Конспект НОД по экологии "О чём поют птицы весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Развивать умения узнавать и называть время года, выделять признаки весны, расширять знания о перелётных птицах об их жизни в весенний период: дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.
Расширять кругозор детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_ekologii_starshaya_gruppa.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного вида №41 муниципального образования Усть-Лабинского района.
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЭКОЛОГИИ
в старшей группе
Тема: «О чем поют весной птицы»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ №41
Кузьмина Татьяна Владимировна
г.Усть- Лабинск
Конспект
непосредственно- образовательной деятельности по экологии
в старшей группе
Тема: «О чём поют весной птицы»
Программные задачи:
Образовательные :
Развивать умения узнавать и называть время года, выделять признаки весны, расширять знания о перелётных птицах об их жизни в весенний период: дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.
Расширять кругозор детей.
Воспитательные:
Воспитать доброе, заботливое отношение к птицам. Умение свободно и доброжелательно общаться с взрослыми и друг с другом.
Развивающие:
Развивать любознательность.
Содействовать правильному восприятию содержания стихотворений.
Обогащать музыкальные впечатления.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами, кормление их.
Словарная работа: Щебетушечки, лишайник, карнизы.
Методические приемы:
1) Чтение стихотворения о весне ;
2) Работа над вопросами : откуда прилетело столько птиц? Почему прилетели к нам? Какая весна? Какие чудеса происходят весной? Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? и т. д.
3) Чудо дерево с птицами- описание птиц;
4) Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц в лесу»;
5) Рассматривание птиц и их гнезд;
6) Игра «Хорошо- плохо»
7) Игра «Прилетели птицы»
8)Игра «Угадай голос птицы»
9) Игра «Помоги построить птице гнездо»
10) Итог.
Ход занятия.
1 часть.
(Дети сидят на стульях полукругом)
Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение, а вы послушайте.
Воспитатель читает стихотворение:
«Вернулись раннею весной
Через моря, долины,
Певцы пернатые домой
На родину с чужбины»
Ребята, я сегодня проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц?
(Ответы детей: ……….)
Воспитатель: -Почему птицы прилетели именно к нам? (Потому что они у нас жили. Они вернулись на свою родину, наступила весна, появились насекомые.)
Воспитатель: -Ребята, а весна наступила? Назовите мне пожалуйста признаки весны. (растаял снег, стало тепло, лопаются почки и появляются листочки, трава, подснежники, солнце греет, день становится длиннее) .
Воспитатель:- Какие чудеса происходят весной в природе? (Снег превращается в воду, появляются первоцветы, подснежники, тюльпаны, нарциссы распускаются почки, и появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробивающейся травки и т.д.)
Воспитатель: -Но самое главное чудо-это то, что именно весной к нам возвращаются наши пернатые друзья. И самая первая птица, которая прилетает к нам в марте – это скворец. В народе говорят: « Скворцы прилетели, значит весна пришла!»
-Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелётные)
Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в словесную игру «Хорошо- плохо»
Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
-Что хорошего в том, что птицы улетают от нас (зимой холодно в наших краях. Им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, т.к. все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые водятся круглый год.)
-Что плохого в том, что птицы улетают от нас (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т.д.)
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц?
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовем так же. (Дети заводят хоровод и произносят слова игры- заклички)
Игра «Закличка»
«Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам. »
Ребята, у нас в группе есть чудо- деревья, на которые должны прилететь птицы. На столе лежат картинки перелётных и зимующих птиц. Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды по 5 человек, каждый возьмёт по 1-й птице.
Рассмотрите их, и определите, какие они- зимующие или перелётные. Давайте всех зимующих птиц пригласим на дуб, на котором изображена снежинка( зимующие: синичка, сорока, голубь, дятел, воробей.). А всех перелётных птиц пригласим к берёзе, на которой изображено солнышко. (перелётные: ласточка, скворец, иволга, соловей, кукушка)
(Дети берут по 1 птице , рассматривают их и крепят к деревьям.
Вопитатель:- Что за чудо- деревья! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали? (Перелётные: ласточка, скворец, иволга, соловей, кукушка; зимующие: синичка, сорока, голубь, дятел, воробей.)
Воспитатель: - Как одним словом можно назвать этих птиц (Перелётные) ,
Воспитатель: -Как вы догадались, что это ласточка (У неё голова, крылья. Спинка чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
Воспитатель: -Как вы догадались, что это иволга? (у неё жёлтое оперение, а крылья и кончик хвоста – чёрные.)
Воспитатель: -А по каким признакам догадались, что это скворец? (Он весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.)
Ребята, а как одним словом можно назвать птиц, которые остаются зимовать. (Зимующие).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем!
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Воспитатель: Что неправильно, почему?(Мухи – это насекомые.)
Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, куницы…
Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…
Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки…
Воспитатель: Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своим песнями.
- Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Почему? (Выражает радость. тревогу, волнение, страх и т.д.) .
Воспитатель: -А сейчас я предлагаю поиграть в игру«Кто, как кричит»
Гуси (гогочут)
Утки (крякают)
Вороны (каркают)
Голуби (воркуют)
Синицы (пищат)
Совы (ухают)
Воробьи (чирикают)
Сороки (трещат)
Журавли (кричат)
Соловьи (свистят)
2 Часть
Воспитатель читает стих:
«Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце, о весне
И о родимой стороне.
И нет их песенки чудесней».
(Воспитатель с детьми переходят к столам)
Воспитатель: -А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые) .
Воспитатель: -Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, берёзовой коры др.) .
Воспитатель: -Где строят свои гнезда? (На деревья, на земле, под крышей, под балконом, в кустах.)
Воспитатель: -Грачи, вороны, сороки строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд.
(рассматривают картинки с изображением птиц и их гнезд)
Воспитатель: -А вот посмотрите, как ловко устроено гнездо зяблика : свито из тонких прутиков, из сухих прошлогодних стеблей. А чтобы кто- нибудь из врагов гнездо не заметил, в стенки его вплетены лишайники, те самые, что на дереве растут и ленточки бересты, чтобы хорошо было замаскировано гнездышко, не скоро найдешь!
-Гнездо дрозда устроено в самой развилке сучков. Да так хорошо, прочно оно устроено, все стенки глиной промазаны.
-А гнездо иволги похожи на корзиночку, устраивает она его на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек.
-Обычно соловей поселяется на опушке леса , по берегам рек в густых камышах, в садовых кустах и кустарниках. Устраивают гнезда около земли.
-Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится из комочков размокшей после дождя земли или глины.
-А вот дятлы строят гнёзда в дупле, которое легко определить по круговому входному отверстию, вытянутому сверху вниз.
-Кукушка
Ребята, я предлагаю поиграть в игру « Помоги собрать материал для постройки гнезда»
(соломинки, веточки, пёрышки, бутылки пластиковые, пробки, вата, фантики, карандаши…)
-Вот когда гнезда готовы, какая следующая забота перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).
Воспитатель: -А кто заботиться, высиживает, согревает, бережет их? (Мама- птица, самка)
Воспитатель: -Кто заботиться, кормит мама и птенцов? (папа, самец)
Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы) .
Воспитатель: -Ребята а мы можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники.)
3 Часть.
(дети проходят к стульчикам)
- Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу, в парке, в сквере? (тихо, спокойно; не рвать и не ломать растения, не разорять птичьи гнёзда и т.д.)
-Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Приносят пользу).
– А какую пользу они приносят природе? (птицы защищают растения от вредных насекомых)
- Упражнение на развитие мелкой моторики «Птичка» (дети разбирают прищепки –«клювики» и встают в круг)
Ищет птичка и в траве, (открывать-закрывать прищепку на каждое слово пальцами правой руки)
И на ветках, и в листве, (то же пальцами левой руки)
И среди больших лугов (прищипывать ногтевые фаланги с 1 по 4 пальцев левой руки)
Мух, червей, слепней, жуков. ( то же правой)
Воспитатель:- Ребята, а как вы считаете, надо охранять всех птиц и все живое на Земле?
(Ответы детей…..)
– Как же вы будете защищать природу? (Вспоминают «Правила друзей леса»с показом картинок)
Давайте будем любит, беречь и охранять природу .
Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны.
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
4 Часть
Анализ занятия
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Из какого материала птицы делают гнёзда?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Литература :
1) М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду»
2) В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Экология», «Познавательное развитие»
3) Н. Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии "О чем поют птицы весной"
Конспект занятия по экологии...
Конспект НОД "О чем поют птицы весной?"
Цель: формирование у детей представлений о перелетных птицах в весеннийпериод....
Конспект по экологии в старшей группе "О чем поют птицы весной?"
Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по экологии в старшей группе "О чем роют птицы весной"...
Конспект занятия для среднего и старшего дошкольного возраста "О чем поют птицы весной?"
Конспект занятия «О чем поют весной птицы?» Старший и средний дошкольный возрастВоспитатель: Майорова О.С. Цель: уточнить и расширить пр...
Конспект НОД "О чем поют птицы весной" в старшей группе
Конспект НОД по развитию речи "О чем поют птицы весной" в старшей группе...
Конспект НОД в старшей группе. Тема: О чем поют птицы весной.
Конспет НОД в старшей группе. Тема: О чем поют птицы весной....
Конспект занятия по «Экологии» в старшей группе на тему «О чем поют птицы весной?»
Конспект занятия в старшей группе ...