Прогулка по Петербургу
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ершова Светлана Владимировна

Конспект НОД  для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_po_peterburgu.docx147.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Прогулка по Петербургу»

Непосредственно образовательная деятельность

педагога с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект разработан Ершовой Светланой Владимировной

воспитателем дошкольного образовательного учреждения

№18 Невского района

«Прогулка по Петербургу»

НОД для детей старшего дошкольного возраста

(«Познание» формирование целостной картины мира,

игры с элементами ТРИЗ)

Цель: пробуждать познавательные интересы детей к изучению родного города.

Задачи  

Образовательные:

- Познакомить с историей возникновения города;

- Обогащать знания детей о достопримечательностях города;

- Обогащать социальные знания детей, словарный запас.

Развивающие:

- Развивать слуховое восприятие и внимание;

- Учить детей создавать в воображении  образы на основе восприятия схематических изображений;

- Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- Формировать представления об уникальности нашего города;

- Воспитывать интерес к истории города, любовь к нему.

Здоровьесберегающие:

- Профилактика нарушений зрения;

- Профилактика нарушений осанки.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье»

Материалы: карта Санкт-Петербурга для детей; магнитная доска, маркер для белой доски синего цвета; видеофильм «По рекам и каналам Санкт-Петербурга»; открытки с изображением достопримечательностей Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость, Ростральные колонны, Исаакиевский собор, Медный всадник, Адмиралтейство, Львы на гранитной набережной, Мосты, Зимний дворец, ); карта-схема достопримечательностей Санкт-Петербурга; листы бумаги, карандаши; наклейки с изображением архитектурных ансамблей  города (комплект на каждого ребёнка); небольшие камушки;  конструктор «Город».

Ход образовательной деятельности

1. Прогулка  по реке  Неве.

Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся на прогулку по реке Неве, чтобы посмотреть на наш красивый  город. У нашего города удивительное имя – Санкт-Петербург. Это значит -  город святого Петра. Город расположен на островах – кругом реки и каналы. Самая главная река Петербурга – Нева. А сколько в нашем городе улиц, проспектов, переулков. Красота нашего города особенная, неповторимая. Сегодня вы увидите величественные дворцы, гранитные набережные, узорные решётки мостов, фонари, памятники. Всё это называется достопримечательностями. А что такое достопримечательности – это то, что достойно внимания.

Дети садятся на стулья, размещенные в групповой комнате в форме корабля.

2. Начало города.

 Далее  педагог  на доске рисует акваторию Невы и размещает открытку с изображением Петропавловской крепости.

Педагог. Как вы думаете, что это такое?

Выслушать ответы детей.

С пристани у Петропавловской крепости мы начнём своё путешествие по Неве.

Педагог.  Давным - давно, там, где сейчас стоит наш город, не было каменных домом, ни многолюдных улиц. А что же было? Леса и болота, населенные разными зверями. А по берегам Невы стояли маленькие деревушки. На одном из островов водилось очень много зайцев. Остров так и назвали Заячьим. Именно с этого острова началось строительство нашего города. Именно здесь царь Пётр приказал построить Петропавловскую крепость, которая в дальнейшем должна была защищать наш город от врагов. День закладки первого камня для строительства крепости считается днём рождения нашего города, а ПётрI – основателем города.

Дальше мы с вами отправляемся на стрелку Васильевского острова.

3. Стрелка Васильевского острова.

Педагог размещает открытку с изображением стрелки Васильевского острова, Ростральных колонн.

Педагог читает стихотворение С. Скаченкова «Ростральные колонны».

Ветер с Балтики, резкий, студёный,

На Ростральные дует колонны.

Но не дрогнут колонны и ростры:

Бережёт их Васильевский остров,

Избавляет от будничных дел.

Труд их в праздники – славный удел!

И когда наступает пора,

Ростры держат прожектора,

Чтоб, пронзая ночей синеву,

Освещать и мосты, и Неву.

 Педагог. Вы внимательно слушали стихотворение. Так для чего были построены Ростральные колонны?

Выслушать ответы детей.

4. Дворцовый мост.

Педагог размещает на доске открытку с изображением Дворцового моста.

Педагог. Сейчас мы с вами отправимся на другой берег Невы и будем проплывать под удивительным мостом.

- Для чего в нашем городе строились мосты?

- Этот мост назван Дворцовым. Почему?

Выслушать ответы детей.

5. «Медный всадник». Педагог размещает на доске открытку с изображением «Медного всадника».

Педагог.  Наш корабль остановился у набережной и мы с вами сейчас  увидим памятник Петру I-  «Медный всадник».  Памятник   создан в честь основателя нашего города. «Медный всадник» - самый  уникальный конный  памятник в мире. В бронзовой фигуре  Петра I  на вздыбленном коне чувствуется сила  и энергия государственного деятеля, преобразователя нашего государства. Пъедесталом для памятника послужил гигантский камень. В народе его назвали «Гром-камень». Этот камень был найден в окрестностях Петербурга и с огромными трудностями доставлен на это место.

6. Адмиралтейство.

Во время рассказа педагог размещает на доске открытку с изображением Адмиралтейства.

Педагог. Будущий город  Петр I видел блистательным и величественным. Для защиты нашего города необходим был флот, строительство кораблей. Петр решил, что именно здесь, на берегах Невы,  должен быть центр кораблестроения. Он сам составил «чертёж – проект» и началось строительство Адмиралтейства.

Здесь создавался российский флот. Построенные корабли спускались на воду и по Неве отправлялись в плавание.

Центральная арка Адмиралтейства украшена горельефом, изображающим такую картину – бог морей  Нептун вручает Петру I  трезубец в знак владычества  России над морями. Каменное здание с башней заканчивается позолоченным шпилем с корабликом. Кораблик является символом нашего города. Адмиралтейство – это памятник морской славы России.

С Невы  у Адмиралтейства видна гранитная пристань,  украшенная фигурами львов.

7. Зимний дворец.

Во время рассказа педагог размещает открытку с изображением Зимнего дворца (Эрмитажа).

Педагог. Сейчас мы опять проплывём под Дворцовым мостом и увидим уникальное здание – замечательный памятник архитектуры города. Это Зимний дворец. Удивляет он нас своей красотой. Очень давно возле царского дворца останавливались красивые кареты, приезжали на бал знатные дамы и господа. Великолепно и внутреннее убранство дворца.

- А хотите побывать во дворце?

В наше время в  Петербурге можно побывать и во дворце. Когда-то дворцы строились для царей,  знатных вельмож. Сейчас в здании Зимнего дворца находится музей Эрмитаж, крупнейший в мире, в нем размещены мировые сокровища искусства и культуры. Музеи открыты для всех людей. Люди бережно сохраняют сказочное  убранство дворцов, чтобы и сегодня мы могли восхищаться прекрасной старинной мебелью, люстрами, картинами…

8. Петропавловская крепость.

Педагог. Наша речная  прогулка подходит к концу. Сейчас наш корабль подплывёт к пристани, и мы выйдем на берег, пройдём по территории Петропавловской крепости.

Дети встают с мест и подходят к доске.

Во время рассказа педагог размещает на доске  открытки с изображением Петропавловского собора, Часов – курантов и монетного двора.

Педагог. Мы идём с вами по территории Петропавловской крепости.

Вы видите наиболее ценный памятник крепости – Петропавловский собор. Колокольня  увенчана золотым шпилем. Это самое высокое сооружение в нашем городе.

Что находится на вершине шпиля?

Выслушать ответы детей.

Педагог читает стихотворение Сергея Скаченкова «Петропавловская крепость»:

Раздумал, видно, ангел улететь

И вот застыл, пространства не осиля.

Ему на город весело глядеть

С вершины Петропавловского шпиля,

Под ним течёт красавица Нева,

И воды омывают пляж знакомый,

А в невских водах неба синева,

Здесь всё своё.

Он в Петербурге – дома.

Педагог. Устремлённый в небо шпиль  символизирует утверждение России на берегах Невы. Ангел является хранителем нашего города.

На колокольне установлены часы-куранты. В настоящее время куранты играют перезвон каждые 15 минут.

На территории Петропавловской крепости находится Монетный двор. Здесь чеканилась вся разменная монета, а позже здесь стали изготавливать ордена и медали.

Обратите внимание, что площадь покрыта булыжниками. При Петре I  некоторые городские улицы были покрыты деревянными настилами, или вымощены камнем. По приказу Петра I, каждые входящий в наш город, должен был принести с собой камень. Он заботился о благоустройстве нашего города. Первые уличные фонари появились в Петербурге при Петре I. В них наливали растительное масло. Фонарщик шёл по улице в переднике, с лесенкой, бутылью с  маслом. Он приставлял лесенку к столбу, забирался на неё, заливал масло и зажигал фонарь. Вечером и ночью на улицах становилось светло.

Наша прогулка окончена и сейчас мы вернёмся в нашу группу.

Дети подходят к двум столам, размещённым в группе. На столах стоят конструкторы «Город» и емкости с камушками.

9. Игровое задание «Мой  город».

Педагог. Сегодня вы увидели много прекрасных зданий, достопримечательностей нашего города. Давайте попробуем построить красивый город и сделать булыжные мостовые, как это было при Петре I.

Дети разделяются на две подгруппы и выполняют задание: из конструктора строят здания, из камушков выкладывают мостовую улиц.

Педагог. Подводит итоги работы детей.

Дети садятся за столы.

10. Игровое задание  «Старинная карта».

На доске размещается карта – схема  Санкт – Петербурга. Карта дублирует рисунок акватории Невы на доске с размещенными на ней открытками с достопримечательностями города.

Педагог.  У меня есть старинная карта. Давайте рассмотрим её и попробуем расшифровать.

Дети узнают здания, достопримечательности и называют их.

Педагог. А вы хотите иметь такую карту дома? Вы сейчас сможете её нарисовать.

Детям раздаются листы бумаги, карандаши. Выполняют задание. Когда карты будут нарисованы, педагог раздаёт наклейки с изображением достопримечательностей города и дети наклеивают их рядом с рисунками – схемами.

11. Подведение итогов .

Вы сегодня много узнали о нашем городе. Но ещё столько всего интересного и необычного есть в Санкт-Петербурге. Можно побывать в разных музеях, посмотреть спектакли в разных театрах, погулять в парках, увидеть храмы и дворцы, пройти по Невскому проспекту и Дворцовой площади.  Можно даже полюбоваться нашим городом с высоты на смотровой площадке Исаакиевского собора, прокатиться на теплоходе по каналам Санкт-Петербурга. Пригласите родителей на прогулки по нашему прекрасному и великолепному городу. Во время прогулок город подарит вам много радостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки по Петербургу с детьми старшего дошкольного возраста

Методическая разработка в виде презентации....

Дидактическая игра «Прогулка по Петербургу»

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста"Прогулка по Петербургу".Цель игры: Познакомить детей с достопримечательностямиСанкт-Петербурга.Развивать эмоциональное и бережное отношение к...

Сценарий литературно-музыкального досуга "Прогулка по Петербургу".

Воспитывать любовь к родному городу через стихи, песни, желание узнать много интересног о нём, гордо носить звание "петербуржец"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с общим недоразвитием речи (6-7 лет) по теме "Прогулка по Петербургу"

интегрированное занятие.Формирование патриотических чувств у детей через приобщение к истории и культуре родного города....

конспект занятия Прогулка по Петербургу

закреплять знания детей о родном городе санкт-Петербурге...

"Прогулки по Петербургу" консультация для родителей

консультации  для родителей по ознакомлению дошкольников с родным городом Санкт-Петербургом...

Осенняя прогулка по Петербургу.

Осенняя прогулка по Петербургу....