Экологический проект в младшей группе на тему: "Они тоже хотят жить"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Вид, тип проекта: познавательно-тв
Цель: дать представления о разнообразии насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность
Краткое содержание проекта: Осуществление проекта проводилось по разделам. Каждый раздел называется в честь насекомого (групп насекомых), которое рассматривается в данном разделе. Каждый раздел имеет продолжительност
Место проведения: 2 младшая группа «Солнышко»
Сроки проведения: 1 месяц
Количество участников проекта: воспитатель, родители, дети
Форма проведения: групповой
Ожидаемые результаты:
использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях;
самостоятельное наблюдение за насекомыми
бережное обращение с насекомыми на участке
cформированность
Используемая литература:
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002г.
Интернет–ресурсы
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999г.
О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелетные птицы»- М., 2008 г.
Проект для детей младшей группы
«Удивительные насекомые»
Актуальность
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству.
Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачествен
В своей работе, я хочу познакомить детей с разнообразием живой и неживой природы, с её богатством и огромной пользой для человечества. Очень хочется донести до сознания детей, что природа сознательно не причиняет вреда людям, а лишь по надобности защищается от пугающих её действий. Например, пчела, если не пытаться её ловить, прижать или как-то навредить ей, то она пролетит мимо и ни за что не ужалит просто так. Не трогай крапиву и не обожжёшься. Если дети будут знать всё это, то будут ограждены от неприятных ситуаций при прогулке на природе. Будут бережнее относиться к окружающему природному миру. Хочется, как можно больше дать информации детям и подготовить их к дальнейшей жизни, в которой можно рассчитывать в основном на свои силы и знания.
Природа – наше богатство, но богатство не безграничное, во всякой эксплуатации есть предел, который нельзя преступать.
Цель: дать представления о разнообразии насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность
Задачи:
Дать знания о своеобразии и неповторимости каждого живого существа и растения, необходимость бережного и заботливого отношения к природе.
Обучение технике безопасности при несчастных случаях.
Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости к миру и доброжелательнос
Способствовать развитию эстетических чувств детей, творческих способностей.
Способствовать развитию познавательной активности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе общения с природой.
Развивать мелкую моторику за счёт изобразительной деятельность и работы с природным материалом.
Развивать связную речь.
Формировать навыки исследовательско
Этапы реализации проекта «Удивительные насекомые»
Первый этап: Организационный (2 дня)
Составление поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
Подбор детской художественной детской литературы;
Беседа с родителями о подборе стихов по теме;
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленнос
Второй этап: Осуществление деятельности (3 недели)
1 раздел «Бабочки» (стрекозы, гусеницы, божьи коровки) (1 неделя)
Тема | Вид деятельности | Цель |
«Бабочки» (стрекозы, гусеницы, божьи коровки) | Познавательная деятельность: рассматривание иллюстраций (по возможности рассматривание живых особей) | Знакомство с разнообразием бабочек (стрекоз, гусениц, божьих коровок), с местом их обитания, особенностями внешнего вида |
- Детская энциклопедия «Бабочки» Феклушин В. - «Насекомые» Моя первая энциклопедия | Восприятие художественной литературы | Учить выделять главную мысль сказки, учить внимательно, слушать жанровое произведение. |
«Птички и бабочки», «Раз, два три, мотылька лови», «День - ночь», «Найди свой домик» | Подвижные игры | Развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу воспитателя, учить играть в коллективе. Доставить детям радость от игры. Упражнять детей в счёте до 3-х, пользоваться знаниями полученными на познавательных занятиях, закреплять знания о способах передвижения насекомых. |
«Зачем бабочки нужны», «Угадай, про кого я говорю», «Найди отличия», «Как появляется бабочка», «Какие части тела есть у божьей коровки», «Что едят стрекозы»; «Чем опасны гусеницы?», «Подбери пару»; «Подбери по цвету» | Беседы, словесные и дидактические игры | Учить искать решения поставленной игрой задачи, закреплять знание строения тел насекомых, их отличительные особенности. Побуждать участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, развивать связную речь. Учить действовать согласно образцу, закреплять знание основных цветов, геометрических фигур. Закрепление знаний о частях тела насекомых, их названия. Развивать зрительную память, логическое мышление. |
- «Дискавери. Жизнь насекомых» - «Лунтик» - «Под грибом» | Просмотр видеофильмов, мультфильмов | Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
- «Бабочки», - «Божья коровка» | Оригами | Развивать мелкую моторику, воображение, закреплять полученные знания, развивать связную речь, воспитывать аккуратность в работе Развивать навыки конструирования из бумаги, учить создавать изображения из бумаги, использовать бросовый материал для украшения. |
- «Гусеница - прожора», -«Бабочки-красав | Лепка | Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, учить дополнительно использовать бросовый материал для украшения композиции, воспитывать аккуратность в работе |
«Цветочная поляна» «Посмотри как хороши» «Любимая букашка» | ИЗО | Учить детей получать изображения, применяя монотипию, воспитывать аккуратность в работе с красками. |
«Как привить любовь к природе» | Консультация для родителей | Познакомить родителей с информацией. |
«Разные и прекрасные» | Самостоятельная деятельность- Выкладывание: из камешков на песке, из листиков, палочек, зёрен. | Развивать самостоятельност учить работать в паре, развивать мелкую моторику, доставлять радость детям. |
2 раздел «Жуки» (пауки, муравьи) (1 неделя)
Тема | Вид деятельности | Цель |
«Жучки- паучки» (муравьёв) | Познавательная деятельность | Знакомство с разнообразием жуков (пауки, муравьёв, кузнечик), с местом их обитания, со способом питания, способах защиты от укусов, с особенностями внешнего вида |
- «Кто в муравейнике живёт» Тамбиева А. Х. - «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки - «Жук на ниточке» Шит Э. Ю. - «Жизнь в пресной воде» Афонькин С.Ю. - «Насекомые» Моя первая энциклопедия - «Чудо на ладони» перевод с английского Т. Нилова - «Тараканий охотник» Е. Пермяк | Восприятие художественной литературы, заучивание стихов | Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных стихов. Продолжать учить слушать взрослого, отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать беседу. |
- «Жуки рогачи» (кто кого забодает), - «Построй муравейник», -«Ловишки-муравь
| Подвижные игры | Продолжать развивать двигательную активность ребят, ловкость, быстроту, действовать в игре по сигналу воспитателя, учить выполнять роль ведущего, поддерживать добрый дух соперничества; |
-«Кто такие лесные санитары?», -«Пауки вредные или нет? », - «Кто кого боится», - «Загадай, я угадаю», -«Угадай по описанию», -«Найди отличия», -«Кого больше?», -«Кто лишний?»; - «Крупная мозаика»
| Беседы, словесные и дидактические игры. | Продолжать учить слушать, выделять главных героев произведения, давать характеристику поведению героев. Учить действовать согласно образцу, решать игровую задачу, закреплять знание основных цветов, геометрических фигур. Закрепление знаний о частях тела насекомых, их названия. Развивать зрительную память, логическое мышление. |
-«Дискавери. Жизнь насекомых»; -«Лунтик», -«Стрекоза и муравей», - «Муха цокотуха»; | Просмотр видео фильмов Мультфильмы | Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
-«Паучки»; | Аппликация | Продолжать учить пользоваться принадлежностями для аппликации (клей, кисти, салфетка), развивать творческое воображение; продолжать учить доводить дело до конца. |
-«Жуки», -«Муравьишки - малышки»
| Лепка | Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, знакомить с новыми способами лепки (тонкие колбаски катать пальчиками на доске), учить пользоваться стекой; дополнительно использовать бросовый материал для украшения композиции |
- «Лесные работники», - «Мой любимый жучок»
| ИЗО | Продолжать доставлять детям радость от ИЗО деятельности, развивать навыки пользования кистью, сочетать цвета, доводить работу до логического кона. |
Выкладывание из палочек и камешков понравившихся насекомых | Самостоятельная деятельность | Учить играть в паре, договариваться о выполняемой фигурке, развивать мелкую моторику; учить подбирать природный материал для поделки. |
«Загадки, которые мы любим» | Отгадывание загадок | Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы-подсказки. |
«Первая помощь при укусах насекомых» | Информация в уголке здоровья. | Обратить внимание родителей на информацию о том, как оказать первую помощь ребёнку при укусе насекомым. |
3 раздел «Пчёлы» (осы, шмели, мухи, комары) (1 неделя)
Тема | Вид деятельности | Цель |
Крылатые насекомые | Познание | Формирование у детей познавательного интереса к миру насекомых (осам, шмелям, мухам, комарам); местом их обитания; о способе питания, особенностях внешнего вида; |
«Вредные мухи», «Комар пискун»
| ИЗО | Продолжать учить детей владеть кистью, знать основные цвета, их сочетания; учить аккуратно раскрашивать картинки не заходя за контур, развивать воображение и творческие способности. |
- А. Барто «Комары», - Б. Заходер «Муха-чистюха», - И. Мордовина «Кузнечик», «Лесные загадки» - Дмитриев Ю. Д. «Детская энциклопедия. Пчёлы» - «Лунтик» развлекательный журнал № 3, 11, 2010 года; | Восприятие художественной литературы | Продолжать учить слушать взрослого, высказывать своё мнение о поведении героев, задавать вопросы. Развивать связную речь, учить слушать товарища, отвечать на вопросы. |
- «Дискавери. Жизнь насекомых»; - «Зелёный кузнечик» - «Лунтик», - «Пчела Майя», - «Приключения одной пчёлки» | Просмотр видеофильмов, мультфильмов | Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями. |
- «Медведь и пчёлы», - «Ловишки», - «С цветка на цветок», - «Мухоловка», - «Превращения»
| Подвижные игры | Развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу воспитателя, учить играть в коллективе, соблюдать правила игры, упражнять детей в счёте до 5-х, учить прыгать на двух ногах. |
-«Кто приносит мёд?», -«Придумай загадку », -«Кто кого боится», -«Загадай, я угадаю», -«Угадай по описанию», -«Найди отличия», -«Кого больше?», -«Кто лишний?»; | Беседы, словесные и дидактические игры | Продолжать учить слушать, выделять главных героев произведения, давать характеристику поведению героев; учить действовать согласно образцу, решать игровую задачу, использовать полученные знания, закреплять знание основных цветов, геометрических фигур. Закрепление знаний о частях тела насекомых, их названия. Развивать зрительную память, логическое мышление, Продолжать учить отгадывать загадки. Учить находить отличия между картинками. |
«Божья коровка» | ИЗО | Продолжать учить детей рисовать округлую форму, дополняя её деталями. Закреплять навыки рисования гуашевыми красками, воспитывать любовь к природе, знакомить с внешним видом и повадками насекомых. |
«Муха цокотуха» | Лепка | Продолжать учить лепить мелкие детали знакомыми способами, развивать мелкую моторику, использовать природный материал для украшения поделок. |
«Книжка-малышка» | Совместная творческая деятельность | Содействие сотрудничеству детей и родителей. |
Третий этап: Итог (5 дней)
Подведение итогов. Оформление материалов.
Организация выставки творческих работ детей и книжек-малышек о насекомых, созданных совместно с родителями.
Выпуск газеты «Интересные факты про насекомых».
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
с детьми младшей группы
Тема «Божья коровка»
Цель: Продолжать учить детей рисовать округлую форму, дополняя её деталями. Закреплять навыки рисования гуашевыми красками, воспитывать любовь к природе, знакомить с внешним видом и повадками насекомых.
Задачи:
Развивающие:
Развивать интерес к жизни насекомых
Развивать мелкую моторику кистей рук
Обучающие:
Расширить и уточнить знания детей о божьей коровке
Закрепить знания о насекомых и их развитии
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле
Предварительная работа: Во время прогулки рассмотреть с детьми насекомое, выучить потешку «Божья коровка, улети на небо… »
Материал: Тонированная бумага формата А4, гуашь красного и чёрного цвета, салфетка, половинка картофелины – на каждого ребёнка, игрушка или фотография с изображением божьей коровки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности | Интеграция образовательных областей |
Коммуникативная | Беседа | Коммуникация Познание |
Восприятие художественной литературы | Загадывание загадок Чтение потешки | Чтение художественной литературы Коммуникация |
Музыкально-худож | Слушание музыки | Музыка Художественное творчество |
Продуктивная | Рисование божьей коровки | Художественное творчество Труд Коммуникация |
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправятся на прогулку в сказочный лес, рассказывает, что наступила весна и все жучки и паучки вылезают погреться на солнышко, загадывает загадку про божью коровку. Воспитатель показывает детям игрушку или фотографию и предлагает описать, как выглядит божья коровка. (Можно использовать компьютерную презентацию «Насекомые»). Вопросы к детям: Но почему она такая печальная? Давайте её развеселим. Кто из вас расскажет потешку про божью коровку? Педагог говорит, что не смогли жучка развеселить, предлагает нарисовать для неё друзей, таких же красивых и ярких божьих коровок, сообщает, что рисовать будут необычным способом – печатать картофелем.
Воспитатель напоминает приём и последовательнос
Список литературы:
Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия во 2 младшей группе детского сада»
Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре»
Т.С. Комарова, Н.П.Сакулина «Изобразительная деятельность в д/с»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка в рамках экологического проекта в младшей группе «Прогулка в осенний лес»
Познакомить детей с территорией детского сада и её озеленением...
Методическая разработка по экологическому проекту в младшей группе «Осенняя березка»
Этот проект краткосрочный, информационно – исследовательский, расчитан на две недели, когда начинается золотая осень. К проекту разработаны семь приложений....
Методическая разработка по экологическому проекту в младшей группе «Грибы»
Проект по экологии очень актуален в наши дни.Соприкосновение с природой ребенка - это лучшее, что может быть .Проект краткосрочный и рассчитан на один день (учитывая возраст детей),но в проекте ...
Методическая разработка по экологическому проекту в младшей группе «Солнечный лучик»
Проект по экологическому воспитанию рассчитан на две недели в летний период времени, информационно- краткосрочный с приложениями....
Экологический проект второй младшей группы «Цветы для детского сада».
Экологический проект второй младшей группы «Цветы для детского сада».Сценарий открытого занятия на тему: «Посадка семян»,с участием родителей.Подготовил: воспитатель Довыденко Лена Анатольев...
Экологический проект в младшей группе История маленькой фасольки
презентация по экологии на тему история маленькой фасольки...
Экологический проект в младшей группе " Сказка" : "Березка белоствольная"
Проект направлен на формирование первичных представлений младших дошкольников об экологической культуре, воспитание любви к родному краю....