Воспитательно-трудовой проект "Огород на окошке"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Зуб Алевтина Савельевна

Воспитательно-трудовой проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ogorod_na_okoshke.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательно-трудовой проект

«Огород на окошке»

Краткосрочный познавательный проект (1 месяц)

Средняя группа

Цель проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире;

Учить детей ставить перед собой цель – подготовить инструменты,  рабочее место и убрать за собой.

Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка со взрослыми

Задачи проекта:

Формировать положительное отношение к труду.

Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

Формировать умение договариваться с пом.воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.

Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).

Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Разъяснять значимость труда.

Воспитывать уважение к людям  труда, бережное отношение к его результатам.

Работа с руководителем изостудии:

• Творческая мастерская «В гостях у Пугало»

• Занятие по лепке (сюжетная по мотивам сказки Пых «Во саду ли, во городе» (грядка с капустой, морковкой)

• Занятие по аппликации «Цветной домик»

 Работа с музыкальным руководителем:

• Инсценировка – игра «Огородная –хороводная»

• Игра-драматизация  «Чудесное  лукошко»

Работа с родителями:

• Составление рассказов с детьми «Что росло у нас на огороде»

• Изготовление атрибутов к инсценировке «Огородная - хороводная»

• Составление альбома « Вот какой огород!»

• Сбор бросового материала для оформления огорода на окне.

• «Семейная мастерилка»

Трудовая деятельность:

Помощь в  уходе за  огородом на окне

Сбор бросового материала

Участие в оформлении и дизайне огорода на окне Цель:

Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

 

Задачи:

1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности.

4. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

5. Воспитывать бережное отношение к своему труду.

 

Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

 

Участники проекта. Дети старшей группы «Теремок» МДОУ детский сад № 7 «Сказка», родители и воспитатели группы.

 

Работа с родителями.

1.Провести родительское собрание «Участие в проекте «Зимний огород на окне».

2.Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки.

3.Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

 

Ожидаемые результаты.

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. 2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

 

Способы оценки. Опыты, наблюдения, беседы.

 

Проект рассчитан на 12 недель.

 

 

 

1 ЭТАП – подготовительный ( 2 недели ).

В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений ( датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

  

2 ЭТАП – исследовательский ( 8 недель ).

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

 

3 ЭТАП - заключительный ( 2 недели )

Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку». Провели праздник для детей и родителей группы «Овощи с нашей грядки», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали. Завершился праздник веселым чаепитием.

 

Организационная деятельность.

1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме

2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности

3.Составить перспективный план мероприятий

 

План реализации проекта.  

Подготовительный этап

  1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Воспитатели группы, первая неделя ноября.
  2. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зимний огород на подоконнике». Воспитатели группы, первая неделя ноября.
  3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Родительский комитет, первая неделя ноября.
  4. Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели, вторая неделя ноября.
  5. Изготовление табличек - указателей с названиями растений. Дети, воспитатели, вторая неделя ноября.

Исследовательский этап (8 недель)

 

 

  1. Рассматривание семян (укропа, огурцов), посадка семян и рассады. Дети, воспитатели группы, 3 неделя ноября
  2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатели группы. Декабрь, 1-2 неделя января
  3. Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». Воспитатели группы. В течении всего проекта
  4. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?». Воспитатели группы. В течении всего проекта
  5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатели группы. В течении всего проекта
  6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме ,размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течении всего проекта
  7. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течении всего проекта

 

Заключительный этап (2 недели)

  1. Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители. 3 неделя января
  2. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы. 3 неделя января
  3. Праздник «Овощи с нашей грядки». Воспитатели группы, родители. 4 неделя января
  4. Проведение конкурса «Угадай название овоща». Воспитатели группы. 4 неделя января
  5. Совместное чаепитие детей, родителей и воспитателей группы. Воспитатели группы. 4 неделя января

Разделы программы Виды детской деятельности

Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «На даче»

Игра-драматизация Игра-драматизация  «Чудесное  лукошко»

Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»

«Во саду ли, во городе»

«Чудесный мешочек»

Социальное развитие Тематическое занятие по конвенции о правах ребенка

«Права и обязанности в семье»

Речь и речевое общение Творческое рассказывание детей по теме:

«Лето на даче»

«Как я помогаю на  огороде»

Словотворчество Создание альбома «Отдых на даче» (фотографии, рисунки, стихи)

Познавательное развитие

«Мир в котором мы живем»

• дидактическая игра «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Во саду ли, во городе» (классификация огород, сад; фрукты, овощи)

• Составление семейных альбомов «Вот какой огород»

Эстетическое развитие

• Художественная литература: сказки: «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи»

• Заучивание загадок

• Пословицы и поговорки о семье, о труде

Изо и дизайн

• Рисование «Моя семья трудиться», «Наши растения», «Овощи и фрукты», «Наш лучок»

• Выпуск семейной газеты «Мы любим трудиться»

• Изготовление атрибутов для оформления огорода

• Природа глазами художников (натюрморты)

• Конструирование «Дачный домик»

ПРИЛОЖЕНИЕ

  Цель:

Закреплять и расширять представления детей об овощных культурах; обогатить словарный запас; учить отгадывать загадки.

Оборудование:

Макет «Огорода», муляжи и картинки с изображением овощей, свежие овощи, салат «Осень»

Предварительная работа:

Рассматривание картинок и муляжей овощей, чтение стихов, рассказов, сказочных историй об овощных культурах.

Ход игры:

Огородница:

Здравствуйте, дети! Хотите побывать у меня на огороде? Урожай в этом году хороший! Милости прошу! Весной я посеяла в землю семена. Каждый день поливала их И произошло чудо! Смотрите, какие у меня выросли овощи! Вот огурчики зеленые, сладкие, вкусные. А это помидоры – крупные, красные, сахарные. Обратите внимание на капусту: сто одежек надела. И морковка тоже поспела. Посмотрите, какая у нее выросла чудесная коса! Понравилось вам  у меня? Что же растет в моем огороде?

Дети:

Огурцы, капуста, морковка и помидоры.

Огородница:

Давайте поиграем в игру «Есть у нас огород».

Есть у нас огород (ходят по кругу, взявшись за руки)

Там морковка растет-

Вот такой вышины (стоя на месте, поднимают руки вверх)

Вот такой нижины (приседают, опускают руки к полу)

Вот такой ширины (разводят руки в стороны)

Вот такой ужины (сводят руки перед собой)

Ты морковка поспеши (подскоки на двух ногах на месте)

Снами вместе попляши(подскоки на двух ногах, поворачиваясь вокруг себя)

Звучит музыка, вбегает морковка

Морковка:

Здравствуйте! Отгадайте, кто я?

Дети:

Морковка

Морковка :

Правильно! В гости я пришла с чудесным лукошком. И подарки принесла, а какие – угадайте сами. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать.

..Не ходи на тот конец:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Кого просят не ходить на тот конец?

Дети:

Огурца!

Морковка:

Молодцы! Попробуйте огурчик с огорода. Еще одна загадка.

Сто одежек и все без застежек.

Дети:

Капуста!

Морковка:

Попробуйте и капусту.

Дети:

Спасибо.

Морковка:

Отгадайте еще загадку.

Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

Дети:

Морковка!

Морковка:

Молодцы! Правильно, это я, морковка! Попробуйте на вкус!

Дети пробуют на вкус.

Морковка:

Дальше слушайте внимательно!

Растет на грядке зеленая ветка,

А на ней – красные детки.

Дети:

Помидор.

Морковка:

Молодцы, угадали!

Дети пробуют помидор

Морковка:

Подойдите ко мне поближе и загляните в лукошко. Что там еще лежит?

Дети:

Маленькое лукошко.

Морковка:

Давайте достанем и заглянем в него. Что вы там видите?

Дети:

Салатницу.

Морковка:

Правильно! Салатницу, да не пустую, а с салатом из овощей, выросших на огороде. Приглашаю вас к столу. Приятного аппетита.

Дети:

Спасибо.

Морковка:

Ну а мне пора, до свидания, до новых встреч!

Пословицы и поговорки о труде

Где труд – там и счастье

Кто не работает, тот не ест

Без труда не вытащишь  и рыбку из пруда

Терпение и труд все перетрут

На все руки мастер

Кончил дело, гуляй смело

Труд человека кормит, а лень портит

Где лад,  там и клад

Один за всех и все за одного

При солнышке тепло, при матери добро

Вместе тесно, а врозь скучно

Вся семья вместе, так и душа на месте

ЗЕЛЕНЕЕТ ЛУК

Зеленеет лук в воде,

Пузырьки на бороде,

Пузырьки, пузырьки –

Шалуны, озорники!

Каждый этот пузыречек

Очень бороду щекочет,

Если так щекотать,

Всяк захочет хохотать!

Лук трясет бородой,

Навостряет стрелки:

- Скоро буду молодой

Лежать на тарелке!

ЩИ – ТАЛОЧКА

Чищу овощи для щей                           Хлопаем в ладоши

Сколько нужно овощей?                      Развести руки в стороны, загибаем три пальца

Три картошки,

Две морковки                                       Загибаем два пальца на левой руке

Луку  полторы головки                        Загибаем три пальца на правой руке

Да петрушки корешок                         Загибаем один палец левой руки

Да капустный кочешок                         Загибаем палец  правой руки

Потеснись – ка ты, капуста.                 Ладошками отодвигаем капусту в сторону

От тебя в кастрюле густо                    Выставляем ладошку

Раз                                                           По – очереди выставляем

Да                                                             указательный палец

Три                                                          средний палец

Огонь зажжен                                         Хлопаем

Кочерыжка                                               Правой рукой показываем на центр

Выйди вон!                                                 Правой рукой показываем на дверь.

У ворот щумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят открыв рот"

 

 

План экспериментальной деятельности

 

Земля.

Название мероприятия: Узнаем какая земля.

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: земля в контейнерах

 

Вода

Название мероприятия:  Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

 

Солнце

Название мероприятия:  Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

 

Человек

Название мероприятия:  Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками ( один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО"

Программное содержание:формировать представление о растительном мире:  цветы, листья; о цветовой гамме: зеленый, желтый, красный, синий; развивать мелкую моторику; воспитывать эстетические чувств...

Сценарий праздника "Светофор на три окошка"

Данный сценарий делался для малышей...

Проект "Окошки в мир здоровья"

Разработанный конспект по проектной деятельности в старшей группе детского сада "Окошки в мир здоровья"содержит схемы взаимодействия со специалистами МДОУ, с родителями,  примерные темы бесед, ви...

Занятие по рисованию для детей 2-3 лет. Тема: «Светит солнышко в окошко»

Занятие по рисованию для детей 2-3 лет с использованием нетрадиционных средств изображения (штампы). При организации деятельноси активно используется музыкальное сопровождение, что вызывае положительн...

Конспект гимнастики после дневного сна в подготовительной группе "Здравствуй солнышко в окошке"

Гимнастика после дневного сна  с закаливающими мероприятиями способствует постепенному переходу от сна к бодрствованию....

Конспект занятия на тему «Окошки в мир – органы чувств». Средне - младшая группа ДЦП.

Данный материал поможет педагогам знакомить детей с органами чувств в игровой форме....

Конспект ННОД по экологии в младшей группе «Хрустит за окошком морозный денёк. Стоит на окошке цветок-огонёк…».

В представленном конспекте ННОД по экологии решаются задачи формирования представлений о комнатных растениях, расширения, активизации словаря по теме «Комнатные растения», развития любознательности, п...