Усвоение простейших связей и закономерностей в жизни природы детьми подготовительной группы
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Григорова Нина Ивановна

Проведение исследовательской работы через наблюдения за объектами природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grigorovani2.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Усвоение простейших связей и закономерностей в жизни природы детьми подготовительной группы

Воспитатель: Григорова Н.И.

Постижение простейших связей и закономерностей в жизни природы — лучшая основа для умственного развития детей [1]. Уже в дошкольном возрасте необходимо создавать для этого предпосылки. Одной из таких предпосылок является усвоение дошкольниками простейших связей между явлениями, в которых проявляется действие того или иного закона природы.

В старших группах познание простейших связей и закономерностей в природе в процессе наблюдения над сезонными явлениями в жизни животного и растительного мира. М.Н. Скаткин указывал, что путь к познанию закономерных связей между предметами и явлениями окружающей природы должен лежать через наблюдение единичных явлений [2]. Поэтому любое наблюдение в природе должно воспитывать у детей стремление и привычку замечать происходящие в природе изменения. Если эти изменения не сразу бросаются в глаза, то воспитатель прибегает к различным приемам, чтобы сделать эту связь более очевидной, при этом важно поддерживать и поощрять малейшие проявления детьми инициативы, пытливости и любознательности.

Воспитателю необходимо подобрать такие объекты и явления природы, на которых лучше всего можно было бы показать следующие доступные старшему  дошкольнику закономерности:

  1. Предметы и явления окружающей природы находятся в постоянной взаимосвязи и зависимости друг от друга. Эту закономерность воспитатель показывает на таких фактах, как зависимость роста и развития от наличия в окружающей среде света, тепла, влаги, зависимость жизни животных от изменений, происходящих в окружающей среде, зависимость состояния предметов неживой природы от изменений, происходящих во внешней среде.
  2. Зависимость между строением тела и его функциями.
  3. Предметы и явления окружающей природы находятся в постоянном развитии и изменении.

Дети седьмого года жизни обнаруживают глубокие знания о предметах и явлениях природы, характерным для высказываний детей этого возраста является раскрытие некоторых понятых ими связей и зависимостей: причин изменений в неживой природе, зависимости изменений жизни растительного и животного мира от изменений в неживой природе. Они могут не только описать их внешний вид, но и рассказать о повадках, среде обитания, кроме того, они способны к классификации, группировке. У детей обнаруживается более высокий уровень сравнения, умение пользоваться сравнением при овладении новыми знаниями. Они сравнивают уже не только по контрасту, но и по сходству, делают это в правильной последовательности. Их рассказы-сравнения четки, точны, эмоциональны.

Беспредельную любознательность и пытливость ребенка этого возраста, его естественную склонность к наблюдению отмечал известный педагог, психолог и философ прошлого Д. Локк: «Способность замечать малейшее различие между вещами свидетельствует о быстроте и ясности наблюдения, которые помогают разуму настойчиво и верно двигаться по пути к знанию», - писал он [5].

Развивающееся у детей умение замечать изменения, сравнивать, обобщать, классифицировать является необходимым условием понимания ими временных,  причинно-следственных и других отношений между предметами и явлениями. В рассказах дети начинают выражать свое отношение к природе, часто в образной форме передают ее настроение.

Приведем пример наблюдения с детьми подготовительной группы за ростом и развитием огурцов в нашем детском саду.

19 мая. Намочили семена огурцов. На блюдце положили чистую полотняную салфетку, на ней разложили семена. Налили в блюдце воды, чтобы семена были ею покрыты и поставили на теплое от солнца окно. Дети каждый день подливали чуть-чуть воды в блюдце и заглядывали, не появлялись ли ростки.

21 мая. Рассматриваем семена огурцов. «Есть, есть росточки, как червячки, тоненькие и белые!» - говорят они. «Это корешок огурцов», - поясняет воспитатель. - Росточек с листьями появится, когда мы посадим семена в землю».

На приготовленной заранее грядке воспитатель проводит нужные по размеру бороздки. Там, где будут посеяны в лунки огурцы, стоят колышки. Воспитатель показывает, как нужно сеять семена, как их брать, чтобы не отломались корешки.

В каждую лунку мы кладем 3 или 4 семечка (в беседе выясняют, для чего это нужно). «А семена раскладывать нужно росточками вверх или вниз?» - спрашивает Ярослав Р. «А как вы думаете?» - не спешит отвечать воспитатель. «Это не ростки, а корешки, значит, вниз надо», - говорит Наташа Х. «Если бы стебелек, то вверх», - добавляет Ира С.

Каждый ребенок делал мелкую лунку, наливая в нее воду и разложив в ней семена, осторожно засыпал разрыхленной землей. Некоторые ребята волновались, что у них семечко упало на бок и корешок торчит в сторону. Приходилось успокаивать детей, говоря, что и трогать семена не нужно, если же семена легли слишком близко друг от друга, то нужно осторожно колышком отодвинуть семя подальше.

Дети каждый день наведывались в огород и следили, не появились ли ростки.

28 мая. Появились первые всходы. За эту неделю у детей было много споров о том, взойдут или не взойдут семена. Нетерпение, ожидание детей вызывало у некоторых из них опаску, что не взойдут. Ребята радовались появившимся всходам. Только Саша с огорчением сказал: «А мои семена не взошли, наверное, я их неправильно посадил».

Мы осторожно разгребли землю, где были посажены Сашины семена, и все увидели сильно загнутый вниз, коротенький стебелек с двумя круглыми листиками. Воспитательница объяснила, что посеяны семена правильно, только некоторые всходы появятся позже — завтра или послезавтра, потому что ребята сильно засыпали лунки землей и слабеньким росточкам трудно пробить такой слой земли.

Рассматривая всходы, дети отмечали, что листики похожи на маленькие огурчики.

5 июня. Прибежал Олег Н. и возбужденно рассказывал, что там, где мы посадили огурцы, растет что-то другое. Оказалось, что причиной переполоха стал третий лист огурца, по форме он резко отличается от двух первых. Рассмотрели новые листья. «Кучерявый какой-то и на огурчик не похож» - сказала Ирина А. «Лист еще не распрямился, - поясняет воспитатель. - Потрогайте его осторожно». - «Негладкий, шероховатый» («шершавый» - уточняет воспитатель).

Полили грядку, подрыхлили вокруг, вырвали сорную траву.

15 июня. Растения очень подросли, «стали как кустики», «усики появились». Теперь надо следить внимательно за огурцами (скоро они зацветут).

21 июня. Дети заметили, как хорошо подросли огурцы. Вся грядка покрыта крупными огуречными плетями с большими листьями. Дети не сразу заметили, что многие растения уже зацвели. Рассмотрели цветы. Они небольшие, как желтенькие звездочки. А через неделю двое детей увидели маленькие огурчики. «Какие остренькие, - говорит Юля М. - Взгляните: на кончике еще цветочек держится», - зовет она всех посмотреть.

Итак, правильно организованные длительные наблюдения с детьми седьмого года жизни существенно расширяют кругозор ребенка, но и позволяют ему усвоить многие закономерности, осознать элементарные связи в жизни природы. Вновь приобретенные знания такого плана будут важны для детей при дальнейшем обучении.

Литература:

  1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. - М., 2005.
  2. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Минск, 1972.
  3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1982.
  4. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М., 1982.
  5. Немов Р. С. Психология: Учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. М. - 2003.
  6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей — М. 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по воспитанию навыков здорового образа жизни с детьми подготовительной группы

Данный конспект предназначен для проведения занятия в подготовительной группе с детьми 6-7 лет по воспитанию навыков здорового образа жизни....

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"...

Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе на тему "Жизнь растений"

Цель: Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем гр...

Экологический проект «Вода – источник жизни» с детьми подготовительной группы (6-7 лет)

представлен материал по проектной деятельности по теме "Вода" с детьми 6-7 лет...