Экспериментирование детей дошкольного возраста
консультация по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Консультация
«Экспериментирование детей дошкольного возраста»
Проблема саморазвития и развития является центральной при построении любой программы для детей дошкольного возраста. Анализ целого ряда работ (Запорожец, Эльконин, Комарова, Лисина и др.) дает право опираться на выделение двух типов детской активности.
1 Собственная активность, полностью определяемая самим ребенком, его внутренним состоянием. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий её цели, ищущий пути и способы их достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества.
2 Активность, стимулируемая взрослым, который организует деятельность ребенка, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Весь процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, который действует с ними как со своими собственными.
Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной.
К саморазвитию имеет непосредственное отношение экспериментирование. Многолетние исследования экспериментирования (Леонтьев, Новоселова, Поддьянов и др.) позволяют сформулировать следующие основные положения:
- Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащие в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
- В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок (продуктивная форма экспериментирования).
- Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
- В экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
- Экспериментирование во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, другие виды деятельности, в том числе и игровую.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Значение опытов
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младших и средних группах воспитатели используют лишь отдельные поисковые действия.
Методика проведения опыта
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям или животным.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы,
растениями, животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.
Для младших дошкольников взрослый является непосредственным участником, что свидетельствует о субъективной самостоятельности детей. Для детей старшего дошкольного возраста взрослый становится советчиком, партнером, ориентиром в выборе преобразующей деятельности.
Накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредованной естественными и специально созданными условиями развивающей среды. Главное требование к среде – развивающий характер.
В программе «Ребенок в мире поиска», которая может быть использована и в программе «Радуга», представлены следующие микроблоки:
- Лаборатория «Почемучка»;
- Уголок природы;
- Центр преобразования «Мастерилки»;
- Уголок «Знайки»;
- Информационная копилка;
- Игротека;
- Уголок моделирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса к экспериментированию детей дошкольного возраста
Памятка для родителей...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса к экспериментированию детей дошкольного возраста
· Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может ле...
Сообщение на тему : Детское экспериментирование детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности..
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum»,что переводится как «проба, опыт». экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем с...
Статья «Экспериментирование детей дошкольного возраста с различными материалами в условиях дистанционного обучения»
quot;Дистанционное образование представляет собой взаимодействие педагога и детей на расстоянии, отражающеевсе присущие учебному процессу компоненты (Цели, содержание, методы, организационные формы, ...
Экспериментирование детей дошкольного возраста через экологическую среду
Статья об эксмериментированной деятельности детей в дошкольном возрасте. Цели, задачи и рекомендации...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Экспериментирование в старшей группе)
конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воздуха"...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...