Интегрированное познавательно-речевое занятие с элементами экспериментирования. "Наша планета Земля. Вода."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Самарина Марина Леонидовна

Данная методическая разработка представляет собой конспект интегоированного занятия по формированию у детей представлений о различных состояниях воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_samarina.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое интегрированное познавательно-речевое занятие с элементами экспериментирования.

«Наша планета Земля»

«Вода»

Цель: формирование у детей представления о различных состояниях воды.

Программные задачи:

-научить детей делать опыты с водой, давать заключения.

-расширять знания детей об окружающем мире.

- воспитывать любовь к природе.

Материал: глобус, иллюстрации цветные (вода – ручей, река, океан), аквариум с водой.

Пособия:

- цветные полоски 5*10 (5 штук)

- 2 пластиковые емкости с отверстиями;

- туалетная вода;

- стаканчики по количеству детей – 11 штук;

- сок яблочный;

- звучащая картина «Журчание воды»;

- мольберт;

- игра «составь слово»;

- мяч.

Ход занятия:(дети сидят за столами).

Воспитатель: У нас на столе конверт, откройте его и составьте из различных частей слово. Дети составляют и отвечают, что получилось слово «вода». А сейчас послушайте, как журчит наша чистая водичка.

Воспитатель: Это и станет темой сегодняшнего занятия. Укрепляет на мольберте табличку со словом «вода».

А теперь посмотрим все на глобус. Глобус – макет нашей планеты Земля. Огромная поверхность нашей земли (более 70%) покрыта водой. Вода – жидкое вещество: ее можно переливать, разливать, замораживать, в нее можно погружать предметы и т.д.

Скажите: «могут ли прожить без воды люди, животные, растения? Что с ними станет без воды?» (Ответы). Да, вода дает жизнь и растениям, и животным, и людям. Поэтому в сказках, пословицах, воду называют «матушкой», «царицей».

Предлагаю рассказать. Как вода помогает жить людям. (Ответы). Правильно, вода дает нам жизнь, здоровье, снимает усталость. Поэтому ее надо беречь.

Сейчас Таня прочтет стихотворение Н. Рыжовой, а вы внимательно послушаете его.

Вы слышали о воде? Говорят она везде:

В море, луже, в океане и в водопроводном кране.

В лес туманом заплывает,

Как сосулька замерзает;

На плите она кипит, паром чайника шипит

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить: без воды нам не прожить!

Воспитатель: Как много ребята, вы уже знаете о воде. Сегодня я расскажу вам еще много интересного о волшебных свойствах воды. Буду показывать вам эксперименты, а вы будете мне помогать. Хочу Вам сказать, что вода не имеет цвета, она прозрачная, бесцветная.

Я приглашаю вас в свою лабораторию.

Эксперимент №1: «Вода бесцветная».

На столе аквариум с водой (без живых обитателей). Какая сейчас здесь вода? (ответы – прозрачная, бесцветная). Воспитатель берет цветную полоску, прикладывает ее к аквариуму с наружной стороны. Вода приняла цвет полоски: стала красного цвета. Далее ребенок продолжает эксперимент, прикладывает полоски другого цвета.

Эксперимент №2: «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам понюхать воду в стаканчике. Чем пахнет вода? (ответы). Да, действительно, вода ничем не пахнет. Это еще одно ее свойство, так как вода не имеет запаха. А сейчас Никита добавит в один стаканчик несколько капель туалетной воды. Что изменилось? (ответы). Правильно, теперь вода имеет запах, она приняла запах туалетной воды из красивого флакончика.

Эксперимент №3: «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам попить чистой, кипяченой водички, чтобы утолить жажду. Дети пьют воду, но некоторые дети отказались попить воды. Почему Ксюша, Данил не выпили воду? Дети объясняют: вода не сладкая, они такую воду пить не любят.

Воспитатель: «Да ребята, это еще одно свойство воды: вода не имеет вкуса. А что нужно сделать, чтобы вода изменила свой вкус?» (ответы). Правильно, в воду нужно чего-нибудь добавить, и сейчас Сережа добавит в воду сок. Дети пьют воду. Какая стала вода на вкус? (ответы).

Физкультурная минутка

Миша читает стихотворение:

В море теплая вода

Дети все пришли сюда

Поплескаться каждый рад (опускают руки в воду, плещутся)

Рады порезвиться

Рады понырять

И под ярким солнышком

Спокойно загорать.

(руки опустить в воду до самого дна таза, бассейна, поднять их вверх, поработать пальцами и посушить руки)

Эксперимент №4: «Вода не имеет формы»

Воспитатель: Открою вам еще один секрет: вода не имеет формы. Она принимает ту форму, в чем находится. Сейчас нам Миша это докажет. Ребенок наливает воду в прозрачные сосуды разной формы. Предлагаю нарисовать, какую форму приобрела вода у Никиты, Люды, Артема. (Можно различать «цветную воду»).

Эксперимент №5: «Вода обладает текучестью».

Воспитатель наливает немного воды на стол (поверхность стола должна быть гладкая, ровная). Обратите внимание на эту маленькую лужицу. Воспитатель осторожно дует на воду, дети помогают дуть и одновременно наблюдают за движением воды. Что делает вода? (ответы – течет, движется). Правильно, это еще одно свойство: вода обладает текучестью.

Эксперимент №6: «Вода имеет вес».

Воспитатель заполняет пластиковую бутылку водой доверху (в емкости есть отверстия), вода начинает вытекать, потому что имеет вес, она давит на стенки и на дно бутылки. Поэтому вода выдавливается из отверстий с определенной силой. А как еще можно проверить вес воды? (ответы). Правильно. Надо налить воду в ведро, банку, чайник и попробовать поднять. Будет тяжело.

Заключительная часть.

Воспитатель: сегодня вы узнали много интересного о воде, о свойствах воды. Но на этом чудеса с водой не заканчиваются. Я вам расскажу еще много интересного. Вода – это чудо природы. Без воды нет жизни на Земле. Воду нужно беречь. Этот знак будет нам хорошим помощником (воспитатель показывает значок с изображением капли воды и крана), читает стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб

Вода из крана кап-кап-кап.

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду зря-зря-зря.

А то пройдет немного лет –

И нет водицы нет-нет-нет.

Предлагаю вам поиграть. Вставайте в круг.

Игра с мячом «Что я знаю»    (перебрасывать мяч друг другу).

Сережа: «Я знаю, что вода – это жидкость»

Люда: «Я знаю, что вода не имеет цвета»

Артем: «Я знаю, что вода бесцветная»

Никита: «Я знаю, что вода не имеет запаха»

Данил: «Я знаю, что вода не имеет вкуса»

Мигель: «Я знаю, что вода обладает текучестью»

Миша: «Я знаю, что вода имеет вес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного познавательно речевого занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшей группы на тему: "Все работы хороши-выбирай на вкус!"

Праздник день воспитателя детского сада отмечается 27 сентября – в день, когда был открыт первый в России детский сад – учреждение, где воспитатель является полномочным представителем ребенка, который...

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования "Наша спутница вода" подготовительная группа

Цель: Подведение детей к решению проблемы: как помочь загрязнённой реке.Задачи.Научить понимать необходимость бережного отношения к воде и последствия экологически неграмотного поведения.Прививат...

Конспект интегрированного познавательно-речевого занятия с элементами проектной деятельности для детей 4-5 лет "Прогулка в лес"

Уточнить и закрепить знания детей о диких животных, знакомить с жизнью животных в зимнем лесу; развивать познавательный интерес, наблюдательность; связную речь, умение придерживаться схем – моде...

Интегрированное познавательно-речевое занятие с элементами театрализованной деятельности в старшей группе "Полет в космос"

Цель: Расширение знаний детей о космосе, закрепление и обобщение полученных знаний...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".

Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....

ОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Планета Земля"

ОД по познавательно-речевому развитию на тему: "Планета Земля"...