конспект непосредственно образовательной деятельности "Экскурсия по экологической тропе. Видовая точка "Пень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Барабанова Вера Алексеевна

Экскурсия к пенечку, знакомство с жителями пенька.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barabanova_v.a._mbdouno52.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52»

непосредственно образовательной деятельности

Тема:

Экскурсия по экологической тропе.

Видовая точка «Пень».

Старшая логопедическая группа

Сентябрь 2014 г.

Воспитатель: Барабанова В.А.

Цель:

 Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к окружающей природе.

Задачи: 

  • Способствовать формированию представлений о том, что такое «пень».         
  • Учить воспринимать «пень» как живое существо, сочувствовать и оберегать его.
  • Дать детям знания о том, что «пень» - место обитания разнообразных живых существ (насекомых, жуков, растений).
  • Рассказать детям о клопах-солдатиках.
  • Закрепить знания детей о жизни растений, насекомых в разное время года.
  • Учить ориентировке на местности по схеме.
  • Развивать познавательную  активность, творческое воображение, связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Интеграция областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Словарная работа: 

«золотая осень», спиленное дерево, клоп-солдатик, кора, изъеденная.

 Предварительная работа: 

рассматривание различных деревьев, рассматривание пенька, его обитателей, отгадывание загадок, рассматривание картинок насекомых, исследовательская деятельность – какая кора на ощупь, рассматривание насекомых через лупу, просмотр видеофильмов о жизни насекомых, рисование пенька, насекомых, растений.

Оборудование: 

схема, шапочки насекомых, «солнце» на палочке, прищепки, поделки «Сказочный пенек».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети собрались около воспитателя перед детским садом.

- Ребята, какое сейчас время года? (осень). Посмотрите, как красиво вокруг. Не зря про осень говорят «золотая». Как вы думаете, почему? Летом листья какие были? (зеленые), а сейчас? (желтые, красные листья горят на солнце как золотые). Много деревьев вокруг нашего детского сада, какие деревья вы знаете? (ответы детей). Скажите, для чего нужны деревья? (ответы детей).

- Ребята, идя сегодня в детский сад, я услышала историю, которую прошелестели осенние листочки. Хотите ее услышать? Тогда будьте внимательны.

2. Основная часть.

История о спиленном дереве.

Давно это было, когда ваши бабушки и дедушки ходили в наш детский сад. Захотелось всем ребятам и воспитателям озеленить всю территорию детского сада, т.е. посадить как можно больше деревьев и кустарников, чтобы красиво было, чтобы много птиц прилетало и оставалось жить на этих чудных деревьях. Как решили, так и сделали. Прошло много лет. Деревья выросли, стали большие, красивые, ветвистые. На своих ветвях  они укачивали птенцов в гнездах. Во время жары давали тень детям, которые играли под ними, отдыхали или просто слушали интересные истории, сказки, рассказы. Но время шло, одно из деревьев постарело, стало болеть да сохнуть. Его пришлось спилить.

- Как вы думаете, что сделали со спиленным деревом?(ответы детей). Дерево, даже когда его спилили, продолжает нести пользу людям. А что осталось от спиленного дерева? (пенек). Интересно, как этот пенек поживает? А вам интересно? (да). Тогда я предлагаю найти этот пенек вот по этой схеме. (Рассмотрели схему, выяснили маршрут). Ребята, около пенька шуметь нельзя, чтобы не распугать всех жителей. (Идем к пеньку).

- Здравствуй, пенек! Ребята, пенек не одинок. Разные насекомые, когда услышали, что есть свободный пенек, поселились в нем. Рядом поселились цветы и травы. Вы узнаете, кто это, если отгадаете загадки.

Чемпион по прыжкам

Скачет, скачет по лужкам.

            (кузнечик)

На поляне у пня

суета, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе дом строит.

        (муравьи)

В темном уголке живет,

Шелковую нить плетет.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался.

               (паук)

Весной рождается, летом зеленеет.

Осенью желтеет, зимой прячется.

         (трава)

На узкой дорожке –

Голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет?  (улитка)

Белым шариком пушистым
я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок —
И остался стебелёк.
(Одуванчик)

Над цветком порхает, пляшет.
Веером узорным машет.

                      (бабочка)

Много меду собрала
Работящая…(пчела).
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.

- Ну что же, молодцы, все отгадали. А теперь давайте рассмотрим пенек и его жителей. Чем покрыт пенек? (корой). Какая кора? (подбор определений: шероховатая, коричневая, изъеденная). Что за кучка около пенька? (муравейник). А почему муравьев не видно, летом мы их видели? (ответы детей). Посмотрите, вот бежит один муравей (надеть шапочку ребенку). Ты куда бежишь, муравьишко? – В муравейник. Почему так спешишь? – Потому что осень, надо готовиться к зиме.

- Ребята, муравьи на зиму закрывают в муравейнике все окна и двери и зимуют  там до весны.

- Кого еще вы видите на пеньке? Как называются эти жучки? Посмотрите, один такой жучок к нам прибежал. Как зовут тебя, дружок! (я-клоп-солдатик).  Ребята, клопы-солдатики очень любят греться на солнышке большими группами. Уважаемый клоп-солдатик, а что вы будете делать зимой, когда не будет теплого солнышка? – Мы спрячемся под листьями и будем спать там до весны.

- Клоп-солдатик – это насекомое. А каких еще насекомых вы знаете? (ответы). Предлагаю поиграть в игру. Я буду называть слова, если вы услышите название насекомого, приседайте (игра ).

- А теперь вернемся к нашему пенечку. Вам понравилось путешествие? Я думаю, пеньку тоже было с нами интересно и весело. А чтобы он не грустил, давайте подарим ему солнце добрых пожеланий. Вот солнце, а каждый лучик – доброе пожелание. (Дети прикрепляют лучики-прищепки с пожеланиями).

- У меня тоже есть пожелание, я хочу, чтобы вокруг было много цветов, деревьев.

3.Итог. Как вы думаете, что для этого надо делать нам, людям? (Беречь природу, не рвать цветы, не ломать кусты и ветки деревьев, сажать деревья). Давайте попрощаемся с пеньком, мы будем его навещать. А всех гостей мы приглашаем в нашу группу на выставку.

Ребенок: В этот солнечный денек  ждет вас сказочный пенек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию.

Тема: «Снеговик»Приоритетная образовательная область «Познание»Программное содержание:* Расширить представления детей о свойствах снега (белый; холодный; мокрый); льда (в тёплом помещении тает)....

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию с использованием развивающих игр «Лучше нет родного края!»

КОНСПЕКТНепосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию с использованием развивающих игр «Лучше нет родного края!»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа: «Удивительное рядом»

Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, ...

Конспект совместной образовательной деятельности на экологической тропе по познавательному развитию на тему: «Знатоки природы» для детей подготовительной группы.

Конспект совместной образовательной деятельности на экологической тропе по познавательному развитию на тему: «Знатоки природы» для детей подготовительной группы....