Путешествие с Капелькой (Опыты с водой)
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Норина Лариса Михайловна

Ознакомление со свойствами воды в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_s_kapelkoy.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие с Капелькой

(Опыты с водой)

Интегрированное занятие

средняя группа

Цель: ознакомление со свойствами воды

Задачи:

- познакомить с некоторыми свойствами воды;

- способствовать формированию знаний о круговороте воды в природе;

- расширить представления детей о представителях водных животных, их особенностях, приспособленности к жизни в водной среде;

- обратить внимание на значение воды в нашей жизни;

- совершенствовать обследовательские действия и умение делать простейшие умозаключения после проведённых опытов.

Воспитатель: Ребята, сегодня на электронную почту пришло  письмо и в нём вот какое сообщение: Здравствуйте, дорогие дети! Мы узнали, что вы сегодня собираетесь путешествовать по реке Каме, а про нас-то забыли. Ждите, мы обязательно придём. Степашка. Капелька.

Но, ребята, времени ждать нет, пора объявлять отплытие.

Степашка: Подождите! Я уже бегу! Извините, что опоздал. Здравствуйте! А Капелька уже здесь?

Воспитатель: Капельки до сих пор нет. Пожалуй, она нас догонит.

Сегодня я буду капитаном, Степашка – моим помощником, а вы – пассажирами.

Поднять якоря! Отдать швартовые!

Степашка: Есть поднять якоря!

Воспитатель: Уплывает наш кораблик, уплывает! Нас неведомые страны ожидают! Право руля!

Степашка: Есть право руля!

Воспитатель: Стоп! Мы сели на мель! Не зря говорят: «Где вода, там и беда!» Что же делать? Придётся ждать помощи. А пока посмотрим на глобус (он есть на каждом корабле), где мы находимся?

Степашка: У, какой интересный мячик, и какой красивый.

Воспитатель: Ребята, объясните Степашке, что этот «мячик» обозначает (наша планета Земля, только маленькая)

Степашка: А что на ней всё такое разноцветное? И  голубого цвета так много! (голубое – вода, а остальное – суша)

Воспитатель: Да, Степашка, голубым цветом обозначены реки, озёра, моря, океаны.

 А ещё на глобусе есть участки белого цвета. Ребята, найдите их.

Это тоже вода, но особенная: это лёд и снег, которые никогда не тают, потому что на Южном и Северном полюсах всегда холодно. Да, воды на Земле много, но она и для многого нужна.

Для чего мы её используем?

Степашка: Я знаю! Вода нужна, чтобы пить. А ещё…

Воспитатель: А ещё для чего, ребята, нужна вода? (она нужна, чтобы умываться, купаться, стирать, мыть посуду, пол)

Воспитатель: А как вы думаете, что случится с растениями, животными, человеком, если исчезнет вода? (они умрут)

Да, без воды мы пропадём.

 А  знаете ли вы, сколько дней сможет прожить человек без воды? (три) Всего три дня.

Давайте сейчас поиграем.

Я вам буду показывать картинки. Если то, что нарисовано, не сможет прожить без воды – вы хлопаете, если сможет – не хлопаете. Например, мак – хлопаете, шарф – не хлопаете.

 (показывает картинки: рыба, человек, луна, лиса, муравей, стул, роза)

Ребята, посмотрите, слева у нас всё…

Степашка: живое, а справа – неживое

Воспитатель: Правильно ли говорит Степашка? (нет)  

А как надо сказать? (слева – неживое, а справа – живое)

Так что не сможет прожить без воды? (всё живое: растения, животные, люди) Правильно.

Стихотворение о том, что растениям нужна вода.

Ребёнок:

Эта капелька дождя

В землю тёплую упала.

Не пропала, не пропала

Эта капелька дождя.

Вышел гриб дождевик,

Вышел гриб боровик.

Их сестричка – гриб лисичка,

Их подружка – гриб волнушка,

Вышла тонкая травинка,

Вышла тонкая рябинка.

Капелька: Фу, наконец-то, я вас догнала! Здравствуйте, ребята! Только почему вы остановились?

Воспитатель: Да мы сели на мель и смотрим, где же теперь находимся. Думаем, что делать?

Капелька: Я вам помогу. Только…ой, ой! Что-то у меня сил не стало.

Воспитатель: Да, тебя срочно надо лечить. Выпей лекарство, оно тебе поможет. Степашка, принеси, пожалуйста.

Капелька: Что же вы такое даёте?

Воспитатель: Как что? Лекарство.

Капелька: Да это же обыкновенная вода!

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчики, в них налито тоже, что и Капельке. Пахнет? (нет)

Как узнали? (понюхали)

Что помог? (нос, выставляется картинка)

Попробуйте на вкус через трубочку. Есть вкус? (нет) 

Что помог? (язык, выставляется картинка)

 Это водопроводная вода, у неё нет ни вкуса, ни запаха. А вот морская вода на вкус солёная, человек не может её пить. Есть даже такая пословица «Кругом вода, а питьём беда».

Степашка: Ой,  я правда забыл налить лекарство (наливает валерьянку)

Воспитатель: А вам, ребята, в дорогу наша медсестра, тоже дала лекарство, чтобы вовремя путешествия не болели (капает в те же стаканчики валерьянку).

Понюхайте теперь. Пахнет? (да)  

Попробуйте на вкус. Есть вкус? (да)

Капелька: Ну а теперь я совершенно здорова. Только очень хочется пить.

Воспитатель: Вот тебе вода!

Капелька: Ах, как вкусно!

Воспитатель: А чего это ей вкусно? Ведь только что сказали, что вода не имеет вкуса, а её вкусно. Капелька, дай ребятам попробовать (пробует один ребёнок: вода сладкая)  Почему? (там сахар)

  Ребята, а где же сахар? Ничего же не видно? (растворился)

 В воде, оказывается, сахар, соль растворяются.

А вот попробуйте растворить речной песок (дети экспериментируют)

И что же вы увидели? (песок не растворяется) Что помогло увидеть? (глаза, выставляется картинка)

А что было бы, если бы на дно реки высыпали много-много сахарного песка? (он бы растаял, и река стала бы сладкой)

Степашка: Я всё понял! Некоторые вещества в воде растворяются, например, песок, некоторые – не растворяются -  сахар и соль.

Воспитатель: Правильно ли говорит Степашка? (нет)

А как надо сказать? (в воде растворяются сахар, соль, а не растворяется песок)

 Степашка: Теперь я не забуду. А мне вот ещё хочется проверить, растворяются ли краски?

Воспитатель: Давайте, вместе с ребятами и попробуем. Наберите краску на кисточку и опустите в баночку с водой. Что произошло? (вода стала цветной) Куда исчезла краска? (растворилась)

Капелька: Спасибо, что подлечили, напоили. Ну, а теперь я хочу вам рассказать вот о чём: пока вас догоняла, то подружилась с теми, кто живёт в воде.

Степашкой: А я даже знаю с кем! С кошкой, курицей, пчелой.

Воспитатель: Степашка, ты как всегда всё напутал. Ты, Капелька, не говори, пусть ребята сами догадаются. Вам надо выбрать картинки только тех, кто живёт в воде.

(кит)

Ребёнок:

Всю жизнь в воде проводит кит,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит

И деток молоком поит.

(лягушка)

Ребёнок:

Раньше были мы икрою,

А теперь мы все герои,

Головастиками были,

Дружно хвостиками били.

А теперь мы лягушата,

Прыгай с берега, ребята.

(во время чтения стихотворения воспитатель показывает картинки: икра, головастик, лягушка)

А как вы по внешнему виду догадались, что лягушка живёт в воде? (на лапах перепонки)

 На какой предмет водолаза похожи лапы лягушки (на ласты)

 Водолазы, дайверы плавают в ластах, потому что они помогают передвигаться в воде (показать настоящие ласты)

(гуси)

Перья у них никогда не намокают, потому что они смазаны жиром, и вода скатывается. Даже есть поговорка: «Как с гуся вода»

(рыбы)

Ребёнок:

Плавают рыбёшки в нашей речке чистой,

Плавают рыбёшки быстро, быстро, быстро.

Рыбки гуляют только в воде,

И не гуляют больше нигде!

Воспитатель: у рыб нет ног с перепонками, как у лягушки или гуся, но им помогают в воде хорошо передвигаться…

Степашка: Плавники.

Воспитатель: И не только. Что ещё? (хвост)

 Капелька, ребята правильно назвали твоих друзей?

Капелька: Молодцы! В воде живёт очень-очень много разных животных: дельфины, улитки, медузы, крабы, моржи и другие. С ними мне ещё предстоит познакомиться.

Воспитатель: Ну, а сейчас пришло время отдохнуть.

Поиграем.

Мы будем изображать разных животных, которые живут в воде. Мы – стайка рыбок. «Плывём» молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Вот она плывёт! (дети убегают в противоположную сторону)

Мы – лягушки. Сначала плаваем в воде, а потом выпрыгиваем на берег. Мы проголодались, поймаем комарика. А чтобы нас он не заметил, замрём, не будем двигаться, высунем язычок, которым поймаем комара. Съели и опять в воду. Прыг!

Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружимся над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, опустились к воде, поймали и улетели на берег, чтобы её съесть.

Воспитатель: (рассмотреть глобус опять) Ребята, вот где мы сели на мель. Капелька, ты обещала нам помочь.

Капелька: (воспитатель показывает картинку круговорота воды в природе из книги Рыжовой) Сейчас я поднимусь вверх, к своим подружкам-капелькам. Нас соберётся много-много – получится туча и пойдёт дождь. Вода прибудет в реке,  ваш корабль может спокойно плыть дальше.

Воспитатель: Нам уже пора возвращаться обратно. Мы слишком задержались здесь, но об этом не жалеем, потому что узнали много нового и интересного.

Степашка: Да, я теперь знаю, что вода нужна всем живым организмам:  растениям, животным, человеку. Знаю, кто живёт в воде.

Воспитатель: А ребята знают о свойствах воды. Что она… Какая? (не имеет запаха, вкуса, растворяет некоторые вещества)

 И это им помогли узнать…(нос, язык, глаза – картинки на доске)

 Но прежде, чем отправиться в путь, нам надо пополнить запасы питьевой воды на корабле.

Проведём эстафету «Чья команда быстрее перенесёт воды?»

Команда «Дождинки» и команда «Льдинки» готовы?

Воспитатель: Ну, что ж, пора в дорогу. Спасибо, Капелька! Ты с нами?

Капелька: Нет, я останусь здесь.

Воспитатель: Поднять якоря!  

Степашка: Есть поднять якоря!

Воспитатель: Полный вперёд!

Степашка: Есть полный вперёд!

Воспитатель: Вот мы и дома. Вечером обязательно расскажем мамам и папам о нашем путешествии.

Степашка: Всё было замечательно! Спасибо, что научили уму-разуму. На память я вам хочу подарить кораблики, которые сможете пускать по воде дома в ванной. Их изготовили дети старшей группы (из скорлупы грецких орехов). До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие с капелькой воды Конспект занятия по экологии для дошкольников

Путешествие с капелькой водыКонспект занятия по экологии для дошкольников...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с водой, как неживой природой "Путешествие с капелькой"

·       Цели: Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.  ·...

Опыты с водой "Капелька"

Подбор материала для опытов с водой....

Методическая разработка образовательной деятельности по экспериментированию в младшей группе «Путешествие с капелькой в царство воды»

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами и состояниями воды в окружающей среде....

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой в Царство воды"

Форма проведения занятия: познавательно-игровое. Занятие для детей средней группы по поисково-исследовательской деятельности  с целью создания целостного представления о воде как природном явлени...

Конспект «Путешествие с Капелькой в мир воды».

Познание мира - это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства...

Краткосрочный проект «Опыты с водой» в подготовительной группе «Капелька»

Краткосрочный проект «Опыты с водой» в подготовительной группе....