Консультация для родителей «Экспериментирование детей дошкольного возраста дома с родителями»
консультация

Татьяна Петровна Синицкая

Любопытство детей доставляет родителям немного хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою любознательность. И взрослым необходимо помочь им – создать благоприятную среду, в которой ребенок находил бы ответ на свои многочисленные вопросы. В домашних условиях родители могут очень многое дать своему малышу, развивая в нем те качества и умения с помощью простых, но эффективных приемов: игр, упражнений, наблюдений и экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sinitskaya_t.p.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Синицкая В.А.

Синицкая Т.П.

Консультация для родителей «Экспериментирование детей дошкольного возраста дома с родителями»

Аннотация. Любопытство детей доставляет родителям немного хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою любознательность. И взрослым необходимо помочь им – создать благоприятную среду, в которой ребенок находил бы ответ на свои многочисленные вопросы. В домашних условиях родители могут очень многое дать своему малышу, развивая в нем те качества и умения с помощью простых, но эффективных приемов: игр, упражнений, наблюдений и экспериментов.

Ключевые слова: дети, эксперимент, опыт, игра.

 

Хотелось бы поговорить с вами на такую тему, как экспериментирование с детьми дошкольного возраста.

В каждом ребенке присутствует стремление к познанию окружающего мира. Малыши каждый день усердно пытаются открыть что-то новое и у них всегда накапливается огромное количество вопросов. Возможно, есть разные пути объяснить им определенные феномены, но самым наглядным способом является детское экспериментирование. Эти опыты помогают развивать речь, мышление, логику и творческие способности, а также демонстрируют связи между живым и неживым в природе.

Во время экспериментирования малыш получает возможность удовлетворить свою любознательность, найти ответ на интересующие его вопросы: «Почему? Зачем? Как?  Что будет если…?»

Огромный интерес проявляется у детей к познанию окружающего, когда они сами обнаружат и поймут новые свойства предметов, их свойства и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставить детям возможность приобретать знания самостоятельно.

Организуя дома несложные опыты и эксперименты, вам потребуется только желание, немного фантазии и некоторые научные знания.

Любое место в доме может стать местом для эксперимента. Ребёнок научится определять лучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт) тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, быть с элементами неожиданности и необычности.

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента) тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен найти самостоятельно пути решения поставленной проблеме)

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

Интересуйтесь у детей, что стало с предметами и почему?  Пусть ребята сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, можно обратиться к справочной литературе, и совместно найти объяснение результату.

Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. 

Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.   Разрешите ребенку играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Интересуйтесь, куда вода легче набирается? Куда воды больше поместится? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул?

Ещё пример - кухня – это место, где малыш зачастую мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, организуйте соревнования между юными исследователями. Установите на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Интересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Дети пусть сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, обратитесь к справочной литературе.

Мы предлагаем вам перечень экспериментов и опытов, которые можно провести дома:

 «Тонет, не тонет»

 Цель: узнать, почему пустая бутылка не тонет, а наполненная водой тонет

 Материал: большой таз, вода, две пластиковые бутылки с пробками

 Процесс:

 Плотно закройте пробкой пустую пластиковую бутылку

 Опустите  ее в большую ёмкость с водой.

 Постарайтесь «утопить» бутылку.

 Налейте в другую пластиковую бутылку воды, закройте  пробкой

 Опустите бутылку с водой в большую емкость с водой

 Итог:  пустая бутылка не утонула, наполненная водой утонула

 Вывод: Почему? В первой бутылке был воздух, во второй – вода. Воздух легче воды, поэтому первая бутылка плавала, а вторая опустилась на дно, потому что вода имеет вес.

«Свежее - несвежее»

Цель: определить, где свежее яйцо, где несвежее

Материал: два сырых яйца, два стеклянных стакана, графин с водой

Процесс:

Наполнить один стакан водой

Осторожно опустить в него одно  яйцо. Что с ним будет?

Наполнить второй стакан водой, осторожно опустить в него второе яйцо. Что происходит?

Итог: опустилось на дно стакана - яйцо свежее, плавает чуть выше дна  - не достаточно  свежее,  плавает на поверхности - яйцо несвежее.

Вывод: Почему? При долгом хранении в  яйце происходит  разложения  белка и желтка (портятся). Воздух и газы, которые скапливаются в старом яйце, легче воды. Поэтому, будучи опущено в воду,  такое яйцо всплывает на поверхность, а свежее яйцо тяжелее и опускается на дно стакана.

«Мыльные пузыри»

Цель: сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Вывод: Почему?   Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Послушный кораблик»

Цель: познакомить детей со статическим электричеством.

Материал: тонкая бумага; шерстяная ткань; пластиковая линейка; вода; пластиковый таз.

Процесс:

Наполните таз водой почти доверху.

Сделайте из бумаги кораблик в стиле оригами.

Опустите кораблик на воду.

Потрите линейку о ткань и поднесите её к кораблику.

Итог:

 Кораблик будет послушно следовать за линейкой.

Вывод: Почему? Тела с разными зарядами (положительными и отрицательными) притягиваются.

 При натирании о шерстяную ткань линейка электризуется, то есть на ее поверхности возникает отрицательный электрический заряд. Когда линейку подносите к бумажному кораблику, то на его поверхности так же мгновенно появляется электрический заряд, но противоположного знака – положительный. Кораблик притягивается к линейке и следует за ней.

«Волшебный шарик»

Цель: показать, что предметы не только притягиваются, но и отталкиваются друг от друга

Материал: два небольших воздушных шарика; насос для надувания шариков; обычные нитки, чтобы подвесить шарик; деревянная линейка; ложка из нержавеющей стали; любая шерстяная или меховая вещь.

Процесс:

Надуть один шарик и ниткой  привязать  к столу

Потереть этим шариком о шерстяную (меховую) вещь

Проверить, притягивается ли шарик к руке, линейке, ложке

Надуть второй шарик

Потереть этим шариком о шерстяную (меховую) вещь

Поднести к шарику,  который подвесили.  ВОТ ЭТО ДА!

Итог: Шарики отталкиваются друг от друга, а линейку, ложку притягивают к себе.

Вывод: Почему?  После того, как  подвешенный шарик потёрли о шерстяную (меховую) вещь, он получил на себя  отрицательный заряд. Рука, ложка и деревянная линейка не имеют заряда, поэтому подвешенный шарик  старается притянуться к этим предметам, чтобы уравновесить свой заряд.

Второй шарик, когда потёрли шерстяной (меховой) вещью, он также как и первый шарик получил отрицательный заряд. Предметы с одинаковым зарядом всегда отталкиваются друг от друга. Именно поэтому шарики отталкиваются друг от друга – они оба отрицательно заряжены.

На основе наших рекомендаций, вы можете сами в домашних условиях придумать свой эксперимент, который будет интересен вашему ребенку. Играйте, наблюдайте, исследуйте и экспериментируйте! Ведь экспериментирование – более успешный путь ознакомления с окружающим миром и эффективный способ развития мыслительных процессов, а также формирования самостоятельности и активности личности, что очень важно в современном активном мире.

Литература:

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников в дошкольных учреждениях. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Синицкая В.А., воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад»  Полтавского района, Омской области.;

Синицкая Т.П., воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад» Полтавского района, Омской области.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...

Памятка для родителей. "Безопасность детей дошкольного возраста дома"

Эта памятка родителям о безопасности детей дома поможет вам и вашим детям чувствовать себя в безопасности....

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста дома с родителями. Комплекс простых упражнений

Правильная осанка — это важная составляющая общего здоровья. Заботиться о состоянии спины необходимо с детства, ведь сколиоз и другие проблемы с позвоночником начинаются у детей с младшего школь...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей.

quot;Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей."В этой статье собран материал, который может быть полезен, как родителям, имеющим детей с...

Памятка для родителей Безопасность детей дошкольного возраста дома

Памятка для родителей Безопасность детей дошкольного возраста дома...

Памятка для родителей «Безопасность детей дошкольного возраста дома»

     Уважаемые родители!       Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!...

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей «Читаем дома" 15.07.2023

Сказки – первые увлекательные истории в жизни каждого ребенка. Книжки со сказками открывают ему удивительный мир, в котором добро побеждает зло, где волшебники и феи приходят на помощь в трудный...