Проектирование непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию для детей среднего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Кафедра человековедения и физической культуры
Зональный проблемно-тематический семинар
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)
Практико-значимая работа
на тему:
«Проектирование непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию для детей среднего дошкольного возраста»
Выполнила:
Лобанова Мария Андреевна,
Воспитатель
МДОУ № 74 «Лучик», слушатель
Дмитровской зональной
стажировочной площадки
Руководитель:
Москва 2014 год
Тема: «Наши друзья - животные».
Актуальность темы: В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц и животных. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Основными предпосылками для разработки и принятия проекта «Наши друзья - животные » является совокупность следующих факторов:
- изменение приоритетных целей и задач в образовательной программе дошкольного образования с учетом ФГОС;
- гуманизация экологического образования и воспитания дошкольников;
- необходимость опережающего развития науки и экологического образования как главной предпосылки устойчивого развития общества.
Практическая значимость проекта заключается в том, что данная работа может использоваться педагогами других общеобразовательных организаций.
В соответствии с ФГОС работа базируется на основном принципе дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой
совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере
образования, возникающие при реализации образовательной программы
дошкольного образования (далее - Программа).
Образовательная деятельность по Программе осуществляется
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши друзья - животные».
Задачи:
- Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
- Формировать у детей элементарные представления о животных, их строении, способах передвижения, местах обитаия.
- Воспитывать бережное отношение к живому.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат: Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — животным. Умение различать и называть животных. Знание о пользе или вреде, которую животные приносят людям и растениям. Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к животным. Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Сведения об участниках: Проект рассчитан на средний дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.
Сотрудничество с семьёй:
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Влияние животных на полноценно развитие личности ребенка».
• Придумывание рисунков-загадок о животных.
Проект состоит из трех этапов:
I этап – подготовительный:
• Разработка проекта
• Подбор литературных произведений о животных
• Изготовление презентации «Наши соседи животные»
• Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
• Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
• Подбор музыкальных произведений по теме
• Составление плана основного этапа.
• Определение целей и задач проектной деятельности.
II этап – основной (реализация проекта):
• Познавательные беседы по теме с использованием презентации.
• Исследовательская деятельность (наблюдение за животными на прогулке), рассматривание частей тела, особенностей передвижения.
• Чтение художественной литературы: «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Три поросёнка», пер. с англ. С. Михалкова; «Лисичка-сестричка и волк»; «Зимовье зверей», обр. И. Соколова-Микитова; Заяц и ёж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем А. Введенского, пол ред. С. Маршака;
• Разучивание считалок, потешек и стихотворений о животных. Отгадывание загадок по теме.
• Пальчиковая гимнастика «Кошка», «Мышка», «Лиса», «Заяц», «Волк».
• Прослушивание аудиозаписи голосов животных
• Танцевальная импровизация «Зайки на полянке» под музыку Майкапара «Росинки»; И.Баха «Шутка».
• Просмотр мультфильмов «Хвосты», «У страха глаза велики», «Лесная история», «Крашеный Лис».
• Дидактические игры: «Чей домик», «Кто, где живет», «Знаешь ли ты ….» «Чей хвост».
• Развивающие игры: речь с движением « Лесные звери»
• С/Р игры, свободная деятельность детей.
• Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Мыши в кладовой».
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды
- Книжный уголок: «Коза-дереза», «Три поросёнка», «Лисичка-сестричка и волк»; «Зимовье зверей», Детская энциклопедия «Жизнь животных в картинках».
- Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты, костюмы, маски, игрушки для игр.
- Центр экспериментирования: картинки животных, игрушки.
- Центр строительно-конструктивных игр: схемы (дома, убежища), строительные материалы.
- Центр дидактических и развивающих игр: Лото «животные», «Чей домик», «Чьи хвосты», картотека словесных игр, плакаты, мозаика, модели животных (разрезные картинки).
- Центр продуктивных видов деятельности: иллюстрации с изображением животных, раскраски.
Взаимодействие с семьей
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Влияние животных на полноценно развитие личности ребенка».
III этап – Заключительный
• Оформление выставки детских работ.
• Проведение экологического развлечения «Лесная полянка».
• Создание презентации проекта.
Познавательные беседы:
Цель: Знакомить детей с названиями и частями тела животных, местами их обитания; обобщающим понятием домашние животные и дикие животные.
Познакомить детей со способами питания, образом жизни животных, с тем, как они защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении животных для жизни других обитателей природы.
Загадки о животных:
С хозяином дружит, Посреди двора
Дом сторожит, Стоит копна:
Живёт под крылечком, Спереди вилы,
Хвост колечком. (Собака) Сзади — метла. (Корова)
Есть рога, а не баран, Спереди — пятачок,
Хвост свечой, а не белка, Сзади — крючок,
Не корова, а молоко даёт. (Коза) Посредине — спинка,
На спинке — щетинка. (Свинья)
На овчарку он похож: Он в берлоге спит зимой
Что ни зуб — то острый нож! Под большущею сосной.
Он бежит, оскалив пасть, А когда придёт весна,
На овцу готов напасть. (Волк) Просыпается от сна. (Медведь)
Потешки
Козонька рогатая, Идет кисонька из кухни.
Козонька бодатая У ней глазоньки припухли.
Убежала за плетень, О чем, кисонька, ревешь,
Проплясала целый день. О чем, серенька, ревешь?
Ножками коза Как мне, кисоньке, не плакать,
Топ-топ! Как больной не горевать:
Глазками коза Кто-то пеночку слизал,
Хлоп-хлоп! Да на кисоньку сказал.
Считалка
Ехала белка не тележке,
Продавала всем орешки.
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты.
Дидактические игры:
«Чей домик», «Кто, где живет»
Цель: познакомить детей с местами, где живут некоторые животные, развивать внимание, память, логическое мышление.
«Чей хвост»
Цель: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам.
Речь с движением
« Лесные звери»
Цель: координация речи с движениями, уточнение названий частей тела. Проговаривание стихотворения сопровождается чётким указанием на упоминаемую часть тела, развитие памяти, внимания, темпа.
Список литературы
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е издание, доработанное – М.; Просвещение, 1991 г.
- Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС – 2-е изд., исправленное - М.: Мозаика – Синтез, 2014
- РыжоваН.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2003.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2009
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «На свете живут добрые дела»
Программное содержание: Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи, воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность, творчество. Закреп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Жили-были мамам Коза и козлята"
Занятие по познавательному развитию «Жили-были Коза и козлята…» Цели. Образовательные: Продолжать учить детей узнавать животных по час...
"Сохраним жизнь на Земле" - конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Задачи: закреплять знания детей о природе, о бережном и...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию у детей среднего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Smart Board по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж"
Тема: «Дифференциация звуков Ш – Ж»Программное содержание:Цель: учить детей четкому произнесению слогов,слов со звуками «ж» и «ш».Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативное развитие1...
Непосредственно образовательная деятельность Тема: «Чудо магнит» для детей среднего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность
Районный конкурс профессионального мастерства «Педагог года - 2017»....
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Кукла Аленка и гласные звуки»
Программное содержание:Дать понятие о гласных звуках;Продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему «Учимся сортировать мусор»
Цель: Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.Задачи:Обучающие:- Формировать умение сортировать мусор при его сборе.-...