В гостях у льдинки, паринки и капельки.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: совершенствовать представления детей о воде.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы, вода одни предметы растворяет, а другие – нет;
- закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется, существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость;
- формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.
развивающие:
- развивать у детей наблюдательность, мышление, кругозор, речь, любознательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
- активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия;
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом;
- развивать умение делать выводы, умозаключения.
воспитательные:
- прививать бережное отношение к природе;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность;
- Воспитывать экологическую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_ldinki_parinki_i_kapeliki.docx | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад «Счастливое детство»
КОНСПЕКТ НОД
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«В ГОСТЯХ У ЛЬДИНКИ, ПАРИНКИ И КАПЕЛЬКИ»
Выполнила воспитатель
Фролова Елена Михайловна
Клычева Евгения Анатольевна
п. Шуберское, 2013 год
«В гостях у Льдинки, Паринки и Капельки».
Цель: совершенствовать представления детей о воде.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей со следующими свойствами воды: вода не имеет собственной формы, вода одни предметы растворяет, а другие – нет;
- закрепить знания детей об известных свойствах воды: вода бывает разной температуры, вода прозрачна, не имеет вкуса и запаха, вода испаряется, существует три состояния воды, вода течет, она – жидкость;
- формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.
развивающие:
- развивать у детей наблюдательность, мышление, кругозор, речь, любознательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
- активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия;
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом;
- развивать умение делать выводы, умозаключения.
воспитательные:
- прививать бережное отношение к природе;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность;
- Воспитывать экологическую культуру.
Реализация образовательных областей: познание, труд, коммуникация, социализация, здоровье, безопасность, физическая культура, музыка.
Приемы:
1. Игровые;
2. Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Материалы: календарь природы, маркер ,мяч прозрачные стаканчики, емкости разной формы, кисточки, салфетки, губки, полиэтилен, ткань, тетради по опытно - эксперементальной деятельности, простые карандаши, фартуки на каждого ребенка, чайные ложечки, по две формочки для заморозки льда, цветные бусинки, баночки с гуашью на каждого ребенка, зеркальце, термос с горячей водой; мультимедийная установка (ноутбук, проектор, экран), аудиозаписи мелодий.
Звучит музыка, заходят дети
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
А сейчас мы с вами успокоимся и настроимся на путешествие в мир знаний. Закройте глаза и представьте: ярко светит солнце, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его свежий воздух. Нам хорошо и приятно, мы хотим жить в мире с природой. (Играет музыка, звуки природы).
Успокоились? Молодцы, открываем глазки.
А сейчас послушайте загадку и скажите мне отгадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Как, это время года зовется?
Дети: Это время года называется осень.
Воспитатель: А как вы думаете о какой осени идет речь в загадке о ранней или о поздней?
Дети: В загадке говорится о ранней осени.
Воспитатель: Ребята, а ранняя осень какая?
Дети: Ранняя осень богатая урожаем;
Ранняя осень красивая;
Ранняя осень золотая;
Ранняя осень теплая.
Воспитатель: А послушайте еще одну загадку:
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
А здесь о какой осени идет речь?
Дети: Эта загадка о поздней осени.
Воспитатель: Поздняя осень какая?
Дети: Поздняя осень дождливая;
Поздняя осень холодная;
Поздняя осень скромная;
Поздняя осень неприметная;
Поздняя осень грустная.
Воспитатель: А сейчас у нас какая осень поздняя или ранняя?
Дети: Сейчас на улице поздняя осень.
Воспитатель: Ребята, а мы знаем, как называются осенние месяцы.
Дети: Да, сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: А какой у нас идет осенний месяц?
Дети: Сейчас идет ноябрь.
Воспитатель: Ребята, мы говорили ранняя осень, поздняя осень, а как мы узнали, что наступила осень?
Дети: Мы знаем приметы осени.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Поймай мяч, назови примету».
Дети:
- Осенью на улице стало холодно;
- Осенью дни стали короче;
- Осенью солнышко не греет;
- Осенью дует холодный ветер;
- Осенью часто идет дождь;
- Осенью люди стали одеваться теплее;
- Осенью птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Ребята, давайте понаблюдаем за погодой из окна и отметим наблюдения в календаре природы. Какая сегодня погода?
Дети: Пасмурная/ясная.
Воспитатель: Почему вы так считаете.
Дети: (Не) светит солнце.
Воспитатель: Есть ли на улице ветер? Какой? А как вы догадались?
Дети: Качаются деревья.
Воспитатель: А как называется прибор, с помощью которого определяют направление ветра?
Дети: Флюгер.
Воспитатель: Что вы можете сказать про осадки?
Дети: Сегодня (не) идет снег/дождь.
Воспитатель: Соответствует сегодняшняя погода поздней осени?
Дети: Эта погода соответствует поздней осени.
Раздается звук сообщения. На экране появляется сообщение.
Воспитатель: Ребята, посмотрите нам с вами пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно.
«Здравствуйте ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом ударил сильный мороз, вторая превратилась в красивую льдинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. льдинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и «паринке» родных сестер. Ребята, помогите! Докажите что мы – льдинка, капелька и паринка – родные сестры!»
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь капелькам помириться и доказать что снежинка, паринка и капелька родные сестры?
Дети: Да!
Воспитатель: тогда нам нужно исследовать свойства воды. А для этого мы должны пойти в гости в лабораторию к Фее Наук.
Но прежде чем отправимся в путь давайте вспомним как нужно вести себя в гостях.
Дети:
- В гостях нельзя шуметь;
- В гостях нужно быть вежливым;
- В гостях нужно быть внимательным и добрым;
- В гостях нужно быть послушным
Воспитатель: Ну что же, отправляемся! Закройте глазки и повторяйте за мной:
По волшебному пути
В лабораторию можем мы войти.
Музыка сейчас раздастся
В лабораторию попасть нам удастся.
Фея: Здравствуйте, ребята! Я добрая Фея Наук. Как я рада видеть вас у себя в лаборатории.
Воспитатель: Здравствуй. Фея Наук. Мы пришли к тебе за помощью. Помоги нам помирить родных сестричек Льдинку, Паринку и Капельку.
Фея: Хорошо ребята, в моей лаборатории происходит много удивительных чудес. И эти чудеса мы будем творить вместе с вами. Предлагаю вам побыть моими помощниками. Согласны?
Дети: Да!
Фея: Сейчас я до каждого коснусь волшебной палочкой и вы все превратитесь в волшебников.
Ну вот теперь вы мои помощники. Проходим к столу, одеваем фартуки, присаживаемся за стол и послушайте:
Наши глазки внимательно смотрят,
Наши ушки внимательно слушают,
Наши ножки нам не мешают,
Наши ручки нам помогают.
Чтобы помирить наших сестричек мы должны поближе с ними познакомиться. Давайте познакомимся с первой сестричкой – Капелькой.
Фея: ребята, что в стаканчике?
Дети: В стаканчике налита вода.
Фея: Правильно, капельки воды, вода. Давайте поближе познакомимся с ней. Какая она? Давайте понюхаем сначала чем пахнет вода?
Дети: Вода ничем не пахнет.
Фея: Вода не имеет запаха. А как вы думаете вода имеет вкус? Давайте попробуем, имеет она вкус?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Фея: Правильно. А как вы думаете если в воду добавить сахар, какой будет вода?
Дети: Если в воду добавит сахар, то она будет сладкой.
Фея: А если добавить соль?
Дети: Если в воду добавит соль, то она будет соленой.
Фея: А если добавить лимон?
Дети: Если в воду добавит лимон, то она будет кислой.
Фея: Молодцы. Какой вывод можно сделать?
Дети: Чистая вода не имеет вкуса, а вода с различными добавками имеет определенный вкус.
Фея: Посмотрите, на столе лежат предметы. Какой они формы?
Дети: Круглой и квадратной.
Фея: А имеет ли форму вода?
Дети: Да/нет.
Фея: Давайте не будем гадать, а приступим к нашему исследованию.
Для этого возьмем узкую баночку наполним ее водой. Ребята, как вы думаете если мы перельем эту воду в широкую баночку вода сохранит свою форму или примет форму того сосуда в который будет налита?
Дети: Форма воды изменится.
Фея: Правильно, форма, которую принимает вода, все время изменяется. Какой можно сделать вывод?
Дети: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Воспитатель: Вода – это жидкость. Вспомните, ребята, лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля становится какая?
Дети: Земля становится мокрая, влажная.
Фея: Правильно, молодцы.
А сейчас мы с вами отдохнем, выйдем из-за стола и встанем в круг.
(Физкультминутка)
К речке быстро мы спустились, (шаги на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной – другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Молодцы, садимся обратно за столы.
Ребята, давайте продолжим наше исследование. Когда мы переливали воду у нас вода пролилась на столы, нужно ее убрать. У вас на столе лежат предметы, рассмотрите их и попробуйте вытереть воду. А затем в тетради по экспериментальной деятельности отметим какие предметы впитывают воду.
(Дети пробуют вытереть воду)
Фея: А теперь давайте с вами достанем тетради и отметим наши наблюдения. Посмотрите на картинку, где изображены разные предметы и поставьте в квадратике «+», если впитывает и «-», если нет.
А теперь ребята посмотрите на картинку, где вода налита в посуду разной формы и поставьте в квадратике «+», если вода меняет форму, и «-», если не меняет. Какой знак мы поставим?
(Дети выполняют работу в тетрадях).
Фея: А как вы думаете, если мы сейчас перельем немножко водички в эту формочку и положим в холодильник, там, где холодно, что с ней будет, как вы думаете?
Дети: Вода превратится в лед.
Фея: Совершенно верно, она замерзнет. Хотите проверить?
Дети: Да!
Фея: Посмотрите, я налью немножко водички в формочки, а вы бросите в каждую бусинку, поставим на поднос, а Елена Михайловна унесет их и поставит в холодильник. Когда пройдет немного времени, она принесет их обратно, и мы с вами увидим, что же с ней произойдет.
(Елена Михайловна относит формочки с водой)
Фея: А сейчас давайте с вами отдохнем.
Физкультминутка
Туча по небу гуляет. (руки зажаты в кулачки)
Туча громко громыхала, (стучат кулачок о кулачок)
Вдруг из тучи дождь полил (стучат пальчиками о парту)
Наши ножки промочил. (гладят ноги)
Мы под дождиком ходили (ходьба на месте сидя)
Свои зонтики раскрыли. (руки вверх)
Фея: А кто скажет, какого цвета вода?
Дети: У воды нет цвета.
Фея: Правильно. Давайте проведем с вами опыт. Посмотрите, если мы оставим в стаканчик ложечку, ее видно?
Дети: Да.
Фея: Совершенно верно. Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Фея: А может ли вода изменить свой цвет?
Дети: Может, если в нее добавить краску.
Фея: Давайте покрасим водичку в разные цвета.
(Дети размешивают краску в воде).
Фея: Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя желтая вода?
Дети: Потому что добавил желтую краску.
Фея: На какой сок она похожа?
Дети: На лимонный.
Фея: А у тебя водичка красная, на какой сок она похожа?
Дети: На томатный.
Фея: Давайте с вами отметим в тетради наши наблюдения и поставим «+», если вода прозрачная, и минус, «-», если имеет цвет.
(Дети выполняют задания в тетрадях по экспериментированию)
Почему мы поставили «+»?
Дети: Потому что вода в чистом виде бесцветна.
Фея: Вот так, Капелька, мы теперь много о тебе знаем.
Фея: Ну вот пришло время познакомиться нам с второй сестричкой – Паринкой.
Давайте пройдем к этому столу.
(Дети встают и проходят к столу, там стоит трехлитровая банка)
Ребята, а какой станет вода, если ее нагреть?
Дети: Горячей.
Фея: Правильно. Вот здесь, в термосе у меня есть горячая вода. Хотите посмотреть? Ребята я вам покажу ее если мы будем соблюдать правила безопасности. Горячая вода – опасна для нас с вами. Кто скажет, чем же опасна вода?
Дети: Горячей водой можно обжечься.
Фея: Правильно, если неаккуратно обращаться с ней, и пролить ее, она может попасть на кожу и очень сильно обжечь. Поэтому с горячей водой нужно быть очень осторожным.
(Фея наливает горячую воду в банку).
Фея: Посмотрите, что вы видите?
Дети: Идет пар.
Фея: Совершенно верно. Пар — это газообразная вода. Какой он?
Дети: Пар легкий и воздушный.
Фея: А вы знаете откуда взялся пар?
Дети: Нет.
Фея: Ребята, вода – волшебница, когда ее нагревают – она превращается в пар. А если обратно охладить, он снова превратится в воду. Смотрите, я сейчас положу на горлышко зеркальце. Пар поднимется вверх, остывает и на зеркальце нашем что появилось?
Дети: Капельки воды.
Фея: Правильно. Пар снова превратился в воду. Действительно, Капелька и Паринка – сестрички. У них мама вода.
Фея: Ну вот мы и познакомились со второй сестричкой.
А теперь пришло время познакомиться с третьей сестричкой – Льдинкой. Вернемся обратно за столики.
(Дети садятся за столики)
Посмотрите, Елена Михайловна уже принесла на формочки. Давайте посмотрим, во что превратились наши капельки воды.
Дети: Капельки воды превратились в лед.
Фея: Совершенно верно. Давайте рассмотрим их. Какого они цвета?
Дети: Льдинки прозрачные.
Фея: Правильно, лед прозрачный, потому что лед — это вода, а вода тоже не имеет цвета. Внутри видно бусинку. Давайте с вами возьмем ложечку и постучим по льдинкам. Какие они? Твердые или мягкие?
Дети: Льдинки твердые.
Фея: Правильно. Ребята, внутри льда бусинки. Как же нам достать их?
Дети: Нужно растопить льдинки.
Фея: Правильно. Давайте возьмем их в руки, согреем льдинки своим дыханием. Что же произошло с льдинками?
Дети: Они стали таять.
Фея: Правильно. А во что они превратились?
Дети: Обратно в воду.
Фея: Возьмите салфетки и вытрите ваши ручки. Вот такая вода волшебница!
Ну вот, ребята, мы выяснили, что Льдинка – третья сестричка – это замерзшая вода.
Фея: Вот мы с вами доказали, что Капелька, Паринка и Льдинка – родные сестрички! А почему?
Дети: Потому что все это – ВОДА!
Фея: Все они равны, и им не стоит ссориться. У них одна мамочка – Вода.
Вода самое удивительное вещество! Она настоящая волшебница! Во что она умеет превращаться? Давайте послушаем стихотворение:
Коль зимою прыгнул с вышки,
То набьешь, конечно, шишки.
Знать, тверда была вода,
Ты ответишь без труда.
Ну а если прыгнуть в воду
В очень теплую погоду
Будешь мокрый ты до нитки –
Летом лед бывает жидким.
Зачерпнем воды у речки
И поставим греть у печке,
Пар заполнит весь наш дом,
А воды мы не найдем.
И вода, и лед, и пар –
Скажем вам и млад, и стар –
Это все-таки вода,
Ты запомни навсегда.
Фея: Ну вот, ребята, мы с вами помирили наших сестричек Льдинку, Паринку и Капельку, доказали им что они родные сестрички и им не стоит ссориться,.
Воспитатель: Спасибо тебе, добрая Фея Наук. нам пора возвращаться в детский сад.
Ребята, закрывайте глаза и повторяйте за мной:
Раз, два, три
Фея в садик нас верни!
Ну вот мы снова в садике.
Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня?
Дети: Мы узнали что:
- Вода не имеет формы;
- Вода не имеет запаха;
- Вода не имеет вкуса;
Воспитатель: Вода – это что?
Дети: Жидкость.
Воспитатель: Что можно делать с водой?
Дети: Наливать, переливать.
Воспитатель: А во что может превращаться вода?
Дети: В лед, пар.
Воспитатель: А когда вода превращается в лед?
Дети: Зимой в мороз.
Воспитатель: А в пар?
Дети: Летом, в сильную жару.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вода добрый друг и помощник человека. И без воды невозможно жить на земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.
На этом наше путешествие в страну знаний сегодня законченно, мы с вами узнали очень много нового и интересного. Вы у меня молодцы, и вам приготовила сюрприз! Сладкие конфеты-сосульки которые мы с вами скушаем в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий детско - родительского зимнего праздника " В гости к льдинке"
Разработка сценария зимнего развлечения с привлечением родителей. Поможет инструкторам по физическому воспитанию, начинающим и опытным воспитателям организовать настоящий праздник в Дни пр...
В гости к льдинке и снежинке
Цель: совершенствовать навыки ходьбы на лыжах, метания в горизонтальную цель, развивать ловкость и функцию равновесия, воспитывать интерес к зимним спортивным упражнениям....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у Воздушного шара и Капельки»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде....
Конспект проведения прогулки в подготовительной к школе группе "Льдинка в гостях у ребят"
Технологическая карта конспекта прогулки....
Напольная познавательная ширма "Осень в гости к нам пришла" (листопад, капелька, одежда по погоде, птицы)
Задачи: систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (лист опад, дожди, снижение температуры воздуха, одежда по погоде). Закрепитиь знания детей о зимующих птицах (чем питаются). Обога...
Утренняя гимнастика «Льдинка, льдинка скоро май…»
Утренняя гимнастика «Льдинка, льдинка скоро май…»...
Окрытое занятие по Познанию (ознакомление с миром природы):проведение познавательно-исследовательской деятельности во II младшей группе с детьми 3-4 лет (свойства льда). Тема: «Принцесса льдинка в гостях у малышей».
Цель: Формирование знаний о свойствах льда и навыков исследовательской деятельности. Задачи: Расширять знания детей о времени года – зима, зимних явлениях природы. Знакомить детей со с...