Планирование работы с детьми старшего возраста по ознакомлению с окружающим на основе народного календаря.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Закрепление у детей знания об окружающей природе, привлечение их внимания к русскому фольклору, знакомство с обычаями нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступительное слово
Неиссякаемым источником народного творчества является природа родного края. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса и т.д. – это целый мир переживаний. Мы стремимся приблизить детей к природе путем непосредственного общения с нею: даем почувствовать воду – ее температуру, движение, сопротивляемость, почувствовать и землю, и песок, и снег. Мы, конечно, приучаем детей видеть красоту природы. Проводя с детьми наблюдения в природе ( прилет и отлет птиц, появление и опадание листвы, посевные и уборочные работы и т.д.) мы заметили, что они перекликаются с приметами того или иного дня народного календаря. Исходя из этого, составили годовое планирование по ознакомлению детей с окружающим на основе ознакомления с русской народной культурой. Мы не акцентируем внимание детей на определенном дне, а рассказываем им лишь о том, чем тогда занимались наши предки. Проводя с детьми наблюдение в природе, что и наши предки в отдаленные времена, мы соблюдаем один из основных принципов – принцип наглядности. Например, 7 сентября, на Тита-грибного, можно выставить в группе грибы и желтеющие листья, наглядно показать, как маскируется гриб в природе. Опираясь на сведения из народного календаря, мы рассматриваем, повторяем и закрепляем такие лексические темы, как «Домашние и дикие животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Златки», «Ягоды», «Грибы», «Цветы». Воспитательные и образовательные задачи решаются в совместно и индивидуальной деятельности с детьми. Сообщая детям, что делали в тот или иной день наши предки, мы подчеркиваем, как бережно относились они к природе. Например, когда начинали собирать рябину, то часть оставляли на кусту – на пропитание зимой птицам. Пример такого бережного отношения к природе мы закрепляем в сознании детей тем, что вместе с ними подкармливаем зимой птиц. Мы стараемся подобрать соответствующий наглядный материал: картинки, иллюстрации из книг, открытки, гербарии, муляжи, натуральные объекты и т.д. Работу с народным календарем мы ведем в разной форме, учитывая знания, интересы, индивидуальные особенности: с дежурными ли в уголке природы, одевая ли ребят на прогулку, гуляя ли с ними на участке и т.д. Мы ставим перед собой задачу закрепить у детей знания об окружающей природе, привлечь внимание детей к русскому фольклору и познакомить их с обычаями нашего народа.
Планирование работы с детьми старшего возраста по ознакомлению с окружающим на основе народного календаря.
Дата | Наблюдение за природой |
3 сентября День бабы Василисы–льняницы 5 сентября Луппа–брусничник 7 сентября Тит–грибной 13 сентября Куприянов день 28 сентября Никита-гусятник | Веточка льна или картинка с его изображением. Рассказать детям об этом растении. Женщины в этот день приступали к уборке льна. Веточка брусники или картинка с ее изображением. Рассказать детям, что по народной примете в этот день брусника поспела. Почему у нее жесткие листья и твердая оболочка у ягод. Вспомнить название других лесных ягод. Муляжи грибов или картинки с их изображением. Провести беседу о грибах с экологической направленностью. Овощи, рассмотреть их, сравнить между собой. Познакомить с понятием «корнеплод» (морковь, свекла, картофель). С этого дня начиналась их уборка. Картинки с изображением перелетных птиц. Сообщить детям, что в этот день гуси улетают на юг. Почему они улетают? |
14 октября Покров 22 октября Яков-деревопилец 28 октября Ефимий | Рассказать детям, что в этот день октября осень поворачивает на зиму, может выпасть даже снег. Картинки с изображение различных деревьев. Рассказать об их пользе детям. Рассказать детям, что в этот день крестьяне занимались заготовкой дров на зиму. Рассказать детям о том, как насекомые зимуют. Сообщить детям, что по народным приметам в этот день все мушки и зверюшки в норку лезут-там теплее. |
12 ноября Зиновий-синичник 19 ноября Павел и Варлаам-ледоставы | Картинки с изображением птиц-зимников. Рассказать, чем питаются птицы, почему им необходима подкормка. В этот день развешивают птичьи кормушки. Рассматривание льда, проведение опыта (не тонет, тает). В этот день на многих реках появляется лед, идет ледостав. |
8 декабря Климент 10 декабря Роман | Прялка, веретено, пяльца, коклюшки или иллюстрации с их изображением. Рассказать детям, что в этот день женщины подсаживались ближе к окошкам с веретеном и прялкой, пяльцами или коклюшками и принимались за рукоделие. Картинки с изображением пресноводных рыб. Рассматривание, найти общее в строении тела разных рыб. Рассказать, как зимуют рыбы (хоронятся в ямах, омутах). |
14 января Васильев день 21 января Емельян | Картинка с изображением свиньи, рассматривание, беседа об этом животном. Рассказать детям о том, что в этот день отмечали Новый год. На праздничном столе обязательно должно быть блюдо из поросенка. Наблюдение за снегом, определить его свойства. В этот день чаще всего метет метель. В долгие зимние вечера, лежа на печи, бабушки рассказывали своим внучатам сказки. |
14 февраля Трифон-перезимник 17 февраля Николай студеный 20 февраля Лука | Наблюдение за небом (рано утром или вечером). Рассказать детям, что в эту пору часто происходит звездопад. Картинка с изображением лисы. Беседа об этом животном, о его пользе. Рассказать детям, что крестьяне замечали: собираются в этот день лисы на поляне в лесу и будто танцуют, красуются друг перед другом. За несколько дней посадить лук в банку с водой. Наблюдать, как он прорастает. Сообщить ребятам, что сегодня по народному календарю Луков день-пекут пирожки с луком. |
9 марта Обретение 13 марта Василий-капельник 17 марта Герасим-грачевник 22 марта Сороки 30 марта Алексей-кувшин пролей | Картинки с изображением птиц-зимников (синицы, сороки, воробья). Рассказать, что в этот день птицы начинают вить гнезда, а перелетные-прилетать из теплых стран. Наблюдение за капелью. Рассказать детям, что в этот день начинает таять снег на крышах. Картинка с изображением грача. Рассматривание, рассказ о повадках этих птиц. Сообщить ребятам о том, что в этот день прилетают грачи, приносят на своих крыльях из жарких стран весну. Наблюдение за увеличением светового дня: «С ночью день меряется». Картинки с изображением ласточки, журавля, жаворонка. Вспомнить название этих перелетных птиц и рассказать об их образе жизни. Сообщить детям, что в этот день пекут из теста булочки в виде жаворонков. Так отмечают возвращение птиц из жарких стран домой. Наблюдение за таянием снега, послушать журчание ручейков, пустить по ним кораблики. Рассказать детям, что с этого дня повсеместно тает снег, появляются ручьи. |
7 апреля Благовещение 15 апреля Тит-ледолом 20 апреля Акулина 25 апреля Василий 29 апреля Арина-рассадница | Рассказать детям, что сегодня один из самый почитаемых в народе праздников весны. В этот день даже солнце радуется, «играет», зацветает верба. Картинки с изображение весеннего половодья. Рассказать детям, что в этот день начинает вскрываться лед на реках, почему? Рассматривание почек на деревьях. В этот день раскрывает почки береза. Картинка с изображением медведя. В этот день медведь вылезает из берлоги. Высадить в ящик с землей рассаду. Рассказать ребятам, почему семена одних растений можно высевать сразу на грядку, а из семян других сначала выращивают рассаду. |
5 мая Лука 8 мая Марк 11 мая Максим 15 мая Борис и Глеб 22 мая Никола вешний 27 мая Сидор | Высадить лук в ящик с землей. Беседа о пользе лука. Картинки с изображением перелетных птиц, рассматривание. В этот день крестьяне отмечали прилет певчих птиц стаями. Картинка с изображением березы. Рассматривание березы. Рассказать детям, что с этого дня начинали сбор березового сока. Картинка с изображением соловья. Послушать запись соловьиного пения. С этого дня начинают петь соловьи. Картинка с изображением лошади. Рассмотреть, рассказать детям, какую неоценимую помощь это животное приносило крестьянину. Начинали сажать картофель. Картинка с изображением ласточки, рассматривание. Наблюдение за перелетными птицами. В этот день с юга прилетают последние птицы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"
В плане намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...
ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...
Примерное планирование работы с детьми старшего возраста
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы коррекционной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрица...
Перспективное планирование работы с детьми старшего возраста на летний период
Перспективный план работы с детьми на летний период(июнь, июль). Цели и задачи работы,подвижные и дидактические игры, работа с родителями и чтение художественной литературы....
Планирование работы с детьми старшего возраста по развитию речи, с использованием речевых игр.
Планирование работы с детьми старшего возраста по развитию речи, с использованием речевых игр.Речевые игры:Подвижные игры с речевым сопровождением.Речевые игры на развитие логического мышления.П...
планирование работы с детьми старшего возраста по теме Новый год
планирование работы с детьми старшего возраста по теме Новый год...