наблюдение за березой
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Практико-значимая работа
на тему:
«Разработка проекта непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий»
Выполнила: Васильева Любовь Михайловна,
Воспитатель
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида №3 “Сказка”,
слушатель
Дмитровской зональной
стажировочной площадки
Руководитель:
Москва
2014 год
Проектирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности
«Березка русская моя»
В соответствии с ФГОС моя работа основана на принципах поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и детей;
- уважения личности ребенка;
- реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Главным принципом дошкольного образования является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Актуальность:
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.
Воспитание любви к Родине, природе в образовательных учреждениях всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе отечественных традиций и современного опыта. Для решения проблемы на современном этапе мы применяем новые подходы – проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе со старшими дошкольниками. Активными участниками педагогического проекта являются не только педагоги ДОУ, но и родители.
Теоретическая обоснованность:
Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»
Технологичность итоговой работы:
Формы организации работы с детьми предполагают значительное уменьшение регламентации действий детей со стороны взрослых. Принятие решение об участие в проекте или конкретных действиях, о партнерстве и сотрудничестве с другими детьми или взрослыми, о месте и последовательности реализации намеченного плана остается за ребенком.
Особое значение при организации работы с детьми имеет то, что дети могут сделать выбор – работать одному в подгруппе (команде), но может быть, в равной степени, и воспитатель, и помощник воспитателя, или другой специалист ДОУ, и родители кого - то из детей, присутствующие в группе в качестве гостей или помощников), в случае, ели это не противоречит их собственным планам.
Право самоопределения в сотрудничестве как с взрослыми, так и с детьми, дает ребенку возможность приобретения опыта установления и расширения социальных контактов с разными людьми, опыта достижения договоренностей, распределения полномочий в сложившейся подгруппе, управления действиями других людей (в случае, их согласия), опыта достижения общего результата и "презентации" общего результата.
Такой способ организации работы внутри тематического проекта позволяет достигать значительных результатов – в объеме исследованного содержания, в видах выполненных работ – посредством объединения общих усилий, в приобретении коммуникативных умений.
Основной метод – проектный с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.
Цель проекта – формирование у старших дошкольников патриотических чувств, любви и уважения к Родине; интереса к продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности.
Тип проекта: познавательно-игровой;
Вид проекта: творческий исследовательский;
Продолжительность проекта: долгосрочный;
Предмет исследования: береза;
Возраст детей: старший дошкольный;
Задачи исследования:
- Сформировать представления о жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, размножается …);
- строении, функциях и назначении частей дерева (корень, кора, ствол …);
- развитие дерева;
- влияние света, тепла, воды;
- изменении жизнедеятельности в разные времена года.
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, умения, навыки.
- Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.
- Береза – это символ страны, национальное дерево.
Практическая значимость: Данная работа может использоваться другими педагогами дошкольных организаций.
Предполагаемый результат:
Выставка: продукты детской творческой деятельности (рисунки, поделки из березы), книга-ширма о березе, альбом с материалами о березе).
- совместные работы родителей и детей;
- дидактические игры, пособия.
Список литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
- Шорыгина Т.А. «Детям о природе» - Москва, «Гном и Д», 2005 г.;
- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004 г.;
- Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» - Москва, «Айрис-пресс», 2007 г.;
- Дошкольное воспитание № 4/14 г.;
Перспективное планирование работы с детьми по проекту
Разделы планирования | ||
Природный мир. Труд. | Осень |
|
Зима | Укрывание дерева вторым слоем одеяла (снег) | |
Весна | Исследование «Для чего дереву почки» | |
Лето | Конкурс рисунков «Берёза летом» | |
Художественно-продуктивная деятельность | Осень | Изготовление панно из берёзовых листьев |
Зима | Беседа и рисование по стихотворению С. Есенина «Белая берёза» | |
Весна | Изготовление цветов для мамы из прутиков берёзы | |
Лето | Изготовление панно из солёного теста «Берёзовая рапсодия» | |
Музыкальное развитие | Осень | Познакомить детей и разучить хоровод « в золоте берёзонька», слова и музыка Г. Вихаревой; песня о Родине, слова Е. Карасёвой, музыка В Елинек; хоровод «Во поле берёзка стояла»; хоровод «Ай да берёзка», музыка Т. Потапеко |
Зима | ||
Весна | ||
Лето | ||
Художественная литература | Осень | Подбор и выставка худ. литературы о берёзе |
Зима | Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» | |
Весна | Оформление альбома «Люблю русскую красавицу» | |
Лето | Чтение книг | |
Игровая деятельность | Осень | Д/и «Найди такой-же» |
Зима | Игра «Моя березка» | |
Весна | Игра «Узнай по описанию» | |
Лето | Д/и «Раз, два, три – к дереву беги» | |
Экспериментирование | Осень | Дать детям знания о том, что белый цвет коры – это бетулин. Рассматривание коры. |
Зима | Какой стороной дышат листья. Выяснить с детьми, с какой стороны листа в растение проникает воздух | |
Весна | Дать представление о потребности растения в воде. Вода в жизни растений | |
Лето | Обобщить полученный материал | |
Познавательно-тематические занятия | Осень |
Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называют русской красавицей. Почему?
Цель: Учить бережному отношению к природе. |
Зима |
Цель: дать детям знание о том, что берёза – это олицетворение России.
Цель: дать обобщенное представление о признаках сезона. | |
Весна | «Домашний доктор» Цель: развивать познавательную активность детей. Представление о лекарственных растения.. | |
Лето |
Цель: обобщение представлений о взаимосвязи экологической системы.
Цель: Конкретизировать знания детей о разных способах распространения семян. | |
Работа с родителями | Осень | Подбор иллюстраций, отрывок, фото и т.д. о берёзе |
Зима | «Мама, папа, я – дружная семья» - экскурсия семьи в берёзовую рощу | |
Весна | Информация на тему « Как правильно изготовить скворечник». Изготовление скворечников. | |
Лето | Выпуск газеты «Береги зелёного друга» |
Занятие «Люблю берёзку русскую»
Цель: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Приобщить детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к родине.
Оборудование: картины, фонограмма музыки, набор листьев структура и методические приемы.
- Звучит музыка Е.Дрейзин, старинный вальс «Березка».
Россия! Край серебряных родников и белых берез. Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшего в нас? Может, от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берез.
Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез! (Н. Рубцов)
2. Картинная галерея (пейзажи русских художников Саврасова,
Левитана, Шишкина …)
Чтение стихов русских писателей И. Бунин, А. Прокофьев: «Люблю березку русскую»
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной
За лето высох он от солнца.
- Речевое упражнение
«Назови ласково» (березка-березонька …)
- Игра малой подвижности « С какого дерева лист».
Цель: Развивать наблюдательность
- Игра «Карлики – великаны»
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
- Анализ занятия.
Что нового узнали на занятии.
График заболевания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка на детской площадке "наблюдение за березой"
Прогулка на детском участке " Наблюдение за березой"Цель: формировать представление о березе; уметь назвать деревья, растущие в нашем поселке; обогащение знаний детей о деревьях и раскрытии связи межд...
Наблюдения за березой в средней и подготовительной группах
Представлены наблюдения за деревом "береза" в средней и подготовительной к школе группе по сезонам; и все возможные проводимые эксперементы по теме....
Наблюдение за березой весной.
Прогулка в средней группе...
Наблюдение за березой
Прогулка...
Конспект наблюдения за природой на прогулке со второй младшей группой «Наблюдение за березой в зимнее время»
В данном материале изложен порядок наблюдения за природой в процессе прогулки согласно режимным мероприятиям в ДОО. В результате данного наблюдения мы продолжаем знакомство детей с деревьями, произрас...
Конспект наблюдения на прогулке за живой природой: «Наблюдение за березой»
Наблюдение за живой природой...
Конспект наблюдения "Наблюдение за березой"
Конспект наблюдения за явлениями живой природы в старшей группе «Наблюдение за берёзой зимой»Цель: Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой.Задачи:Образовательные:-Расширять...