Сборник наблюдений на прогулке за неживой природой (старший дошкольный возраст)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Маслова Анжела Викторовна

Программа наблюдений за неживой природой в течение учебного года. Рассчитана на старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_nablyudeniy_na_progulke.docx72.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ БГО ЦРР – детский сад № 11

Сборник

наблюдений на прогулке

за неживой природой

(старший дошкольный возраст)

Автор:

Маслова А.В.

        

г.Борисоглебск, 2020г.

1.Наблюдение «Песок на участке»

Задачи: Познакомить со свойствами сухого песка. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Материал: лупы.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

Лежал песок,

 Скучал песок

 Сто тысяч лет, наверно.

 Он был ужасно одинок,

 И это было скверно.

 Не в радость были песни гроз,

 Не в радость - дождь из тучек.

 Скучал в жару, скучал в мороз -

 Весь мир песку был скучен...

 И так ещё сто тысяч лет

 Хранил бы он унынье,

 Но был доставлен к нам чуть свет,

 И не скучает, вовсе нет,

 В песочнице отныне. (В. Бредихин)

Беседа:

-Что это в нашей песочнице? (песок) Какой он? (жёлтый, рассыпчатый, рыхлый, состоит из крупинок - песчинок)

-Рассмотрите песок через лупу.

Дети наблюдают и описывают крупинки (он круглые, жёлтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все песчинки лежат отдельно друг от друга).

-Что будет с песком, если подует ветер? (крупинки песка разлетятся в разные стороны)

-Крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый. Из такого песка можно лепить? (нет) Почему? (он сухой) А из какого можно лепить? (из сырого)

Подвижная игра: «Песчаные крупинки»

-Превращаю всех в «песчаные крупинки». Ветер подул – и крупинки разлетаются в разные стороны. Пошёл дождь – крупинки собираются вместе.

Загадки:

Из камней он появился,

 Зёрнами на свет явился:

 Жёлтый, красный, белый

 Или светло-серый.

 То морской он, то – речной.

 Отгадайте, кто такой! (Песок)

(С. Курдюков)

2.«Следы на песке»

Задачи: Познакомить со свойствами влажного песка. Развивать мышление и воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Материал: формочки.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

Если ножкой топну я

На сырой дорожке,

То останется, друзья,

След от мокрой ножки.

Оставлять следы не лень,

Буду топать целый день. (Г.Лаптева)

Беседа:

-Давайте проверим, останется ли след на песке? Хорошо ли его видно? (Рассматривают следы, оставленные детьми.)

- Чей след больше? Чей меньше?

- А кто ещё оставил следы на нашем участке? (Кошка, воробьи, ворона и т.д.)

- Давайте сравним следы вороны и воробья. (Следы разные: у вороны след больше, у воробышка – меньше.)

 -Почему остались следы на песке? (потому что песок сырой, мокрый, влажный)

-Давайте выясним, чем отличается сырой песок от сухого? (Дети исследуют и сравнивают свойства сухого и сырого песка)

Педагог подводит детей к выводу: сырой песок темнее по цвету, лепится в комки, не сыплется, хорошо формируется.

Игра-экспериментирование:

-А теперь давайте поиграем: будем делать на песке отпечатки. Берём разные формочки, кладём на песок, нажимаем – у нас получились картинки!

Загадки: 

***

Все меня топчут, а я всё лучше. (тропинка)

***

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал. (песок )

3.Наблюдение «Сравнение песка и почвы»

Задачи: Дать представления о сходствах и различиях песка и слоя плодородной почвы. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, умение сравнивать, интерес к художественному слову.

Материал: лупы, палочки, леечки с водой, совочки.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

***

Песочница, песочница!

 А в ней песок, песок.

 Песочница, песочница!

 Идем играть, дружок.

 Песочница, песочница!

 В руках у нас совок.

 Песочница, песочница!

 Мы черпаем песок. (И. Финк) 

***

На земле растут деревья,

 И цветы, и огурцы.

 В общем, овощи и фрукты,

 Чтоб довольны были мы. (В. Орлов)

Беседа:

-Где растут растения? (на почве)

-Могут ли растения расти на песке? (Нет, только в пустыне.)

-Давайте выясним, чем отличаются песок и почва? Что нам для этого понадобится? (Дети берут подготовленный материал, исследуют и сравнивают песок и почву)

-Чем похожи песок и почва? (в сухом состоянии рассыпчатые, состоят из мелких частиц, впитывают и пропускают воду, в сыром состоянии лепятся в комки)

-Чем отличаются? (песок - светло-жёлтого цвета, почва - тёмного серого, коричневого цвета; почва неоднородная – в ней встречаются частички разных веществ; песок - более рыхлый, лучше сыплется, почва – не очень сыпучая, в ней частички лучше сцепляются между собой)

-Так почему же растениям лучше расти в почве, чем в песке? (в почве есть воздух, органические вещества (частички остатков растений), вода – всё это даёт возможность растениям получать питательные вещества и расти)

Подвижная игра: «Не оставайся на земле»

Выбирается один ребенок — ловишка. Остальные дети занимают места так, чтобы не касались земли. По сигналу дети бегают по площадке, по команде «Лови!» ловишка ловит детей

Загадки:

***

Меня бьют, колотят,

Режут, ворочают,

А я всё терплю

И всем добром плачу. (земля)

***

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Как намочишь ты его,

Так построишь хоть чего. (песок)

***

На черном покрывале - зеленый узор. (земля и трава)

4. Наблюдение «Где найти глину?»

Задачи: Дать представления о качествах глины, местах её нахождения. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Материал: миска, ёмкость с водой.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

А.Пастернак «Глина»

Мягкую, вязкую глину возьмём.

Шлёпнем-пошлёпнем, чтоб стала послушной...

Лепим-прилепим, месим и мнём -

Вот показались гномика ушки.

Вот - его носик, а вот - его рот.

Вот - его бровки, а вот - его глазки.

Глина от пальцев силу берёт,

Чтоб рассказать нам весёлую сказку.

Глина, конечно, из грязи взялась,

Но обжигаясь в печи, как посуда,

Дождик забыла, слякоть и грязь

И превратилась в фигурное чудо!

Беседа:

Воспитатель показывает кусочек сухой глины.

-Как вы думаете, что у меня в руках? (глина) Рассмотрите этот кусочек глины, потрогайте его.

-Какая глина? (твёрдая, сухая, жёсткая, крошится)

-На что похожа сухая глина? (на песок) Почему? (она сыпется)

-Она липкая, мажется? (нет)

-Что будет, если намочить кусок глины водой? Давайте проведём эксперимент и узнаем.

Дети помогают залить глину водой.

-Посмотрим, что стало с нашей глиной, как она поменяла свои свойства. Дети, что изменилось? (она намокла)

-Вы можете потрогать её, помять. Какая она стала? (Мягкая, липкая, мажется)

-На что похожа размоченная глина? (на пластилин, тесто) Почему? (из неё можно что-нибудь слепить, она пластичная)

-Где на нашем участке можно найти глину? (в песочнице с песком) Как она та оказалась? (песок и глину добывают из-под земли)

-В природе глина находится под верхним слоем земли, чаще всего возле рек и озёр, на склонах холмов. Специальные машины: бульдозеры и экскаваторы, приезжают туда, где была обнаружена глина, и начинают свою работу. Чтобы добыть глину, эти машины раскапывают большую яму – карьер. Специальные машины везут глину на предприятие, где её очищают от камней и мусора. Даль глина отправляется на заводы, где из неё делают различные предметы. Как вы думаете, какие? (кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду), игрушки, украшения)

Загадки:

Гончар для меня

 Разведет жаркий пламень.

 Сухая, я твердой бываю - как камень.

 Размочат - как тесто,

 Податливой буду.

 Могу превратиться

 В игрушки, в посуду.

 Лечебными свойствами

 Очень богата.

 Меня отыскать вам

 Поможет лопата.

 Я белая, красная и голубая.

 Узнали, ребята,

 Кто я такая? (В. Мирясова)

5. Наблюдение «Песок или глина?»

Задачи: Учить сравнивать свойства и качества песка и глины, находить их сходства и различия. Учить делать выводы. Развивать внимание, мышление, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Материал: лупы.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

Размял гончар в ладонях глину,

Отмерил ровно половину.

И поработав от души

Красивый вылепил кувшин.

А через несколько часов

Другой такой же был готов

«Теперь, - сказал, - извольте братцы,

Вот в этой печке обжигаться».

И пригрозил: «Смотрите мне,

Пробудьте два часа в огне».

Один кувшин шагнул в огонь,

За печку спрятался другой;

А после к сроку втихомолку

Полез с приятелем на полку.

Когда ж налили их водой

То дело кончилось бедой:

Один кувшин, что был в печи

Стоит спокойно и молчит

А наш хитрец через часок

Заныл, потёк, обмяк в комок.

Надёжен будет только тот,

Кто в жизни сквозь огонь пройдёт...

Беседа:

-Из чего гончар делал кувшины? (из глины)

-Попробуйте отгадать, где здесь глина? (Педагог показывает песок и глину, дети рассматривают, трогают ручками.)

-Как вы догадались, что это глина? Чем она отличается от песка? (песок светлый, сухой, лёгкий, рассыпается, не лепится, рыхлый; глина темнее по цвету, сжимается в кулак, не сыплется, тяжёлая, пластичная, из неё можно лепить)

-На что похожа глина по свойствам? (на тесто, на пластилин)

-На что похож песок? (на сахар, крупу, зерно)

Дети рассматривают песок и глину через лупу.

-Из чего состоит песок? (из маленьких песчинок)

-Видны ли такие же частички в глине? (нет)

-Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

-Давайте подуем на песок. Что вы видите? (песчинки разлетелись в разные стороны)

-Затем подуем так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? (нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются, это происходит, потому что частички глины ближе друг к другу)

Подвижная игра: «Песок и глина»

Педагог «превращает» детей в песчинки.

-Как песчинки себя ведут? (каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь к другу). ---Подул сильный ветер: что происходит с песчинками? (участники игры разбегаются).

Педагог «превращает» детей в глину.

-Как вы будете себя вести? (группами, взявшись за руки).

Дети остались на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются, (дети передвигаются группами, но при этом руки не разжимают).

Загадки: 

Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу -

 Она понадобится сразу. (Глина)

***

Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я - …(Песок)

6. Наблюдение «Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха»

Задачи: Дать представления о том, что под воздействием холода почва становится холодной и твёрдой, как камень. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Развивать интерес к художественному слову.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

***

Л. Касимова «Любимая зима»

Прекрасная зима,

На улице морозно.

Оденусь поскорей

И потеплей как можно!

Все озеро во льду,

 Деревья серебрятся,

 И все вокруг в снегу,

 А я пойду кататься…

***

В. Ланцетти «В мороз»

Снег на улице и стужа.

 Крепким льдом забита лужа.

 От дороги робко

 Веточками тропки

 Тянутся к домам:

 — Погреться можно к вам?

Беседа:

-Почему тропки тянутся к домам, просятся погреться? (замёрзли от снега и стужи)

-Посмотрите на участок земли, не покрытый снегом. Как выдумаете, что происходит на самом деле с почвой в морозную погоду? (она замерзает)

-Какой стала почва? (холодной, твёрдой, жёсткой)

-На что похожи замёрзшие комочки почвы? (на камни)

-А летом какая была почва? (тёплая, мягкая, рыхлая)

-Почему почва так изменилась в морозную погоду? (в ней много разных веществ и вода, которые могут замерзать)

Загадки:

***

Из земли на опушке

Торчит лысая макушка.

Вырос на макушке мох,

А вокруг - чертополох. (камень)

***

В сережках у мамы огнем он горит.

 В пыли на дороге ненужным лежит.

 Меняет он форму, меняет он цвет,

 А в стройке годится на тысячу лет.

 Он может быть мелкий — в ладошке лежать.

 Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

 Кто этот предмет по приметам узнал? (камень) (В. Мирясова)

***

Самый верхний слой земельный.

В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как ее все называют? (почва)

***

Не драгоценный камень, а светится. (лёд)

7. Наблюдение «Белые лебеди в небе живут»

Задачи: Дать представления о том, что облака состоят из множества маленьких капелек воды. Развивать внимание, воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

***

Облака, облака –

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

Целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные,

Ветерку послушные. (С.Михалков)

***

Белые лебеди в небе живут,

По небу лебеди плавно плывут.

Белые пёрышки вьются слегка.

Здравствуйте, лебеди - ОБЛАКА. (Л.Кудрявская)

Беседа:

- что за белые лебеди живут в небе? (это облака)

- Они летят высоко или низко? (высоко)

- Какого они цвета? (белого)

- На что похожи облака? (на вату, пух, снег, пену, перья и т.д.)

-Что ещё можно сказать об облаках, какие они? (пушистые, кучерявые, воздушные, лёгкие, пышные, кружевные)

-Что происходит, когда облака сталкиваются? (выпадают осадки: летом – дождь, зимой – снег)

-Почему из облака может пойти снег или дождь? (потому что облака состоят из множества маленьких капелек воды)

-Вода в реках, морях, океанах испаряется, капельки пара поднимаются высоко в небо, где их встречает холодный воздух. Капельки пара скапливаются в бесформенные массы, образуя облака, как густой-прегустой туман.

Развивающая игра: «Кто что увидит?»

Дети придумывают, на что похожи разные облака, кого они напоминают, что могут делать, какого размера и формы.

Загадки:

***

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

***

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (облака)

***

Белая вата

Плывёт куда-то. (облака)

***

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (туча)

8. Наблюдение «Выпал иней на луга»

Задачи: Расширять представления детей о свойствах снега. Развивать наблюдательность, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Материал: лупы.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

***

Иней серебристый,

 Словно мишура.

 Весело искрится

 С самого утра.

 Кто его развесил?

 Может, Дед Мороз?

 На еловых лапах,

 На ветвях берёз… (Т. Щигрова)

*** 

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

Гуси-гуси!

Га-га-га!

Надевайте тапки,

Берегите, лапки. (Е.Авдиенко)

***

Стоят деревья в инее —

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее —

То белое, то синее.

Беседа:

Педагог обращает внимание детей на лёгкий белый налёт на скамеечках, дорожках, на железных предметах.

- Ребята, снега нет, но почему всё на участке стало белым? (это иней)

- Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Давайте рассмотрим иней через лупу.

-Что вы увидели? (множество снежинок)

-На что похож иней? (на маленькие тонкие иголочки, белые пушинки, снежные травинки, блестящую мишуру)

-Где ещё на участке есть иней? (на деревьях и кустарниках) Потрогайте ладошкой ветку с инеем.

-Что произошло с веткой и ладошкой? (ветка стала опять тёмной, а ладошка мокрой)

-Куда исчез иней? (он растаял от тепла ладони и превратился в воду)

-Что можно сказать об инее, какой он? (белый, холодный, блестящий, искристый, игольчатый, сверкающий)

Загадки:

***

И не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

***

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан … (иней)

***

Белый снег, а небо сине,

На кустах. деревьях - иней.

В гости к нам пришла сама

Наша русская... (зима)

9. Наблюдение «Белый снег пушистый»

Задачи: Познакомить со свойствами снега. Расширять представления о явлениях природы зимой. Учить анализировать и делать выводы, опираясь на личный опыт. Развивать коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

***

 Я расспрашивал у всех:

 Для чего зимою снег?

 Почему он белый-белый,

 Кто его на небе сделал?

 Может, облака кусок

 Превратился вдруг в песок,

 И оттуда к нам на землю

 Сыплет каждую неделю?

 Или просто в облаках

 Есть волшебная мука,

 Чтоб лепить фигурки вместо

 Пластилина или теста?(М. Корнеева)

***

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала. (И.Суриков)

Беседа:

Педагог с детьми обходят участок и обращают внимание на то, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит снег на солнце. Педагог предлагает взять в руки снег и рассмотреть его.

-На что похож снег? (на вату, облака, мороженое, пух и т.д.)

- Какой он? (холодный, белый, пушистый, рыхлый)

- Что произойдёт со снегом, если его занести в помещение?(он растает)

-почему снег тает в помещении? (снег – это состояние воды под воздействием холода, а в тепле он тает и снова превращается в воду)

Игра-экспериментирование:

-Что можно слепить из снега? (снежки, снеговика, крепость, сказочных героев и т.д.)

-Что нам понадобится в работе со снегом? (лопатки, ведёрки, формочки)

-Но ведь снег такой холодный, что нам поможет не замёрзнуть? (варежки)

Дети экспериментируют со снегом, лепят снежные фигуры.

Загадки:

***

Словно пёрышки Жар-птицы,

Весь сверкает и искрится,

Запорошил лес, лужок

Зимний беленький … (снежок)

***

Солнце скроет, с ветром воет,

Небо синее закроет

И позёмкой стелется

Зимняя … (метелица)

***

На дворе горой,

А в избе водой. (снег)

***

Без рук рисует,

Без зубов кусает.

Не огонь, а жжётся. (мороз)

10. Наблюдение «Что искрится на тропинке?»

Задачи: Дать представление о том, что лёд – это вода в твёрдом состоянии, познакомить с его свойствами. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

***

Гололед, гололед…

Лед у дома, у ворот.

Я люблю скользить по льду,

Хоть куда по льду пойду.

Но едва лишь сделал шаг,

На дорожку тут же – шмяк!

Как же в садик мне дойти?

Не ползком туда ж ползти?!

Гололед, гололед…

По чуть-чуть скольжу вперед.

***

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато прекрасно падается,

Почему ж никто не радуется?

(Берестов В.)

***

Что искрится на тропинке,

Эй, бежим смотреть скорей!

Дед Мороз подбросил льдинки,

Чтобы стало веселей!

Льдинки весело блестят.

Льдинки радуют ребят. (Г.Лаптева)

Беседа:

-Посмотрите, дети, что искрится на нашей дорожке? (это лёд)

-Откуда он взялся, ведь недавно здесь были лужи? (лужа замёрзла, в морозную погоду вода превращается в лёд)

Педагог показывает кусочки льда.

-Ребята, потрогайте лёд и скажите, тёплый он или нет? (холодный) Твёрдый он или мягкий? (твёрдый)

-Давайте посмотрим сквозь лёд, видно что-нибудь или нет? (сквозь лёд видно предметы) Как это объяснить? (лёд – прозрачный)

-Что будет, если наступить на лёд? (он разломится) Почему? ( он хрупкий)

-Подумайте, что произойдёт со льдом, если его занести в помещение? (он растает) Как это объяснить? (когда лёд попадает в тепло, он начинает таять и превращается в воду)

-Делаем вывод: лёд – это вода в твёрдом состоянии, он холодный, твёрдый, прозрачный, хрупкий.

Игры-забавы: «Скольжение на ледяных дорожках»

-Подумайте, удобно ли  людям ходить по льду и почему? (нет, лёд – скользкий, можно упасть) Зато удобно скользить, особенно на коньках. Представьте, что вы – настоящие спортсмены – фигуристы.

Загадки:

Плачет-заливается –

Солнце ей не нравится.

Изо льда бабулька,

Капает … (сосулька)

***

Белая морковка зимой растёт.(сосулька)

***

В огне не горит, в воде не тонет. (лёд)

***

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло! (лёд)

***

Скатерть белая весь мир одела. (зима)

11. Наблюдение «Расписные снежинки»

Задачи: Рассмотреть снежинки через лупу, обратить внимание на разнообразие узоров. Закреплять представления о свойствах снега. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность, воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Материал: лупы.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

Снежинки танцуют: летают, кружатся,

 На солнце в морозный денёк серебрятся.

 Ажурные платья, резные косынки…

 Волшебное зимнее чудо – снежинки. (М. Мишакова)

***

 Мы весёлые снежинки,

 Мы летаем, как пушинки!

 На нас шапочки резные,

 На нас юбки кружевные!

 Если холодно вокруг –

 Весело кружимся,

 Если станет вдруг тепло –

 В дождик превратимся. (Н. Зубарева)

***

 Посмотри, какое чудо

 На моей ладошке,

 Опустилась ниоткуда

 Маленькая крошка!

 С белой вьюгой прилетела

 Лёгкая пушинка.

 И на варежку мне села

 Звёздочка снежинка. (Т. Лаврова)

Беседа:

-Попробуйте и вы поймать свои снежинки.

Дети подставляют руки в варежках, ловят снежинки, рассматривают их.

-Какого цвета снежинки? (белого) Что будет, если снежинку поймать на ладошку? (она растает) Что останется на ладошке? (капелька воды) Почему это произошло? (от тепла ладони снежинка превращается в воду)

-На что похожа снежинка по форме? (на звёздочку, у неё тоже есть лучики)

-С чем ещё можно сравнить снежинки? (с пушинками – они лёгкие, с кружевами – они с узорами, с крошками – они маленькие) (Дети рассматривают снежинки через лупы.)

-Чем снежинки отличаются друг от друга? (разными узорами)

-Какие слова можно подобрать, чтобы рассказать о красоте снежинок? (снежинки – лёгкие, узорчатые, резные, ажурные, кружевные, расписные, серебристые, искристые)

-Можно ли сказать, что снежинки весёлые? Посмотрите, как весело они летят, на землю, кружатся в воздухе, как в весёлом танце. Как сказать по-другому, что делают снежинки? (порхают, падают, опускаются) Как называется явление, когда падает много снега? (снегопад)

-Делаем вывод: снежинки – это замёрзшие капельки воды, снежинки имеют разные узоры, когда падает много снега – это снегопад.

Подвижная игра: «Снежинки»

-Вы будете снежинками. Вот подул ветерок - снежинки закружились в хороводе, вот подул сильный ветер – снежинки разлетелись в разные стороны, ветер стих – снежинки опустились на землю.

Загадки:

***

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке. (снежинки)

***

Только выпали снежинки,

Побежал я по тропинке,

А за мной они бегут,

Весь маршрут мой выдают. (следы на снегу)

***

Он всегда на что-то злится

И всегда, когда сердит,

Детворе румянит лица,

А всех старых - молодит!.. (мороз)

***

Стекольщик хорош -

Стекло не пробьёшь.

Стало тепло -

Стекло потекло. (мороз и лёд)

12. Наблюдение «Свойства воздуха зимой»

Задачи: Подвести к пониманию, какое из свойств воздуха меняется зимой (температура), учить аргументировать свои высказывания, развивать мышление, интерес к художественному слову.

Материал: уличный термометр.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу, густой, душистый

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахрамой.

Мы его не замечаем

Мы о нем не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

Беседа:

-О чём говорится в стихотворении? (о воздухе)

-Ребята, вы видите воздух? (нет) Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют невидимкой.

-Видим ли мы окружающие нас предметы сквозь воздух? Значит воздух какой? (прозрачный)

-Как вы думаете, изменяется ли прозрачность воздуха зимой или летом? (нет, чистый воздух в любое время года одинаково невидимый и прозрачный)

-Какое свойство воздуха меняется зимой? (температура) Летом воздух тёплый, бывает даже горячим, а зимой он холодный.

-Что ещё можно сказать о зимнем воздухе, какой он? (морозный, ледяной, свежий)

-Как мы можем почувствовать, что на улице холодно? (вдохнуть воздух носом, чувствуем холод кожей)

-Какой прибор помогает нам узнать температуру воздуха? (термометр)

Педагог показывает термометр, обращает внимание на его показания.

-Как нужно вести себя на улице в холодную погоду, чтобы не заболеть? (дышать носом, тепло одеваться)

-Полезны ли прогулки на улице зимой? Свежий морозный воздух закаливает организм, делает здоровье крепче, очищает наши лёгкие.

-Делаем вывод: зимой меняется температура воздуха, чтобы морозный воздух приносил пользу, нужно соблюдать правила безопасности.

Загадки:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (воздух)

***

Между двух светил

Я в середине один. (нос)

***

Мы им дышим на Земле

 И в подводном корабле.

 Если в космос полетим,

 Взять его с собой велим.

 Чтобы шарик нам надуть,

 Надо это в него дуть.

 Он откроет дверь в вагоне,

 Если поезд – на перроне.

 Без работы не бывает,

 Всё пространство оживляет.

 Этот невидимка-дух

 Называется … (возду

13. Наблюдение «Здравствуй, ветер!»

Задачи: Познакомить с ветром как свойством воздуха. Учить делать выводы на основе личных впечатлений. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Материал: флажки, ленты, вертушки.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

И.Токмакова «Разговор ветра и осинок»

 - Здравствуй, Ветер,

 Ветер, здравствуй!

 Ты куда летишь, вихрастый?

 Что поднялся до зари?

 Погоди, поговори!

 - Я спешу, осинки, в город,

 Я несу приветов ворох,

 Должен их сегодня сам

 Разнести по адресам.

 Площадям и переулкам,

 Фонарям, тоннелям гулким,

 Перекресткам и домам

 Я приветы передам.

 От тропинок и дорожек,

 От рябинок-тонконожек,

 От калиновых кустов,

 От малиновок, дроздов.

 Чтобы город стал весенним,

 Чтоб пришло туда веселье,

 Чтоб запахло там весной,

 Светлой радостью лесной.

 

Беседа:

-Посмотрите, к нам на участок тоже поспешил ветер. Кто знает, как выглядит ветер? (у него нет ни формы, ни цвета) Почему? (он невидимый) Почему он невидимый? (ветер - это движение воздуха, воздух прозрачный, невидимый, и ветер тоже)

-Как определить, есть ли сейчас ветер? (посмотреть, качаются ли деревья, проверить с помощью флажков и ленточек)

Дети наблюдают за флажками и лентами.

-А ветер играет с флажком, лентой? Что с ними происходит? (вьются по ветру)

-Как можно сказать по-другому? (трепещут, колышутся, бьются, развеваются, реют, полощутся и т.д.)

-Как узнать, какой сейчас ветер: сильный или слабый? (с помощью вертушек: если вертушка крутится быстро – ветер сильный, если крутится медленно – ветер слабый, если остановилась – ветра нет)

Дети наблюдают за вертушками, отмечают как меняется сила ветра.

-Какой ещё бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, слабый, ласковый, колючий, ураганный)

-Что умеет ещё делать ветер? (он сушит бельё, надувает паруса, кружит ветряные мельницы, рассеивает семена по всей земле; у ветра много дел.)

-Делаем вывод: ветер- это движение воздуха, он невидимый, бывает сильным и слабым, человек научился использовать силу ветра в быту.

Игры-забавы: «Игры с флажками, лентами и вертушками».

Загадки:

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (ветер)

***

Без рук, без ног

Под окном стучится,

В избу просится. (ветер)

***

На горе-горушке стоит старушка,

 Руками машет, хлеба просит;

 Дашь ей хлеба - назад отдаёт (ветряная мельница)

14. Наблюдение «Ветер и облака»

Задачи: Дать представление о том, что ветер действует на облака. Развивать наблюдательность, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

***

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного. (А.Пушкин)

***

Ветер, ветер, ветродуй,

Тучки собери, задуй!

Угони их все

За седые горы,

Просветлеют пусть

Золотые просторы!

***

 Дует свежий ветерок,

 Дует прямо на восток,

 Гонит облака по небу,

 Будет дождичек к обеду. (А. Тесленко)

Беседа:

-Посмотрите на облака. Что с ними происходит? (они двигаются) Как сказать по-другому? (бегут, плывут, летят, спешат, парят)

-Что их гонит? (ветер) В тихую погоду облака движутся медленно, в ветреную – быстро. Ветер перегоняет облака из разных частей света. По мере движения, облака смешиваются, сталкиваются, постоянно меняют форму.

-Куда плывут облака, в какую строну?

Педагог предлагает заметить, под каким предметом на участке плывет облако, за которым наблюдают, тогда будет видно, в какую сторону от этого предмета движется облако, направо или налево.

-Посмотрите, как постоянно меняются облака, приобретают новые причудливые формы, соединяются друг с другом, увеличиваются и уменьшаются, растягиваются.

-По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду. Если облака плывут низко – будет дождь.

-Делаем вывод: ветер гонит облака, меняет их форму.

Работа по развитию речи: «Сочинение сказок про облака»

Педагог предлагает выбрать какое-нибудь облако, понаблюдать за ним и придумать про него сказку.

Загадки:

***

Сильнее солнца,

Слабее ветра,

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет. (туча)

***

Без крыльев, а летает,

Никто её не бьёт, а она плачет. (туча)

***

По полю рыщет, поёт да свищет,

Деревья ломает, к земле приклоняет. (ветер)

15. Наблюдение «Температура предметов на солнце и в тени»

Задачи: Расширять представления о температуре как свойстве предметов. Учить устанавливать взаимосвязи между освещённостью и температурой предметов, формировать умение сравнивать, сопоставлять и делать выводы, развивать интерес к художественному слову.        

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

***

Уж ты, солнышко, вставай!

Утро доброе встречай!

Одари теплом и светом,

Шлём поклон тебе за это!

***

С неба смотрит солнце

Миллионы лет.

Льет на землю солнце

И тепло и свет… (Д. Гулиа)

Беседа:

-Посмотрите, наш участок весь освещён солнцем или нет? (нет, есть и тень)

-Какие предметы находятся на солнце? (дети перечисляют) Прикоснитесь к ним рукой. Что вы чувствуете? (тепло)

-Почему эти предметы тёплые? (предметы нагреваются на солнце)

-Какие предметы в тени? (дети перечисляют) Прикоснитесь к ним рукой. Что вы чувствуете, предметы такие же тёплые? (они холодные)

-Почему предметы в тени не нагрелись? (в тени предметы остаются холодными)

-Почему предметы на солнце оказались теплее, чем предметы в тени? (солнечные лучи имеют свойство нагревать предметы)

-Солнце – естественный источник тепла на нашей планете. Какие вы знаете ещё источники тепла? (огонь, печь, батарея, обогреватель и др.)

-Делаем вывод: на освещённом месте предметы нагреваются, а в тени остаются холодными.

Загадки: 

***

Это важный показатель,

Градусник - ее приятель.

Если жарко - высока,

А в мороз она низка. (Температура)

***

Ты повесь его снаружи -

И узнаешь, зной иль стужа.

Тонкий столбик спиртовой

В нем гуляет, как живой. (Термометр)

***

Зимой — минус двадцать,

Весною — плюс пять.

В жару раздеваться,

А в холод дрожать

Нас заставляет эта микстура.

Ее называем мы... (температура)

16. Наблюдение «Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха»

Задачи: Дать представления о том, что под воздействием тепла почва становится мягкой, рассыпчатой, тёплой, весной высаживают растения в открытый грунт. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Развивать интерес к художественному слову.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

***

Красное солнце по небу гуляет,

Землю и воду теплом согревает.

С солнцем, с дождями леса зеленеют,

На поле хлеба колосятся, тучнеют.

Рады теплу и зверушки и птицы,

Звонко поют, прилетая синицы.

Ласточка строит под крышей гнездо,

Чтоб было уютно, не сыро, тепло.

Подольше по небушку солце гуляй,

Радость теплом всем своим доставляй.

***

 А у солнца - сто забот:

 Обогреть наш огород,

 Все цветочки распустить,

 На веранде погостить… (Р. Карапетян)

Беседа:

-Посмотрите на наш огород, и его солнышко обогрело. Потрогайте почву рукой, какая она? (мягкая, тёплая, рассыпчатая)

-А какая она была зимой? (твёрдая, жёсткая, холодная)

-Почему с почвой весной произошли такие изменения? (стало тепло, солнце пригревает землю)

-Как вы думаете, в какой почве растениям лучше расти: в тёплой или в холодной? Весной, когда почва согрелась, растения высаживают в открытый грунт. Для жизни и роста всем растениям необходимо тепло.

-Делаем вывод: под воздействием тепла почва становится мягкой, рассыпчатой, тёплой, весной высаживают растения в открытый грунт.

Дидактическая игра: «Горячо-холодно»

Педагог бросает детям по очереди мяч и называет разные предметы, дети должны сказать, эти предметы холодные или горячие. Можно провести игру наоборот: воспитатель говорит «горячо» ли «холодно», а дети подбираю соответствующие слова.

Загадки:

***

Огненный шар вокруг нее ходит,

Теплого взгляда с нее не сводит. (Солнце и Земля)

***

Дождик льет – она все пьет.

Все остальное – зеленеет и растет. (Земля)

17. Наблюдение «Гори-гори ясно!»

Задачи: Дать представление о том, что Солнце – самая близкая к нам звезда, имеет форму шара, является источником тепла и света. Развивать любознательность, мышление, умение вест диалог с педагогом, интерес к художественному слову.        

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

Е. Благинина «Гори-гори ясно!»

Солнышко красно,

Гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

Чтоб садам и огородам

Зеленеть, цвести, расти!

Солнышко красно,

Гори-гори ясно!

В небе рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи,

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови!

***

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни на брёвнышко!

Ждут тебя детки.

Дадут тебе конфетки.

Мы тебя не будем бить,

Будем сахаром кормить.

***

Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной.

Всех нас видишь под собой. (А.Пушкин)

Беседа:

-Посмотрите на небо, что вы видите? (солнце) Легко ли смотреть на солнце  почему? (на солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее)

-Что ещё можно сказать о солнце, какое оно? (ясное, золотое, светлое, круглое, жёлтое, румяное, жаркое)

-Что значит выражение: солнце красное? (красивое)

-Где находится солнце? (высоко в небе)

-Подставьте свои ладони солнцу, что вы чувствуете? (тепло)

-Почему вы чувствуете тепло, ведь солнце очень высоко от земли? (тепло и свет приносят на землю солнечные лучи)

-Какая сегодня погода? (солнечная, ясная, тёплая, сухая)

- Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает. Солнце намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно выглядит большим и круглым. Солнце очень важно для жизни на земле,

от него идет много тепла и света.

-Что было бы на планете, если бы не было солнца? (было бы темно и холодно, не было бы жизни на земле)

-Делаем вывод: Солнце – самая близкая к нам звезда, имеет форму шара, является источником тепла и света.

Подвижная игра: «Солнышко и дождик»

По сигналу  «солнце светит» дети бегают врассыпную, по сигналу «дождик пошёл» дет прячутся в домик (приседают на корточки, показывают руками над головой крышу).

Загадки:

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит? (солнце)

***

Голубой платок,

Красный колобок

По платку катается,

Людям усмехается. (небо и солнце)

***

Красна девушка по небу ходит. (солнце)

***

Я всегда со светом дружен.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене. (солнечный зайчик)

18. Наблюдение «Луна»

Задачи: Дать представления о том, что Луна – это спутник Земли. Рассказать, как меняется форма луны, уточнить понятия «месяц» и «луна». Развивать любознательность, речь, воображение, интерес к художественному слову.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

У земли есть спутник свой,

Называется луной.

Ближе  к нам она всех прочих,

Освещает наши ночи.

Без воды и атмосферы

На луне мир черно-белый.

Вот такой вблизи видна

серебристая луна.

***

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя. (А.Пушкин)

Беседа:

-Иногда луну видно и днём. Посмотрите на небо. Что вы видите? (луну) У Земли есть один спутник, который двигается вокруг неё, это – Луна.

-Какая луна? (светлая, яркая, круглая, бывает белая или жёлтая)

-Скажите, луна всегда круглая или она меняет свою форму? (может быть круглой, или полукруглой, в виде рожка)

-Т.к. Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает каждую ночь различные доли её поверхности. Поэтому мы можем видеть как полную, так и растущую и убывающую луну. Если луна круглая – значит она полная, полнолуние. Если мы видим изогнутый рожок – называем его месяцем. Если месяц изогнут влево (в виде буквы «с») – старый месяц, убывающий; если изогнут вправо – месяц растущий.

-На что похожа  полная луна? (на шар, на мяч, на блин и т.д.)

-На что похож месяц? (на рог, на кусок сыра и т.д.)

-Является ли луна источником света? (луна ночью освещает землю)

-Делаем вывод: Луна - это спутник Земли, в течение месяца она меняет свою форму.

Самостоятельная художественная деятельность:

Педагог предлагает детям нарисовать цветными мелками луну или месяц.

Загадки:

Золотой хозяин - на поле,

Серебряный пастух – с поля.

(солнце и луна)

***

За бабиной избушкой

Висит хлеба краюшка;

Собак лают,

А достать не могут. (месяц)

***

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька. (луна, месяц)

***

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня … (луной)

***

По темному небу

Рассыпан горошек

Цветной карамели

Из сахарной крошки.

И только тогда,

Когда утро настанет

Вся карамель

Пропадет и растает. (звёзды

19. Наблюдение «Вечерние тени»

Задачи: Дать представления о появлении тени, актуализировать представления о свойствах света. Развивать речь, мышление, воображение, любознательность, интерес к художественному слову.

Материал: цветной мелок.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

***

За мною следом ходит тень,

Куда бы я ни шёл.

Сажусь к столу, всегда со мной

Садится тень за стол.

Она такая же, как я

От головы до ног.

И повторяет каждый шаг

И каждый мой прыжок.

Я раз проснулся раньше всех

На целых два часа

И вышел в сад, пока ещё

Не высохла роса.

Но тень за мною не пошла:

Был сер осенний день.

До ночи в складках простыни

Спала лентяйка тень. (С.Михалков)

***

 За мною всюду в ясный день

 Идет моя подруга тень.

 Я ей машу: - Привет, привет

 И машет мне она в ответ.

 А в хмурый день хожу одна,

 Ну где же прячется она? (И. Даль)

Беседа:

-Когда можно увидеть тень? (в солнечную погоду)

- Солнечный свет яркий. Если встать на асфальтовой дорожке спиной к солнышку, то на асфальте появится твоя тень. Свет от солнца не может пройти через твоё тело. Образуется тень. Если бы лучи света не были прямыми, то тони могли бы обогнуть тело и никакой тени не было бы.

-Что или кто ещё может отбрасывать тень? (животные, растения, любые предметы)

Когда мы двигаемся, меняются ли наш тени? Если ты поднимешь руку, то и твоя тень её поднимет. Побежишь ты – побежит и тень за тобой. Она будет в точности повторять все твои движения.

-Всегда ли можно увидеть тень? (не видно тени в пасмурную погоду, в темноте)

-Что нужно, чтобы появилась тень? (свет)

-Какие ещё источники  света вы знаете? (луна, лампа, свеча, фонарик)

-В течение дня тени меняются: в полдень, когда солнце стоит высоко, - тени короткие; утром и вечером, когда солнце встаёт и садится, - тени длиннее.

-Делаем вывод: тени видны только в солнечную погоду или при наличии яркого источника света.

Развивающая игра: «Цветные тени»

-А ещё тень можно обвести цветным мелком, и на асфальте появится силуэт.

Загадки:

***
Со мною зонтик ходит,

Другого от солнца прикроет,

А меня – ни за что. (Тень)

***

Махнула птица крылом

И покрыла весь свет одним пером. (ночь)

***

С зарёй родился,

Чем больше рос,

Тем меньше становился. (день)

***

У тебя есть, у меня есть,

У дуба в поле, у рыбы в море. (тень)

20. Наблюдение «Ах ты, радуга-дуга!»»

Задачи: Дать представления о появлении радуги, последовательности расположения её цветов. Обратить внимание на красоту природы. Развивать любознательность, речь, мышление, интерес к художественному слову.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

***

Ах ты, радуга-дуга!

Ты высока и туга!

Не дай дождичка!

Дай нам вёдрышка.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколнышко!

***

Уж ты, радуга-дуга!

Убери свои рога!

После дождичка грибного

Ждём мы солнышка родного!

Беседа:

-Что мы наблюдаем на небе после сильного дождя? (радугу)

-Что помогает нам увидеть радугу? (солнечный свет) Радуга видна, когда лучи солнца, проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга.

-Какая радуга? (высокая, изогнутая, полукруглая, разноцветная)

-Какие цвета радуги вы заметили? В радуге семь цветов – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Они располагаются всегда в одном и том же порядке. Посмотрите, какой яркий и красочный спектр цветов. Радуга – это очень красивое природное явление.

-На что похожа радуга? (на дугу, на ворота, коромысло, арку)

-Делаем вывод: радуга всегда появляется после дождя, когда выглянет солнце; в радуге 7 цветов, он располагаются в одном  том же порядке.

Самостоятельная художественная деятельность:

Педагог предлагает выложить радугу из цветных атласных лент.

- Такую радугу можно потрогать. А можно ли потрогать радугу на небе?

Загадки:

***

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет –

Рухнул мост, и щепок нет. (радуга)

***

Крашено коромысло

Над рекой повисло. (радуга)

***

Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти. (радуга)

21. Наблюдение «Гроза»

Задачи: Формировать реалистичные представления об окружающей нас природе. Познакомить детей с громом и молнией, объяснить природу их возникновения. Развивать любознательность, речь, интерес к художественному слову.

Содержание наблюдения.

Художественное слово:

***

Распоясалась погода,

Зажурчали ручейки,

Грохот близкий небосвода,

В лужах пена, пузырьки.

Расшумелась не на шутку

В небе первая гроза,

Нам и весело и жутко

У раскрытого окна.

Задышалось свежестью,

Молодой листвой,

Майской лёгкой нежностью,

Небом и землёй. (С. Реутова)

***

Погулять гроза решила,

Гром с цепи она спустила.

Гром гремит, гремит, гремит.

Стрелка молнии блестит.

Дождь летит вниз головой

И стучит по мостовой.

А за тучей, а за тучей

Прячет солнце жёлтый лучик.

Гонят прочь грозу все дети.

Пусть ромашкой солнце светит. (Т. Керстен)

Беседа:

Наблюдение проводится в глубине группы напротив окна.

-Какая погода за окном? (пасмурная, хмурая, ненастная) Что ещё необычного вы заметили? (тёмные тучи, сильный ветер, на улице стало темно, начинается дождь)

-Приближается гроза. Небо закрывают тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться.

- Что вы слышите, что это гремит? (гром) Раскаты грома появляются внезапно. Гром гремит грозно и громко, как будто кто-то большой-пребольшой стучит в огромный барабан. Что можно сказать о громе, какой он? (громкий, грозный, страшный, сильный, внезапный, раскатистый)

-Что сверкнуло в небе? (это молния) После раската грома всегда бывает молния. Подберите слова, чтобы описать молнию. (яркая, похожа на огненную стрелу, быстрая, сверкающая, опасная)

-Молния – это огромная искра, протяженность ее составляет несколько километров. Искра возникает между грозовым облаком и Землей. Она освещает небо яркой вспышкой. Вспышка способствует нагреванию воздуха, происходит его «взрыв», а мы слышим гром. Как правило, взрыв не одиночный, а раскатистый, он отзывается эхом

-Как называется погода, когда гремит гром и сверкает молния? (гроза)

-Какое явление ещё сопровождает грозу? (дождь) Что можно сказать о нём? (сильный, холодный) Как по-другому назвать сильный дождь? (ливень)

-Можно ли гулять на улице в грозу? (это очень опасно, нужно остерегаться молний) Если человека застала гроза, надо добраться до какого-либо укрытия, но под деревом стоять нельзя.

-Делаем вывод: гроза сопровождается громом, молнией и ливнем; молния – это огромная искра, гром – это взрыв горячего воздуха; нужно остерегаться молний.

Загадки:

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила. (гроза)

***

Летит огненная стрела,

Никто её не поймает. (молния)

***

Невидимка-великан

Бьёт в огромный барабан. (гром)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений в природе (старший дошкольный возраст).

Картотека наблюдений в природе для детей старшего возраста....

Картотека наблюдений на прогулке за неживой природой осенью и зимой в младшей группе.

ОСЕНЬ       Карточка № 1           Рассматривание сухого песка.Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок....

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе детей дошкольного возраста

Экспериментирование – это самый эффективный метод познания всех закономерностей и явлений окружающего мира. Экспериментирование в дошкольном возрасте имеет огромный развивающий потенциал. Самое ...

Картотека наблюдений на прогулке за неживой природой в средней группе

Картотека наблюденийна прогулке за неживой природой  в средней группе ...

Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"

Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...