Экологический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждой птахе по крохе"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
В данной методической разработке представлены этапы организации и проведения с детьми старшего дошкольного возраста экологического проекта "Каждой птахе по крохе", показана важность понимания и проявления детьми заботы о "братьях наших меньших", гуманного отношения к пернатым в условиях города в холодный период года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект с детьми старшего дошкольного возраста
«Каждой птахе по крохе»
Помоги зимой пичужкам,
Сделай крепкую кормушку
В ближнем парке и на даче.
Назови кафе – «Удача».
Пригласи на угощенье
Ты всех птиц без исключенья.
В последнее время очень много говорят об экологической культуре и экологической этике, о необходимости воспитания гуманного отношения к природе у подрастающего поколения. И это не случайно. Не может не привлекать внимания тот факт из жизни современного общества, что серьёзная угроза для всего живого на земле, и, прежде всего, наших пернатых друзей - птиц, исходит не от хищников, не от охотников, а от человеческой деятельности. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся, но замедлить его, всячески охранять и заботиться о птицах – вполне посильное и благородное дело.
В нашей стране к птицам всегда относились с особой любовью,
считая их живым символом свободы и красоты. Птицы – важная часть не только российской природы, но и культуры. Некоторые дни православного календаря связаны с птицами. Постройка скворечников, развешивание кормушек в парках и садах, да и просто подкормка птиц за окном собственного дома долгие годы были хорошими традициями. Очень хочется, чтобы эти добрые традиции передались и подрастающему поколению! А для этого мы – взрослые, педагоги и родители, должны познакомить дошкольников с жизнью птиц в разное время года, создать условия для развития гуманного отношения к ним!
Описание проекта
Тип проекта: практико-ориентированный, информационно-творческий
По составу участников: коллективный (воспитанники групп, родители, педагоги, работники библиотеки)
По тематике: комплексный
По срокам реализации: долгосрочный
Возрастная реализация: проект рассчитан на реализацию с детьми старшего дошкольного возраста
Проблема: недостаточные представления детей о зимующих птицах, о том, что большое количество птиц гибнет в холодный период, люди могут помочь пернатым – это вполне посильное и благородное дело
Цель проекта: развивать интерес детей к изучению образа жизни и поведению птиц в зависимости от сезонных изменений, воспитывать заботливое отношение к зимующим и кочующим птицам, желание помогать пернатым в трудных условиях холодного сезона
Виды детской деятельности, реализуемые в проекте: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, элементарный труд в природе, конструирование из разного материала, двигательная, музыкальная
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный
- анализ методическое обеспечения и организации предметно-пространственной среды: какие книги, пособия, дидактические игры, иллюстративный материал и т.п. есть по теме «Птицы» и чем необходимо пополнить, чтобы интересно и методически грамотно организовать работу с дошкольниками.
- разработка перспективного плана наблюдений за птицами на прогулке с сентября по май
- составление альбома «О жизни птиц», в котором представлены интересные материалы о жизни птиц в разное время года. (из книги А.А. Плешакова «Зелёные страницы. М. Просвещение, 2006, и периодических изданий).
- составление альбома «Зимующие птицы» с подборкой иллюстративного материала (фотографий, рисунков), загадок, стихотворений и интересных статей из журналов «Юный натуралист» и других периодических изданий, рассказывающих об особенностях жизни и поведения птиц, которые остаются или прилетают зимовать в наши края
- сделана подборка книг с произведениями писателей, поэтов, а также иллюстративный материал по теме
- пополнена картотека загадок про птиц: много интересного материала было взято из книги «Большая книга загадок», составители Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова. М. ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.
- cделана подборка старинных русских пословиц и поговорок про птиц
- подобраны аудиозаписи голосов птиц (компакт – диск с записями голосов птиц средней полосы России - аудиоприложение к дополнительному тому «Птицы и звери» серии «Энциклопедия для детей» ).
- подготовка мультимедийной презентации «Зимующие птицы»
-подбор и оформление рекомендаций для родителей «Изготовление кормушек для птиц из разного материала».
2 этап – основной (практический)
Совместная деятельность педагогов с детьми
- тематика бесед «Что мы знаем о птицах?», «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?», «Как птицы весну встречают», «Птицы в городе зимой», «Как заботиться о птицах зимой»
- наблюдение за птицами на прогулках в разное время года
-развивающие и дидактические игры: «Парочки. Птицы» (лото), «Кто прилетел к кормушке?», «Узнай по голосу», « Чей клюв, хвост?»
- работа с моделями «Птицы»
- подвижные игры «Птички и клетка», «Перелет птиц», «Ворона», «Совушка-сова» и др.
- детское словотворчество: составление и разгадывание кроссвордов, ребусов о птицах, придумывание детьми стихов и загадок про птиц, составление рассказов о зимующих птицах, детские «объяснялки» пословиц и поговорок про птиц
- изготовление макета «Птицы на кормушке» (коллективная работа)
- непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений:
«Что мы знаем о зимующих птицах»
Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим + ФЭМП
«Знаешь ли ты зимующих птиц» (викторина)
Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим + Аппликация
«Снегири на рябине» (коллективная работа)
Аппликация
«Синички»
Рисование, лепка
«Птицы на кормушке»
Конструирование из бумаги
Конструирование из природного материала
на тему «Птицы наших лесов»
- экскурсии в детскую районную библиотеку – тема встреч «Зимующие птицы»
-вечер развлечений «Наши пернатые друзья», приуроченный к
15 января – День зимующих птиц России
- организация выставки кормушек для птиц и размещение их на участке детского сада
- систематическая подкормка птиц, прилетающих к кормушкам на участке детского сада
Самостоятельная деятельность детей
- настольные развивающие игры по тематике
- раскраски на тему «Птицы»
- рассматривание книг, иллюстраций, альбомов на тему «Птицы»
-сюжетно- ролевая игра «Как мы помогаем птицам»
Взаимодействие с семьей
- изготовление кормушек для птиц (совместно с родителями)
- подкормка птиц
3 этап – подведение итогов
- Фотовыставка кормушек для птиц, изготовленных детьми совместно с родителями
- Оформление альбома «Птицы – наши друзья», «Как мы заботимся о птицах» с рассказом автора о том, что ребенок хотел передать в своём рисунке, стихами и загадками, придуманными детьми.
- Оформление опыта работы по проекту для участия в районном конкурсе-акции «Каждой птахе по крохе»
Основные результаты проекта:
- Понимание воспитанниками важности бережного и заботливого отношения к птицам ближайшего окружения
- Проявление активного действенного отношения к объектам природы, умение оценивать действия людей по отношению к природе.
- Расширение представлений детей о зимующих и перелетных птицах
Подводя итоги работы в рамках экологического проекта «Каждой птахе по крохе», хотелось бы вспомнить известную народную мудрость: «Посеешь привычку – вырастишь характер».
Если мы в наших детях с раннего детства «посеем» желание
заботиться не только о себе и своих близких, но и о тех, кто меньше
и слабее тебя – «братьях наших меньших» - возможно, повзрослев,
они станут более отзывчивыми, добрыми, способными отдавать «каждой птахе» не только крошку хлеба, но и свою любовь и
заботу. Вырастут людьми, способными заботиться о природе,
охранять её!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие капельки"
Занятие «Путешествие капельки» носит познавательный характер, направленный на развитие исследовательской деятельности детей.Данное занятие проведено в игровой форме с частой сменой деятельности:...
Мастер-класс для педагогов: "Проектная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста."
Предлагаю вашему вниманию работу по разделу «Почему птицы зимой прилетают к жилью человека»....
Экологический проект с детьми старшей группы "Насекомые тоже хотят жить"
Экологический проект с детьми старшей группы "Насекомые тоже хотят жить"Актуальность.Почему исчезают насекомые? Выделение этого вопроса не случайно. Данный объект природы наиболее доступен непосредств...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Разработтанный и опробированный перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. ...
Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...
Экологический познавательно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «Наш детский сад – сад доброты, чистоты и красоты».
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Тема проекта: «Наш детский сад – сад доброты, чистоты и красоты». Вид проекта: познавательно-исследовательский. Длительность проекта...
Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?
Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...