Открытое занятие (НОД) в старшей группе № 6 «Теремок» Чтение художественной литературы Тема : «Викторина по русским народным сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Программное содержание : Расширять представления детей о родной стране , её названии , культуре , устном народном творчестве ,.. Упражнять в умении отгадывать загадки , узнавать сказки , вспомнить порядок появления героев в сказках. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному . Формировать целостную картину мира , в том числе первичных ценностных представлений.
Развивать литературную речь , воображение , фантазию .мышление. Закреплять умение работать в коллективе . действовать согласованно. Формировать музыкальную культуру на основе исполнения русской народной песни . Продолжать развивать чувство ритма , формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства .Закреплять умение понимать смысл пространственных отношений (слева – направо), прямой и обратный счёт в пределах 10 .
Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Предварительная работа : чтение русских народных сказок , отгадывание загадок . рисование сказочных героев, игра: «Наоборот»,пение р. н. песни « Во поле берёза стояла»
Оборудование: иллюстрации к сказкам : « Гуси- лебеди» , « Кот , петух и лиса» , книги с русскими народными сказками , шапочки лисы , зайца , волка , козлёнка, изделия и иллюстрации с декоративно – прикладным искусством, альбомные листы , эмблемы «Колобок» и «Репка», фломастеры , фишки , фонограмма русской народной песни «Во поле берёза стояла».
В групповой комнате оформлена выставка с иллюстрациями и поделками а стиле декоративно – прикладного искусства (Дети стоят у выставки .Два ряда столов стоят напротив , на них эмблемы «Колобок» и « Репка».
Ход занятия
-Ребята, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними . Сегодня у нас занятие « Чтение художественной литературы» , тема: «Викторина по русским народным сказкам».Мы вспомним русские народные сказки, будем отгадывать загадки , по иллюстрациям находить начало . середину , конец сказки, рисовать и петь.
Скажите ,пожалуйста. Как называется страна в которой мы живём?
-Россия.
-Правильно .Наш народ с далёких времён славиться своими талантами . Русские мастера делают очень красивые изделия . дымковские игрушки . деревянные изделия Городецкой ,Филимоновской и других росписей .Русские люди придумывают разные игры , красивые песни , сочиняют интересные сказки .Чтобы узнать хорошо ли вы знаете русские народные сказки- мы посоревнуемся .Разделимся на две команды Каждая игра начинается с разминки .У нас будет такая разминка : каждый из вас выбирает место за столами с эмблемами – названиями команд.(дети выбирают места)
В нашей игре принимают участие две команды «Колобок», «Репка» . Капитаны команд Лида и Алина .Возле ваших эмблем я буду выставлять фишки за правильные ответы , чья команда наберёт больше фишек , та команда и станет победителем .
1 конкурс: «Угадай русскую народную сказку по загадке…»
1.Кто ж не помнит этой сказки ,
Как забывши об опаске
Прикатился наш дружок
Прямо лисоньке в роток.(колобок)
2.У лисы задача не простая
Хороша избушка лубяная
Вот бы поселиться к зайцу в дом
Да прогнал хозяина потом (Заячья избушка)
3.Голос козочки подделав
Песню волк пропел умело
Дверь открылась и козлят
Съел обманщик всех подрят (Волк и семеро козлят)
4.Обманула Маша Мишку
В короб спряталась под крышку
Взял таптыгин коробчёнку
Да отнёс в село девчонку (Маша и медведь).
(Каждая команда поочерёдно отгадывают загадки).
-Молодцы! Каждая команда получает по одной фишке .Сядьте правильно.
2 конкурс: «Игра « Наоборот»»
1.Теремок маленький , а медведь(большой )(показываю книги с р. н. сказками).
2.Колобок доверчивый , а лиса (хитрая)
3.Баба яга злая , ёж (добрый)
4.Дочка мачехи ленивая , а Хаврошечка (трудолюбивая).
-Молодцы ! Каждая команда получает по одной фишке за правильные ответы.
(Алина, Лида . Дима , Аня , Даниил уходят за ширму –незаметно).
3 конкурс: «Назови сказку»
( выходят дети в шапках- масках из за ширмы и читают отрывки из русских народных сказок поочерёдно для каждой команды ).
1.-Здраствуй, сестрица !Что кушаешь?
- Рыбку , здраствуй , братец .
- Дай мне хоть одну
Налови сам и кушай.
-Я не умею
-Ведь я же наловила . Ты , братец , ступай на реку , опусти хвост в прорубь , сиди да приговаривай : «Ловись , рыбка и мала и велика …»( « Лисичка сестричка и серый волк» отгадывает одна из команд .Персонажи из сказки садятся на свои места ).
2.В огороде яблоня росла , налетел ветер , качнул яблоньку . яблоко хлоп – зайке в лоб! Прыгнул зайка под куст и думает : « вот страсти то …четыре охотника за мной гнались и все с собаками , как только меня ноги унесли ?( «У страха глаза велики» отгадывает одна из команд . Персонажи из сказки садятся на свои места ).
3.А лягушка ему отвечает :
-Возьми меня замуж , Иван , знать судьба твоя такая…( «Царевна - лягушка» отгадывает одна из команд . Персонажи из сказки садятся ).
4.Прибежал козлёнок на речку . стал на берегу , жалобно закричал :
-Алёнушка , сестрица моя
Выплынь , выплынь на бережок ,
Костры горят высокие , котлы кипят чугунные . Хотят меня зарезати .( « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » отгадывает одна из команд .Персонажи из сказки садятся на свои места).
Молодцы ! Каждая из команд получает по одной фишке за правильные ответы.
Физминутка
А сейчас я вам предлагаю отдохнуть – спеть русскую народную песню « Во поле берёза стояла» ( Дети встают из за столов и под фонограмму р. н. песни поют и выполняют танцевальные движения ).
После физминутки команды встают возле у определённых столов.
4.Конкурс : «Разложи правильно»
Подойдите к столам , на которых лежат иллюстрации к сказкам , рассмотрите их и слева - направо разложите по порядку : начало , середина , конец сказки .Каждая команда рассматривают , раскладывают иллюстрации и называют свою сказку : «Гуси – лебеди» , « Кот , петух и лиса». Дети садятся на свои места .
5 Конкурс : « Нарисуй героя из русских народных сказок»
-Под прямой счёт от одного до десяти , одной команды и обратный счёт от десяти и до одного .другой команды , вы должны будете успеть нарисовать героя из р. н. сказки . А затем команды поочерёдно показывают и называют героев из р. н. сказок.
-Молодцы! Каждая команда получает по одной фишке .
6. «Конкурс капитанов»
-Капитаны будут по очереди брать со стенда книгу с р. н. сказкой и правильно её называть, у кого больше правильных ответов , тот и победит.( Капитаны называют и кладут книги на стол).
-Молодцы! Каждый капитан заработал по одной фишке для своей команды .Пришло время узнать победителей . давайте посчитаем фишки .(считаем) По 6 фишек у каждой команды , что можно сказать о количестве фишек ?
- Фишек поровну по 6.
-Значит победила дружба .Молодцы . ребята, чем мы сегодня занимались?( дети отвечают) Все хорошо отвечали . много знаете р. н. сказок .Занятие окончено.
Используемая литература:
1.В.В. Гербова « Развитие речи 5-6 лет».Мозаика- синтез 2010г.
2.О.С.Ушакова ,Н.В. Гавриш « Знакомим дошкольников с художественной литературой».Москва 2005г.
3. Г. Харенко «Угадай сказку» Москва «АСТ-Пресс» 2005 г.
4.Н.В. Алёшина «ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»Москва 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе. Тема: «Викторина по русским народным сказкам».
Образовательная область «Чтение художественной литературы».Интеграция ОО («Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Познание»).Форма: викторина. Тема: «Викторина по русским...
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Викторина по русским народным сказкам»
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные:-закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;-прививать любовь к устному народному творчеству;Воспита...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Викторина по русским народным сказкам»
Литературная викторина по русским народным сказкам в старшей группеЦель: Закрепить знания детей о русских народных сказках, воспитывать в детях любовь к русскому устному народному т...
Конспект НОД в старшей группе «Непоседы» « Чтение художественной литературы» на тему: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».
закреплять знания детей о А. С. Пушкине, его творчестве и сказках....
Конспект ООД по развитию речи во 2 младшей группе «Одуванчики». Чтение художественной литературы. Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
Чтение художественной литературы. Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: Викторина по русской народной сказке "Заюшкина избушка".
Викторина по русской народной сказке "Заюшкина избушка" для детей средней группы....