наблюдение за березой
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Васильева Любовь Михайловна

ознакомление с окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_proektu_russkaya_berezka.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-значимая работа

на тему:

«Разработка  проекта непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий»

                                                           Выполнила: Васильева Любовь Михайловна,

Воспитатель

Муниципального дошкольного

образовательного учреждения

детский сад комбинированного вида №3 “Сказка”,

 слушатель

                                        Дмитровской зональной

 стажировочной площадки

                                               

                                              Руководитель:  

Москва

2014 год

Проектирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе по познавательно-исследовательской  деятельности

 «Березка русская моя»

        В соответствии с ФГОС моя работа основана на принципах поддержки разнообразия детства;

  • сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и  детей;
  •  уважения личности ребенка;
  •  реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Главным принципом дошкольного образования является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных  особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Актуальность: 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.

Воспитание любви к Родине, природе в образовательных учреждениях всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе отечественных традиций и современного опыта. Для решения проблемы на современном этапе мы применяем новые подходы – проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе со старшими дошкольниками. Активными участниками педагогического проекта являются не только педагоги ДОУ, но и родители.

Теоретическая обоснованность:

        Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»

Технологичность итоговой работы:

Формы организации работы с детьми предполагают значительное уменьшение регламентации действий детей со стороны взрослых. Принятие решение об участие в проекте или конкретных действиях, о партнерстве и сотрудничестве с другими детьми или взрослыми, о месте и последовательности реализации намеченного плана остается за ребенком.

Особое значение при организации работы с детьми имеет то, что дети могут сделать выбор – работать одному в подгруппе (команде), но может быть, в равной степени, и воспитатель, и помощник воспитателя, или другой специалист ДОУ, и родители кого - то из детей, присутствующие в группе в качестве гостей или помощников), в случае, ели это не противоречит их собственным планам.

Право самоопределения в сотрудничестве как с взрослыми, так и с детьми, дает ребенку возможность приобретения опыта установления и расширения социальных контактов с разными людьми, опыта достижения договоренностей, распределения полномочий в сложившейся подгруппе, управления действиями других людей (в случае, их согласия), опыта достижения общего результата и "презентации" общего результата.

Такой способ организации работы внутри тематического проекта позволяет достигать значительных результатов – в объеме исследованного содержания, в видах выполненных работ – посредством объединения общих усилий, в приобретении коммуникативных умений.

Основной метод – проектный с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

Цель проекта – формирование у старших дошкольников  патриотических чувств, любви и уважения к Родине; интереса к продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности.

Тип  проекта: познавательно-игровой;

Вид проекта: творческий исследовательский;

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Предмет исследования: береза;

Возраст детей: старший дошкольный;

Задачи исследования:

  1. Сформировать представления о жизни растения как живого существа (оно растет, развивается, размножается …);

- строении, функциях и назначении частей дерева (корень, кора, ствол …);

- развитие дерева;

- влияние света, тепла, воды;

- изменении жизнедеятельности в разные времена года.

  1. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, умения, навыки.
  2. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.
  3. Береза – это символ страны, национальное дерево.

Практическая значимость: Данная работа может использоваться другими педагогами дошкольных организаций.

Предполагаемый результат:

Выставка: продукты детской творческой деятельности (рисунки, поделки из березы), книга-ширма о березе, альбом с материалами о березе).

     - совместные работы родителей и детей;

     - дидактические игры, пособия.

Список литературы:

  1. Федеральный закон  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (приказ  Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
  4. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
  5.  Шорыгина Т.А. «Детям о природе» - Москва, «Гном и Д», 2005 г.;
  6. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004 г.;
  7. Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» - Москва, «Айрис-пресс», 2007 г.;
  8. Дошкольное воспитание № 4/14 г.;

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

Разделы планирования

Природный мир. Труд.

Осень

  1. Организация в группе уголка «Березка»
  2. Укрывание дерева первым слоем одеяла (опавшие листья)

Зима

Укрывание дерева вторым слоем одеяла (снег)

Весна

Исследование «Для чего дереву почки»

Лето

Конкурс рисунков «Берёза летом»

Художественно-продуктивная деятельность

Осень

Изготовление панно из берёзовых листьев

Зима

Беседа и рисование по стихотворению

С. Есенина «Белая берёза»

Весна

Изготовление цветов для мамы из прутиков берёзы

Лето

Изготовление панно из солёного теста «Берёзовая рапсодия»

Музыкальное развитие

Осень

Познакомить детей и разучить хоровод « в золоте берёзонька», слова и музыка

Г. Вихаревой; песня о Родине, слова Е. Карасёвой, музыка В Елинек; хоровод «Во поле берёзка стояла»; хоровод

«Ай да берёзка», музыка Т. Потапеко

Зима

Весна

Лето

Художественная литература

Осень

Подбор и выставка худ. литературы о берёзе

Зима

Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»

Весна

Оформление альбома «Люблю русскую красавицу»

Лето

Чтение книг

Игровая деятельность

Осень

Д/и «Найди такой-же»

Зима

Игра «Моя березка»

Весна

Игра «Узнай по описанию»

Лето

Д/и «Раз, два, три – к дереву беги»

Экспериментирование

Осень

Дать детям знания о том, что белый цвет коры – это бетулин. Рассматривание коры.

Зима

Какой стороной дышат листья. Выяснить с детьми, с какой стороны листа в растение проникает воздух

Весна

Дать представление о потребности растения в воде. Вода в жизни растений

Лето

Обобщить полученный материал

Познавательно-тематические занятия

Осень

  1. «Русская берёзка»

Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называют русской красавицей. Почему?

  1. «Почему берёзы белые?»

Цель: Учить бережному отношению к природе.

Зима

  1. «Берёза – символ России»

Цель: дать детям знание о том, что берёза – это олицетворение России.

  1. «Снятся ли берёзе сны?»

Цель: дать обобщенное представление о признаках сезона.

Весна

    «Домашний доктор»

Цель: развивать познавательную активность детей. Представление о лекарственных растения..

Лето

  1. «Кто дружит с берёзой»

Цель: обобщение представлений о взаимосвязи экологической системы.

  1. «Без билета по белу света»

Цель: Конкретизировать знания детей о разных способах распространения семян.

Работа с родителями

Осень

Подбор иллюстраций, отрывок, фото и т.д. о берёзе

Зима

«Мама, папа, я – дружная семья» - экскурсия семьи в берёзовую рощу

Весна

Информация на тему « Как правильно изготовить скворечник». Изготовление скворечников.

Лето

Выпуск газеты «Береги зелёного друга»

Занятие «Люблю берёзку русскую»

Цель: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Приобщить детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к родине.

Оборудование: картины, фонограмма музыки, набор листьев структура и методические приемы.

  1. Звучит музыка Е.Дрейзин, старинный вальс «Березка».

Россия! Край серебряных родников и белых берез. Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшего в нас? Может, от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берез.

Русь моя, люблю твои березы,

С первых лет я с ними жил и рос

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез! (Н. Рубцов)

       2.  Картинная галерея (пейзажи русских художников Саврасова,  

       Левитана, Шишкина …)

Чтение стихов русских писателей И. Бунин, А. Прокофьев: «Люблю березку русскую»

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца.

  1. Речевое упражнение

«Назови ласково» (березка-березонька …)

  1. Игра малой подвижности « С какого дерева лист».

Цель: Развивать наблюдательность

  1. Игра «Карлики – великаны»

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

  1. Анализ занятия.

Что нового узнали на занятии.

                                       График заболевания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка на детской площадке "наблюдение за березой"

Прогулка на детском участке " Наблюдение за березой"Цель: формировать представление о березе; уметь назвать деревья, растущие в нашем поселке; обогащение знаний детей о деревьях и раскрытии связи межд...

Наблюдения за березой в средней и подготовительной группах

Представлены наблюдения за деревом "береза" в средней и подготовительной к школе группе по сезонам; и все возможные проводимые эксперементы по теме....

Наблюдение за березой весной.

Прогулка в средней группе...

Конспект наблюдения за природой на прогулке со второй младшей группой «Наблюдение за березой в зимнее время»

В данном материале изложен порядок наблюдения за природой в процессе прогулки согласно режимным мероприятиям в ДОО. В результате данного наблюдения мы продолжаем знакомство детей с деревьями, произрас...

Конспект наблюдения "Наблюдение за березой"

Конспект наблюдения за явлениями живой природы в старшей группе «Наблюдение за берёзой зимой»Цель: Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой.Задачи:Образовательные:-Расширять...