ТРАДИЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья по окружающему миру на тему
Одна из задач детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку познакомиться с отечественной духовной и культурной традицией через фольклор: сказки, музыку, игры и художественно-продуктивную деятельность, обеспечить фундамент для дальнейшего воспитания у него патриотических чувств. Самый верный путь для педагога и его воспитанников при реализации данной задачи — возрождение забытых национальных ценностей. Для формирования чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, базисные представления о стране, в которой они живут, о народе, его обычая, традициях, истории, а также культуре. Но при этом важно не забывать, что знания сами собой не воспитают в ребенке чувство патриотизма, для этого нужно проживание в культуре, проживание в традиции своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tarasova_statya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарасова О.В.
Школа «Творчества» детский сад «Капелька»
Tarasova O.V.
School «Tvorchestvo» kindergarten «Kapelka»
Аннотация:
Одна из задач детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку познакомиться с отечественной духовной и культурной традицией через фольклор: сказки, музыку, игры и художественно-продуктивную деятельность, обеспечить фундамент для дальнейшего воспитания у него патриотических чувств. Самый верный путь для педагога и его воспитанников при реализации данной задачи — возрождение забытых национальных ценностей. Для формирования чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, базисные представления о стране, в которой они живут, о народе, его обычая, традициях, истории, а также культуре. Но при этом важно не забывать, что знания сами собой не воспитают в ребенке чувство патриотизма, для этого нужно проживание в культуре, проживание в традиции своего народа.
Annotation:
One of the objectives of the kindergarten is to help your child meet with the national spiritual and cultural tradition through folklore : stories, music, games and art- productive activities , to provide a foundation for further education of his patriotic feelings . The surest way for the teacher and his students in the implementation of this task - to revive forgotten national values. For the formation of a sense of patriotism is very important to give children a basic knowledge of the motherland, the basic idea of the country in which they live , the people, his custom, tradition, history and culture. But it is important not to forget that knowledge alone does not bring up a child in the sense of patriotism , it needs to stay in the culture , living in the tradition of his people.
ТРАДИЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
(Тradition in kindergarten as part of patriotic education)
Народные традиции, будучи значимыми элементами культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. [5] Наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т.к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. [4]
Традиция – это то, что переходит от одного поколения к другому, что наследуется от предыдущих поколений.
Традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку принять ценности коллектива, предугадать дальнейшие действия и события. Поэтому мы считаем необходимым введение традиций в жизнедеятельность детского сада. Однако каждая традиция должна решать определенные воспитательные задачи и соответствовать возрастным особенностям детей.
Создание традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают колоссальную помощь в воспитании детей. [1] Мы используем ритуалы и традиции как в группе, так и в детском саду. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, а так же с родителями прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. В нашем детском саду есть уже прочно сложившиеся традиции.
Каждой группе нашего детского сада присваивается имя и символика как живому организму. Цель этой традиции: установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции планирования.
В нашем детском саду заведена традиция празднования дня рождения детей. В группах с душой и искренней теплотой отмечаются дни рождения каждого ребенка, непременно с пожеланиями, песнями, стихами, посвященными имениннику и подарками. Цель этой традиции: развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе. Дети поздравляют именинника и высказывают ему свои пожелания. [2] Педагог от лица всех детей и взрослых группы вручает ребенку подарок, а тот, в свою очередь, угощает детей сладостями. Такие ритуалы, на наш взгляд, способствуют повышению самооценки детей, воспитывают желание порадоваться за товарища и сплачивают детский коллектив.
Ежегодно, в сентябре, воспитанники детского сада участвуют в торжественной линейке в школе, структурным подразделением которой является наш детский сад, посвященной Дню Знаний. В течение года не раз дети приходят на экскурсию в школу. Тем самым дети знакомятся со школой, что позволяет снизить адаптационный период и уровень тревожности детей при переходе воспитанников из детского сада в начальное звено школы.
Вот уже третий год у нас проходит Покровская ярмарка, где гости, (а это родители, бабушки, дедушки и просто знакомые наших воспитанников) детского сада могут не только познакомиться с творчеством наших юных мастеров, но и приобрести себе на память сувениры ручной работы, сделанные воспитанниками детского сада. Примечательно, что деньги вырученные на ярмарке идут на подарки детям – воспитанникам подшефного детского дома к Новому году. Здесь стоит упомянуть еще об одной нашей традиции – наши воспитанники своими руками готовят памятные сувениры для детей детского дома. Все это создает в душе взрослых и детей радость и хорошее настроение. Таким образом, мы воспитываем у детей эмпатию и толерантность к другим детям, уважение к труду другу друга.
В детском саду устраиваются различного рода выставки и смотры – конкурсы поделок из бросового и природного материала, а так же изобразительной деятельности. Большинство из них заканчиваются награждениями победителей, что доставляет радость детям, воспитывает чувство гордости за свою семью, способствует сплочению семейных уз, а так же детского коллектива. [1]
В рамках патриотического воспитания в детском саду работат творческо-исследовательская студия «Макошь». В студии с детьми проводятся занятия по приобщению детей к культуре наших предков. Здесь дети узнают о народных промыслах Руси, знакомятся с русским фольклором, народными сказками, былинами, «вживаются» в культуру русских праздников (Покров, Масленица, Пасха, Троица), окунаются в песенное и танцевальное творчество. Дети имеют возможность получить изобразительные навыки и умения рисовать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством народов России.
Так же дети выезжают на экскурсии в выставочный центр «Радуга», музей им Алабина, экскурсии по городу, возложение цветов к вечному огню. Целью этих мероприятий является знакомство детей с историей своего народа, приобщение к миру прекрасного, формирование эстетически развитой личности. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, интеллект, уважение к старшим. [3]
В детском саду отмечаются календарные праздники: День дошкольного работника, День Матери, Новый год, День Защитника Отечества, 8 марта, День Смеха, День Отца, День Семьи, День Защиты детей.
Таким образом, воспитание детей через традиции в детском саду создает у них осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.
Список литературы:
- Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс».
- Шапошникова С.В. «Групповая традиция в детском саду».
- Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, № 2.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2007
- Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предметно-развивающей среды в детском саду для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. (из опыта работы)
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство св...
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Большая и малая Родина»
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям, к семье, людям, окружающим ребенка в первые годы жизни, к малой и...
Консультация для родителей. «Взаимодействие семьи и детского сада по вопросу патриотического воспитания детей.»
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формирова...
«Работа семьи и детского сада по нравственно- патриотическому воспитанию».
«Работа семьи и детского сада по нравственно- патриотическому воспитанию». Патриотизм – высокое гражданское чувство, за которым...
Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников
Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уде...
Конспект НОД в старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Моя малая Родина»
Конспект НОД в старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Моя малая Родина»...
Конспект ОД в старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Традиции и быт Кубанского казачества».
Конспект ОДв старшей группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Традиции и быт Кубанского казачества».Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить дете...