«Знакомство с климатическими условиями нашей Родины и материков.»
материал по окружающему миру по теме
Доклад к семинару на тему "Знакомство с климатическими условиями нашей Родины и материков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ekologiya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МДОУ детский сад №10
Доклад
на тему: «Знакомство с климатическими условиями нашей Родины и материков.»
Подготовила: Скорикова Т.А.
г.Каменск – Шахтинский
2011г.
Программа экологического воспитания в детском саду по программе Васильевой включает знания о климатических условиях нашей Родины , других стран и материков.
Знакомство с климатическими условиями начинается с первой младшей группы детского сада с наблюдений сезонных природных явлений своего региона , города. Знакомство происходит вне занятий, на прогулке и закрепляется на занятиях в процессе бесед, чтения произведений, заучивания стихов, рассматривании иллюстраций, картин .
В первой младшей группе необходимо формировать элементарные представления о сезонных изменениях происходящих в окружающей природе: обращать внимание на изменение температуры, осадков, явлений природы , происходящих именно в это время года , знакомя тем самым с природными явлениями и повышая словарный запас детей.
Например: На прогулке воспитатель называет время года, его особенности в живой и неживой природе: осенью становится прохладно, идут частые дожди, дует холодный ветер (климатические условия своей местности) ; на деревьях желтеют и опадают листья- это листопад , улетают птицы, звери готовятся к зиме, а люди надевают тёплую одежду – зависимость живой природы с сезонными климатическими изменениями , происходящими в природе. Например с помощью вертушек можно понаблюдать за скоростью, силой и направлением ветра; во время дождя послушать как стучат капли: тихо – громко; сыграть в игру или почитать потешку:
Дождик-дождик полно лить,
Малых детушек мочить.
Осенью воспитатель обращает внимание детей на то , что похолодало, часто идут дожди, дует холодный ветер ; животные и растения готовятся к зиме.
Зимой – снег укрывает землю, деревья, дома; необходимо понаблюдать за тем как падает снег, какие разные бывают снежинки; потрогать снег, определив его свойства и т.д.
Весной наблюдать за изменение температуры – быстро теплеет, просыпаются растения.
Летом понаблюдать за теплым дождиком и радугой после дождя.
Во второй младшей группе необходимо продолжать знакомить с некоторыми характерными особенностями времён года своего края : осенью идет дождь; зимой холодно, идет снег - снегопад, кружит вьюга; весной греет солнышко, гремит гром; летом ярко светит солнце и очень жарко , а если идет дождь , то мы можем увидеть радугу и т.д.
При описании явлений природы необходимо использовать стихи, потешки, загадки, песни и др. В процессе чтения нужно учить детей подмечать характерные особенности того или иного природного явления.
Например: Ночью выпал первый снег
Я оделась раньше всех
А я саночки качу,
Очень я гулять хочу.
Так же нужно указать на зависимость живой природы от климатических изменений в природе . Например , на улице становится тепло и просыпается все живое: зеленеет и растет травка, зацветают первые цветы , просыпаются и начинают летать насекомые…
Осенью проводить наблюдения за изменениями температуры, осадков( то дождь, то снег), за ветром, используя вертушки , ленточки , флажки и т. д.
Зимой учить называть время года и его характерные особенности: солнце светит редко, холодно, идет снег, дует холодный ветер. Необходимо проводить наблюдения и опыты: наблюдение за падение и таяние снега, сравнение снега и льда и их особенностями.
Весной обратить внимание детей на быстрые изменения в природе : солнце греет сильней, снег тает, тают сосульки и с них капает вода , побежали ручьи, оживают растения, прилетают птицы, просыпаются насекомые и т.д.
Летом учим называть уже все времена года и их характерные особенности . Летом обращаем внимание детей на особенности летнего периода – жарко, люди одеваются легко, дождь идет теплый, гремит гром, сверкает молния, после дождя можно увидеть радугу.
С детьми можно поиграть в такие игры как «Ветер и листочек», «Зайка серенький сидит», Снежинки и ветер» , «Игра с вертушками» .
В средней группе знакомство с климатическими условиями нашей Родины продолжаются на занятиях, во время экскурсий, прогулок, наблюдений, проведения опытов, дети учатся делать элементарные выводы о взаимосвязях в природе. В этом возрасте дети продолжают учиться называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др. На прогулках учить детей замечать изменения в живой природе в зависимости от времени года, необходимо закреплять представление о сезонных изменениях в природе , Можно поиграть в игру «Да - нет». Педагог задает вопросы , а дети отвечают: «Зимой на деревьях много листьев? Летом идет снег? Зимой дети купаются в речке? Летом река покрывается льдом? и др.»
Осеню продолжать формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: холодает, небо стало серым, солнце светит не ярко и т.д. , учить детей самостоятельно отмечать изменения в живой природе и учиться делать выводы о взаимосвязи климата и всего живого на Земле.
Зимой продолжать учить замечать изменения в погоде и природе, проводить наблюдения за явлениями природы : метелью, снегопадом, вьюгой, ветром. Можно организовать такие игры , как «Снежинки и ветер», «Два мороза»и др.
Весной учить детей выделять первые весенние признаки . На прогулках закреплять представления о том, что в это время года солнце начинает светить ярче и чаще , поэтому становится теплее. Необходимо понаблюдать за весенним дождем , за появившейся первой травкой после дождя.
Летом наблюдать за погодой: голубым чистым небом, ярким солнцем, теплым ветром… На прогулке можно поиграть в игры «Когда это бывает?», «Лето» и др.
В старшей группе продолжать учить детей наблюдать природные явления и устанавливать причинно – следственные связи между ними (яркая радуга, отливающая зеленым цветом,- к ненастью, причем чем зеленее радуга, тем продолжительнее будет дождь; если одновременно возникает две или три радуги , то будет продолжительный теплый дождь; если зимой идет снег крупными хлопьями – приближается оттепель; воробьи дружно расчирикались – к оттепели).
Один раз в сезон целесообразно ходить на экскурсию в одно и то же место, чтобы наблюдать за сезонными изменениями в природе. Следует заранее рассказать детям , куда и зачем они пойдут на экскурсию . Особенно важно знакомить с региональными особенностями природы. Для этого дети должны знать растения, птиц и зверей , обитающих в своей климатической зоне. Так же необходимо показать детям взаимосвязь русских народных праздников и времен года (Покров – до обеда осень, после обеда – зима; Сороки – зима кончается, весна начинается; Стретенье – встреча зимы с весной). необходимо учить использовать в процессе наблюдения за природой произведения устного фольклора : загадки, пословицы, поговорки. Продолжать знакомить с народными приметами (Когда цветет черемуха , начинается похолодание; Если листопад быстро пройдет – надо ожидать крутой зимы; Если во время листопада листья ложатся лицом вниз , зима будет холодной, лицом вверх – теплой).
Детей также учат уже самостоятельно вести календарь природы, где они должны ежедневно отмечать состояние погоды , делать зарисовки растений и животных за которыми наблюдают.
Детей продолжать знакомить с особенностями жизни растений и животных нашей страны, обитающих в разных климатических зонах и их приспособленности к этой зоне: Крайнего севера (тюлень, белый медведь, морж…), тундры и лесотундры(песец, северный олень, тундровый волк…), тайги (бурый медведь, рысь, соболь, лось, белка…), смешанных и лиственных лесов (барсук, бобр…), лесостепи и степи(степной волк, сайгак, заяц-русак..), пустыни и полупустыни (верблюд, кулан…). Дети должны знать растения и животных обитающих в той климатической зоне, где они обитают, а так же особенности климата этой зоны.
Так же необходимо включать в обучение картины, зарисовки, фото, чтение книг, заучивание стихов, примет, пословиц и т.д. Обязательно включение разнообразных дидактических игр как подвижных , так и настольных «Льдинка» , «Метелица», Найди по описанию», «Когда это бывает» и др.
Осенью дети должны самостоятельно называть осенние месяцы, характерные их признаки (похолодание , ветер, дожди – характерные признаки осени). Продолжать учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе: подул ветер – усилился листопад; после заморозков пожелтела трава, увяли цветы, не стало насекомых. На прогулке продолжать наблюдение за живой природой и её зависимости от климатических условий.
Зимой учить детей отмечать характерные явления погоды (холодно, идёт снег, метель; солнце светит , но не греет). Расширять словарный запас детей: вьюга, метель, сугроб…Обратить внимание на то ,как приспосабливается живая природа к изменения климата; как трудно животным суровой зимой и как хрупки ветки деревьев зимой. В процессе бесед , чтения художественной литературы расширять словарный запас детей, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Весной продолжать учить детей называть приметы и характерные признаки этого времени года (день увеличивается, солнце стало пригревать, появляется травка, появляются насекомые и т.д.). Обратить внимание детей на климатические изменения и их взаимосвязь с природой, учить устанавливать причинно – следственные связи : стало теплее, тает снег, лужи то замерзают , то оттаивают; с солнечной стороны травка и цветы появляются быстрее, чем в тени и т.д.
Летом в процессе разнообразных видов деятельности продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, пронаблюдать природные явления: как идет дождь, как ярко светит солнце, как гремит гром и сверкает молния, как дует тёплый ветер и др. Показать детям взаимосвязь изменения климата и живой природы: стало тепло, ярко светит солнце – быстро растут растения и др, тем самым учить детей устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы.
В подготовительной группе продолжать закреплять знания детей разных климатических зонах нашей страны, а также с растениями и животными, обитающим там.
Познакомить детей с природными зонами: лес, луг, тайга…
Необходимо познакомить детей с климатическими условиями разных материков: Америка, Азия, Европа, Австралия, Африка, Антарктида и растениями и животными , обитающими там. Показать детям , что на разных материках могут обитать одинаковые растения и животные.
Подвести детей к пониманию того, что жизнь всего живого зависит от окружающей среды, что человеку необходимо заботиться, сохранять и охранять окружающую нас среду и рационально использовать её дары и богатства.
Данный материал изучается как на занятиях (экологические) , так и вне их: на прогулках, экскурсиях, чтении художественной и научной литературы (Пришвин, Бианки, Ушинский), проведения разнообразных дидактических игр («Рассели животных», «Опиши увиденное», «Найди по описанию».»когда это бывает» и др.
Осенью закреплять знания детей об осенних месяцах и их характерных особенностях, продолжать знакомить с народными приметами и пословицами (В сентябре лист на дереве не держится, Ноябрь – ворота зиме ). Прочитать рассказы И.Соколова-Микитова об осенних явлениях в природе : «Осень в лесу», «Улетают журавли» и др.
Зимой продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Понаблюдать разные природные явления: дождь, снегопад, изморозь, иней и др. Обратить внимание детей на быстрые изменения погоды и с чем это связано. Закреплять знания о зимних месяцах, их приметами, пословицами.
Весной закреплять знания о весенних месяцах и изменениях, происходящих в природе. Понаблюдать за природными явлениями: таянием снега, появление ручьёв, образование сосулек, потепление и др. Продолжать знакомство с народными приметами, пословицами .
В процессе знакомства детей с климатическими условиями нашей Родины и материков необходимо использовать как на занятиях , так и вне их, следующие методы: прогулки, наблюдения, экскурсии, опыты, эксперименты, рассматривание различных картин и фотографий, беседы, проведение разнообразных дидактических игр, чтение произведений, заучивание стихов, примет, пословиц и т.д.
На прогулках, начиная с младшего возраста и постепенно усложняя и расширяя знания детей в последующих возрастах , проводится наблюдение за климатическими явлениями в природе: название времени года и его месяцев, описание изменений температуры: тепло, холодно, жарко, мороз и др; ветра: сильный, слабый, теплый, холодный и др; осадков: дождь, снег, иней, град и др.; других явлений: радуги, снегопада, падение снега и рассматривание снежинок, дождя, ливень, таяние снега, роста сосулек и др.
Обратить внимание детей на то, что выйдя на улицу мы наблюдаем различные природные явления, так мы узнаём какая сегодня погода. Можно спросить у детей , как ещё можно узнать погоду не только на сегодня , но и на завтра? Дети ответят , что погоду можно узнать из «прогноза погоды» по радио, телевидению, в интернете. Но многие дети не знают, кто и как определяет и прогнозирует погоду. Поэтому можно рассказать детям о работе гидрометцентра, показать рисунки, фотографии.
Например: на съезде с трассы м-4 на хутор Богдановка находится Каменский гидрометцентр. Его территория 15 на 20 метров, ограждённая сеткой, находится на окраине, так как должен быть широкий обзор местности во всех направлениях. Здесь трудится четыре сотрудницы – метеорологи – они не предсказывают погоду ,как синоптики, а пристально следят за любыми изменениями и тщательно фиксируют каждый показатель : температуру почвы, влажность воздуха, направление ветра и многое другое. Помогают наблюдать явления природы специальная аппаратура: датчики, компьютеры. В более старшем возрасте можно рассказать и показать такие приборы как, барометр – определяет атмосферное давление, анеморумбометр – определяет скорость и направление ветра и др. Но метеорологи верят не только приборам, но и народным приметам, поскольку почти каждая из них обоснована научными фактами. В Ростовской области действует 32 подразделения Ростовского гидрометцентра. В Каменск – Шахтинском постоянные наблюдения за погодой ведутся с 1847 года. С 1989 года место нахождения метеостанции определило нынешнее расположение. Можно обратить внимание детей на то, что мы в календаре природы тоже отмечаем изменения погоды: ветер, осадки, облачность, поэтому мы тоже немножко метеорологи, это заинтересует детей и подстегнёт интерес к наблюдениям. Так же рассказать и выучить с детьми народные приметы на разные времена года. Например: яркая радуга, отливающая зеленым цветом - к ненастью, причем чем зеленее радуга, тем продолжительнее будет дождь; если одновременно возникает две или три радуги , то будет продолжительный теплый дождь; если зимой идет снег крупными хлопьями – приближается оттепель; воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
Что бы пронаблюдать какое нибудь явление природы можно провести экскурсию , например: весной солнышко пригревает , становится теплее и снег начинает таять быстрее с солнечной стороны, а в тени тает медленнее.
Опыты и эксперименты можно проводить как на занятиях , так и вне их. Например: замерзание воды, таяние снега, изменение силы ветра (с помощью вертушек, ленточек, флажков: при сильном ветре ленты сильно раздуваются, при слабом вертушка почти не крутится и т.д.), изменение температуры (на прогулке - теплеет, солнце греет сильнее – тает снег, бегут ручьи, распускаются почки; в помещении- в тепле снег и лёд тает и превращается в воду…).
При чтении различных художественных произведений, заучивании стихов, пословиц, примет необходимо использовать картины, фотографии, по возможности просмотр фильмов, для наилучшего понимания детьми описываемого явления природы. Необходимо использовать таких поэтов как, С.А.Есенин «Пороша», А.Т.Твардовский «Как после мартовских метелей», В.Я.Брюсов «Первый снег», А.К.Толстой «Осень», В.Калинин «Вот и зима», В.Берестов «Весёлое лето». Таких писателей как , В.Бианки (цикл произведений), Л.Н.Толстой , М.Пришвин «Этажи леса», А.А.Вознесенский «Снег в октябре» и многие другие.
Например, В.Калиткин :
Утром на лужицах тонкий ледок.
В воздухе кружится первый снежок.
Вышли ребята из детского сада,
Первый снежок ребятишкам отрада.
Необходимо использовать и научную литературу: энциклопеции, журналы. Например выпускается журнал «Муравейник» о природе . В нём представлены стихи, проза, фотографии, рисунки различных уголков Земли.
Так же можно использовать прослушивание музыкальных произведений: А.Вивальди «Весна», Г.Свиридов «Дождь», С.Прокофьев «Дождь и радуга» и др.
Необходимо использовать разнообразные дидактические игры: «Угадай по описанию», «Когда это бывает», «Узнай по звуку», «Да и нет»: Зимой на улице тепло? Летом идет снег? Зимой бывает гроза? и т.д.
Так же играть в подвижные игры: «Снежинки и ветер», «Два мороза», «Ветер и листочки», «Мы осенние листочки»:
Мы – листочки, мы – листочки, мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели, ветер дунул – полетели.
Ветер снова подул и листочки быстро сдул.
Покрутил их, покружил и на землю уложил.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природно-климатические условия Алтайского края
Природно-климатические условия Алтайского края...
Методическая разработка на тему: "Учет климатических условий, как одно из требований реализации образовательной программы дошкольного образования".
В данной методической разработке представлена образовательная деятельность с детьми (по пяти образовательным областям) с учетом климатических условий региона....
Знакомство с государственными символами нашей Родины
Беседа в старшей группе...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»...
конспект занятия "Знакомство с неофициальными символами нашей Родины"
На занятии дети познакомятся с такими символами, как самовар, ромашка, каравай, деревянные ложки, матрешка, березовый лес....
Занятие "Знакомство и изготовление символики нашей Родины-России (флаг РФ)
открытое занятие...
Тема: «Животный мир нашей планеты и его охрана» Цель: Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся и насекомых. Знакомство с климатическими условиями разных
Тема: «Животный мир нашей планеты и его охрана»Цель: Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о млекопитающих, земноводных, пресмык...