Программное содержание: 1. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. 2. Закрепить понятие «зимующие» птицы. 3. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. 4. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам. 5. Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин по теме «Птицы», «Зимующие птицы»; чтение рассказов; разучивание стихотворений и загадок; слушание аудиозаписи с голосами зимующих птиц; наблюдение в природе за птицами. Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы. Модели с видами питания зимующих птиц; конверт с заданиями, макет дерева. Раздаточный материал: половина листа бумаги с моделями видов питания зимующих птиц. Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, ковролин. ХОД ЗАНЯТИЯ Дети входят в зал, здороваются. Приветствие: Придумано кем-то просто и мудро – При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро - солнцу и птицам! Доброе утро - улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! Воспитатель: Сегодня, ребята, вас ждет необычное путешествие в лес. Мы пойдем всей гурьбой Стихотворною тропой. Друг за другом нужно встать И загадку отгадать. (Кто нас приглашает в гости) Различаемся мы цветом Встретишь нас зимой и летом, Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать. Нас зимой вы подкормите. Дети кто мы? Назовите. Дети: Птицы.
Воспитатель: Чтобы путь нам продолжать Вместе надо нам сказать: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка. Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает? На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют. Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису? Дети: Дикие животные. Воспитатель: Их мы можем обозначить вот так. Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону, сороку, голубя? Дети: Зимующие птицы. Воспитатель: А птиц мы обозначим вот так. Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки любите? А кто знает загадку про зимующих птиц? 1. Распушили перышки, Нежатся на солнышке. Вот на ветках, посмотри, В красных майках…(снегири). 2. Ребенок: За синие крылья она так зовется И в холод, и в зной ей так звонко поется. В рубашечке желтой и впрямь невеличка Так как же ее назовешь ты?..(синичка) 3. Ребенок: Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи подбирает…(воробей) Воспитатель: В старину с собой в дорогу Эту птицу брали. Вместе с ней домой обратно Письма отправляли. Эта птица – почтальон Вести приносила в дом. Неспроста сейчас она- Символ Мира и Добра…(голубь) Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин. Воспитатель: Какие это птицы? Дети: Зимующие. Воспитатель: Почему они так называются? Дети: Потому что остаются зимовать. Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему? Если мы с вами не будем подкармливать птиц, что может произойти? Дети размышляют. Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью. Воспитатель: Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (кормушка) 4. Ребенок: «Кормушка» Нищева Н. В. Рано утром на опушке Мы повесили кормушку Для щеглов и для синичек, И для всех голодных птичек. Не едите вы с ладошки Зерна, семечки и крошки. Прилетайте на опушку Угощенье ждет в кормушке. Пальчиковая гимнастика "Кормушка". Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек. Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы? Дети высказывают свои предположения. Воспитатель: Правильно, ребята. (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, что любит? Садитесь в кружок. Воспитатель рассказывает, что воробьи и голуби питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет) Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим: Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим: Вороны и сороки питаются очистками, остатками пищи, их обозначим: Воспитатель: Все запомнили. Молодцы. Посмотрите ребята, какое интересное дерево стоит на нашей опушке мне кажется, что на нем кто - то прячется. А как вы думаете? Игра с деревом «Кто там прячется» Цель: Учить детей угадывать птиц по определенной части тела. Развивать логическое мышление, воображение. Описание игры: Дети по выглядывающим частям тела угадывают птицу. Воспитатель: Ребята, а давайте покормим наших птичек. Игра «Накорми птичек». Цель: Развивать сообразительность, быстроту реакции. Описание игры: Раскладывание корма в кормушки. Ещё раз внимательно посмотрите, кто, чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить? Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается. Воспитатель: Ребята, нужно помнить, что нельзя прекращать подкормку птиц, потому что они будут держаться около кормушки. Заранее надо позаботиться о кормах для птиц. Воспитатель: Молодцы, ребята! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Как-то раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу? Подвижная игра «Вороны» Цель: Развивать умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; Обеспечить подвижность детей. Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны. Кар-кар-кар (громко) Кар-кар-кар (громко) Только к ночи умолкают и все вместе засыпают. Кар-кар-кар (тихо) (дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза). - Ой, пока вы здесь играли, я под деревом конверт нашла! А в нутрии задания. Подумайте, о ком можно так сказать: Серая, умная, громкоголосая — ворона Шустрая, белобокая, длиннохвостая — сорока Маленький, красногрудый, черноголовый — снегирь Маленькие, шумные, коричневые — воробей Желтогрудая, белощёкая, тонкоголосая — синичка Воспитатель: Молодцы ребята все мои загадки отгадали. Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, повернись, в детский сад возвратись! Итог – Каких птиц вы повстречали в лесу? – Как можно назвать их, одним словом? – Мы с вами пойдём на прогулку и покормим птиц. Кого угостим салом? (синичку) Рябиной? (Снегиря) Семечками? (Воробья, голубей). Кусочком яблока? (Ворону, сороку) Воспитатель: Ребята, а что мы с вами самое главное поняли? Ребёнок: «Покормите птиц зимой». Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Приучите птиц зимой К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. |