Экспериментирование детей дошкольного возраста
консультация по окружающему миру на тему

Соколова Ольга Геннадьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_mol._spets.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Экспериментирование детей дошкольного возраста»

Проблема саморазвития и развития является центральной при построении любой программы для детей дошкольного возраста. Анализ целого ряда работ (Запорожец, Эльконин, Комарова, Лисина и др.) дает право опираться на выделение двух типов детской активности.

1 Собственная активность, полностью определяемая самим ребенком, его внутренним состоянием. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий её цели, ищущий пути и способы их достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества.

2 Активность, стимулируемая взрослым, который организует деятельность ребенка, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок  получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Весь процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, который действует с ними как со своими собственными.

Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем  универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной.

К саморазвитию имеет непосредственное отношение  экспериментирование. Многолетние исследования экспериментирования  (Леонтьев, Новоселова, Поддьянов и др.) позволяют сформулировать следующие основные положения:  

  1. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащие в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
  2. В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования),  продуктов детского творчества – новых построек, рисунков,  сказок (продуктивная форма экспериментирования).
  3. Экспериментирование  лежит в основе любого процесса детского творчества.
  4. В экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
  5. Экспериментирование во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни,  другие виды деятельности, в том числе и игровую.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Значение опытов

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младших и средних группах воспитатели используют лишь отдельные поисковые действия.

Методика проведения опыта

Опыт всегда  должен строиться на  основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям или животным.

В  детском  саду  проводятся   опыты    с     предметами   неживой     природы,  

растениями, животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

Для младших дошкольников взрослый является непосредственным участником, что свидетельствует о субъективной самостоятельности  детей. Для детей старшего дошкольного возраста взрослый становится советчиком, партнером, ориентиром в выборе преобразующей деятельности.

Накопление, систематизация, использование  и преобразование опыта детей в  деятельности опосредованной естественными и специально созданными условиями развивающей среды. Главное требование к среде – развивающий характер.

В  программе «Ребенок в мире поиска», которая может быть использована и в программе «Радуга», представлены следующие микроблоки:

  1. Лаборатория «Почемучка»;
  2. Уголок природы;
  3. Центр преобразования «Мастерилки»;
  4. Уголок  «Знайки»;
  5. Информационная копилка;
  6. Игротека;
  7. Уголок моделирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса к экспериментированию детей дошкольного возраста

·              Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может ле...

Сообщение на тему : Детское экспериментирование детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности..

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum»,что переводится как «проба, опыт». экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем с...

Статья «Экспериментирование детей дошкольного возраста с различными материалами в условиях дистанционного обучения»

quot;Дистанционное образование представляет собой взаимодействие педагога и детей на расстоянии, отражающеевсе присущие учебному процессу компоненты (Цели, содержание, методы, организационные формы, ...

Экспериментирование детей дошкольного возраста через экологическую среду

Статья об эксмериментированной деятельности детей в дошкольном возрасте. Цели, задачи и рекомендации...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...