"Город мастеров" ( Петербурговедение )
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Зеленина Ирина Альбертовна

Цель: 

Уточнить  и  систематизировать  знания  детей  о  Санкт-Петербурге; Формировать  у  детей  понятие  о  ценности  личности  человека,  его  труда  в  истории  возникновения  и  развития  города.

 

Задачи:

*Коррекционно-образовательные:

·        упорядочить  знания  детей  об  истории  и  современности  Санкт-Петербурга,  его  достопримечательностях;

·        продолжать  учить  устанавливать  причинно-следственные  связи,  делать  выводы,  анализируя  имеющиеся  знания;

·        упражнять  детей  в  согласовании  слов  предложения  в  роде  и  числе;

·        упражнять  в  словообразовании.

*Коррекционно-развивающие:

·        развивать  речевую  активность;

·        развивать  навыки  ведения  диалога;

·        развивать  интонационную  окрашенность  речи,  внимание,  память;

·        продолжить  работу  над  развитием  общей  моторики  и  координации  движений;

·        развивать  мелкую  моторику;

·        развивать у  детей  чувство  ритма,  цвета,  композиционные  навыки.

 

*Коррекционно-воспитательные:

·        формировать  духовный  кругозор  личности 

дошкольников,  их  гражданскую  позицию;

·        воспитывать  чувства  любви  и  гордости  за  Санкт-Петербург;

·        формировать  чувство   сопричастности  к  жизни  родного  города,  стремление   сделать  его  лучше;

·        воспитывать  толерантность,  культуру  взаимоотношений;

·        воспитывать  эстетический  вкус.

 

 

Структурные компоненты

занятия:

 

I. Вводная  часть:

Тема  занятия;  Стихотворение–загадка   о  Санкт-Петербурге;  Словесная игра: «Мы – Петербуржцы»;

II.Основная часть: 

1.Систематизация  знаний  о  родном городе  и  роли труда  человека  в  истории  города;  Подвижная  игра:  «По  болоту  Петр  шел»;  Словесная  игра:  «Похожие слова»;  Чтение  отрывка  из стихотворения  «Рука  мастера» А.Е.Гаврюшкина;  Поговорки  о  мастерстве;  Сюрпризный  момент:  «Встречаем  гостей»;  Дидактическая  игра:  «Собери  картинку».

2.Краткая  беседа  о  промышленности  Невского  района;  Рассказ  об  «Императорском  фарфоровом  заводе»;  Роспись  заготовок. Оценка  работы  детей  (стихотворение)

III.Заключительная  часть:

Подведение  итога  занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gor._master.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  по  теме:  «Город  мастеров»

(старший  дошкольный  возраст)

Цель:  

Уточнить  и  систематизировать  знания  детей  о  Санкт-Петербурге; Формировать  у  детей  понятие  о  ценности  личности  человека,  его  труда  в  истории  возникновения  и  развития  города.

Задачи:

*Коррекционно-образовательные:

  • упорядочить  знания  детей  об  истории  и  современности  Санкт-Петербурга,  его  достопримечательностях;
  • продолжать  учить  устанавливать  причинно-следственные  связи,  делать  выводы,  анализируя  имеющиеся  знания;
  • упражнять  детей  в  согласовании  слов  предложения  в  роде  и  числе;
  • упражнять  в  словообразовании.

*Коррекционно-развивающие:

  • развивать  речевую  активность;
  • развивать  навыки  ведения  диалога;
  • развивать  интонационную  окрашенность  речи,  внимание,  память;
  • продолжить  работу  над  развитием  общей  моторики  и  координации  движений;
  • развивать  мелкую  моторику;
  • развивать у  детей  чувство  ритма,  цвета,  композиционные  навыки.

*Коррекционно-воспитательные:

  • формировать  духовный  кругозор  личности  дошкольников,  их  гражданскую  позицию;
  • воспитывать  чувства  любви  и  гордости  за  Санкт-Петербург;
  • формировать  чувство   сопричастности  к  жизни  родного  города,  стремление   сделать  его  лучше;
  • воспитывать  толерантность,  культуру  взаимоотношений;
  • воспитывать  эстетический  вкус.

Педагогические  технологии:

  • информационно-коммуникативная;
  • игровые;
  • здоровьесберегающая;
  • технология креативного  мышления.

Оборудование:

  • ТСО:  ноутбук,  проектор,  диск,  экран;
  • презентация  по теме  занятия;
  • разрезные  силуэтные  картины  для  напольной  игры;
  • мольберт;
  • заготовки  для  росписи  (изготовленные  на  занятии  по  лепке);
  • образец  росписи  чайника;
  • бумага для  пробы  насыщенности  краски;
  • клеенки;  
  • гуашь  темно-синего  цвета;
  • кисти  для  рисования  (двух  размеров);
  • подставки  для  кисточек;
  • баночки  для  воды;
  • бумажные  и  влажные  салфетки;

Предварительная  работа:

  • рассматривание  иллюстраций,  фотографий,  репродукций  картин  о  Санкт-Петербурге;
  • беседы  о  Санкт-Петербурге  и  Невском  районе  города;
  • составление  рассказов  на  тему:  «Что  я  видел»,  «Где  я  был»,  «Профессия  моих  родителей» и  др.;
  • чтение  литературных  произведений  о  Санкт-Петербурге»;
  • разучивание  и  пение  песен  о  родном  городе  на  музыкальных  занятиях;
  • участие  родителей  и  детей  в  субботниках  по  благоустройству  территории  детского  сада;
  • разучивание  подвижной  игры:  «По  болоту  Петр  шел»;
  • рекомендации  родителям:  «Маршрут  выходного  дня»  (посещение  достопримечательностей  города);
  • художественно-творческая  деятельность:  конструирование  из  строительного  материала  по  теме:  «Наш  город»,  аппликация:  «Строительство  в  нашем  городе»,  рисование  по  теме:  «Транспорт  нашего  города»  и  др.;
  • изготовление  заготовок  для  росписи  на  интегрированном  занятии  по  теме:  «Город  мастеров».

Ход  деятельности:

Воспитатель:  - Дети,  сегодня  мы  будем  говорить  о  нашем  родном  городе,  но  не  просто  как  о  городе,  а как  о  городе  мастеров.

Как  много  городов  в  России!

Величественных,  важных  и  красивых.

Но  есть  такой  прекрасный  град,

Где  чудный,  чудный  Летний  сад.

Где  до  сих  пор  стоят  дворцы,

 И  разводные  есть  мосты,

Великолепные  соборы…

Ну,  что  ж  это  за  город?

Ответы  детей:

Воспитатель:  - Правильно,  молодцы.  Мы  все  очень  гордимся  своим  городом.  Мы  все  -?...   (петербуржцы).

Воспитатель:  - Дима,  ты?  Дима:  - Я  -  петербуржец.

Воспитатель:  - Лиза,  а  ты  как  скажешь?  Лиза:  - Я  -  петербурженка.

Воспитатель:  - Вспомните,  кто  основал  Санкт-Петербург?  И  что  означает  приставка   «Санкт»?   Ответы  детей  (святой  город  Петра).  (Показ  слайда: репродукция  с  картины  А.Г.Венецианова:  «Петр  Великий.  Основание  Санкт-Петербурга»).

Воспитатель:  - Давайте  поиграем  в  игру,  в  которую  играют  только  в  Петербурге:  «По  болоту  Петр  шел».  (Считалкой  выбирается  ведущий -  Петр).

По  болоту  Петр  шел,

Остров  заячий  нашел.

Он  созвал  рабочий  люд,

И  построил  крепость  тут.

Крепость  новая  стоит,

Пушками   врагу  грозит!

Бам,  бам,  бам,  бам

Не  осталось  зайцев  там.

Зайцы  пушек  испугались,

По  кусточкам  разбежались.

Ой!

Идут  по  кругу,  останавливаются,

Смотрят  из-под  руки,

Манят  правой  и  левой  руками

Руками, согнутыми в локтях  «сторят»

Руками  показывают  крышу

Грозят  кулаками  над головой

«барабанят»  пальцами перед собой

Разводят руками

Бегут  по  кругу

 на носочках

приседают  и  замирают

Ведущий  отбирает  пошевелившихся  зайчиков.

Воспитатель:  -  Скажите,  о  какой  крепости  говорится  в  игре?

Дети:  - О Петропавловской  крепости.

Воспитатель: - Правильно,  это  было  самым  первым  сооружением  города  (показ  слайда:  «Петропавловская  крепость»).  

Воспитатель:  -  В  игре  есть  строка:  «Он  созвал  рабочий  люд».  Как  вы  думаете,  что  она  означает?   (ответы  детей).

Воспитатель:  - Конечно, Петр  I,  побывав  в  разных  странах,  решил,  что  России  нужны  перемены:  фабрики  и  заводы  для  облегчения  труда  людей,  что  нужны  станки  и  машины,  что  нужно  развивать  науку.   Задумал  он  построить  столичный  город,  который  стал  бы  передовым,  а    для  этого  нужны  были  мастера  разных  дел.  А  что  значит  «мастер»?  (ответы  детей).

Воспитатель:  -   Загрустило  слово  «мастер»:  «Что-то   скучно  одному,

                               Все  никак  сестер  и  братьев  отыскать  я  не  могу!»

Давайте  поможем!  Какие  похожие  слова  вы  знаете?

Дети: -  «мастеровой»,  «мастерица»,  «подмастерье»,  «мастак»,  «мастерская».

Воспитатель:  - Молодцы.  А  теперь  вспомните,  пожалуйста,  произведения  прославляющие  труд.  

Дети:  -  русская  народная  сказка  «Морозко»,  «Сказка  о  попе  и  работнике  его  Балде»   А.С.Пушкина,  «Левша» - Лескова,  «Колосок»  - украинская  народная  сказка,  «Золушка»  Ш.Перро.

Воспитатель:   -  Умнички,  правильно:  труд  человека,  руки  мастера  всегда  ценились  очень  высоко.   Даже  разные  приборы,  механизмы  и  машины  созданные умом человека  управляются его рукой.  Поэт  Александр  Евгеньевич  Гаврюшкин  в стихотворении «Рука  мастера»  говорит:

Она  во  всем,  на  что  ни  погляжу.

Стоял  бы  без  ограды  Летний  сад,

Не  вздыбил  Медный  всадник  скакуна,  

Фонтанов  в  Петергофе  весь  каскад

Мир,  не  узнал  бы,  коли  не  она!

Все  памятники  созданы  такой  –

Мозолистой,  талантливой  рукой.

Воспитатель: - Есть  поговорка: «Дело  мастера  боится».  Как  вы  ее  понимаете?  (Ответы детей).

Воспитатель:  - Какие  еще  поговорки  и  пословицы  о  труде  вы  знаете?  (ответы  детей).

Воспитатель: - Всякий,  кто  приезжает  в  наш  славный  город,  обязательно посещает   достопримечательности  Санкт-Петербурга.  А  вы,  встретив  гостей,  что  посоветовали  бы  посмотреть  в  нашем  городе? (ответы  детей).

Воспитатель: И у нас сегодня гости!  Надо  их  поприветствовать  и  поинтересоваться  из  какой  страны  они  приехали.  

Итальянка. Ира:

Как хорош ваш Петербург!

Как красиво всё вокруг!

Здесь мы вовсе не скучаем,

Так  как  немок  повстречали.

Вот уж хохотушки

И такие же болтушки.

Немки.  Лиза:

Собирались мы поехать

На экскурсию сейчас.

Нам сказали, что автобус

Будет дожидаться нас.

Марта:

И чтоб нам не перепутать

Шпили, крыши, купола 

Путеводные картинки

Нам экскурсовод дала.

Маргарита:

Вдруг подул ужасный ветер

И порвал картинки эти.

Где тут шпили с куполами?

Может кто-нибудь поможет

И картинки эти сложит?

Воспитатель:

Что ж, ребята, выходите

И картинки соберите!

Собрать разрезные  картинки: Адмиралтейство, Аничков  мост,  Медный  всадник.

Немки:

Вам огромное спасибо,

Вас за всё благодарим.

Дружбу, помощь,  сквозь  года,

Пронесите навсегда!

Мила:

Приезжайте  к  нам  друзья,

Рады  видеть  вас  всегда!

Помните,  что  красоту

Мастера  творит  рука!  (прощаются  с  детьми).

Воспитатель: Скажите,  дети,  а  в  каком  районе  нашего  города  мы  живем,  где  находится  наш  детский  сад?  (ответы  детей).  

Воспитатель: - Правильно  в  Невском.  А  почему  он  так  называется?

Дети:  -  Он  находится  на  двух  берегах  главной  реки  города  Невы.

Воспитатель:  -  А  вы  знаете,  что  Невский  район  -  один   из  главных  промышленных  районов  города!   А  какие    предприятия   нашего  района  знаете  вы?  (ответы  детей).

Воспитатель:  -  Верно,  до  сих  пор  всех  восхищает   работа   мастеров  «Императорского  фарфорового  завода».  А  ведь  он  был  организован  Императрицей  Елизаветой  Петровной  в  1744  году.  А  секрет  фарфора  был  открыт  русским  химиком  Дмитрием  Виноградовым,  и  держался  в  строгой  секретности.

   Визитной  карточкой  фарфорового  завода  является  рисунок,  который  называется  «Кобальтовая  сетка»  (показ  слайда:  сервиз).  Сетка  бывает  прямой  и  диагональной.  

   Сегодня  мы  с  вами  будем  расписывать  чайники,  которые  изготовили  на  занятии  по  лепке.  Рассмотрите,  пожалуйста,  роспись  прямой  кобальтовой  сеткой  (показ  слайда).  Расскажите,  из  чего он  состоит?

Дети:  -  Вертикальные  и  горизонтальные  линии,  с  капельками  на  их  пересечении.  Носик,  ручка  и  крышка  -  синие.   Украшен  чайник  золотыми звездочками.  

Воспитатель: - Он  очень  похож  на  рисунок  юбок  у  «Дымковских»   барышень.  Сегодня  мы  будем  наносить  только  кобальтовый   (синий)  рисунок,  а  наносить  золото  на  следующем  занятии,  когда  высохнет  основной узор.  Способ  нанесения  сетки  вам  знаком,  поэтому  можете  приступать  к  работе.  (Помощь  детям  по  мере   необходимости).

Воспитатель:  -  Молодцы!  Постарались  на  славу!  Так  и  хочется  сказать:

 Представить трудно, как это возможно

 Создать невиданной красы узор.

 Как результат терпенья и уменья –

 Изящество, и цвета чистота,

 И совершенство формы... Нет сомненья,

 Наш мир спасут талант и красота!  (З. М. Торопчина).

Воспитатель:  -  Дети,  чему  сегодня  было  посвящено  наше  занятие?   (ответы   детей).

Воспитатель:  -  Верно.  Нашему  городу,  его  красотам,  достопримечательностям,  мастерству  человеческих  рук.  А  вы  сегодня,   сами  попробовали  себя  в  роли  художников.  И  как  знать,  может  быть  это  станет  делом  всей  вашей  жизни.  Мне  бы  хотелось  напомнить  вам  поговорку:  «Люби  дело  -  мастером  будешь!».  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».

Нетрадиционная форма работы с родителями....

Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».

Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...

Муниципальный проект «Город мастеров» Тема: «Люби дело – мастером будешь»

Знакомство детей  подготовительной группы с народными  промыслами, с историей их возникновенияАктуальность:1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном ...

Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»

Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»...