Конспект занятия для среднего и старшего дошкольного возраста "О чем поют птицы весной?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Конспект занятия «О чем поют весной птицы?»
Старший и средний дошкольный возраст
Воспитатель: Майорова О.С.
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Закрепить навыки изготовления поделок из бумаги, скрученной жгутом. Развивать эстетический вкус, мелкую моторику. Воспитывать заботу о своем здоровье.
Ход занятия
Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня она проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном.
Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц? (Из теплых стран, с юга.)
- Почему птицы прилетели к нам? (Они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло.)
- Какие чудеса происходят весной? (Снег превращается в воду, появляются подснежники, лопаются почки, и появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробивающейся травки и т.д.)
- Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.
- Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные.)
Игра «Хорошо – плохо».
- Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой холодно, им негде укрыться от снега и ветра, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в теплых странах насекомые водятся круглый год.)
- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т.д.)
Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. И мы с вами их позовем так же.
Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
Зрительная гимнастика.
Воспитатель в воздухе имитирует полет птицы (игрушка) – влево, вправо, вверх, вниз. Дети следят глазами за полетом птицы.
Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.
А если бы птицы могли петь так, как люди, словами, о чем бы они нам рассказали в своих песнях? (О том, как они любят свою родину, как прекрасна и неповторима наша земля, какие чудеса они видели в дальних странах, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами и т. д.)
- Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Почему? (Выражает радость, тревогу, волнение, страх и т.д.)
- кто враги у птиц? (Ястреб, коршун, сокол, кошка, лиса, куница и т.д.)
- А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу».
- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Радостное, веселое, легко на душе т.д.)
Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней.
Динамическая пауза. Оздоровительный массаж (движения по тексту)
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потерли руки.
А потом ладошкой в лоб –
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Щеки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем!
Ну-ка, дружно, не зевать!
1,2,3,4,5!
А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди!
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа!
Постучим и тут и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим.
Потянулись – выше, выше!
- А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнезда и построить новые.)
- Из чего строят гнезда птицы? (Из старых травинок, веточек, пушинок, лоскутов, мха, березовой коры и др.)
- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах.)
- Вот когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов.)
- А кто заботиться, высиживает, согревает, бережет их? (Мама-птица, самка.)
- Кто заботится, кормит маму и птенцов? (Пап, самец.)
- Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы.)
- Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т.д.)
- Мы с вами рисовали птиц, лепили из пластилина, делали из природного материала. А сегодня мы с вами смастерим птиц из бумаги.
Работа за столами.
Детям дается две половины бумажной салфетки. По очереди сворачивают салфетки в трубочки, сворачивают в жгут. Края жгутика не закручиваются. Из одной половинки салфетки формируется голова, клюв и хвост, другая – крылья. Обе части скрепляются с помощью клея или степлера. Готовых птичек можно приклеить на дерево (объемная аппликация), или с помощью скрепок прикрепить на веточки. Дети любуются красивыми птичками.
- А еще птиц можно сделать из пальчиков.
Пальчиковая игра «Птички»
- Пальчики – головка, крылышки – ладошка.
К нам сорока-белобока
Прилетела издалека,
Не сказала, где была,
Но зато она, ребята,
Интересные загадки
На хвосте нам принесла.
Кто загадку отгадает,
Тот картинку открывает.
Загадки
Черный, проворный,
Кричит: «Кракк»,
Червякам враг.
(Грач)
Молод конь, за морем бывает,
Спереди шильце, сзади вильце,
На груди – белое полотенце.
(Ласточка)
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
Птичка-невеличка,
А поет – лес дрожит.
(Соловей)
Верещунья-белобока,
А зовут ее … сорока.
- Ребята, посмотрите, все ли птицы у нас на картинках перелетные? Кто здесь лишний? (Сорока.)
Спасибо вам, наши верные и преданные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетест к нам, на свою родину.
- А что произойдет, если птицы вдруг не вернуться к нам весной? (Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен и т.д.)
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе на тему: «Жар-птица».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «Солныш...
Конспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада «Сказочная птица»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.1. Продолжить учить детей приклеивать заранее приготовленные детали по заданному образцу, работать с клеем, бумагой,2. Продолжить развивать пространственное и образное мышление, зрительно...
Конспект занятия по аппликации для старшего дошкольного возраста « Птица счастья».
Конспект занятия по аппликации для детей умеющих пользоваться ножницами. Работа очень творческая и интересная....
Конспект занятия по аппликации для старшего дошкольного возраста Волшебная птица.
Конспект занятия по аппликации для старшего дошкольного возрастаВолшебная птица. Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материа...
Конспект занятия в средней группе по теме «Зимующие и перелетные птицы»
Конспект занятия в средней группе "Зимующие и перелетные птицы"Цель:Закрепить у детей представления о характерных особенностях зимнего периода времени....
Конспект познавательной беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Глухари – лесные птицы Югры»
Знакомство детей с фауной родного края....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста « Удивительный мир птиц»
Формировать представления у детей о птицах, как объектах живой природы через познавательно-исследовательскую деятельность...