Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Скворцова Оксана Анатольевна

В ходе занятия дети знакомятся с творчеством известных художников иллюстраторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_knizhnoy_grafikoy.docx13.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой

в старшая группа

Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

Цель: Расширить знания детей о творчестве художников-иллюстраторов

Задачи:

  • - закрепить представление детей о книжной графике, о сложности труда художника – иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией. Поддержать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций  художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);

  • - подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно;

  • - воспитывать интерес к книгам;
  • - развивать память, воображение, фантазию.

Оборудование:

- книги с иллюстрациями  Ю.Васнецова, Е. Чарушина, Е.Рачева, В.Конашевича, В.Сутеева и других художников;

- книжки разного типа: книжка – игрушка, книжка – раскладушка, книжка – дом, книжка – малышка;

- иллюстрации для игры «Будь внимательным»;

- аудио магнитафон с веселой музыкой.

Ход занятия:

1 Организационный момент

- Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра!

Раз закончилась игра –

Наступает тишина!!!

 -Здравствуйте, ребята!!! Сегодня мы продолжим гостить у волшебной книги. Давайте вспомним с чем уже нас познакомила книга?

+…(с правилами пользования книгами, с пословицами и поговорками про книги,  с историей появления книг)

- Молодцы!

2. Основная часть.

Итак, книга нам предлагает перелеснуть еще  одну страницу.

Но сначала отгадаем загадку:

Этот - мастер рисовать

Красками и кистью.

Может он нарисовать

И портрет и листья.

+ Тюбик.

-Правильно, это Тюбик

Как вы думаете, с кем хочет нас познакомить Тюбик?

+…

-Какие книги вам нравятся больше всего?

+…

- Красочные, красивыми рисунками. А кто нарисовало эти рисунки?

+…

-Правильно художники , по- другому можно сказать ИЛЛЮСТРАТОРЫ.

Я предлагаю пройти к книжной выставке и посмотреть, какие же здесь есть книги, полюбоваться ими. (Дети ходят, смотрят, беседуют друг с другом. Присоединиться к беседе детей, поговорить о книгах).

- Для чего  же нужна иллюстрация  или рисунок в книгах? (Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают).

+…

- Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2-3 книги).

+…

- Чем рисуют художники – иллюстраторы?

4. Рассматривание иллюстраций Е. М. Рачева

- Тюбик приготовил нам иллюстрации из разных  книг.

-  Вот, посмотрите на эти иллюстрации, кто на них изображен? (животные). Дети, а они такие же, как в жизни? Чем они отличаются от настоящих?

+…

-  Правильно, эти животные сказочные, потому что это иллюстрации к сказкам. Эти иллюстрации нарисовал художник-иллюстратор Е.М. Рачев. Посмотрите, художник зверей одевает и не просто в платье или рубаху, а в национальный костюм того народа, кто эту сказку написал. Перед вами иллюстрации к русским народным сказкам.

Обратите внимание, каждый зверь у Рачева , как и каждый человек, имеет свой характер. Е. М. Рачев  обводит контур предметов черным угольным карандашом.

5. Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова.

- А вот иллюстрации еще одного художника.

Они похожи на предыдущие? Обведены черным контуром? (Нет)  Дети, эти иллюстрации нарисовал другой художник-иллюстратор Ю.А. Васнецов.

Как вы думаете, что здесь изобразил художник? (сказку) Как вы догадались? Вам нравится теремок? Какие элементы росписи использует художник? Посмотрите, звери у Васнецова как игрушки. Все дело в том, что Ю.А. Васнецов родился в городе Кирове, недалеко от села Дымково, где делали Дымковские игрушки. Еще мальчиком ходил туда Юра Васнецов и наблюдал за работой дымковских мастеров, смотрел, как они лепили и украшали яркими узорами свои работы.

Васнецов сказочных героев всегда изображает добрыми, «одевает» их в красивую, нарядную одежду: у сороки юбка с оборками и кружевами, у кота розовый бант, красивые теплые валенки с узорами.

- Ребята, какие цвета использует художник? (Яркие) Иллюстрации кажутся праздничными.

3. Рассматривание иллюстраций Е. И Чарушина.

Тюбик  хочет нас познакомить еще с одним художником. Это Е. И. Чарушин.

Е. И. Чарушин очень любил животных. Он подолгу любовался ими на охоте, в зоопарке, в лесу, в поле. И, конечно же, он много рисовал их. Вглядитесь в иллюстрации Е. И. Чарушина к сказке «Теремок». Обратите внимание, как рассвирепел медведь. Лапы поднял, когти острые выпустил, пасть свою раскрыл и кричит: «Всех передавлю!».

А как изобразил художник других зверей?

+…

- Все животные готовы дать отпор медведю.  Даже мышка смеется над ним..

С большим мастерством и любовью Е. И Чарушин рисовал детенышей животных.

4. А сейчас Тюбик предлагает нам немного отдохнуть.

(Физкультминутка)

5. Дидактическая игра «Узнай художника – иллюстратора».

- Понравились вам рассказы Тюбика про художников – иллюстраторов?

+…

-Давайте поиграем в игру  «Узнай художника – иллюстратора» и закрепим полученные знания. Я вам расскажу о художнике, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?

- Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток, тетерок. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни. (Евгений Иванович Чарушин).

- Дети, я знаю, что вы любите песенки – потешки. Кто хочет рассказать? Какой художник рисовал иллюстрации к этим потешкам? (Юрий Алексеевич Васнецов).

- Отгадайте, какой художник иллюстрировал сказки о животных. Он одевал своих героев – животных в русскую народную одежду, рисовал гуашью, акварелью и углем. В его иллюстрациях отражена русская природа. Все его  рисунки, пронизаны русским духом. (Евгений Михайлович Рачёв).

5. Дидактическая игра «Будь внимателен».

- А сейчас я вам раздам иллюстрации, и мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Посмотрите на это домик. Какой художник мог бы нарисовать этот дом (Васнецов).

- Подойдите к нему те, у кого иллюстрация нарисованная художником – иллюстратором Ю.А. Васнецовым.

- А какой художник мог нарисовать этот дом? (Чарушин). Подойдите с иллюстрациями этого художника.

- Посмотрите на свой домик внимательно. Сейчас будет звучать музыка, вы можете танцевать, а когда музыка остановится, найдите свой домик.

- Поменяемся иллюстрациями и поиграем еще раз.

6. Рассказ об оформлении книг художниками.

- Ребята, послушайте о том, как работает иллюстратор над рисунками в книге.

Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков – набросков.

Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.

Художник – иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца, расположение в ней текста, букв. Вот посмотрите, какие бывают книжки по конструкции: книжка – игрушка, книжка – раскладушка, книжка – малышка, книжка – образ. (Показать книги, обратить внимание на расположение в них иллюстраций).

Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

6. Итог

- С кем познакомила нас сегодня книга? 

- Каких иллюстраторов вы запомнили?

Мы не прощаемся с волшебной книгой. У нее есть еще много интересного для нас , говорим ей ДО СВИДАНИЯ!!

(В конце  занятия можно предложить детям нарисовать животных и оформить книжку – малышку.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Конспект занятия по ознакомлению с природой с детьми старшей группы

Этот конспект предназначен для работы со старшими дошкольниками. Его целью является обобщение представлений дошкольника о растениях....

Конспект-занятия по ознакомлению с книжной графикой "Кто и как создает рисунки в книгах"

Конспект-занятия по ознакомлению с книжной графикой "Кто и как создает рисунки в книгах"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой для подготовительной группы

Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой для детей подготовительной группы "Мороз Иванович"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....