Экологический проект с детьми старшей группы "Насекомые тоже хотят жить"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экологический проект с детьми старшей группы "Насекомые тоже хотят жить"
Актуальность.
Почему исчезают насекомые? Выделение этого вопроса не случайно. Данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей. Люди беспокоят насекомых, выбирая для отдыха самые живописные места в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx | 130.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»
Экологический проект для детей старшей группы
«Насекомые тоже хотят жить»
Разработала воспитатель старшей группы
Войтехович Юлия Александровна
Город Выкса 2013 год
Структура проекта
- Актуальность
- Цени и задачи проекта
- Ожидаемый результат
- План реализации проекта
- Обоснование используемых методов, форм организации деятельности детей
- Система знаний и система деятельности:
- совместная деятельность с детьми
-непосредственная образовательная деятельность
- схема сотрудничества
- самостоятельная деятельность детей
- Программно-методическое обеспечение
- Приложение
Актуальность
Почему исчезают насекомые? Выделение этого вопроса не случайно. Данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей. Люди беспокоят насекомых, выбирая для отдыха самые живописные места в природе.
Эй, ребята, вот местечко хоть куда!
Родниковая вода! Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
- Люди ловят бабочек, стрекоз, божьих коровок для украшения интерьера, для коллекций, для создания картин
- Люди рвут на лугах цветы, которые служат для насекомых и пищей и домом
- Люди разоряют норки шмелей
- Люди разрушают муравейники
- Люди разжигают костры, во время которых погибает много насекомых
Цель: систематизирование представлений детей о многообразии насекомых (в поле, вокруг пруда)
Образовательная задача: ознакомление детей с насекомыми, выявление видов насекомых, с их значением в природе («Познание»)
Развивающая задача: развитие представлений детей о причинах исчезновения насекомых («Познание»)
Воспитательная задача: воспитание у детей желания беречь и охранять окружающую среду, формирование бережного отношения к насекомым («Социализация»)
Ожидаемый результат
Ребёнок пяти лет должен иметь представления:
- о том, кто такие насекомые (насекомые имеют совершенно иное строение тела, чем люди. У людей 4 конечности, а у насекомых 6 конечностей. Орган слуха может располагаться в любом месте. Так, например, у кузнечика орган слуха находится на ноге. У насекомых 3 части тела – голова, грудь, брюшко. На брюшке у них находятся поперечные полоски в виде насечки. Вот почему этот класс животных назвали «насекомые» - от слова «насекать»);
- почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке? Зубчики на ножках цепляются за пластинки на брюшке – получается скрип. Мы говорим: это кузнечик стрекочет;
- почему божью коровку так называют? Коровками их называют, потому, что они могут выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. На самом деле это… кровь, едкая, и неприятно пахнущая. Из-за нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы;
- для чего нужны насекомые, какую пользу они приносят?;
- почему насекомые исчезают?
- о том, что нужно соблюдать правила поведения в природе.
План реализации проекта
Проект познавательно-исследовательский. Его можно условно разделить на 3 этапа:
- подготовительный этап
- основной этап
- завершающий этап
На подготовительном этапе я продумала формы организации детской деятельности
Далее мной была подобрана методическая и художественная литература по данной теме (стихи, загадки, рассказы, сказки), иллюстрации, определена тематика бесед, совместно с музыкальным руководителем подобран музыкальный репертуар, литературное сопровождение к физкультминуткам, подобраны пальчиковые гимнастики, дидактические игры, пособия.
Основной этап своей работы я начала с организации совместной деятельности, где планировала такие формы организации детей, как:
- наблюдения;
- рассматривание иллюстраций;
- рассказы воспитателя и чтение книг;
- дидактические игры;
- беседы;
- развлечение «Вечер загадок»;
- театрализация сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Для того, чтобы заинтересовать детей данной темой и расширить их кругозор, я начала свою работу с бесед:
- «Познакомимся с нашими соседями»;
- «Виды насекомых»;
- «Чем питается божья коровка?»;
- «Берегись насекомых»;
- «Правила поведения в окружающей среде».
Далее шли наблюдения за насекомыми, цель которых: развитие познавательного интереса у детей в процессе формирования представлений о насекомых.
Наблюдения тесно связаны с прогулками:
- «Путешествие к хозяйке луга»;
- «Маленькие труженики»
Цель прогулок: развитие у детей кругозора, умение узнавать виды насекомых и называть их, систематизирование знаний о насекомых.
В группе после проведенных наблюдений, прогулок мы с детьми обсуждали наблюдаемое. Рассматривали иллюстрации, картины, заучивали стихи, читали художественную литературу:
- И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»;
- Ю. Аракчеев «Веселое лето»;
- К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
- Энциклопедия животных. Раздел «Насекомые».
Для закрепления и систематизации знаний детей о насекомых, я проводила с детьми дидактические игры:
- «Зоологическое лото. Насекомые». Цель: закрепление у детей знаний о видах насекомых; развитие памяти, внимания, координации движений;
- «Сложи насекомое из частей». Цель: развитие внимания, памяти, координации движений;
- «Какое насекомое спрятано?». Цель: развитие зрительной памяти; закрепление знаний о насекомых;
- «Разрезные картинки». Цель: закрепление знаний детей о видах насекомых;
- «Найди и расскажи». Цель: упражнение в умении находить названное воспитателем насекомое, рассказывание о его назначении; развитие познавательного интереса к изучению насекомых.
Помимо дидактических игр мы играем с детьми в словесные игры:
- «Угадай по описанию»;
- «Я знаю 5 видов насекомых»
Цель: развитие у детей логического мышления, внимания, связной речи, закрепление и систематизация знаний детей о видах насекомых.
Схема непосредственной образовательной деятельности
Схема сотрудничества
Мой проект осуществлялся в контакте со специалистами.
Музыкальный руководитель
Во время организации непосредственной образовательной деятельности по музыкальному развитию, мы с детьми и музыкальным руководителем песню «В траве сидел кузнечик…», планируем показать родителям театрализацию сказки «Муха-Цокотуха». Цель: формирование основ музыкальной культуры, развитие творческих способностей у детей.
Инструктор по физическому воспитанию
Во время организации НОД детей по физическому развитию совместно с инструктором по физической подготовке проводили подвижные игры:
- «Жуки». Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. Ход игры. По сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседаю и шевелят пальцами, жужжат.
- «Медведь и пчелы». Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость. Ход игры. Улей (гимнастическая стенка) находится на одной стороне площадки. На противоположной – луг. В стороне - берлога медведей. Играющие делятся на две команды. «Пчелы» помещаются в улей (на стенке), медведи-в берлоге. По сигналу пчелы вылетают из улья, летят на луг за медом. После этого медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся медом. Как только педагог подаст команду «Медведи!», пчелы летят к улью, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться, пчелы жалят (осаливают). Ужаленные не участвуют в очередной игре. После двух повторений игроки меняются ролями.
- «Ловля бабочек». Ход игры. Из детей выбирается 4 «ловца» . Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети – «бабочки». На слова педагога «Бабочки, бабочки, в сад полетели» дети-«бабочки» летают-бегают по всей площадке. На слово педагога «ловцы» два ребенка, держась за руки, стараются ловить бабочку: окружить его, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они его отводят на край площадки и садятса на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова «Бабочки, бабочки, в поле полетели!» дети-бабочки» прыгают по всей площадке. Их ловит другая пара ловцов. Когда будет поймано 4-6 бабочек, подсчитываются, сколько поймала каждая пара . Затем выбираются другие ловцы. Игра повторяется.
Дыхательная гимнастика «На лесной полянке».
- «Понюхай цветок». Воспитатель предлагает понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок»
- «Летят пчелы». Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз).
- «Подуй на бабочку». А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.
Педагог по изобразительной деятельности
Совместно с педагогом по ИЗО провели интересные работы:
- «Бабочка-волшебница»;
- «Божья коровка»
Цель: развитие художественного творчества, воображения, фантазии; воспитание бережного отношения детей к миру насекомых.
Родители
Проект происходил в тесной взаимосвязи с родителями. Они помогли изготовить атрибуты для театрализации сказки «Муха-Цокотуха», к сюжетно-ролевым играм.
Схема самостоятельной деятельности детей
Все представления детей о насекомых, получаемые при организации совместной деятельности и НОД, переносится в самостоятельную деятельность детей, где закрепляются в игровой деятельности. Разнообразие тематики материалов и оборудования предусматривает активность детей во взаимодействии с предметным окружением. У детей появились более устойчивые знания о насекомых, их видах, которые они могут применять во время сюжетно-ролевых игр и т.д.
Я надеюсь, что моя работа по данной теме приведет к достижению поставленной мной цели, через решение намеченных задач и будет достигнут ожидаемый результат.
Программно-методическое обеспечение
- Л.Г. Селихова. Ознакомление с природой и развитие речи. М.: Москва-Синтез, 2006 год
- Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова «Мы». Программа экологического образования детей. С-П.: Детство-Пресс, 2000 год
- О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. С-П.: Детство-Пресс, 2001 год
- Т.А. Шарыгина. Насекомые. Какие они?. Изд.: ГНОМ и Д., М.: 2010 год
- Занятия по экологии в детском саду. И.В. Коломина. Творческий центр «Сфера», М.: 2008 год
- И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова. Творческий центр «Сфера», М.: 2010 год
План реализации проекта
Подготовительный | |
Подбор методической литературы.
Подбор художественной литературы
Подбор дидактических игр, иллюстраций, пособий | |
Основной | |
Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Область «Познание» Провела беседы:
Область «Познание» Прогулки:
Цель прогулок: развитие у детей кругозора, умение узнавать виды насекомых и называть их, систематизирование знаний о насекомых. Область «Чтение художественной литературы»
Область «Художественное творчество»
Цель: развитие художественного творчества, воображения, фантазии; воспитание бережного отношения детей к миру насекомых. Область «Коммуникация» Словесные игры:
Цель: развитие у детей логического мышления, внимания, связной речи, закрепление и систематизация знаний детей о видах насекомых, умение рассуждать | Область «Познание» Рассматривание иллюстраций. Цель: развитие познавательного интереса. Область «Познание» Наблюдения за насекомыми. Цель: развитие познавательного интереса у детей в процессе формирования представлений детей о насекомых. Область «Социализация», «Познание» дидактические игры:
|
Завершающий | |
Область «Художественное творчество» Лепка «Любимое насекомое» Аппликация «Веселое лето». Цель: развитие художественного творчества, удовлетворение детей в самовыражении. Область «Коммуникация» Развлечение «Вечер загадок». Цель: развитие всех компонентов речи. Область «Социализация» Театрализация по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Цель: развитие творческих, артистических способностей детей. | Область «Художественное творчество» Книжки-раскраски. Цель: развитие художественного творчества. Рисование и лепка «Вот они, какие, эти насекомые». Цель: развитие творчества, фантазии, воображения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект в младшей группе на тему: "Они тоже хотят жить"
Вид, тип проекта: познавательно-творческий, средней продолжительностиЦель: дать представления о разнообразии насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, ...
Экологический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждой птахе по крохе"
В данной методической разработке представлены этапы организации и проведения с детьми старшего дошкольного возраста экологического проекта "Каждой птахе по крохе", показана важ...
Экологический проект с детьми старшей группы «Вот оно, какое лето!»
Лето – особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов. Именно поэтому...
Экологический проект с детьми старшей группы "Сказочный урожай", 09.2017 г.
Данный проект был реализован с воспитанниками старшей группы в 2017 г....
Коллективная аппликация с детьми старшей группы "Мы хотим над мирным небом жить!"
Ребята старшей группы выполнили коллективную аппликация "Мы хотим над мирным небом жить!". Данная работа была проведена с целью воспитания у детей любви к Родине, желания жить в мире и согла...
Экологический проект "Они тоже хотят жить"
Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих...
Экологический проект с детьми старшей группы на тему «Огород на окне по дорогам сказок»
АктуальностьКак известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Вот и китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попро...