Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Гостья зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кузьмина Татьяна Владимировна

1. Закреплять представления детей о признаках зимы.

2. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».

3. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных)

4. Развивать связную речь (пересказ рассказа «Зимний лес» с опорой на мнемотаблицу).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_zima.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного вида №41муниципального образования Усть-Лабинский район

                           

                              Конспект НОД

             Тема: «Гостья зима.»

                                                                          Подготовила:

                                                                          Воспитатель МБДОУ №41

                                                                          Кузьмина Татьяна Владимировна

                                                           

                                                           

                                                       г.Усть- Лабинск

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности в подготовительной к школе  группе

Тема: «Гостья-Зима»

Программное содержание.

1. Закреплять представления детей о признаках зимы.

2. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».

3. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование относительных прилагательных)

4. Развивать связную речь (пересказ рассказа «Зимний лес» с опорой на мнемотаблицу).

5. Продолжать работу по предупреждению дисграфии и дислексии.

6. Продолжать формировать просодическую сторону речи; общую и мелкую моторику; мыслительные процессы.

7. Воспитывать инициативность и самостоятельность.

                                           Орг. момент:

- Приветствие. Сейчас буду перечислять времена года, когда услышите время года, которое наступило, сядете на свои места (ЗИМА).

- Почему наступила зима? (Наступила зима, потому что начался первый зимний месяц-декабрь).

1. – Послушайте и отгадайте зимнюю загадку:

«Он - пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь».

- Правильно, снег, расскажите,  по каким словам догадались.

2. Д/и «Что делает?»

- Вспомните  и расскажите, снег что делает? (идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется).

- Что еще может идти (часы, поезд); таять (мороженое, лед), летать, падать (яблоко, камень) и т. д.

3. Д/и «Признаки зимы» (что бывает зимой?).

(- Зимой низкое, серое небо.)

(- Зимой холодное солнце.)

(- Зимой на деревьях, земле, крышах домов лежит снег.)

(- Зимой реки, озера, пруды покрыты льдом.)

(- Зимой часто завывают метели, вьюги.)

(- Зимой люди надевают теплую, зимнюю одежду.)

(- Зимой морозная погода.)

(- Зимой наступает Новый год.)

4. Пальчиковая гимнастика «Зима»

Снежная, пушистая,

Вьюжная, искристая,

Ясная, студеная,

Шумная, веселая

5. Д/и «Чего не бывает зимой?».

- Зимой не бывает жары, листьев, листопада, цветов, травы, перелетных птиц, насекомых.

6. Речевая подвижная игра «Зимой» (В.И.Смирнова).

Мы зимой в снежки играем.

По сугробам мы шагаем.

И на лыжах мы бежим.

На коньках по льду летим.

И снегурку лепим мы.

Гостью – зиму любим мы.

7. Пересказ рассказ «Гостья- зима» с опорой на картинно-графический план.

«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, что бы кататься на коньках, лыжах, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму».

КОНСПЕКТ

«Прогулка в зимний лес»

Прогулка в зимний лес.

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о том, как обитатели леса проводят
долгие и холодные зимние месяцы.

2. Продолжать закреплять названия зимующих птиц, уметь
различать их по размеру, окраске.

3. Заложить основы экологического воспитания,
активизировать коррекционную деятельность детей.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство
доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас
окружает.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, пословиц, загадок о диких животных, птицах, кормление птиц на прогулке.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: маски животных и птиц, картины, иллюстрации, атрибуты к дидактическим играм.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Группа украшена как зимний лес: стоят ёлки, деревья, сугробы.

Дети проходят под музыку на стульчики.

Воспитатель:

 Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд не кину,

Метёт и крутится пурга,

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы

Нам ветер дует в спину,

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый,

 Повесим бусы мы на ней,

Вы узнаёте зиму?

Дети, а по каким приметам вы узнаёте зиму? (Ответы детей).

Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в зимнем лесу. Зима - это самое трудное для животных время года, которое приносит им много лишений и невзгод (холод, мороз, метели, голод). Давайте мы с вами походим по лесу и посмотрим, как же зимуют звери в лесу. Послушайте и отгадаете, к кому мы сейчас пойдём.

Кто на ветке шишку грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?

(Белка).

Посмотрите, какая у нас красивая белочка. Давайте
поздороваемся с ней.
Ребёнок: Я белка, весёлый зверёк,

По деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь

В шубку серую переодеваюсь.

Меньше приходится прыгать, скакать,

Силы надо беречь, сохранять.

Всю осень дупло утепляла

Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас:

Грибы, ягоды, орехи,

Чтоб зимой не голодать.

Где ж еду зимой достать?

Трудно белке зимовать.

Когда долгая зима,

Когда снежная она,

Когда сильные морозы,

К людям я тогда скачу

Помощи у них ищу.

Вот видите, ребята, как белочка готовится к зиме. А сейчас отгадайте к кому мы пойдём?

У косого нет берлоги, Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, А от голода - кора.

(Заяц)

(за ёлкой спрятался зайчик).

Зайчишка, не бойся нас, мы тебя не обидим. Ребята, давайте тихо подойдём и поздороваемся с зайчиком. Расскажи нам, как ты живёшь в лесу зимой?

Ребёнок: Я заяц, расскажу, как живётся мне в лесу

К зиме ребята, побелел, шубку новую надел.

Я хотя и не трус, но всего - всего боюсь.

Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз

И еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.

Вы же зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте.

Где еды приберегите, не пугайте, не гоните!

Воспитатель: Трудно зайчику зимой жить, все хотят съесть его: и лисица, и волк, и сова. Но спасают зайца длинные ноги: ими он отбивается от совы, а ещё у него длинные уши, и поэтому он хорошо слышит и чувствует опасность и раскосые глаза. Не бойся

зайчик, мы тебя не будем обижать. Дети давайте попрощаемся с зайчиком и пойдём дальше.

(Коррекционная физ. минутка «Прогулка в зимнем лесу»}- Наша прогулка в зимнем лесу продолжается, а сейчас давайте отдохнём. Встали в кружочек (делаем физ. минутку).

Посмотрите, в нашем лесу и волк появился; бегает, рыщет по лесу. Здравствуй волк.

Ребёнок: Явам расскажу, как зимую я в лесу

Волк зимой очень злой.

В одиночку не ходит, волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые.

Воем сильно по ночам, даже страшно зверям. Лучше нам не попадаться.

Надо нас остерегаться.

Ребята, но серый волк не такой уж плохой, он приносит пользу лесу. Кто из вас знает, как называют волка? (санитаром леса) А почему? (ответы детей). Ну, давайте оставим волка со своими хлопотами, а сами отправимся ещё к одному обитателю зимнего леса. Отгадайте к кому:

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(лиса).

Ребёнок: Я зимы не боюсь, в шубу тёплую ряжусь,

Живу в норе: там сплю, отдыхаю, А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую,

Или живность какую.

Хочу зайца поймать,

Но мне его не догнать.

А вы не хотите со мной поиграть.

Д/игра «Хищники - добыча» (цель: упражнять детей в установлении связи: хищник - добыча).

Наше путешествие продолжается. А это что такое? Как вы думаете? (берлога).

Воспитатель: Он хозяин леса строгий,

А поспать любит в берлоге. Страшно может реветь,

Кто, скажите, он?

(медведь).

А почему он к нам не выходит? (ответы детей). Если его разбудить, он может напасть на человека, рассердится, что его разбудили. Медведь на зиму устраивает берлогу под вывороченным деревом или упавшей елью, и спит он всю зиму - сосёт лапу. Он самый сильный в лесу, (садимся на стульчики). (Стук в дверь -входит лесовичок).

Лесовичок: Кто меня разбудил?

Воспитатель: Это мы лесовичок, ребята, ходили по-твоему

лесу, повстречали многих животных, поговорили с ними.
Лесовичок: И с кем же вы увиделись? (ответы). И где же

зимуют эти звери? (белка - в дупле, медведь - в берлоге, волк -рыщет по лесу в поисках еды (логово), лиса - в норе, заяц - под кустом, в снегу).

Молодцы ребята, все вы знаете, никого не обижаете. И за это вам белочка прислала гостинцы (угощение: орешки со сгущенкой).

До свидания, дети (лесовичок уходит).

Воспитатель: Давайте теперь с вами отдохнём. (Релаксация в спальне под музыку леса). Пора возвращаться нам в д/сад. Вот мы и пришли. Посмотрите, что это? (кормушка). А для чего она нужна?

(ответы). А каких вы знаете зимующих птиц? (ответы). Давайте с вами поиграем. Д/игра «Найди своё место». Цель: закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах, уметь находить своё место, воспитать внимание. Молодцы, ребята, хорошо поиграли. А кто из вас знает, как люди заботятся о зимующих птицах? Чем подкармливают (ответы). Давайте мы с вами поиграем ещё в игру. Д/игра «Покорми птиц». Цель - закреплять умение детей правильно находить корм для птиц, совершенствовать моторику рук, воспитывать сочувствие к птицам, желание накормить их. (Дети садятся).

Воспитатель: Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов. Им очень трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в зимние морозы. В такую погоду много птиц погибает от голода; а ведь они приносят большую пользу деревьям: они спасают их от вредных насекомых. Хорошо, что есть добрые люди, которые не дают птицам погибнуть, подкармливают их, вешают кормушки. Вот и мы сегодня с вами накормили птиц. Молодцы! Ребята, давайте с вами вспомним, кого мы сегодня повстречали в зимнем лесу (ответы). Мы узнали, как нелегко зверям жить зимой, поэтому их нельзя обижать. А кто из вас знает пословицы о животных, о природе? (Ответы). А ещё что мы сегодня делали? (кормили птиц). Ну, молодцы! Никого не обидели, всем помогли. На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей первой младшей группы с творчеством А.Барто на тему: «Вот зима, кругом бело…»

Вы не знаете стихов Агнии Барто?. Значит, вы выросли и живете не в России. Едва научившись говорить, каждый ребенок неуклюже и с запинками ведает окружающим историю о бычке, который вот-вот упадет с д...

конспект занятия по ознакомлению с природой. Волшебница зима.

Способствовать углублению и обобщению знаний детей о животных и птицах,деревьях, рыбах....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Зимующие птицы"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой " Зимующие птицы"

Конспект занятия открытого урока.Предмет: Ознакомление с природой.Тема: «Зимующие птицы»Цель: Обобщить представления о птицах, полученные при наблюдениях за птицами.Задачи:Активизиров...

Конспект НОД по ознакомлению с природой "Зимующие птицы"

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Зима"

Конспект занятия по окружающему миру "Зима" с созданием проблемной ситуации....