Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
материал (подготовительная группа)

Ерусланова Светлана Владимировна

Опыт работы

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:


Опыт работы

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

   Воспитатель: Ерусланова С.В

Слайд 1

Проблема развития связной речи детей хорошо нам известна. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Слайд 2

На сегодняшний день  речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений .Многие дети неспособны  грамматически правильно построить распространенное предложение. Проблема ещё заключается в бедности речи ,и недостаточном словарном запасе.  А также употребление нелитературных слов и выражений.

В диалоге неспособны  грамотно и доступно сформулировать вопрос и получить развернутый ответ. Трудности возникают и при пересказе текста своими словами.  А также не знают  как регулировать темп речи, громкость голоса и интонацию. Ещё проблема плохая дикция.

Чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, и учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Поэтому я решила

использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

.Слайд 3

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких  лет  использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники

Слайд-4

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Слайд 5

С помощью мнемотехники можно   решить следующие задачи:

Развивать связную и диалогическую речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного,

игрового, экологического, этического характера и др

Слайд 6

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начинала  работу с простейших  мнемоквадратов,  последовательно переходила  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Слайд 7

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Слайд 8

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Слайд 9

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.) Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 10

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью: Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д Заучивания стихов, потешек ; При отгадывании и загадывании загадок; При пересказе текстов; При составлении описательных рассказов

Слайд 11

Мнемотаблицы отображающие последовательность действий.

Слайд 12

Отгадывание загадок

Слайд 1з

Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Слайд 14

Проговаривание скороговорок, заучивание потешек .

Слайд 15

Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

Слайд 16

Пересказ художественных текстов

Слайд 17

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат ( Глухов В. П.) (

Слайд 18

Коллаж – это объединение на одном листе ( фланелеграфе ) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.

Слайд 19

Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки

Слайд 20

Схемы составления рассказов

Слайд 21

Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.

Слайд22

Работать с мнемотаблицами начала со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала  простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. (Алгоритм обучения детей) 

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Слайды 23-24

Опираясь на опыт педагогов,  разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Слайд25

Для детей среднего дошкольного возраста использую  цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла  или заменяла  другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Слайд26

Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

 

Слайд27

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Слайд 28

Описательный рассказ.                                                                                      Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Слайд 29  

Пересказ.                                                                                                               Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Слайд30-33

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

Слайд 34

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей  помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю  разнообразные дидактические игры.

Параллельно с этой работой использую речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)

  В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера.   Недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.    Дети моей группы -  не исключение, уровень развития их речи детей нашего сада также требует большого внимания. Для  повышения уровня речевой активности детей было  принято  решение  организовать сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах развития речи детей.  Поставила задачу родителям, что  развитие речи  детей  не  должно  идти  стихийно. Родители  могут  вести параллельный   образовательный  процесс  дома в  соответствии  с  возрастными  задачами  речевого  развития.  Ведь  семья,  по -  прежнему,  остаётся жизненно  необходимой  средой  для  сохранения  и  передачи  ребёнку  социальных  ценностей. Родителей приглашаем  в детский сад для проведения мероприятий, а также предоставляем  информацию (стенды, брошюры, методические рекомендации) для  дальнейшего  использования в домашних условиях.  

Предоставляю  родителям теоретический и практический материал по развитию речи, стараюсь заинтересовать их и совместными усилиями добиться    плодотворной работы в данном направлении.

 Слайд 35 

.

Итак, обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

Поэтому, чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Слайд36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

Выступление на педагогическом часе Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....