"Город мастеров" ( Петербурговедение )
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о Санкт-Петербурге; Формировать у детей понятие о ценности личности человека, его труда в истории возникновения и развития города.
Задачи: *Коррекционно-образовательные: · упорядочить знания детей об истории и современности Санкт-Петербурга, его достопримечательностях; · продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, анализируя имеющиеся знания; · упражнять детей в согласовании слов предложения в роде и числе; · упражнять в словообразовании. *Коррекционно-развивающие: · развивать речевую активность; · развивать навыки ведения диалога; · развивать интонационную окрашенность речи, внимание, память; · продолжить работу над развитием общей моторики и координации движений; · развивать мелкую моторику; · развивать у детей чувство ритма, цвета, композиционные навыки.
*Коррекционно-воспитательные: · формировать духовный кругозор личности | дошкольников, их гражданскую позицию; · воспитывать чувства любви и гордости за Санкт-Петербург; · формировать чувство сопричастности к жизни родного города, стремление сделать его лучше; · воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений; · воспитывать эстетический вкус.
Структурные компоненты занятия:
I. Вводная часть: Тема занятия; Стихотворение–загадка о Санкт-Петербурге; Словесная игра: «Мы – Петербуржцы»; II.Основная часть: 1.Систематизация знаний о родном городе и роли труда человека в истории города; Подвижная игра: «По болоту Петр шел»; Словесная игра: «Похожие слова»; Чтение отрывка из стихотворения «Рука мастера» А.Е.Гаврюшкина; Поговорки о мастерстве; Сюрпризный момент: «Встречаем гостей»; Дидактическая игра: «Собери картинку». 2.Краткая беседа о промышленности Невского района; Рассказ об «Императорском фарфоровом заводе»; Роспись заготовок. Оценка работы детей (стихотворение) III.Заключительная часть: Подведение итога занятия. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_gor._master.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по теме: «Город мастеров»
(старший дошкольный возраст)
Цель:
Уточнить и систематизировать знания детей о Санкт-Петербурге; Формировать у детей понятие о ценности личности человека, его труда в истории возникновения и развития города.
Задачи:
*Коррекционно-образовательные:
- упорядочить знания детей об истории и современности Санкт-Петербурга, его достопримечательностях;
- продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, анализируя имеющиеся знания;
- упражнять детей в согласовании слов предложения в роде и числе;
- упражнять в словообразовании.
*Коррекционно-развивающие:
- развивать речевую активность;
- развивать навыки ведения диалога;
- развивать интонационную окрашенность речи, внимание, память;
- продолжить работу над развитием общей моторики и координации движений;
- развивать мелкую моторику;
- развивать у детей чувство ритма, цвета, композиционные навыки.
*Коррекционно-воспитательные:
- формировать духовный кругозор личности дошкольников, их гражданскую позицию;
- воспитывать чувства любви и гордости за Санкт-Петербург;
- формировать чувство сопричастности к жизни родного города, стремление сделать его лучше;
- воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений;
- воспитывать эстетический вкус.
Педагогические технологии:
- информационно-коммуникативная;
- игровые;
- здоровьесберегающая;
- технология креативного мышления.
Оборудование:
- ТСО: ноутбук, проектор, диск, экран;
- презентация по теме занятия;
- разрезные силуэтные картины для напольной игры;
- мольберт;
- заготовки для росписи (изготовленные на занятии по лепке);
- образец росписи чайника;
- бумага для пробы насыщенности краски;
- клеенки;
- гуашь темно-синего цвета;
- кисти для рисования (двух размеров);
- подставки для кисточек;
- баночки для воды;
- бумажные и влажные салфетки;
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин о Санкт-Петербурге;
- беседы о Санкт-Петербурге и Невском районе города;
- составление рассказов на тему: «Что я видел», «Где я был», «Профессия моих родителей» и др.;
- чтение литературных произведений о Санкт-Петербурге»;
- разучивание и пение песен о родном городе на музыкальных занятиях;
- участие родителей и детей в субботниках по благоустройству территории детского сада;
- разучивание подвижной игры: «По болоту Петр шел»;
- рекомендации родителям: «Маршрут выходного дня» (посещение достопримечательностей города);
- художественно-творческая деятельность: конструирование из строительного материала по теме: «Наш город», аппликация: «Строительство в нашем городе», рисование по теме: «Транспорт нашего города» и др.;
- изготовление заготовок для росписи на интегрированном занятии по теме: «Город мастеров».
Ход деятельности:
Воспитатель: - Дети, сегодня мы будем говорить о нашем родном городе, но не просто как о городе, а как о городе мастеров.
Как много городов в России!
Величественных, важных и красивых.
Но есть такой прекрасный град,
Где чудный, чудный Летний сад.
Где до сих пор стоят дворцы,
И разводные есть мосты,
Великолепные соборы…
Ну, что ж это за город?
Ответы детей:
Воспитатель: - Правильно, молодцы. Мы все очень гордимся своим городом. Мы все -?... (петербуржцы).
Воспитатель: - Дима, ты? Дима: - Я - петербуржец.
Воспитатель: - Лиза, а ты как скажешь? Лиза: - Я - петербурженка.
Воспитатель: - Вспомните, кто основал Санкт-Петербург? И что означает приставка «Санкт»? Ответы детей (святой город Петра). (Показ слайда: репродукция с картины А.Г.Венецианова: «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга»).
Воспитатель: - Давайте поиграем в игру, в которую играют только в Петербурге: «По болоту Петр шел». (Считалкой выбирается ведущий - Петр).
По болоту Петр шел, Остров заячий нашел. Он созвал рабочий люд, И построил крепость тут. Крепость новая стоит, Пушками врагу грозит! Бам, бам, бам, бам Не осталось зайцев там. Зайцы пушек испугались, По кусточкам разбежались. Ой! | Идут по кругу, останавливаются, Смотрят из-под руки, Манят правой и левой руками Руками, согнутыми в локтях «сторят» Руками показывают крышу Грозят кулаками над головой «барабанят» пальцами перед собой Разводят руками Бегут по кругу на носочках приседают и замирают Ведущий отбирает пошевелившихся зайчиков. |
Воспитатель: - Скажите, о какой крепости говорится в игре?
Дети: - О Петропавловской крепости.
Воспитатель: - Правильно, это было самым первым сооружением города (показ слайда: «Петропавловская крепость»).
Воспитатель: - В игре есть строка: «Он созвал рабочий люд». Как вы думаете, что она означает? (ответы детей).
Воспитатель: - Конечно, Петр I, побывав в разных странах, решил, что России нужны перемены: фабрики и заводы для облегчения труда людей, что нужны станки и машины, что нужно развивать науку. Задумал он построить столичный город, который стал бы передовым, а для этого нужны были мастера разных дел. А что значит «мастер»? (ответы детей).
Воспитатель: - Загрустило слово «мастер»: «Что-то скучно одному,
Все никак сестер и братьев отыскать я не могу!»
Давайте поможем! Какие похожие слова вы знаете?
Дети: - «мастеровой», «мастерица», «подмастерье», «мастак», «мастерская».
Воспитатель: - Молодцы. А теперь вспомните, пожалуйста, произведения прославляющие труд.
Дети: - русская народная сказка «Морозко», «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина, «Левша» - Лескова, «Колосок» - украинская народная сказка, «Золушка» Ш.Перро.
Воспитатель: - Умнички, правильно: труд человека, руки мастера всегда ценились очень высоко. Даже разные приборы, механизмы и машины созданные умом человека управляются его рукой. Поэт Александр Евгеньевич Гаврюшкин в стихотворении «Рука мастера» говорит:
Она во всем, на что ни погляжу.
Стоял бы без ограды Летний сад,
Не вздыбил Медный всадник скакуна,
Фонтанов в Петергофе весь каскад
Мир, не узнал бы, коли не она!
Все памятники созданы такой –
Мозолистой, талантливой рукой.
Воспитатель: - Есть поговорка: «Дело мастера боится». Как вы ее понимаете? (Ответы детей).
Воспитатель: - Какие еще поговорки и пословицы о труде вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: - Всякий, кто приезжает в наш славный город, обязательно посещает достопримечательности Санкт-Петербурга. А вы, встретив гостей, что посоветовали бы посмотреть в нашем городе? (ответы детей).
Воспитатель: И у нас сегодня гости! Надо их поприветствовать и поинтересоваться из какой страны они приехали.
Итальянка. Ира:
Как хорош ваш Петербург!
Как красиво всё вокруг!
Здесь мы вовсе не скучаем,
Так как немок повстречали.
Вот уж хохотушки
И такие же болтушки.
Немки. Лиза:
Собирались мы поехать
На экскурсию сейчас.
Нам сказали, что автобус
Будет дожидаться нас.
Марта:
И чтоб нам не перепутать
Шпили, крыши, купола
Путеводные картинки
Нам экскурсовод дала.
Маргарита:
Вдруг подул ужасный ветер
И порвал картинки эти.
Где тут шпили с куполами?
Может кто-нибудь поможет
И картинки эти сложит?
Воспитатель:
Что ж, ребята, выходите
И картинки соберите!
Собрать разрезные картинки: Адмиралтейство, Аничков мост, Медный всадник.
Немки:
Вам огромное спасибо,
Вас за всё благодарим.
Дружбу, помощь, сквозь года,
Пронесите навсегда!
Мила:
Приезжайте к нам друзья,
Рады видеть вас всегда!
Помните, что красоту
Мастера творит рука! (прощаются с детьми).
Воспитатель: Скажите, дети, а в каком районе нашего города мы живем, где находится наш детский сад? (ответы детей).
Воспитатель: - Правильно в Невском. А почему он так называется?
Дети: - Он находится на двух берегах главной реки города Невы.
Воспитатель: - А вы знаете, что Невский район - один из главных промышленных районов города! А какие предприятия нашего района знаете вы? (ответы детей).
Воспитатель: - Верно, до сих пор всех восхищает работа мастеров «Императорского фарфорового завода». А ведь он был организован Императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году. А секрет фарфора был открыт русским химиком Дмитрием Виноградовым, и держался в строгой секретности.
Визитной карточкой фарфорового завода является рисунок, который называется «Кобальтовая сетка» (показ слайда: сервиз). Сетка бывает прямой и диагональной.
Сегодня мы с вами будем расписывать чайники, которые изготовили на занятии по лепке. Рассмотрите, пожалуйста, роспись прямой кобальтовой сеткой (показ слайда). Расскажите, из чего он состоит?
Дети: - Вертикальные и горизонтальные линии, с капельками на их пересечении. Носик, ручка и крышка - синие. Украшен чайник золотыми звездочками.
Воспитатель: - Он очень похож на рисунок юбок у «Дымковских» барышень. Сегодня мы будем наносить только кобальтовый (синий) рисунок, а наносить золото на следующем занятии, когда высохнет основной узор. Способ нанесения сетки вам знаком, поэтому можете приступать к работе. (Помощь детям по мере необходимости).
Воспитатель: - Молодцы! Постарались на славу! Так и хочется сказать:
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота! (З. М. Торопчина).
Воспитатель: - Дети, чему сегодня было посвящено наше занятие? (ответы детей).
Воспитатель: - Верно. Нашему городу, его красотам, достопримечательностям, мастерству человеческих рук. А вы сегодня, сами попробовали себя в роли художников. И как знать, может быть это станет делом всей вашей жизни. Мне бы хотелось напомнить вам поговорку: «Люби дело - мастером будешь!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».
Нетрадиционная форма работы с родителями....
Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».
Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...
Муниципальный проект «Город мастеров» Тема: «Люби дело – мастером будешь»
Знакомство детей подготовительной группы с народными промыслами, с историей их возникновенияАктуальность:1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном ...
Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»
Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»...
Презентация Дополнительное образовательная деятельность воспитанников в подготовительной группе "Город мастеров" кружок "Пластилиновые мастера"
Основной материал-пластелин, а основным инструментом в пластилинографии является рука....
Дополнительное образовательная деятельность воспитанников в подготовительной группе "Город мастеров" кружок "Пластилиновые мастера"
Развитие мелкой моторики рук и развитие речи....