Русские традиции
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема:
«Народные праздники на Руси»
Здоровье сберегающие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
• Технологии эстетической направленности
• Подвижные и спортивные игры
• Технологии музыкального воздействия
Образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие,
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• художественно-эстетическое развитие
Цель:
Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.
Задачи:
Образовательные
Познакомить детей с традициями празднования Дня Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества, Масленицы, Ивана Купала, с народными приметами, обрядами.
Развивающие
Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси),интерес к народной культуре, потребность в получении информации.
Формирование навыков общения с культурным наследием.
Воспитательные
Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству, к народным играм.
Предварительная работа:
изучение наизусть колядок, стихов о народных праздниках, пословиц,частушек, народных примет.
Возраст: дети подготовительной группы 5-6 лет
Материалы и оборудование:
свеча,звезда,соломенное чучело,зеленое покрывало,календарь,подарки колядующим.
Содержание организованной деятельности детей
1.Организазационный момент.
Воспитатель:
Здравствуйте ,гости дорогие. Рады видеть Вас у себя в гостях.
"Для дорогого гостя и ворота настеж".
Дети входят (по 3 чел) под рус.нар.мелодию. Выстраиваются полукругом.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришло много гостей ,а давайте с ними поздороваемся ,как в древности с поклоном.
2.Вступительное слово.
Воспитатель: Наши предки любили и умели веселиться. Русские люди любили и любят праздники .Любили угостить гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами»,
Пели песни, плясали. А вы, ребята, любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники?
Дети: Да. Праздники волшебные и веселые. Новый год, Рождество, Пасха…
Воспитатель: Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. Как вы думаете, кто такие предки?
Дети: Предки – это те люди, которые жили до нас.
Воспитатель: Наши предки – русские люди ,они жили на Руси – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? На волшебных санях. Садитесь,отправляемся назад в прошлое. Поехали! (Музыка)
На ИД зима на Руси.
3.Беседа о Рождестве.
И вот ребята мы с Вами и с нашими гостями оказались в Древней Руси .Русские люди всегда умели хорошо работать и хорошо веселится .Много разных праздников у них было и делились они на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно и в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Среди этих праздников народ выделял самые великие и любимые .А чтобы мы в них не запутались ,создадим свой календарь древних праздников.
Воспитатель : Скажите ,а с какого времени года у нас сейчас начинается год ?(Зимы).Правильно . И наши предки год начинали зимой .И самый любимый и известный праздник зимы это Рождество.
А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).
(Выключается верхний свет, зажигаются свечи, звучит тихая музыка. Горит свеча. .)
Воспитатель: Рождество - это религиозный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто - то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.
Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.
А вы знаете другие традиции этого праздника? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.
Воспитатель: Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками - колядками.
4.Восприятие фольклора.
Воспитатель:(Стук в дверь .Дети подготовительной группы поют коляки).
Воспитатель: Колядующие непременно получают что-то съедобное: сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули – их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.
Воспитатель: Итак ,ребята, какой праздник на Руси праздновали зимой ? Как его праздновали?
Вот как весело праздновали .Рождество .Давайте отметим на нашем календаре зимний праздник Рождество.
Воспитатель: А какое время года наступает после зимы?(Весна)
5.Беседа о Масленице.
Кто знает какой праздник праздновали в конце зимы и в начале весны?(Масленица)
Масленицу называли широкой, веселой.(Просмотр презентации)
Масленица — праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица названа так потому, что русские люди до Поста ели коровье масло, на котором жарились блины, оладьи, лепешки. А блин похож на солнце. Солнце-символ окончания зимы. С чем их только не ели: с маслом, с медом. Праздновали Масленицу 7 дней. Все дни, всю неделю люди веселились, смеялись, пели песни, гуляли, ходили в гости. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения.А чучело, сделанное из соломы,(Показ чучела) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.Во время сжигания чучела люди пели песни ,веселились.
А вы любите веселится ?
6.Игры.
Тогда давайте сыграем в русскую народную игру "Гори ,гори ясно"
Количество игроков: четное
Дополнительно: нет
Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий»,то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если«горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Воспитатель: Итак ,ребята, какой праздник на Руси праздновали весой? Как его праздновали?
Воспитатель :А на календаре отметим еще один народный праздник "Масленицу"
Воспитатель: Становится теплее и мы с Вами выходим из саней на зеленую полянку .После весны наступило какое время года ?(Лето)
7.Рассказ о празднике "Ивана-Купала"
Воспитатель:Летом наши предки почетали праздник Ивана-Купала.(Просмотр презентации)Купала- древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Название праздника "Иван Купала" пошло от слов - погружать в воду.
Поэтому в этот день обливают друг друга водой, купаются в реке,разводят костры ,поют песни ,гадают,водит хороводы.
8.Хоровод.Вот и мы с Вами станем в хоровод.
Хоровод «Ивана Купала» "Капуста
Воспитатель: Итак ,ребята, какой праздник на Руси праздновали летом? Как его праздновали?
Воспитатель: Продолжаем составлять наш календарь народных праздников. Лето-Ивана Купала.
Воспитатель .После лета наступает осень .
9.Рассказ об осенних праздниках.
Осенью на Руси отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы,14 октября. Это очень почитаемый праздник на Руси. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. В народе этот день считали встречей осени с зимой. Назвали этот праздник Покрова от слова "Покрывать",потому что в этот период земля покрывалась с первым снегом, как покрывалом.Примерно с этих дней начинали топить в избах, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы, начинали работать пряхи и ткачихи.
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»
С 14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы
На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.
10.Частушки.
Наши дети тоже с удовольствием их поют.(Частушки)
Воспитатель: Итак ,ребята, какой праздник на Руси праздновали осенью? Как его праздновали?
11.Итог.
Воспитатель :Вот и завершается наш календарь .Осенью- праздник Покрова .И нам пора прощаться .А календарь праздников мы обязательно будем пополнять новыми праздниками, с которыми дальше будем знакомится на занятиях. Досвидания .
Список литературы.
• Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. –
2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.
• Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2986.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_prazdniki.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народные праздники на Руси»
Здоровье сберегающие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Технологии эстетической направленности
- Подвижные и спортивные игры
- Технологии музыкального воздействия
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие
Цель:
Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа.
Задачи:
Образовательные
Познакомить детей с традициями празднования Дня Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества, Масленицы, Ивана Купала, с народными приметами, обрядами.
Развивающие
Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси),интерес к народной культуре, потребность в получении информации.
Формирование навыков общения с культурным наследием.
Воспитательные
Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству, к народным играм.
Предварительная работа:
изучение наизусть колядок, стихов о народных праздниках, пословиц,частушек, народных примет.
Возраст: дети подготовительной группы 5-6 лет
Материалы и оборудование:
свеча,звезда,соломенное чучело,зеленое покрывало,календарь,подарки колядующим.
Содержание организованной деятельности детей
1.Организазационный момент.
Воспитатель:
Здравствуйте ,гости дорогие. Рады видеть Вас у себя в гостях.
"Для дорогого гостя и ворота настеж".
Дети входят (по 3 чел) под рус.нар.мелодию. Выстраиваются полукругом.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришло много гостей ,а давайте с ними поздороваемся ,как в древности с поклоном.
2.Вступительное слово.
Воспитатель: Наши предки любили и умели веселиться. Русские люди любили и любят праздники .Любили угостить гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами»,
Пели песни, плясали. А вы, ребята, любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники?
Дети: Да. Праздники волшебные и веселые. Новый год, Рождество, Пасха…
Воспитатель: Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. Как вы думаете, кто такие предки?
Дети: Предки – это те люди, которые жили до нас.
Воспитатель: Наши предки – русские люди ,они жили на Руси – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? На волшебных санях. Садитесь,отправляемся назад в прошлое. Поехали! (Музыка)
На ИД зима на Руси.
3.Беседа о Рождестве.
И вот ребята мы с Вами и с нашими гостями оказались в Древней Руси .Русские люди всегда умели хорошо работать и хорошо веселится .Много разных праздников у них было и делились они на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно и в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Среди этих праздников народ выделял самые великие и любимые .А чтобы мы в них не запутались ,создадим свой календарь древних праздников.
Воспитатель : Скажите ,а с какого времени года у нас сейчас начинается год ?(Зимы).Правильно . И наши предки год начинали зимой .И самый любимый и известный праздник зимы это Рождество.
А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).
(Выключается верхний свет, зажигаются свечи, звучит тихая музыка. Горит свеча. .)
Воспитатель: Рождество - это религиозный праздник. Само слово Рождество говорит о том, что кто - то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.
Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа. Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.
А вы знаете другие традиции этого праздника? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.
Воспитатель: Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками - колядками.
4.Восприятие фольклора.
Воспитатель:(Стук в дверь .Дети подготовительной группы поют коляки).
Воспитатель: Колядующие непременно получают что-то съедобное: сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули – их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.
Воспитатель: Итак ,ребята, какой праздник на Руси праздновали зимой ? Как его праздновали?
Вот как весело праздновали .Рождество .Давайте отметим на нашем календаре зимний праздник Рождество.
Воспитатель: А какое время года наступает после зимы?(Весна)
5.Беседа о Масленице.
Кто знает какой праздник праздновали в конце зимы и в начале весны?(Масленица)
Масленицу называли широкой, веселой.(Просмотр презентации)
Масленица — праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица названа так потому, что русские люди до Поста ели коровье масло, на котором жарились блины, оладьи, лепешки. А блин похож на солнце. Солнце-символ окончания зимы. С чем их только не ели: с маслом, с медом. Праздновали Масленицу 7 дней. Все дни, всю неделю люди веселились, смеялись, пели песни, гуляли, ходили в гости. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения.А чучело, сделанное из соломы,(Показ чучела) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.Во время сжигания чучела люди пели песни ,веселились.
А вы любите веселится ?
6.Игры.
Тогда давайте сыграем в русскую народную игру "Гори ,гори ясно"
Количество игроков: четное
Дополнительно: нет
Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий»,то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если«горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Воспитатель: Итак ,ребята, какой праздник на Руси праздновали весой? Как его праздновали?
Воспитатель :А на календаре отметим еще один народный праздник "Масленицу"
Воспитатель: Становится теплее и мы с Вами выходим из саней на зеленую полянку .После весны наступило какое время года ?(Лето)
7.Рассказ о празднике "Ивана-Купала"
Воспитатель:Летом наши предки почетали праздник Ивана-Купала.(Просмотр презентации)Купала- древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Название праздника "Иван Купала" пошло от слов - погружать в воду.
Поэтому в этот день обливают друг друга водой, купаются в реке,разводят костры ,поют песни ,гадают,водит хороводы.
8.Хоровод.Вот и мы с Вами станем в хоровод.
Хоровод «Ивана Купала» "Капуста
Воспитатель: Итак ,ребята, какой праздник на Руси праздновали летом? Как его праздновали?
Воспитатель: Продолжаем составлять наш календарь народных праздников. Лето-Ивана Купала.
Воспитатель .После лета наступает осень .
9.Рассказ об осенних праздниках.
Осенью на Руси отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы,14 октября. Это очень почитаемый праздник на Руси. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. В народе этот день считали встречей осени с зимой. Назвали этот праздник Покрова от слова "Покрывать",потому что в этот период земля покрывалась с первым снегом, как покрывалом.Примерно с этих дней начинали топить в избах, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы, начинали работать пряхи и ткачихи.
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»
С 14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы
На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.
10.Частушки.
Наши дети тоже с удовольствием их поют.(Частушки)
Воспитатель: Итак ,ребята, какой праздник на Руси праздновали осенью? Как его праздновали?
11.Итог.
Воспитатель :Вот и завершается наш календарь .Осенью- праздник Покрова .И нам пора прощаться .А календарь праздников мы обязательно будем пополнять новыми праздниками, с которыми дальше будем знакомится на занятиях. Досвидания .
Список литературы.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. –
2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.
- Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "О русских традициях, обычаях и народном творчестве"
Педсовет в рамках работы с педагогами по теме "Толерантность". Проводится в форме деловой игры. Полный текст педсовета не загружается (очень много материала). Кого заинтересует этот матери...
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...
"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.
Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...
Конспект НОД «Ознакомление с народной культурой» в мини-музее «Русская изба» «Знакомство с русскими традициями»
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры...
Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"
Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...
Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )
Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...
Конспект занятия для детей второй группы раннего возраста «Пчёлки» по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Дорога в волшебный мир русских традиций» Приобщение к истокам русской культуры.
Цель: Знакомство с русскими народными играми и потешками, через русскую сказку «Репка».Задачи:Обучающие: обогащать кругозор детей и развивать их эмоциональный потенциал;Развивающие: развив...