНОЧНЫЙ НАСТОЙ.
Пропустить через мясорубку один лимон вместе с цедрой и косточками и одну среднюю головку чеснока, залить 1 л теплой кипяченой воды и настаивать 2-3 дня. Употреблять 2 раза в день по чайной ложке за полчаса до еды. Настой способствует повышению иммунитета. Детям его дают перед обедом и ужином в зимний период.
ОТВАР ШИПОВНИКА.
На 0,.5 стакана шиповника – 5 стаканов воды. Сушенные, очищенные от семян, волосков и измельченные плоды шиповника быстро промыть холодной водой и сразу залить кипятком. Кипятить 10 минут в посуде с плотно закрытой крышкой. Настаивать в течении 3-4 ч в прохладном месте, затем процедить через сложенную в несколько слоев марлю. Если готовить отвар из целых, неизмельченных плодов шиповника, надо брать 20г плодов на 200 г воды и отвар настаивать не менее 10 – 12 часов (до 24ч). Отвар богат витамином С. Давать детям после сна вместе с фруктами, можно чередовать его через 2 недели с некрепким зеленым чаем или соком.
НАПИТОК ЯНТАРНЫЙ.
Ягоды рябины – 50г, яблочный сок – 100г, сахар – 15г, вода – 50г. Ягоды рябины ошпарить, отжать, соединить с соком рябины, яблочным соком, водой и сахаром.
ЧАЙ МЯТНЫЙ.
Вода – 180г, чай – 3г, сахар – 15г, мята – 1 чайная ложка. Заварить чай с мятой и сахаром. Дать настояться, процедить.
"ПОМОРСКИЙ ЧАЙ"
0,5 стакана смеси из равных частей измельченных плодов рябины обыкновенной, рябины черноплодной, листьев крапивы, травы зверобоя, гриба чага залить 5 стаканами кипятка, настаивать в течение 1 часа, затем процедить.
Витаминный напиток обладает иммунно - стимулирующим действием, способствует снятию физической и умственной усталости.
НАПИТОК КЛЮКВЕННЫЙ.
300 г клюквы протирают и отжимают сок. Мезгу заливают 2,1л горячей воды, варят 5- 8 минут, процеживают. Добавляют 250 г сахара, доводят до кипения, вливают сок клюквы, второй раз доводят до кипения и охлаждают.
ВИТАМИННЫЙ ЧАЙ.
Витаминные чаи подают детям на полдник вместе с фруктами. При их приготовлении следует соблюдать указанные пропорции, так как высокая концентрация активных веществ может нанести вред организму.
1 Плоды шиповника – 1; ягоды смородины – 2
2 Плоды шиповника – 1; плоды рябины – 2
3 Плоды шиповника – 1; плоды брусники – 1
4 Плоды шиповника – 1; плоды малины – 1
5 Листья крапивы – 3; плоды рябины – 7
6 Плоды шиповника – 3; плоды брусники – 1; листья крапивы – 3
7 Плоды шиповника – 3; ягоды смородины – 1; листья крапивы – 3; корнеплод моркови – 3
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ: 1 столовую ложку смеси кипятить 10 минут в 2-х стаканах кипятка, настоять 4 часа в плотно закрытой посуде, процедить. Пить по полстакана 1 раз в день.
Напитки выставляют в стаканчиках с соломкой. Норма отпуска оздоровительных напитков 100-150 г.