Экспериментирование на тему: «Это - Вода» с детьми подготовительной группы детского сада.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятие по ознакомлению с окружающим миром, на котором дети сами проводят опыты и делают выводы о жидком и твердом состояниях воды: лед легче воды, и поэтому растительный и животный мир водоемов не погибает во время зимних холодов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie._eto_-_voda.docx | 432.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование на тему: «Это - вода»
с детьми подготовительной группы детского сада.
Цель: познакомить детей с двумя состояниями воды: жидким и твердым (лед), доказать, что лед легче воды, создать у детей интерес к познанию через проведение ими несложных, но неожиданных и занимательных опытов, развивать творчество и самостоятельность детей, помочь увидеть удивительное и непонятное в обычных, хорошо знакомых предметах и явлениях.
- Постановка исследовательской задачи.
- Ребята, сегодня у нас очень необычное и очень важное занятие. Представьте себе, что вы не дети, а самые настоящие ученые, и находитесь в самой настоящей научной лаборатории. В нашей лаборатории сегодня загадочные стаканчики с волшебным содержимым. Как в настоящей лаборатории, эти стаканчики прозрачные, чтобы мы, ученые, могли видеть, что в них происходит. Вы догадались, что в них? (Вода? А как вы догадались? Как мы можем это проверить? Прозрачная, жидкая, не пахнет, не имеет вкуса.)
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
- Да, исследовать мы будем замечательные и очень важные для всего живого свойства воды. Ребята, докажите нам, что вода очень важна для всего живого. (мы состоим из воды, без воды человек может прожить лишь дня)
- Где же человек берет воду, он делает ее из чего-то? (нет, вода есть в природе)
- Где в природе встречается вода? (реки, озера, океаны, моря, пруды)
- Уважаемые ученые, скажите, пожалуйста, есть ли такие живые существа, которые не могут без воды прожить даже одного дня? Кто населяет водоемы? (рыбы, водоросли)
- Уважаемые ученые, ответьте, пожалуйста, стихотворение, которое я сейчас прочитаю – это правда или выдумка?
Наша речка замерзала
И укрылась одеялом,
Он когда-то был водой.
Но сменил вдруг облик свой.
И всегда под новый год
На реке мы видим… (лед)
- Так бывает? Что происходит с водой в водоемах, когда наступает зима и на улице морозно? (вода замерзает и превращается в лед. То есть лед – это другое состояние воды, твердое)
- А что же происходит с живыми существами, населяющими водоем? Неужели все живое погибает?
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Чтобы узнать это, нам необходимо срочно провести эксперимент.
Возьмем прозрачный стаканчик, нальем в него воды и положим на ее поверхность камень.
Что произошло? (Камень утонул).
Как вы думаете, что это значит? (Камень тяжелее воды)
- А теперь возьмем кубик льда
- Ребята, а откуда взялся лед в наших стаканчиках? как мы его получили? (мы поставили воду в холодильник, в морозилку.)
- и тоже осторожно положим его на воду.
Что произошло теперь? (Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности).
4. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
- Как вы думаете, что это значит?
(Итак, вывод 1: Лед легче воды).
- Уважаемые ученые, с помощью нашего эксперимента мы должны с вами понять, так что же произойдет зимой с жителями водоема?
Они замерзнут? Водоем промерзнет до самого дна?
(Если бы лед тонул в воде, то на поверхности водоемов образовывались все новые и новые порции льда, которые опускались бы вниз, и водоем промерзал бы до самого дна. В результате водные растения и рыбы на дне оказались бы скованы льдом, и рыбе и всему живому, находящемуся в воде, грозила неминуемая гибель. Но, к счастью, в природе этого не происходит, ведь лед, как вы убедились, в воде не тонет.)
Вывод 2: Это редкое и очень интересное свойство воды. Благодаря этой особенности вода на дне водоема остается зимой довольно теплой и не замерзает, пока достаточно не охладится.
- Ура! Наши жители водоемов спасены!
И в подтверждение мы с вами рассмотрим картинки, на которых изображен подводный мир зимой.(см. Приложение).
5. Физкультминутка.
- Теперь мы с вами, дорогие ученые, можем и отдохнуть!
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я должность
Без нее нам не прожить!!
6. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности на основе проведенного экспериментирования.
- А теперь давайте поговорим о наших любимых зимних забавах. Отгадайте, о чем эти загадки.
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу.
(Лыжи.)
Дождались зимы друзья;
По реке бегут, скользя.
Лед срезают, как ножи,
Выполняя виражи.
(Коньки.)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»
Веселая игра ...
(Хоккей.)
- Вот, например, мы любим кататься на коньках по льду. Не всегда есть рядом искусственный каток, и дети, а иногда и взрослые, идут кататься на пруд или озеро недалеко от дома, которое замерзло и покрылось замечательным льдом. Как вы думаете, нет ли для этих людей опасности? (Действительно, лед может быть недостаточно толстым, он может провалиться под тяжестью людей, и тогда люди окажутся в воде и могут утонуть. Поэтому в таких местах устанавливают знаки.)
7. Продукт занятия
Давайте нарисуем озеро так, как оно выглядит зимой над водой и под водой, ведь теперь для нас нет секретов.
- что находится на дне водоема? (растения и животные, рыбы)
- Что находится на поверхности? (лед)
8. Рефлексия
- Ребята, вам понравилось быть учеными?
- Что было для вас самым интересным сегодня?
Приложение: картинки с изображением замерзшей речки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание») Тема: «Наши помощники - органы чувств»...
Конспект организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада (Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие») Тема: «Морозные узоры».
Формирование знаний детей старшего дошкольного возраста о нетрадиционной технике изображения «фотокопии» - рисование свечой или восковым мелком....
Конспект проведения тематического занятия с детьми подготовительной группы детского сада по теме «Безопасность на улицах города»: «Дорожный марафон».
Конспект проведения заниятия для детей подготовительной группы детского сада. Цель: продолжать формировать представления у детей о правилах поведения на улице, знаках дорожного движения. Э...
Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: « Путешествие в страну Чувств»
НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА Тема: « Путешествие в страну Чувств»...
Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...
Методическая разработка занятия аппликацией на тему "Зимний покой" с детьми подготовительной группы детского сада
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством аппликации с использованием нетрадиционной техники и материалов....