Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Тема «Осенние сюрпризы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Хмызенко Мария Николаевна

 

Обогащает и систематизирует представления детей о характерных признаках осени.

 Углубляет знания детей об осенних месяцах и перелетных птицах.

Формирует  умение  исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливает  взаимосвязи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_osennie_syurprizy.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема «Осенние сюрпризы»

 (средняя группа)

Цель: обогатить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

Программное содержание:                                                                                       - Углубить знания детей об осенних месяцах и перелетных птицах.

- Формировать умение  исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать взаимосвязи.

- Развивать наблюдательность, внимание, память.

- Воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Материал к занятию:

Иллюстрации с изображением русской природы, характерные для осенних месяцев. Цветок – годовик. Календари природы. Репродукции к картинкам.

Словарная работа:

Хмурень, ревун, златоцвет, листопадник, мокрохвост, ветродуй, грязник, полузимок

Структура занятия:

1ч. Вводная: Сюрпризный момент – путешествие в лес. Сообщение цели.

2ч. Основная: Рассматривание картин.

    Показ цветка – годовика.

    Заучивание пословицы.

    Работа с календарем природы.

3ч. Заключительная: Внесение «осенних» сюрпризов. Анализ занятия.

Индивидуальная работа: Арина – повторение трудных слов. Кристина - повторение названий птиц.

Ход НОД:

- Какое сейчас время года? (осень).

-А вся ли осень одинакова? Есть ранняя осень, есть поздняя.

-Что бывает ранней осенью?

-Чем отличается поздняя осень?

-Сколько осенних месяцев?

-Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес и посмотрим, какие сюрпризы она нам приготовила. А поможет нам туда попасть «цветок – годовик».

-Каким цветом обозначена на нем осень?  (желтым). А это три брата: сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Первый месяц – сентябрь. Его в народе называют «хмурень».

-Как вы думаете почему?

За ветры  прозвали сентябрь «ревуном». Почему?

А еще зовут его златоцветом, листопадником.

-За что, как вы думаете?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

-Сентябрь мы бы назвали хмурнем, ревуном. Почему?

-Чем радует нас сентябрь? Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Потому что перелетные птицы улетают на юг.

-Какие птицы улетают от нас?

-Как называется второй осенний месяц?  (октябрь).

Народ называет, этот месяц мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.

-Как вы думаете почему?

Посмотрите календарь наблюдений за погодой в октябре.

-За что его так называют?

-Какая погода на улице?

-Какой сейчас идет месяц?

Ноябрь называют полузимником.

-Почему?

В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец».

-Как вы думаете почему?

Если вы окажетесь на берегу водоема в ноябре, когда на воде появится первый лед, ни в коем случае не ступайте на него! Это очень опасно, лед еще не крепкий и может проломиться.                                                                                                                                                                    

В это время от нас улетают водоплавающие птицы.

-Какие? (утки, гуси, лебеди)                                                                                                                      - Почему они улетают?

-Но и к нам летят птицы.

-Кто, знает какие птицы? (Снегири, синицы).

-В середине ноября отмечают праздник - «синичник».

Люди делают кормушки и развешивают их на деревьях.

Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли». Эта птичка появляется тогда, когда снег, выпавший уже не в первый раз и раньше таявший, наконец, не растает. Вообще снегири живут в хвойных лесах, а с наступлением холодов перебираются поближе к человеку. В городских парках для них есть рябина, калина, семена деревьев.

Физкультминутка:

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

-Уходя, братец ноябрь подарил вам волшебные нетающие льдинки. А из них можно сложить разнообразные предметы. Игра «Танграм».

(Дети выкладывают предметы по памяти).

-Посмотрите на деревья, они остались совсем без листьев. Ветер разбросал их по всей земле. Давайте, соберем листочки к своим деревьям (проводится игра «Путаница»).

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем

         Добрый лес, могучий лес.

-Вот мы снова в детском саду. Понравилось вам путешествие?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что хотели бы еще узнать?

-Мне очень понравились ответы Ани, Арины, Оли, Леонида. Не беда, если у кого - то что-то не получилось. Вы обязательно всему научитесь.

Литература:

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.  Москва -  Издательский центр «Академия» 1999

Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. Москва -  «Просвещение» 1983

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема «Осень золото роняет» (средняя группа)

Расширить представления детей об осени как времени года, когда созревают семена.Воспитывать любовь к природе родного  края....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Загадки осени" с квест технологией для детей старшей группы

ull; Закрепить и уточнить представления о сезонных изменениях в природе осенью (листья меняют окраску, поспевают овощи и фрукты, солнце греет меньше, идут дожди, люди надевают резиновые са...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Осень в гости пришла, урожай принесла»

Форма проведения: групповое занятие с использованием мультимедийного оборудования. Цель: создание условий для обобщения представлений об осеннем урожае.Задачи:Образовательные:- уточнить и расшири...

Конспект открытого занятия Ознакомление с окружающим миром Тема: « В мире насекомых»

Конспект открытого занятияОзнакомление с окружающим миромТема: « В мире насекомых»Цель :Расширять представления детей о разнообразии насекомых.Задачи:Закреплять знания о строении насекомых...