Путешествие с Капелькой (Опыты с водой)
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Ознакомление со свойствами воды в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_s_kapelkoy.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие с Капелькой
(Опыты с водой)
Интегрированное занятие
средняя группа
Цель: ознакомление со свойствами воды
Задачи:
- познакомить с некоторыми свойствами воды;
- способствовать формированию знаний о круговороте воды в природе;
- расширить представления детей о представителях водных животных, их особенностях, приспособленности к жизни в водной среде;
- обратить внимание на значение воды в нашей жизни;
- совершенствовать обследовательские действия и умение делать простейшие умозаключения после проведённых опытов.
Воспитатель: Ребята, сегодня на электронную почту пришло письмо и в нём вот какое сообщение: Здравствуйте, дорогие дети! Мы узнали, что вы сегодня собираетесь путешествовать по реке Каме, а про нас-то забыли. Ждите, мы обязательно придём. Степашка. Капелька.
Но, ребята, времени ждать нет, пора объявлять отплытие.
Степашка: Подождите! Я уже бегу! Извините, что опоздал. Здравствуйте! А Капелька уже здесь?
Воспитатель: Капельки до сих пор нет. Пожалуй, она нас догонит.
Сегодня я буду капитаном, Степашка – моим помощником, а вы – пассажирами.
Поднять якоря! Отдать швартовые!
Степашка: Есть поднять якоря!
Воспитатель: Уплывает наш кораблик, уплывает! Нас неведомые страны ожидают! Право руля!
Степашка: Есть право руля!
Воспитатель: Стоп! Мы сели на мель! Не зря говорят: «Где вода, там и беда!» Что же делать? Придётся ждать помощи. А пока посмотрим на глобус (он есть на каждом корабле), где мы находимся?
Степашка: У, какой интересный мячик, и какой красивый.
Воспитатель: Ребята, объясните Степашке, что этот «мячик» обозначает (наша планета Земля, только маленькая)
Степашка: А что на ней всё такое разноцветное? И голубого цвета так много! (голубое – вода, а остальное – суша)
Воспитатель: Да, Степашка, голубым цветом обозначены реки, озёра, моря, океаны.
А ещё на глобусе есть участки белого цвета. Ребята, найдите их.
Это тоже вода, но особенная: это лёд и снег, которые никогда не тают, потому что на Южном и Северном полюсах всегда холодно. Да, воды на Земле много, но она и для многого нужна.
Для чего мы её используем?
Степашка: Я знаю! Вода нужна, чтобы пить. А ещё…
Воспитатель: А ещё для чего, ребята, нужна вода? (она нужна, чтобы умываться, купаться, стирать, мыть посуду, пол)
Воспитатель: А как вы думаете, что случится с растениями, животными, человеком, если исчезнет вода? (они умрут)
Да, без воды мы пропадём.
А знаете ли вы, сколько дней сможет прожить человек без воды? (три) Всего три дня.
Давайте сейчас поиграем.
Я вам буду показывать картинки. Если то, что нарисовано, не сможет прожить без воды – вы хлопаете, если сможет – не хлопаете. Например, мак – хлопаете, шарф – не хлопаете.
(показывает картинки: рыба, человек, луна, лиса, муравей, стул, роза)
Ребята, посмотрите, слева у нас всё…
Степашка: живое, а справа – неживое
Воспитатель: Правильно ли говорит Степашка? (нет)
А как надо сказать? (слева – неживое, а справа – живое)
Так что не сможет прожить без воды? (всё живое: растения, животные, люди) Правильно.
Стихотворение о том, что растениям нужна вода.
Ребёнок:
Эта капелька дождя
В землю тёплую упала.
Не пропала, не пропала
Эта капелька дождя.
Вышел гриб дождевик,
Вышел гриб боровик.
Их сестричка – гриб лисичка,
Их подружка – гриб волнушка,
Вышла тонкая травинка,
Вышла тонкая рябинка.
Капелька: Фу, наконец-то, я вас догнала! Здравствуйте, ребята! Только почему вы остановились?
Воспитатель: Да мы сели на мель и смотрим, где же теперь находимся. Думаем, что делать?
Капелька: Я вам помогу. Только…ой, ой! Что-то у меня сил не стало.
Воспитатель: Да, тебя срочно надо лечить. Выпей лекарство, оно тебе поможет. Степашка, принеси, пожалуйста.
Капелька: Что же вы такое даёте?
Воспитатель: Как что? Лекарство.
Капелька: Да это же обыкновенная вода!
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчики, в них налито тоже, что и Капельке. Пахнет? (нет)
Как узнали? (понюхали)
Что помог? (нос, выставляется картинка)
Попробуйте на вкус через трубочку. Есть вкус? (нет)
Что помог? (язык, выставляется картинка)
Это водопроводная вода, у неё нет ни вкуса, ни запаха. А вот морская вода на вкус солёная, человек не может её пить. Есть даже такая пословица «Кругом вода, а питьём беда».
Степашка: Ой, я правда забыл налить лекарство (наливает валерьянку)
Воспитатель: А вам, ребята, в дорогу наша медсестра, тоже дала лекарство, чтобы вовремя путешествия не болели (капает в те же стаканчики валерьянку).
Понюхайте теперь. Пахнет? (да)
Попробуйте на вкус. Есть вкус? (да)
Капелька: Ну а теперь я совершенно здорова. Только очень хочется пить.
Воспитатель: Вот тебе вода!
Капелька: Ах, как вкусно!
Воспитатель: А чего это ей вкусно? Ведь только что сказали, что вода не имеет вкуса, а её вкусно. Капелька, дай ребятам попробовать (пробует один ребёнок: вода сладкая) Почему? (там сахар)
Ребята, а где же сахар? Ничего же не видно? (растворился)
В воде, оказывается, сахар, соль растворяются.
А вот попробуйте растворить речной песок (дети экспериментируют)
И что же вы увидели? (песок не растворяется) Что помогло увидеть? (глаза, выставляется картинка)
А что было бы, если бы на дно реки высыпали много-много сахарного песка? (он бы растаял, и река стала бы сладкой)
Степашка: Я всё понял! Некоторые вещества в воде растворяются, например, песок, некоторые – не растворяются - сахар и соль.
Воспитатель: Правильно ли говорит Степашка? (нет)
А как надо сказать? (в воде растворяются сахар, соль, а не растворяется песок)
Степашка: Теперь я не забуду. А мне вот ещё хочется проверить, растворяются ли краски?
Воспитатель: Давайте, вместе с ребятами и попробуем. Наберите краску на кисточку и опустите в баночку с водой. Что произошло? (вода стала цветной) Куда исчезла краска? (растворилась)
Капелька: Спасибо, что подлечили, напоили. Ну, а теперь я хочу вам рассказать вот о чём: пока вас догоняла, то подружилась с теми, кто живёт в воде.
Степашкой: А я даже знаю с кем! С кошкой, курицей, пчелой.
Воспитатель: Степашка, ты как всегда всё напутал. Ты, Капелька, не говори, пусть ребята сами догадаются. Вам надо выбрать картинки только тех, кто живёт в воде.
(кит)
Ребёнок:
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит
И деток молоком поит.
(лягушка)
Ребёнок:
Раньше были мы икрою,
А теперь мы все герои,
Головастиками были,
Дружно хвостиками били.
А теперь мы лягушата,
Прыгай с берега, ребята.
(во время чтения стихотворения воспитатель показывает картинки: икра, головастик, лягушка)
А как вы по внешнему виду догадались, что лягушка живёт в воде? (на лапах перепонки)
На какой предмет водолаза похожи лапы лягушки (на ласты)
Водолазы, дайверы плавают в ластах, потому что они помогают передвигаться в воде (показать настоящие ласты)
(гуси)
Перья у них никогда не намокают, потому что они смазаны жиром, и вода скатывается. Даже есть поговорка: «Как с гуся вода»
(рыбы)
Ребёнок:
Плавают рыбёшки в нашей речке чистой,
Плавают рыбёшки быстро, быстро, быстро.
Рыбки гуляют только в воде,
И не гуляют больше нигде!
Воспитатель: у рыб нет ног с перепонками, как у лягушки или гуся, но им помогают в воде хорошо передвигаться…
Степашка: Плавники.
Воспитатель: И не только. Что ещё? (хвост)
Капелька, ребята правильно назвали твоих друзей?
Капелька: Молодцы! В воде живёт очень-очень много разных животных: дельфины, улитки, медузы, крабы, моржи и другие. С ними мне ещё предстоит познакомиться.
Воспитатель: Ну, а сейчас пришло время отдохнуть.
Поиграем.
Мы будем изображать разных животных, которые живут в воде. Мы – стайка рыбок. «Плывём» молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Вот она плывёт! (дети убегают в противоположную сторону)
Мы – лягушки. Сначала плаваем в воде, а потом выпрыгиваем на берег. Мы проголодались, поймаем комарика. А чтобы нас он не заметил, замрём, не будем двигаться, высунем язычок, которым поймаем комара. Съели и опять в воду. Прыг!
Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружимся над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, опустились к воде, поймали и улетели на берег, чтобы её съесть.
Воспитатель: (рассмотреть глобус опять) Ребята, вот где мы сели на мель. Капелька, ты обещала нам помочь.
Капелька: (воспитатель показывает картинку круговорота воды в природе из книги Рыжовой) Сейчас я поднимусь вверх, к своим подружкам-капелькам. Нас соберётся много-много – получится туча и пойдёт дождь. Вода прибудет в реке, ваш корабль может спокойно плыть дальше.
Воспитатель: Нам уже пора возвращаться обратно. Мы слишком задержались здесь, но об этом не жалеем, потому что узнали много нового и интересного.
Степашка: Да, я теперь знаю, что вода нужна всем живым организмам: растениям, животным, человеку. Знаю, кто живёт в воде.
Воспитатель: А ребята знают о свойствах воды. Что она… Какая? (не имеет запаха, вкуса, растворяет некоторые вещества)
И это им помогли узнать…(нос, язык, глаза – картинки на доске)
Но прежде, чем отправиться в путь, нам надо пополнить запасы питьевой воды на корабле.
Проведём эстафету «Чья команда быстрее перенесёт воды?»
Команда «Дождинки» и команда «Льдинки» готовы?
Воспитатель: Ну, что ж, пора в дорогу. Спасибо, Капелька! Ты с нами?
Капелька: Нет, я останусь здесь.
Воспитатель: Поднять якоря!
Степашка: Есть поднять якоря!
Воспитатель: Полный вперёд!
Степашка: Есть полный вперёд!
Воспитатель: Вот мы и дома. Вечером обязательно расскажем мамам и папам о нашем путешествии.
Степашка: Всё было замечательно! Спасибо, что научили уму-разуму. На память я вам хочу подарить кораблики, которые сможете пускать по воде дома в ванной. Их изготовили дети старшей группы (из скорлупы грецких орехов). До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие с капелькой воды Конспект занятия по экологии для дошкольников
Путешествие с капелькой водыКонспект занятия по экологии для дошкольников...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с водой, как неживой природой "Путешествие с капелькой"
· Цели: Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного. ·...
Опыты с водой "Капелька"
Подбор материала для опытов с водой....
Методическая разработка образовательной деятельности по экспериментированию в младшей группе «Путешествие с капелькой в царство воды»
развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами и состояниями воды в окружающей среде....
Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой в Царство воды"
Форма проведения занятия: познавательно-игровое. Занятие для детей средней группы по поисково-исследовательской деятельности с целью создания целостного представления о воде как природном явлени...
Конспект «Путешествие с Капелькой в мир воды».
Познание мира - это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства...
Краткосрочный проект «Опыты с водой» в подготовительной группе «Капелька»
Краткосрочный проект «Опыты с водой» в подготовительной группе....
- Мне нравится (1)