Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В ходе занятия дети знакомятся с творчеством известных художников иллюстраторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_knizhnoy_grafikoy.docx | 13.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой
в старшая группа
Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»
Цель: Расширить знания детей о творчестве художников-иллюстраторов
Задачи:
- - закрепить представление детей о книжной графике, о сложности труда художника – иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Поддержать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);
- - подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно;
- - воспитывать интерес к книгам;
- - развивать память, воображение, фантазию.
Оборудование:
- книги с иллюстрациями Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е.Рачева, В.Конашевича, В.Сутеева и других художников;
- книжки разного типа: книжка – игрушка, книжка – раскладушка, книжка – дом, книжка – малышка;
- иллюстрации для игры «Будь внимательным»;
- аудио магнитафон с веселой музыкой.
Ход занятия:
1 Организационный момент
- Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра!
Раз закончилась игра –
Наступает тишина!!!
-Здравствуйте, ребята!!! Сегодня мы продолжим гостить у волшебной книги. Давайте вспомним с чем уже нас познакомила книга?
+…(с правилами пользования книгами, с пословицами и поговорками про книги, с историей появления книг)
- Молодцы!
2. Основная часть.
Итак, книга нам предлагает перелеснуть еще одну страницу.
Но сначала отгадаем загадку:
Этот - мастер рисовать
Красками и кистью.
Может он нарисовать
И портрет и листья.
+ Тюбик.
-Правильно, это Тюбик
Как вы думаете, с кем хочет нас познакомить Тюбик?
+…
-Какие книги вам нравятся больше всего?
+…
- Красочные, красивыми рисунками. А кто нарисовало эти рисунки?
+…
-Правильно художники , по- другому можно сказать ИЛЛЮСТРАТОРЫ.
Я предлагаю пройти к книжной выставке и посмотреть, какие же здесь есть книги, полюбоваться ими. (Дети ходят, смотрят, беседуют друг с другом. Присоединиться к беседе детей, поговорить о книгах).
- Для чего же нужна иллюстрация или рисунок в книгах? (Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают).
+…
- Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2-3 книги).
+…
- Чем рисуют художники – иллюстраторы?
4. Рассматривание иллюстраций Е. М. Рачева
- Тюбик приготовил нам иллюстрации из разных книг.
- Вот, посмотрите на эти иллюстрации, кто на них изображен? (животные). Дети, а они такие же, как в жизни? Чем они отличаются от настоящих?
+…
- Правильно, эти животные сказочные, потому что это иллюстрации к сказкам. Эти иллюстрации нарисовал художник-иллюстратор Е.М. Рачев. Посмотрите, художник зверей одевает и не просто в платье или рубаху, а в национальный костюм того народа, кто эту сказку написал. Перед вами иллюстрации к русским народным сказкам.
Обратите внимание, каждый зверь у Рачева , как и каждый человек, имеет свой характер. Е. М. Рачев обводит контур предметов черным угольным карандашом.
5. Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова.
- А вот иллюстрации еще одного художника.
Они похожи на предыдущие? Обведены черным контуром? (Нет) Дети, эти иллюстрации нарисовал другой художник-иллюстратор Ю.А. Васнецов.
Как вы думаете, что здесь изобразил художник? (сказку) Как вы догадались? Вам нравится теремок? Какие элементы росписи использует художник? Посмотрите, звери у Васнецова как игрушки. Все дело в том, что Ю.А. Васнецов родился в городе Кирове, недалеко от села Дымково, где делали Дымковские игрушки. Еще мальчиком ходил туда Юра Васнецов и наблюдал за работой дымковских мастеров, смотрел, как они лепили и украшали яркими узорами свои работы.
Васнецов сказочных героев всегда изображает добрыми, «одевает» их в красивую, нарядную одежду: у сороки юбка с оборками и кружевами, у кота розовый бант, красивые теплые валенки с узорами.
- Ребята, какие цвета использует художник? (Яркие) Иллюстрации кажутся праздничными.
3. Рассматривание иллюстраций Е. И Чарушина.
Тюбик хочет нас познакомить еще с одним художником. Это Е. И. Чарушин.
Е. И. Чарушин очень любил животных. Он подолгу любовался ими на охоте, в зоопарке, в лесу, в поле. И, конечно же, он много рисовал их. Вглядитесь в иллюстрации Е. И. Чарушина к сказке «Теремок». Обратите внимание, как рассвирепел медведь. Лапы поднял, когти острые выпустил, пасть свою раскрыл и кричит: «Всех передавлю!».
А как изобразил художник других зверей?
+…
- Все животные готовы дать отпор медведю. Даже мышка смеется над ним..
С большим мастерством и любовью Е. И Чарушин рисовал детенышей животных.
4. А сейчас Тюбик предлагает нам немного отдохнуть.
(Физкультминутка)
5. Дидактическая игра «Узнай художника – иллюстратора».
- Понравились вам рассказы Тюбика про художников – иллюстраторов?
+…
-Давайте поиграем в игру «Узнай художника – иллюстратора» и закрепим полученные знания. Я вам расскажу о художнике, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?
- Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток, тетерок. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни. (Евгений Иванович Чарушин).
- Дети, я знаю, что вы любите песенки – потешки. Кто хочет рассказать? Какой художник рисовал иллюстрации к этим потешкам? (Юрий Алексеевич Васнецов).
- Отгадайте, какой художник иллюстрировал сказки о животных. Он одевал своих героев – животных в русскую народную одежду, рисовал гуашью, акварелью и углем. В его иллюстрациях отражена русская природа. Все его рисунки, пронизаны русским духом. (Евгений Михайлович Рачёв).
5. Дидактическая игра «Будь внимателен».
- А сейчас я вам раздам иллюстрации, и мы поиграем в игру «Будь внимательным».
Посмотрите на это домик. Какой художник мог бы нарисовать этот дом (Васнецов).
- Подойдите к нему те, у кого иллюстрация нарисованная художником – иллюстратором Ю.А. Васнецовым.
- А какой художник мог нарисовать этот дом? (Чарушин). Подойдите с иллюстрациями этого художника.
- Посмотрите на свой домик внимательно. Сейчас будет звучать музыка, вы можете танцевать, а когда музыка остановится, найдите свой домик.
- Поменяемся иллюстрациями и поиграем еще раз.
6. Рассказ об оформлении книг художниками.
- Ребята, послушайте о том, как работает иллюстратор над рисунками в книге.
Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков – набросков.
Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.
Художник – иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца, расположение в ней текста, букв. Вот посмотрите, какие бывают книжки по конструкции: книжка – игрушка, книжка – раскладушка, книжка – малышка, книжка – образ. (Показать книги, обратить внимание на расположение в них иллюстраций).
Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.
6. Итог
- С кем познакомила нас сегодня книга?
- Каких иллюстраторов вы запомнили?
Мы не прощаемся с волшебной книгой. У нее есть еще много интересного для нас , говорим ей ДО СВИДАНИЯ!!
(В конце занятия можно предложить детям нарисовать животных и оформить книжку – малышку.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"
КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление с окружающим миромТема: «Нео...
Конспект занятия по ознакомлению с природой с детьми старшей группы
Этот конспект предназначен для работы со старшими дошкольниками. Его целью является обобщение представлений дошкольника о растениях....
Конспект-занятия по ознакомлению с книжной графикой "Кто и как создает рисунки в книгах"
Конспект-занятия по ознакомлению с книжной графикой "Кто и как создает рисунки в книгах"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»
Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...
Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой для подготовительной группы
Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой для детей подготовительной группы "Мороз Иванович"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада по теме: «Все профессии важны, все профессии нужны. Ознакомление с профессией врача»
Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ при планировании своей деятельности по окружающему миру....