Выявление уровня сформированности познавательных интересов у старших дошкольников
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) на тему
Материал будет полезен для педагогов при определении уровня познавательного интереса к предметному миру у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_urovnya_sformirovannosti_poznavatelnogo_interesa_u_doshkolnikov.docx | 18.84 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
«Выявление уровня сформированности познавательного
интереса у старших дошкольников».
Подготовила: старший воспитатель I категории
Лагутина Ольга Федоровна
п.Куйбышев, Среднеахтубинского района
Волгоградской области
Ноябрь 2014г.
В настоящее время в России остро стоит вопрос модернизации Российского образования, повышения качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. С принятием ФГОС ДО дошкольное образовательное учреждение впервые стало считаться первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой (пункт 2.6. ФГОС ДО). Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности.
До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Согласно пункта 1.2 ФГОС ДО содержание дошкольного образования реализуется в формах, специфических для детей… прежде всего в форме «игры, познавательной и исследовательской деятельности». В пункте 2.7. Стандарта познавательно-исследовательская деятельность наряду с общением и игрой определена как сквозной механизм развития ребенка. Таким образом, познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений, навыков, а определяется как процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.
Одним из первых объектов познания маленького ребенка является предметный мир. Формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком и во многом определяет процесс его социализации.
Успешное решение проблемы формирования познавательного интереса в практике дошкольного образования позволяет вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.
На фоне современных тенденций, выражающихся в усложнении образовательных программ, проблема формирования познавательного интереса к предметному миру представляется особенно актуальной.
Данная проблема заинтересовала и педагогов нашего дошкольного учреждения. Мы решили выявить уровень сформированности познавательной активности у своих воспитанников.
Я предлагаю Вам познакомиться с несколькими методиками, помогающими выявить уровень познавательного интереса к предметному миру у старших дошкольников в соответствии с показателями, выделенными С.В.Гусаровой:
1) наличие вопросов познавательного характера о предметном мире (характер вопросов, самостоятельность);
2) положительное эмоциональное отношение ребенка к предметному миру, сочетание эмоционального и интеллектуального в восприятии;
3) проявление инициативы и активности в познании предметного мира, стремления довести дело до конца;
4) проявление направленности на получение и реализацию знаний о предметном мире в практической деятельности; 5) наличие умений, направленных на познание предметного мира (познавательных и интеллектуальных).
Уровень развития познавательного интереса определялся с помощью следующих методик: (Слайды № )
Методика№1- д/и «Отгадай предмет»
Материал: предметы рукотворного мира (пылесос, фотоаппарат, холодильник, телефон, грузовой автомобиль, троллейбус).
Ход. Ребенку предлагалось отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен рассмотреть предметы и задавать вопросы о них.
Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете: описать предмет, не называя его.
Методика №2 - «Два домика»
Материал: два домика, карточки с изображением различных предметов рукотворного мира (дом, холодильник, печь, стол, стул, ложка, кастрюля) и природного мира (дерево, цветок, снежинка, гора, кошка).
Ход.
Ребенку предлагалась следующая инструкция: У тебя в руках карточки. На них изображены разные предметы. А перед тобой – два домика: «Рукотворный мир» и «Природный мир». Надо разложить карточки по соответствующим домикам. Затем с ребенком проводилась беседа:
1. Как ты понимаешь, что такое рукотворный мир?
2. Чем отличается рукотворный мир от природного мира?
3. Для чего человек создает предметы?
4. Что было бы, если бы не было предметов рукотворного мира?
2 часть. Ребенку предлагалось разделить предметы в домике «Рукотворный мир» по парам. Подходящие друг к другу картинки поместить на первый этаж, объяснить свой выбор, назвать каждую пару одним словом.
Методика №3 - «Логические задачи»
Ход: каждому ребенку индивидуально предъявлялись следующие логические задачи:
1.Что произойдет, если на земле вдруг исчезнут все автомобили?
Вопросы для беседы: На чем раньше люди передвигались? Какие виды транспорта ты знаешь? Для чего человеку нужно столько видов транспорта?
2. Что произошло бы, если бы исчезли все часы?
Вопросы для беседы: Как раньше люди узнавали время? Какие ты знаешь часы? Для чего нужно столько видов часов?
Методика №4 - «Предмет из прошлого»
Материал: прялка, старинный утюг, самовар и т.п.
Ход. Экспериментатор ставил перед ребенком прялку и говорил, что они с ним будут знакомиться, но только после того, как взрослый освободится. Экспериментатор вел наблюдение за действиями детей: проявляет ли он активность в познании предмета (рассматривает, обследует, пытается действовать с ним. После 3-4 минут взрослый предлагал ребенку спросить, что бы он хотел узнать об этом предмете.
ИТОГИ:
Высокий уровень сформированности познавательного интереса:
- Устойчивый интерес к исследовательскому поиску, как в специально созданных ситуациях, так ив свободной деятельности. Дети применяют в полном объёме проблемную задачу, обнаруживают противоречия и осуществляет практический поиск решения проблемы, используя комбинацию различных вариантов. Рассуждают в слух, используют различные приборы в эксперименте, проявляют настойчивость, взаимодействуют с другими детьми в ходе эксперимента и испытывают удовлетворения от результатов экспериментирования.
Средний уровень:
- Активное проявление интереса у детей к экспериментированию на начальных этапах проблемы. Выдвигают предположения при направляющей помощи взрослого. В поиске решения проблемы используют 1 вариант и прекращают поиск. Настойчивость не устойчива в достижении целей и результат получают при помощи взрослого. Используют в экспериментировании освоенные способы действия и не проявляют инициативы.
Не умеют согласовывать свои действия с другими детьми.
Низкий уровень:
Отсутствует интерес к экспериментированию, не желание заниматься проблемными задачами. Поисковые действия дети подменивают игровыми действиями с предметами, не умеют и не готовы экспериментировать. Эти дети нуждаются в обучающей деятельности, пошаговой помощи педагога и повторение эксперимента самостоятельно.
В результате познавательно - игровой деятельности были выявлены такие показатели:
Только у 14% детей (3 чел.) познавательный интерес к предметному миру
полностью сформирован, у 71% детей (15 чел.) интерес к познанию проявляется достаточно часто, а 15% детей имеют довольно низкий показатель, интерес проявляют довольно редко.
Выводы:
Результаты, полученные нами, неутешительны: у детей недостаточно развито стремление к выделению всех признаков предмета и умение строить логическую цепочку из познавательных вопросов. Воспитанники испытывали затруднение при определении предметов рукотворного и природного мира, слабо дифференцировали назначение предметов и способы употребления предмета, что не позволяло им объяснить целесообразность преобразовательной деятельности человека. Так же дети демонстрировали не всегда четкие знания, не понимали целесообразность преобразовательской деятельности взрослого, не могли формулировать познавательные вопросы и вопросы причинно-следственного характера даже при помощи педагога, не понимали поставленной перед ними задачи или отказывались от выполнения задания, не могли завершить дело до конца, не всегда проявляли активность в познании предметного мира.
Исходя из этих данных мы сделали вывод о недостаточном развитии познавательного интереса к предметному миру у своих воспитанников.
Для родителей также была проведена анкета и даны рекомендации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольников
МДОУ ЦРР Детский сад № 142 воспитатель Миролюбова О.В. Тема: « Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольник...
Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством создания электронных пособий в совместной деятельности
Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом. Для того чтоб поддержать и стимулировать инте...
Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....
Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности
В статье выдвинута гипотеза об условиях развития познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности. Приведено понятие познавательного интереса. Рассмотрены ...
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности
В статье выдвинута гипотеза об условиях развития познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности. Приведено понятие познавательного интереса. Рассмотрены ...
Диагностика уровня сформированности культуры общения у старших дошкольников
Для изучения проблемы формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста мною был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что игры являются важнейшим средством форм...