Картотека наблюдений: «Березовая роща» Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
картотека (средняя группа)
Картотека наблюдений : «Березовая роща» Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_nablyudeniy.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека наблюдений: «Березовая роща»
Средний дошкольный возраст
ОСЕНЬ
Наблюдение 1.
Что есть у березы?
Программное содержание. Показать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево.
Воспитатель предлагает детям подойти к березке, потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой.
Отойдя от детей, воспитатель руками изображает форму дерева, говорит, что оно похоже на игрушечную пирамидку показывает заранее приготовленную игрушку). После прогулки воспитатель и дети на обложке дневника наблюдении рисуют «портрет» березы и ставят под ним подпись: «Наша любимая береза».
Наблюдение 2.
Кора березы
Программное содержание. Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и ее назначении, учить узнавать березу по внешнему виду.
Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Обратите внимание детей на это, расскажите о том, что кора защищает от солнца, мороза, ветра.
Наблюдение 3.
Падают-падают листья...
Программное содержание. Показать, что осенью листья меняют цвет и опадают. Рассмотреть листья березы.
Понаблюдать с детьми, как листья падают на землю, рассмотреть опавшие листья (дети трогают их, определяют цвет, запах, форму). Они похожи на треугольник с зазубринами на концах.
Наблюдение 4.
Чем питается береза?
Программное содержание. Наблюдение за березой в ветреную погоду. Наблюдать вместе с детьми за тем, как под действием сильного ветра деревья качаются все сильнее (имитируют указанные движения руками), листья опадают, они покрыли всю землю вокруг. Дети идут по листьям, которые шелестят у них под ногами (идут, подбрасывая листья ногами). После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать «портрет» березы осенью, сделать панно из ткани с изображением дерева (зимой оно будет стоять голым, весной на нем появятся листья, прилетят птицы и т.д.).
Наблюдение 5.
Из истории использования березы
Программное содержание. Рассказать о том, что из древесины делают бумагу.
Бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать?
Надо бережно относиться к книгам.
Старые книжки нужно аккуратно заклеить, подшить.
Наблюдение 6.
Как береза готовится к зиме?
Программное содержание. Показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.
Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.
ЗИМА
Наблюдение 1.
Первый снег!
Программное содержание. Вместе с детьми выразить восхищение первым снегом заметить, как изменилась береза.
Первый снег! Как приятно вдыхать запах первого снега! Как красиво зимой! Деревья уже не кажутся голыми: ведь на ветках лежит снег.
После прогулки внесите необходимые изменения в модель дерева: чтобы березе было тепло, надо нарисовать много снежинок.
Наблюдение 2.
Новый год
Программное содержание. Украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная.
Давайте поблагодарим березу, украсим ее ледяными игрушками и прочитаем ей стихи.
Наблюдение 3.
Оттепель
Программное содержание. Понаблюдать за березой в оттепель (как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими).
Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон.
Наблюдение 4.
Метель
Программное содержание. Показать зависимость состояния березы от погодных явлений.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку, утепляет ствол березы. После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.
Наблюдение 5.
Почему нет листьев зимой?
Программное содержание. Рассказать детям, что зимой, когда холодно, мало света и влаги, листьев на деревьях не может быть.
Зимой деревья стоят голые, без листьев: мы знаем, что осенью они опали. Могут ли листья появиться зимой? Конечно, нет: холодно, мало света (очень рано темнеет).
Наблюдение 6.
Ясная, солнечная погода
Программное содержание. Показать, что зимой - в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая.
В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые (потрогать кору березы рукой).
ВЕСНА
Наблюдение 1.
«Еще в полях белеет снег...»
Программное содержание. Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы.
Снег еще лежит под деревьями. Но около стволов появились воронки - это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев начинается сокодвижение.
Наблюдение 2.
Что нужно нашему дереву?
Программное содержание. Углубить представление о том, без чего береза не может жить. На панно, где изображено дерево, нарисовать солнце (дереву нужен свет и тепло – в марте солнце греет сильнее, воду (капельку воды или облако), комочек земли (почва), дождевого червя (он рыхлит почву), ветер (он разносит семена), пчелу или шмеля. Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.
Наблюдение 3.
Березовые почки
Программное содержание. Показать набухшие березовые почки - «домики листьев».
Аккуратно наклоните ветку и покажите каждому ребенку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. Предложите детям нарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками.
Наблюдение 4.
Березовый сок
Программное содержание. Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к березе, рассказать о пользе березового сока для здоровья, научить после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной.
Ранней весной многие люди собирают березовый сок: делают надрез на коре - и сок стекает.
Березовый сок очень полезен, он богат витаминами. После сокосбора рану на стволе березы необходимо замазать глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится: « Береза плачет кровавыми слезами».
Наблюдение 5.
Береза цветет
Программное содержание. Показать, как цветет береза.
В мае береза цветет: на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки. Это значит, что береза проснулась от зимней спячки. Давайте подойдем к Березке, скажем ей, как нас зовут, обнимем, погладим кору, послушаем, что дерево прошелестит в ответ.
Наблюдение 6.
Лист зеленеет молодой
Программное содержание. Обратить внимание на красоту весенней березы.
Появились первые листья (пусть дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают). Вот какая красавица Березка! Ствол у нее белый, гладкий, как шелковый, тонкий и высокий. Листья маленькие, нежные, блестящие. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток.
В дневнике наблюдений нарисовать, «портрет» весенней березы. Внести соответствующие изменения на панно с изображением дерева.
ЛЕТО
Наблюдение 1.
Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду?
Программное содержание. Показать, что в жаркую погоду ствол березы не нагревается.
Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным (дети трогают его руками). Белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется быстрее черная или белая ткань?»).
Наблюдение 2.
Какие животные и насекомые живут рядом с березой?
Программное содержание. Понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около березы.
Муравьи и жуки ползают не только около березы, но и по ее стволу: они любят сладкий березовый сок.
Наблюдение 3.
Какие грибы растут под березой?
Программное содержание. Дать представление о грибах.
Сейчас мы с вами находимся в березовой роще. Давайте попробуем найти гриб. Как называются грибы с серыми ножками и коричневыми шляпками? (Подберезовики.) А называют их так потому, что они растут под березой (если грибов еще нет, можно заранее положить под дерево искусственный гриб).
Наблюдение 4.
Развитие семейных традиций
Программное содержание. Провести совместное с родителями наблюдение.
Дети, поздоровавшись с Березкой, гладят ее кору, вдыхают аромат, прикасаются к ней щекой, обнимают дерево. Дети эмоционально делятся своими впечатлениями с березой. Затем вместе с родителями водят хоровод.
Наблюдение 5.
Семена
Программное содержание. Показать детям созревшие семена березы, рассказать о том, как ветер разносит их.
К концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю (дать детям созревшие семена), а ветер и птицы их разносят их. Весной там, где упало семечко, вырастет новое дерево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста
В картотеке изложен материал наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста за живой и неживой природой....
Картотека наблюдений в природе (старший дошкольный возраст).
Картотека наблюдений в природе для детей старшего возраста....
Картотека опытов с детьми среднего дошкольного возраста
В данной работе полно расписаны конспекты по ознакомлению детей со свойствами воды, песка, воздуха, света и природных материалов....
картотека игр по ПДД (средний дошкольный возраст)
картотека игр по ПДД (средний дошкольный возраст)...
Картотека подвижных игр для среднего дошкольного возраста
Подвижные игры в средней группе немного отличаются от игр для малышей тем, что у них более усложненные задачи и правила. Благодаря таким играм дети учатся прыгать на двух но...
Картотека упражнений для детей среднего дошкольного возраста «Слова произносятся друг за другом»
Цель упражнений – вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин «слово». Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательнос...
Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста
Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста...