Содержание работы по развитию приёмов мнемотехники.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Приёмы мнемотехники: мнемодоржки, мнемотаблицы, коллажи, "Чудесный мешочек", тактильные дорожки.

Цели и задачи, которые решаются при использовании этих приёмов. Этапы работы с приёмами мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_raboty_po_razvitiyu_priyomov_mnemotekhniki.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы по развитию приёмов мнемотехники.

Работа по ознакомлению детей с приемами мнемотехники начинается  с детьми младшей группы.

Для детей этого возраста характерно получение информации в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка, поэтому им предлагаются мнемодорожки, которые несут обучающую информацию.

Работать с мнемодорожкой можно при помощи наглядного приема, а также используя приемы наложения и приложения, исключая на первых порах метод полной или частичной графической зарисовки.

В средней, старшей и подготовительной группах в качестве дидактического материала предлагались мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение премами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Занятие по работе с таблицей состоит из нескольких этапов:

  1. Этап. Рассматривание и разбор того, что на ней изображено.
  2. Этап. Осуществляется, так называемое, перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. Этап. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы, т.е. обработка метода запоминания.
  4. Делается полная или частичная зарисовка мремотаблицы.

Для детей младшей и средней группы даются мнемотаблицы цветные, даже частично в старшей, т.к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и т.д.

Опорным в таблице является изображение главной цели, через которую идет осознание происходящего в ней содержания.

Еще в работе по мнемотехники используются коллажи. Коллаж – это учебное пособие-лист картона (плотной бумаги), на который наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры, кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Главная задача коллажа соединить, т.е. связать, все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.

Цели:

- закрепление различных методов запоминания;

- развитие фотографической памяти;

- расширение словаря;

- образного восприятия;

- развитие устной речи;

- умение связно говорить, рассказывать.

На занятиях используются два вида коллажа: развивающий и обучающий.

Развивающий – способствует развитию фантазии, умение соединять в один сюжет не связанные между собой картинки.

Обучающий -  способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (математический, исторический, по грамоте, по экологии, по природе и т.д.)

Работа с коллажами ведется по этапам.

1.этап.Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать: какие картинки они на нем видят.

2.этап. Составляется сюжет с использованием всех картинок.

3.этап. Коллаж содержит буквы, цифры по ним задаются наводящие вопросы, например: «Почему здесь цифра 4?» (4 лапы у собаки, 4 ножки у стола и т.д.), «Почему здесь буква «С»?» (с нее начинается слово «СТОЛ», она есть в слове «КАСТРЮЛЯ» и т.д.) (старшая и подготовительная группы).

4.этап. Обрабатываются приемы запоминания предложенной информации. Детям предлагают запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течении 30 сек., а затем коллаж переворачивают и детям предлагают устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже (младшая и средняя группы), а с обозначением их расположения (старшая и подготовительная группы).

Для развития тактильной памяти детям предлагают «Чудесный мешочек»  - игра «Узнай на ощупь» и тактильные дощечки.

Цели:

- развитие восприятия окружающего мира,

- развитие воображения, фантазии,

- развитие речи, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Тактильные дощечки – это набор из дощечек разной шероховатостью поверхностей.

Работа ведется по следующим этапам:

1.этап. Детям дается сигнал, чтобы они закрыли глаза.

2. этап. Вкладывают в руку ребенка дощечку с установкой ее потрогать.

3. этап. Спрашивают у них, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (например: пушистого кота или колючего ежика и т.д.)

4. этап. Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза.

Наряду с этими приемами (мнемодорожки, мнемотаблицы, коллажи, тактильные дощечки) детям предлагаются различные задания, направленные на интеллектуальное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Задачи, содержание работы по развитию речи.

Задачи, содержание работы по развитию речи....

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Известно, что память детей носит непроизвольный характер, т.е. лучше запомина...

Аппликация её виды. Содержание работы по развитию технических приёмов.

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной программой  «От рождения до школы» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, технико...

Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».

Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...

Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Опыт работыТема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»...

Выступление на педагогическом часе Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....