Наблюдения за березой в средней и подготовительной группах
методическая разработка по окружающему миру по теме
Представлены наблюдения за деревом "береза" в средней и подготовительной к школе группе по сезонам; и все возможные проводимые эксперементы по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belaya_bereza_srednyaya_i_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 38.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Белая береза под моим окном...»
Средний дошкольный возраст
ОСЕНЬ
Наблюдение 1.
Что есть у березы?
Программное содержание. Показать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево.
Воспитатель предлагает детям подойти к березке, потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться еестройностьюикрасотой.
Отойдя от детей, воспитатель руками изображает форму дерева, говорит, что оно похоже на игрушечную пирамидку показывает заранее приготовленную игрушку). После прогулки воспитатель и дети на обложке дневника наблюдении рисуют «портрет» березы и ставят под ним подпись: «Наша любимая береза Беляночка».
Наблюдение 2.
Кора березы
Программное содержание. Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и ее назначении, учить узнавать березу по внешнему виду.
Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Обратите внимание детей на это, расскажите о том, что кора защищает от солнца, мороза, ветра.
Наблюдение 3.
Падают-падают листья...
Программное содержание. Показать, что осенью листья меняют цвет и опадают. Рассмотреть листья березы.
Понаблюдать с детьми, как листья падают на землю, рассмотреть опавшие листья (дети трогают их, определяют цвет, запах, форму). Они похожи на треугольник с зазубринами на концах.
Наблюдение 4.
Чем питается береза?
Программное содержание. Наблюдение за березой в ветреную погоду. Наблюдать вместе с детьми за тем, как под действием сильного ветра деревья качаются все сильнее (имитируют указанные движения руками), листья опадают, они покрыли всю землю вокруг. Дети идут по листьям, которые шелестят у них под ногами (идут, подбрасывая листья ногами). После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать «портрет» березы осенью, сделать панно из ткани с изображением дерева (зимой оно будет стоять голым, весной на нем появятся листья, прилетят птицы и т.д.).
Наблюдение 5.
Как береза готовится к зиме?
Программное содержание.Показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.
Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.
Наблюдение 6.
Из истории использования березы
Программное содержание. Рассказать о том, что из древесины делают бумагу.
Бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать?
Надо бережно относиться к книгам.
Старые книжки нужно аккуратно заклеить, подшить.
ЗИМА
Наблюдение 1.
Первый снег!
Программное содержание. Вместе с детьми выразить восхищение первым снегом заметить, как изменилась береза.
Первый снег! Как приятно вдыхать запах первого снега! Как красиво зимой! Деревья уже не кажутся голыми: ведь на ветках лежит снег.
После прогулки внесите необходимые изменения в модель дерева: чтобы березе было тепло, надо нарисовать много снежинок.
Наблюдение 2.
Новый год
Программное содержание. Украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная.
Давайте поблагодарим березу, украсим ее ледяными игрушками и прочитаем ей стихи.
Наблюдение 3.
Оттепель
Программное содержание. Понаблюдать за березой в оттепель (как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими).
Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон.
Наблюдение 4.
Ясная, солнечная погода
Программное содержание. Показать, что зимой - в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая.
В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые (потрогать кору березы рукой).
Наблюдение 5.
Почему нет листьев зимой?
Программное содержание.Рассказать детям, что зимой, когда холодно, мало света и влаги, листьев на деревьях не может быть.
Зимой деревья стоят голые, без листьев: мы знаем, что осенью они опали. Могут ли листья появиться зимой? Конечно, нет: холодно, мало света (очень рано темнеет).
Наблюдение 6.
Метель
Программное содержание Показать зависимость состояния березы от погодных явлений.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку, утепляет ствол березы.После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.
ВЕСНА
Наблюдение 1.
Что нужно нашему дереву?
Программное содержание.Углубить представление о том, без чего береза не может жить.Hа панно, где изображено дерево, нарисоватьсолнце (деревунуженсвет и тепло - вмартесолнцегреетсильнее, воду (капелькуводыилиоблако), комочек земли (почва), дождевого червя (он рыхлит почву), ветер (он разносит семена), пчелу или шмеля. Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.
Наблюдение 2.
«Еще в полях белеет снег...»
Программное содержание. Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы.
Снег еще лежит под деревьями. Но около стволов появились воронки - это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев начинается сокодвижение.
Наблюдение 3.
Березовые почки
Программное содержание. Показать набухшие березовые почки - «домики листьев».
Аккуратно наклоните ветку и покажите каждому ребенку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми , листочки проснутся. Предложите детям нарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками.
Наблюдение 4.
Березовый сок
Программное содержание. Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к березе, рассказать о пользе березового сока для здоровья, научить после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной.
Ранней весной многие люди собирают березовый сок: делают надрез на коре - и сок стекает.
Березовый сок очень полезен, он богат витаминами. После сокосбора рану на стволе березы необходимо замазать глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится: « Береза плачет кровавыми слезами».
Наблюдение 5.
Береза цветет
Программное содержание. Показать, как цветет береза.
В мае береза цветет: на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки. Это значит, что береза проснулась от зимней спячки. Давайте подойдем к Беляночке, скажем ей, как нас зовут, обнимем, погладим кору, послушаем, что дерево прошелестит в ответ.
Наблюдение 6.
Лист зеленеет молодой
Программное содержание. Обратить внимание на красоту весенней березы.
Появились первые листья (пусть дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают). Вот какая красавица Беляпочка! Ствол у нее белый, гладкий, как шелковый, тонкий и высокий. Листья маленькие, нежные, блестящие. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток.
В дневнике наблюдений нарисовать, «портрет» весенней березы. Внести соответствующие изменения на панно с изображением дерева.
ЛЕТО
Наблюдение 1.
Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду?
Программное содержание.Показать, что в жаркую погоду ствол березы не нагревается.
Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным (дети трогают его руками). Белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется быстрее черная или белая ткань?»).
Наблюдение 2.
Какие животные и насекомые живут рядом с березой?
Программное содержание. Понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около березы.
Муравьи и жуки ползают не только около березы, но и по ее стволу: они любят сладкий березовый сок.
Наблюдение 3.
Какие грибы растут под березой?
Программное содержание. Дать представление о грибах.
Сейчас мы с вами находимся в березовой роще. Давайте попробуем найти гриб. Как называются грибы с серыми ножками и коричневыми шляпками? (Подберезовики.) А называют их так потому, что они растут под березой (если грибов еще нет, можно заранее положить под дерево искусственный гриб).
Наблюдение 4.
Развитие семейных традиций
Программное содержание.Провести совместное с родителями наблюдение.
Дети, поздоровавшись с Беляночкой, гладят ее кору, вдыхают аромат, прикасаются к ней щекой, обнимают дерево. Дети эмоционально делятся своими впечатлениями с березой. Затем вместе с родителями водят хоровод.
Наблюдение 5.
Семена
Программное содержание. Показать детям созревшие семена березы, рассказать о том, как ветер разносит их.
К концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю (дать детям созревшие семена), а ветер и птицы их разносят их. Весной там, где упало семечко, вырастет новое дерево.
Наблюдение 6.
Листья начинают желтеть...
Программное содержание. Понаблюдать за цветом листьев.
Скоро осень: дни становятся короче, шла меньше. Поэтому листья березы начинают желтеть.
«Белая береза под моим окном...»
Подготовительная к школе группа.
Наблюдение 1.
Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.
Повторить наблюдение для детей младшего возраста. Старшим дошкольникам можно задать следующие вопросы.
• Чем деревья отличаются от других растений?
• Какие деревья вы знаете?
• Деревья - живые? Почему вы так считаете?
• Много ли деревьев растет около детского сада? Как они называются?
• Кто сажает деревья в городе (поселке)? Для чего?
• Кто из вас видел деревья в лесу? А там кто их сажает?
• Где деревьям лучше - в лесу или в городе? Почему?
• Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?
• Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
• Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдет на Земле? В нашей деревне? Возле детского сада? У вашего дома? В нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
После беседы обратить внимание детей на листву березы: она день ото дня тускнеет, вянет.
Наблюдение 2.
Кора березы
Программное содержание. Учить определять возраст березы по коре, дать представление о том, что старое дерево тоже растет, т.е. появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева. Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.) По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже. Как определить, что дерево болеет? (Листья вянут, кора осекается.) А отчего деревья болеют? (На коре поселились вредные насекомые.) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями.
На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья.
Наблюдение 3.
Падают-падают листья...
Программное содержание. Показать связь деревьев с окружающей средой.
Осенью дни становятся короче и холоднее - происходят изменения в жизни дерева: желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер, налетая на дерево, гнет его, треплет ветви, срывает листья (золотыми монетками блестят на голых сучьях последние листья берез).
Наблюдение 4.
Чем питается береза?
Программное содержание. Дать представление о том, что в природе все взаимосвязано.
Листья растут на дереве, которое «добывает еду» из почвы. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и уже сами «кормят» ее: листья перегнивают - почва становится богаче и весной снова может кормить растения, на которых появятся новые листья, и тд. Помогают превращению листьев в почву подземные жители, например дождевые черви. В группе сделать модель дерева из «трубы», на которую намотан линолеум, и сухих веток.
Наблюдение 5.
Как береза готовится к зиме?
Программное содержание. Углублять представления о природе, как системе в которой все «продумано до мелочей».
Как вы думаете: у березы могут быть тайны? Какое у нее сегодня настроение? Наверно, ей грустно, ведь скоро зима. Давайте обнимем ее, погладим и скажем «Не грусти, Беляночка! Мы тебе сказку расскажем». Помните, в известной вам сказке «Как коза избушку построила» березка качнула веткой и сказала: «Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою, строй подо мной избушку»
(Дети по аналогии сочиняют сказку).
Наблюдение 6.
Из истории использования березы
Программное содержание. Познакомить с тем, как березу использовали в древности. Воспитатель рассказывает о том, что наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больны х, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них нос или воду, квас), лукошки для ягод и грибов, на бересте писали.
Сейчас березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев - желтую и зеленую краску, из почек - лекарства.
ЗИМА
Наблюдение 1.
Первый снег!
Программное содержание. Учить видеть красоту в засыпанных снегом березах.
Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрешь от восхищения - березки в белоснежных шубах, ветви под их тяжестью гнутся, стволы напоминают сказочных животных, человечков... Настоящая снежная сказка! В такие мгновения вспоминаются стихи С. Есенина:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом словно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, дома. Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме. Внесите изменения в модели березы.
Наблюдение 2.
Новый год
Программное содержание. Продолжать воспитывать чувство ответственности за «тех, кого приручили», в нашем случае - за березу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках. Предложим детям придумать рассказ и нарисовать в альбоме наблюдений «портрет» Беляночки зимой.
Наблюдение 3.
Оттепель
Программное содержание. Продолжать учить определять настроение березы, развивать воображение.
Какое настроение у березки? Она шепчет: «Как бы мне хотелось станцевать для вас». Как вы думаете: как могла бы ходить березка - тяжелой поступью или легким шагом? (Дети изображают и объясняют.)
Наблюдение 4.
Ясная, солнечная погода
Программное содержание. Показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве.
Покажите детям картины И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К Юона «Мартовское солнце», И. Грабаря «Февральская лазурь», И. Шишкина «Лесная глушь», А. Рылова «Осень на реке Тесна» и др. Обратите их внимание на то, что «героем» многих пейзажей является «наша родная и любимая Беляночка».
Наблюдение 5.
Почему нет листьев зимой?
Программное содержание. Дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными и птицами.
Зимой деревья не питаются, не растут, они погружаются в глубокий сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань - она не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.
Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток: чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
Наблюдение 6.
Метель
Программное содержание. Углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц.
Дети вместе с взрослыми делают кормушку и вешают ее на березу. К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогут дереву спастись от вредителей.
После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу и метель.
Детей можно спросить: что помогает дереву устоять во время урагана? (корни). Они находятся в земле и удерживают дерево от падения.
ВЕСНА
Наблюдение 1.
Что нужно нашему дереву?
Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.
В беседах с детьми уточнить следующее. Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Любит ли наша береза свет? Она растет на открытом или затемненном месте? Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет. Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, пьет ее из земли - почвы.
Деревья, как и мы, должны дышать, дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они не заметны. Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ. Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред. Ветер переносит семена березы. Дождевые черви участвуют и образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делая ее пригодной для развития растений.
Наблюдение 2.
«Еще в полях белеет снег...»
Программное содержание. Учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние березы.
Рассказать историю Беляночки и предложить детям сочинить рассказ о ней, о том, какие изменения происходят с ней в начале весны.
В альбоме наблюдений целесообразно нарисовать инструменты ухода за деревом: лопату, лейку, грабли.
Наблюдение 3.
Березовые почки
Программное содержание. Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других.
Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.У одних деревьев они круглые, у других - продолговатые; у одних - мелкие, у других - крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые (сравнить березовые почки с почками других деревьев).
Наблюдение 4.
Березовый сок
Программное содержание. Формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения. Углублять бережное отношение к растительному миру. Продолжать учить делать простейшие умозаключения, имитировать характерные движения деревьев.У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови - это сок: он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым.
Приходилось ли детям наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок: оно может погибнуть.
Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. ( Несколько минут дети активно двигаются - сердцебиение учащается.) Так же быстро течет и кровь по венам.
Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди - одежду. Солнышко греет все меньше и меньше - сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее.
Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает (под спокойную музыку дети 1 -2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно -сердце бьется тихо, спокойно). И сок в березе течет медленно.
Наблюдение 5.
Береза цветет
Программное содержание. Дать представление о том, что такое семена; и показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки.
В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других - зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена, Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.
Наблюдение 6.
Лист зеленеет молодой
Программное содержание. Обратить внимание на весенние ароматы (пахнет корою березы), на яркое солнечное освещение, на свежую зелень молодой листвы. Светло и празднично весной около берез. Они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой, шелковистой. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням. Старые березы – высокие, стволы у них внизу темные, покрытые толстой, грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые. Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как береза окутается легким прозрачным изумрудно-зеленым облачком.
ЛЕТО
Наблюдение 1.
Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду?
Программное содержание. Побудить детей найти ответ на вопрос: «Почему ствол березы не нагревается в жаркую погоду?»
В коре березы есть особое вещество - бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Он отражает солнечные лучи. Вот и остается ствол березы прохладным.
Наблюдение 2.
Какие животные и насекомые живут рядом с березой?
Программное содержание. Обсудить с детьми, кто живет под и на березе.
Лесные обитатели с удовольствием пьют березовый сок. Так, дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел - слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкий березовый сок медведь, глухарь, муравьи, бабочки - лимонницы и крапивницы.
Наблюдение 3.
Какие грибы растут под березой?
Программное содержание. Дать представление о березовой роще и подберезовике, об их взаимосвязи.
Как называется место, где растет много берез? (Березовая роща.) Давайте попробуем поискать здесь грибы. Как вы думаете, как называется этот гриб? (Подберезовик) Этот гриб можно найти не только под березами, но чаще он растет именно под этим деревом.
Наблюдение 4.
Развитие семейных традиций
Программное содержание. Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и роди гелей.
Поздоровавшись и поговорив с березкой, дети делятся с родителями своими знаниями о березе, о том, что она нуждается в уходе. Родители рассказывают о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни (например, посадили в честь каких-то семейных событий. Можно подготовить семейные альбомы наблюдений за деревом.
Наблюдение 5.
Семена
Программное содержание. Рассказать о взаимосвязи всех процессов, происходящих с березой.
Обобщить имеющиеся у детей знания о жизненном цикле дерева. Побудить к разговору о березе, используя ласковые слова.
Наблюдение 6.
Листья начинают желтеть...
Программное содержание. Полюбоваться красотой березы после дождя; понаблюдать за цветом листьев (начинают желтеть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека наблюдений на прогулке для старшей и подготовительной группы
Данный материал поможет воспитателям правильно спланировать наблюдения на прогулке...
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ И ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 - 7 ЛЕТ ( СРЕДНЯЯ, СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ И ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 - 7 ЛЕТ ( СРЕДНЯЯ, СТАРШАЯ, ПОГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)...
Протокол наблюдений сюжетно -ролевой игры в старшей-подготовительной группе
дата,замысел,ход игры,выводы....
Наблюдение за деревьями и кустарниками в подготовительной группе
Наблюдение за деревьями и кустарниками в подготовительной группе...
Картотека наблюдений на прогулке для старшей и подготовительной групп.
Картотека наблюдений на прогулке для старшей и подготовительной групп. Прогулки подобраны для данного возраста. Все прогулки разбиты на 4 сезона: осень, зима, весна, лето. Так же имеются и целевые про...
Конспект наблюдения за березой детей средней группы
Формироватие у детей представление о березе....
Целевая прогулка – наблюдения «Белая береза в золоте стоит» в группе компенсирующей направленности. В рамках итогового события : «Прощай, лето, здравствуй, осень»
Целевая прогулка – наблюдения «Белая береза в золоте стоит» в группе компенсирующей направленности.В рамках итогового события : «Прощай, лето, здравствуй, осень»...