Открытое занятие (НОД) в старшей группе № 6 «Теремок» Чтение художественной литературы Тема : «Викторина по русским народным сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Ярош Зоя Николаевна

Программное содержание : Расширять представления детей о родной стране , её названии , культуре , устном народном творчестве ,..  Упражнять в умении отгадывать загадки , узнавать сказки , вспомнить порядок появления героев в сказках. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному . Формировать целостную картину мира , в том числе первичных ценностных представлений.

 

Развивать литературную  речь , воображение , фантазию .мышление. Закреплять умение работать в коллективе . действовать согласованно. Формировать музыкальную культуру на основе исполнения русской народной песни . Продолжать развивать чувство ритма , формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства .Закреплять умение понимать смысл пространственных отношений (слева – направо), прямой и обратный счёт в пределах 10 .

Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

 

Предварительная работа : чтение русских народных сказок , отгадывание загадок . рисование сказочных героев, игра: «Наоборот»,пение р. н. песни « Во поле берёза стояла»

 

 

Оборудование: иллюстрации к сказкам : « Гуси- лебеди» , « Кот , петух и лиса» , книги с русскими народными сказками  , шапочки лисы , зайца , волка , козлёнка, изделия и иллюстрации с декоративно – прикладным искусством, альбомные листы , эмблемы «Колобок» и «Репка»,  фломастеры , фишки , фонограмма русской народной песни «Во поле берёза стояла».

 

 

 

 

      

В групповой комнате оформлена выставка с иллюстрациями и поделками а стиле декоративно – прикладного искусства (Дети стоят у выставки .Два ряда столов  стоят напротив , на них эмблемы «Колобок» и « Репка».

 

Ход занятия

-Ребята, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними . Сегодня у нас занятие « Чтение художественной литературы» , тема: «Викторина по русским народным сказкам».Мы вспомним русские народные сказки, будем отгадывать загадки , по иллюстрациям находить начало . середину , конец сказки, рисовать и петь.

Скажите ,пожалуйста. Как называется страна в которой мы живём?

-Россия.

-Правильно .Наш народ с далёких времён славиться своими талантами  . Русские мастера  делают очень красивые изделия . дымковские игрушки . деревянные изделия Городецкой  ,Филимоновской и других росписей .Русские люди придумывают разные игры , красивые песни , сочиняют интересные сказки .Чтобы узнать хорошо ли вы знаете русские народные сказки- мы посоревнуемся .Разделимся на две команды Каждая игра начинается с разминки .У  нас будет такая разминка : каждый из вас выбирает место за столами с эмблемами – названиями команд.(дети выбирают места)

В нашей игре принимают участие две команды «Колобок», «Репка» . Капитаны команд Лида и Алина .Возле ваших эмблем я буду выставлять фишки за правильные ответы , чья команда наберёт больше фишек , та команда  и станет победителем .

1 конкурс: «Угадай русскую народную сказку по загадке…»

1.Кто ж не помнит этой сказки ,

 Как забывши об опаске

 Прикатился наш дружок

 Прямо лисоньке в роток.(колобок)

2.У лисы задача не простая

Хороша избушка лубяная

Вот бы поселиться к зайцу в дом

Да прогнал хозяина потом (Заячья избушка)

3.Голос козочки подделав

Песню волк пропел умело

Дверь открылась и козлят

Съел обманщик всех подрят (Волк и семеро козлят)

4.Обманула Маша Мишку

В короб спряталась под крышку

Взял таптыгин коробчёнку

Да отнёс в село девчонку (Маша и медведь).

(Каждая команда поочерёдно отгадывают загадки).

-Молодцы! Каждая команда получает по одной фишке .Сядьте правильно.

 

2 конкурс: «Игра « Наоборот»»

1.Теремок маленький , а медведь(большой )(показываю книги с р. н. сказками).

2.Колобок доверчивый , а лиса (хитрая)

3.Баба яга злая , ёж (добрый)

4.Дочка мачехи ленивая , а Хаврошечка (трудолюбивая).

-Молодцы ! Каждая команда получает по одной фишке за правильные ответы.

(Алина, Лида . Дима , Аня , Даниил уходят за ширму –незаметно).

 

3 конкурс: «Назови сказку»

( выходят дети в шапках- масках  из за ширмы и читают отрывки из русских народных  сказок  поочерёдно для каждой команды ).

1.-Здраствуй, сестрица !Что кушаешь?

- Рыбку , здраствуй , братец .

- Дай мне хоть одну

Налови сам и кушай.

 -Я не умею

-Ведь я же наловила . Ты , братец , ступай на реку , опусти хвост в прорубь , сиди  да приговаривай : «Ловись , рыбка и мала и велика …»( « Лисичка сестричка и серый волк» отгадывает одна из команд .Персонажи из сказки садятся на свои места ).

2.В огороде яблоня росла , налетел ветер , качнул яблоньку . яблоко хлоп – зайке в лоб! Прыгнул зайка под куст и думает : « вот страсти то …четыре охотника за мной гнались и все с собаками , как только меня ноги унесли ?( «У страха глаза велики» отгадывает одна из команд . Персонажи из сказки садятся на свои места ).

3.А лягушка ему отвечает :

-Возьми меня замуж , Иван , знать судьба твоя такая…( «Царевна - лягушка» отгадывает одна из команд . Персонажи из сказки садятся ).

4.Прибежал козлёнок на речку . стал на берегу , жалобно закричал :

-Алёнушка , сестрица моя

Выплынь , выплынь на бережок ,

Костры горят высокие , котлы кипят чугунные .                                                                                                Хотят меня зарезати .( « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » отгадывает одна из команд .Персонажи из сказки садятся на свои места).

Молодцы ! Каждая из команд получает по одной фишке за правильные ответы.

Физминутка

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть – спеть русскую народную  песню « Во поле берёза стояла» ( Дети встают из за столов и под фонограмму р. н. песни поют и выполняют  танцевальные движения ).

После физминутки команды встают возле у определённых столов.

4.Конкурс : «Разложи правильно»

Подойдите к столам  , на которых лежат иллюстрации к сказкам , рассмотрите их и слева - направо разложите по порядку : начало , середина , конец сказки  .Каждая команда рассматривают , раскладывают иллюстрации и называют свою сказку : «Гуси – лебеди» , « Кот , петух и лиса». Дети садятся на свои места .

 

5 Конкурс : « Нарисуй героя из русских народных сказок»

-Под прямой счёт от одного до десяти , одной команды и обратный счёт от десяти и до одного .другой команды , вы должны будете успеть нарисовать героя из р. н. сказки . А  затем команды поочерёдно показывают и называют  героев из р. н. сказок.

-Молодцы! Каждая команда получает по одной фишке .

6. «Конкурс капитанов»

-Капитаны будут по очереди брать со стенда книгу  с р. н. сказкой и правильно её называть, у кого больше правильных ответов , тот и победит.( Капитаны называют и кладут книги на стол).

-Молодцы! Каждый капитан заработал по одной фишке для своей команды .Пришло время узнать победителей . давайте посчитаем фишки .(считаем) По 6 фишек у каждой команды , что можно сказать о количестве  фишек ?

- Фишек поровну по 6.

-Значит победила дружба .Молодцы . ребята, чем мы сегодня занимались?( дети отвечают) Все хорошо отвечали . много знаете р. н. сказок .Занятие окончено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1.В.В. Гербова « Развитие речи 5-6 лет».Мозаика- синтез 2010г.

2.О.С.Ушакова ,Н.В. Гавриш « Знакомим дошкольников  с художественной литературой».Москва 2005г.

3. Г. Харенко «Угадай сказку» Москва «АСТ-Пресс» 2005 г.

4.Н.В. Алёшина «ознакомление дошкольников с окружающей и  социальной действительностью»Москва 2010г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе. Тема: «Викторина по русским народным сказкам».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».Интеграция ОО («Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Познание»).Форма: викторина. Тема: «Викторина по  русским...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Викторина по русским народным сказкам»

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные:-закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;-прививать любовь к устному народному творчеству;Воспита...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Викторина по русским народным сказкам»

Литературная викторина по русским народным  сказкам в старшей группеЦель: Закрепить знания детей о русских народных  сказках, воспитывать в детях любовь к русскому устному народному т...