Конспект НОД по художественно — эстетическому воспитанию «Город Мастеров»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект НОД по художественно — эстетическому воспитанию «Город Мастеров»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Город Мастеров» | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по художественно — эстетическому воспитанию «Город Мастеров»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов. Познакомить с историей народной игрушки – матрешки, ее внешним обликом, особенностями росписи Полхов – Майданской и Загорской матрешки.
2. Расширить знания об особенностях и своеобразии хохломской и городецкой росписи – их производстве и истории.
3. Закрепить знания о дымковских и филимоновских игрушках (история возникновения, цвета, элементы).
4. Совершенствовать умение расписывать бумажные силуэты по мотивам городецкой росписи с характерными элементами (ромашки, бутоны, купавки, розаны, оживки).
5. Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к русскому народному творчеству.
6. Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Материал: Кукла – Марья — искусница; ребенок – Матрешка; сундучок, глина; хохломская, городецкая посуда; дымковские, филимоновские игрушки; Семеновская, Полхов-Майдановская, Загорская матрешки; иллюстрации и силуэты предметов народного промысла; фланелеграф; части хохломской вазы, для игры «Собери предмет»; записи народных мелодий; кисти, гуашь, баночки с водой, салфеточки, затонированные силуэты цветов; конфеты, для сюрпризного момента.
Организация: Дети сидят за столами по 2 человека. На доске — силуэты пяти предметов (дымковская, филимоновская игрушки; матрешка; хохломская, городецкая посуда), силуэты цветов по количеству детей.
Ход:
Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Поприветствуйте их.
В течение всего времени мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев, которыми славиться наша Россия.
Сегодня мы вспомним и расскажем о тех удивительных предметах, которые делают народные мастера.
Удивительному чуду
Мы поклонимся ни раз.
О промыслах народных
Пойдет сейчас рассказ.
(Звучит муз., входит девочка-Матрешка.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Матрешка. (Грустно здоровается) Матрешка, отчего ты такая печальная?
Матрешка: Пришла я к вам из города Мастеров. Беда у нас приключилась. Жила у нас девушка, по имени Марья. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить умела, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься.
Прослышал о Марье — искуснице Кощей Бессмертный, налетел на город, схватил ее и унес в свое Кощеево царство, и исчезла вместе с Марьей радость и красота.
Помогите, ребята, освободить Марью и вернуть людям красоту и радость.
Воспитатель: Не переживай, Матрешка. Мы обязательно с ребятами что – нибудь придумаем. Ребята, поможем Матрешке? Но, сначала нужно отгадать загадку. Именно она подскажет нам, что нужно делать.
От дома начинается
У дома и кончается…(дорога)
Правильно, дорога. Именно она приведет нас в Кощеево царство. Но дорога эта дальняя и трудная. На пути нас ожидают сложные вопросы и только, ответив на них правильно, вы сможете освободить Марью и вернуть людям красоту и радость.
- Вы готовы? Тогда в путь!
И так, первая загадка. Вот волшебный сундучок! С помощью подсказок вы должны определить, что в нем лежит. Ее находят в земле. Она бывает твердая, как камень. Если пойдет дождь, она становится скользкой – можно упасть, испачкаться. Если в воде размочить, она становится мягкой и из нее можно лепить посуду, игрушки и свистульки, зверей и птиц. Можно вылепить кувшин. Что находится в волшебном сундучке? (Глина)
- Какие мастера используют в своей работе глину? (Дымковские и Филимоновские)
- Как называют мастера, который делает предметы из глины? (Гончар)
I. — Ребята, как вы думаете, силуэт какой игрушки заколдовал Кощей? (Дымковской барыни).
Дымковские мастера лепят не только барыню. Они лепят разные забавные фигурки людей, животных, птиц.
- Перечислите названия игрушек, которые вы видите на столе. (Ответы)
- Почему эти игрушки называются Дымковскими? (Их делают в селе Дымково)
- Как появились на свет Дымковские игрушки?
Ребёнок: Дымковские игрушки появились на свет очень давно. Жили в одном селе люди, когда на улице было очень холодно, они в домах затапливали печь. Дыма на улице было так много, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. В те времена у детей игрушек не было. Вот взрослые и начали лепить для них разные игрушки из глины.
- В какое время года взрослые лепили игрушки?
- Почему лепили зимой? (Весной, летом и осенью у них было много работы в огороде, дома, на скотном дворе. А зимой было больше свободного времени, поэтому и лепили зимой)
Воспитатель: Правильно. Глину они набирали на берегу реки Вятке, которая протекала рядом с селом и лепили из нее забавные фигурки, обжигали их в печи, покрывали мелом, разведенным на молоке, а затем расписывали красками. Так и появились Дымковские игрушки.
Да, эти игрушки яркие веселые задорные полюбились детям. К тому же многие из них были свистульки и у каждой свой неповторимый звук.
- Ребята, зачем игрушек делали много? (готовились к празднику Свистунья)
Правильно. Он проходил с музыкой, качелями, каруселями, свистом. Люди верили, что свистом могут прогнать темные силы. (Свистят. Воспитатель переворачивает силуэт цветным изображением.)
II. — Как вы думаете, о каких игрушках пойдет сейчас речь? (Воспитатель обращает внимание детей на силуэт Филимоновской игрушки)
- Почему вы так думаете? (У Филимоновских игрушек сильно-сильно вытянутое тело, длинные шеи, маленькие головки, короткие ноги у животных и птиц)
- Кто расскажет, где делают эти игрушки?
Ребёнок: Эти игрушки делают в деревне Филимоново, поэтому они и наз. Филимоновскими. Делают их из глины, которую добывают в глубоких оврагах. Глина там мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Все игрушки не простые, а свистульки. У людей они спрятаны в предметы, которые держат в руках, а у птиц и животных — в хвостиках или ножках-подставочках.
Воспитатель: Да, ребята, эти игрушки яркие, красочные, забавные, высокие и такие вытянутые, будто всегда чему-то удивляются.
Сравнение:
СХОДСТВА
1. Сделаны из глины
2. Расписаны яркими красками (желтый, синий, зеленый, малиновый, оранжевый, черный)
РАЗЛИЧИЯ
1. Филимоновские — имеют удлиненную фигуру: узкие плечи, толстую шею, плавно переходящую в слишком маленькую головку. На голове барыни и кавалеров маленькие шляпки.
Дымковские — пышную фигуру, крупную голову, на голове кокошники, шляпы.
2. Филимоновские — без волос, а Дымковские — с косой ниже пояса
3. Элементы:
Дымковские: точки, линии, круги, овалы
Филимоновские — точки, линии из которых составлены узоры в виде елочек, звездочек, цветов, похожих на солнце.
4. Филимоновские – все свистульки, а Дымковские – не все.
(Воспитатель переворачивает силуэт)
III. Разъемная, деревянная, расписная кукла с сюрпризом.
Ее можно разбирать и собирать. (Матрешка)
- Кто мастерит деревянных сестриц? (Вытачивает токарь)
- Кто расписывает матрешек? (Художник)
- Кого изобразил художник, расписывая матрешку? (крестьянскую девочку в сарафане, платочке, фартучке)
- Откуда в России появилась матрешка? (Ее привезли из Японии)
- Кто расскажет об этом подробнее?
Ребёнок: Много лет назад, в Россию из Японии, купцы привезли маленькую куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок. Эта фигурка изображала старичка – мудреца Фукурума. Голова у него была вытянута, потому что он много думал. Фигурки эти понравились взрослым и детям, и через некоторое время в России появились игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. Одеты они были в русскую одежду: сарафан, фартуки. И назвали этих кукол Матренами или ласково Матрешками.
Воспитатель: Да, ребята, в то время имя Матрена было очень распространенным, вот поэтому и назвали куколку этим именем. Первая русская матрешка была выточена токарем В. Звездочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Состояла она из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платочке, с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, 8-ая, изображала завернутого в пеленки малыша. Мастера пытались изменить матрешек. Они делали фигурки по сказкам, создавали целые семьи из матрешек. Пытались изменить их форму и вытачивали фигурки в виде древнерусского шлема, в виде конуса, но они не нашли спроса. Так и осталась матрешка традиционной формы. Эти игрушки делают до сих пор. Матрешки бывают разные: загорские, полховмайданские, семеновские. Каждая матрешка имеет свое лицо, свой наряд, свой характер.
Загорские матрешки устойчивые, толстобокие, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, в переднике с вышитым узором или с цветами, в красных, синих, зеленых платках.
Полховмайданские — стройные, удлиненные, маломестные или даже совсем неразъемные с маленькой длинной головой. По желтому фону разбросаны малиновые цветы да ягоды, зеленые листья.
У Семеновских матрешек на передничке всегда букет ярких цветов, желто-красные полушалки. На щеках малиновый румянец, прямой пробор волос, брови дугой и ротик бантиком.
- Ребята, что можно сказать о характере этих игрушек? Какие они?
Все матрешки яркие веселые пригожие, потому что делают их талантливые мастера.
В наше время Матрешку знают во всем мире. Стала она русским сувениром.
(Воспитатель переворачивает силуэт матрешки)
Хороводная игра «Подарки»
IV. Д/и «Собери предмет»
- Что это?
- Какая ваза? (Хохломская)
Воспитатель: Эта волшебная, сказочная роспись появилась давным-давно в селе, которое называется Хохлома. Отсюда и название ее Хохломская роспись. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением травы, созреванием ягод. Все это и отразили они на предметах, которые находятся перед вами.
Труден путь изготовления хохломских изделий. Сначала токарь вытачивает изделие, затем их покрывают глиной, льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, затем расписывают, покрывают лаком и ставят в печи. После обжига она приобретает золотистый оттенок. Вот почему хохломскую роспись часто называют Золотой.
Хохломская посуда имеет разные названия.
- Назовите те, которые вам хорошо знакомы. (Ложка, ваза, стаканчик, солонка, кружка и т.д.)
- Из каких элементов состоит узор?
Правильно. Узоры из цветов и листьев, травы и ягод, т.е. из того, что растет, называется растительным элементом.
- Какие цвета используют художники? (Красный, зеленый, желтый, черный)
Для фона художники используют красный, черный, желтый цвет.
(Воспитатель переворачивает силуэт Хохломского изделия)
V.
Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар – птицы ввысь летят
И точки черно – белые
На солнышке блестят.
- О какой росписи пойдет сейчас речь?
- Почему так думаете?
Воспитатель: Городецкие игрушки, посуду издавна делают в г. Городец, который расположился на берегу реки Волга. Отсюда и получили они свое название Городецкие. Когда-то там строили для всей Волги корабли. Да не простые, а дивно разукрашенные, с всякими разными фигурами и узорами, и дома в Городце украшали и украшают узорами, поэтому они похожи на сказочные терема. Самая красивая Городецкая игрушка – это конь. Его рисуют на деревянных дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно коня окружают яркие сказочные цветы. Рисуют и диковинных птиц. И получается как-будто эти кони мчаться в каких-то сказочных садах или даже в целых сказочных царствах. Мчатся кони, летят кони, словно это и кони и птицы одновременно. Рисуют художники и диковинных птиц.
- Кто покажет и назовет птиц?
- Какими еще элементами украшают художники городецкие изделия?
- Как называются цветы?
- С чего начинают рисовать цветы?
- Какие 3 главные краски используются в городецкой росписи?
- Как получают голубой, розовый оттенок?
- Как называются мазки, при помощи которых художники оживляют изображения?
- Какой краской наносят оживки?
(Воспитатель переворачивает силуэт Городецкой доски)
Заколдовал Змей Горыныч все городецкие цветы, и если мы не вернем им прежнюю красоту, то не освободим и Марью. Что же делать, ребята?
- При помощи чего их можно расколдовать? (При помощи красок и кисти)
Дети рисуют. Приклеивают свои работы.
Вот и вернулась Марья – искусница. (Она благодарит ребят, дарит им Волшебный сундучок. Происходит чудо… Глина, которая находилась в сундучке, превратилась в конфеты Хохлома.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию
"Путешествие в волшебную страну Рисовандию".Целью данной непосредственно-образовательной деятельности: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, вообр...
Конспект НОД по художественно-эстетической деятельности "Ярмарка мастеров"
Конспек НОД по художественному воспитаннию в средней группе."Ярмарка мастеров"...
Конспект НОД по "Художественно-эстетическому воспитанию" Театрализованный кружок "Гномики"
Наши дети с самых ранних лет стремятся к творчеству. Поэтому в детском коллективе создается атмосфера свободного выражения чувств и мыслей, развивается фантазия детей, для того, чтобы максимально реал...
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию – рисование «Дремлет лес под сказку сна»
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию – рисование...
Конспект занятия по художественно- эстетическому воспитанию (рисование с использованием аппликации) «Загадай желание золотой рыбке» в средней группе.
- Учить детей рисовать с помощью подручного материла- поролоновой губки, сочетать рисование и аппликацию в одной композиции;- Развивать технику примакивания, умение проводить волнистые линии;- В...
Конспект занятия по художественному - эстетическому воспитанию (аппликация) на тему : «Золотая осень»
Конспект занятия по художественному - эстетическому воспитанию (аппликация) на тему : «Золотая осень»...
Художественно-эстетическое развитие "Город Мастеров"
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию....